Любящие и мудрые матери дóроги. Казахский народ всегда умел ставить статус женщин на высшую ступень. Как говорили наши предки, будь другом жены, и будет счастье в доме. Как сказал казахский писатель Габит Мусрепов, «будем женщин хвалить и будем ценить женщин». Женщина-мать - это большая сила, которая может побеждать все трудности. В жизни надо ценить женщин и дарить им луч солнца [1]. И этими словами мы можем подтвердить их величие.
В Декларации прав человека и гражданина 1789 г., во Всеобщей декларации прав человека провозглашалось, что все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете. Особого внимания в этом отношении требуют женщины.
Впервые вопрос о равенстве прав мужчины и женщины стал решаться идеологами Великой французской революции. В 1791 году был принят Закон о женском образовании и предоставлены некоторые гражданские права. Но в годы Термидорианской реакции эти позиции были потеснены. В конце XIX - начале XX вв. в Германии распространилась теория «трех К» - Kinder, Küche, Kirche (дети, кухня, церковь), но параллельно развивались и другие направления общественного мнения. В Великобритании в 1847 году принят Закон о 10-часовом рабочем дне для женщины и открыт доступ к профессии учителя (эпоха королевы Виктории 1837-1901 гг.). В США с 1848 года замужние женщины получили право на собственность, а с 1880 года возможность быть членами профсоюзов (День равенства женщин в США). В 1893 году избирательным правом впервые воспользовались женщины Новой Зеландии.
Истории казахского народа известно гендерное равенство между мужчиной и женщиной. И этот вопрос поднимало движение «Алашорда» [2]. Каждая женщина как субъект истории может интеллектуально пользоваться профессионализмом. Однако женщины казахского народа не думают властвовать наравне с мужчинами.
В первые годы независимости Казахстана мы присоединились к Конвенции ООН по правам женщин [3].
За 20 лет независимости на политической арене наши представительницы прекрасного пола сумели показать себя как индивидуальные личности. Несмотря на трудный период в экономическо-политической сфере, статус женщин поднялся. Для улучшения положения матери и детей в семье ежегодно проводятся комплексные мероприятия. В Казахстане также много, как и во всем мире, женщин с высшим образованием. Председательствуя в ОБСЕ, Казахстан сделал прогрессивные шаги в политике, в том числе в сфере установления равноправия между мужчиной и женщиной, государственных гарантий о равноправии, профилактики бытового насилия. Наше государство, развиваясь, в какой бы то ни было структуре, в соответствии с международными стандартами, не забывает и придерживается национального менталитета и традиций. Позитивно воспринимая западные ценности – демократию, толерантность, законы, труд и личность, мы, казахский народ, не стремимся стать такими же, как западные страны.
Есть у казахского народа свой национальный инструмент – домбыра. В этом инструменте есть две струны. Когда играешь на домбыре, эти две струны, как муж и жена, сливаются и призывают к миру и согласию.
В это кризисное время общество женщин упорно трудится для развития экономики страны. Женщинами сделано очень много для процветания народов Казахстана. В настоящее время в политике, в управлении, в бизнесе никто не оспаривает, что наши женщины действительно работают профессионально. Государство и глава государства относятся к казахстанским женщинам с доверием, как к партнеру, и дают им высокую оценку. Доверие и уважение всегда женщин окрыляют.
Права женщин по-прежнему остаются одним из самых острых вопросов международного права прав человека, и за время, прошедшее после выработки Всеобщей декларации прав человека, он заставил многое пересмотреть в нашем понимании вопроса. Идея равенства людей своими корнями уходит в глубину веков. Но потребовались столетия для запрета дискриминации групп людей по тому или иному признаку.
Ни в каких странах нельзя мириться с насилием над женщинами в какой бы то ни было форме и ни при каких условиях или обстоятельствах. Мы должны объединиться и покончить с насилием в отношении женщин во всем мире. Надо призывать гражданское общество, общественные, особенно женские, организации, молодежь, средства массовой информации и международные организации совместными усилиями покончить с глобальным распространением насилия в отношении женщин. Насилие в отношении женщин проявляется во многих формах - физической, сексуальной, психологической и экономической. Эти формы насилия взаимосвязаны, их влияние на жизнь женщин начинается до их рождения и продолжается до глубокой старости. Некоторые виды насилия, такие как торговля женщинами, выходят за пределы государств. Женщины, испытавшие насилие, страдают рядом нарушений здоровья и не могут полноценно участвовать в общественной жизни. Насилие в отношении женщин наносит вред семьям и сообществам из поколения в поколение, и усугубляет другие виды насилия, распространенные в обществе. Насилие в отношении женщин не ограничено определенной культурой, регионом или страной, не ограничивается оно и конкретными группами женщин в обществе. Корни насилия в отношении женщин лежат в стойкой дискриминации женщин. Многие женщины сталкиваются с многочисленными формами дискриминации и повышенным риском насилия. Насилие в отношении женщин является нарушением прав человека и основных свобод женщин, а также препятствует или не позволяет им пользоваться этими правами и свободами. Насилие в отношении женщин является проявлением исторически сложившегося неравного соотношения сил между мужчинами и женщинами, которое привело к доминированию над женщинами и дискриминации в отношении женщин со стороны мужчин, а также препятствует всестороннему улучшению положения женщин. Насилие в отношении женщин является одним из основополагающих социальных механизмов, при помощи которого женщин вынуждают занимать подчиненное положение по сравнению с мужчинами. Насилие в отношении женщин, как подразумевается, охватывает следующие случаи: физическое, психологическое насилие, которое имеет место в семье, включая нанесение побоев, половое домогательство, запугивание на работе, торговлю женщинами и принуждение к проституции, и другие виды, наносящие ущерб женщинам. Женщины не должны подвергаться пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения, не должны ссылаться ни на какие обычаи и традиции [3].
Вторая мировая война, поставившая на грань уничтожения целые народы и принесшая миллионам людей неисчислимые бедствия, затронула все население воюющих стран независимо от пола и возраста. Все это придало проблеме прав человека и поиску механизма их защиты неизвестную ранее остроту. Естественно поэтому, что одним из первых шагов созданной вскоре после окончания войны, в июне 1945 г., Организации Объединенных Наций было принятие 10 декабря 1948 г. хартии прав человека - Всеобщей декларации прав человека. В преамбуле Всеобщей декларации прав человека отмечается, что она должна рассматриваться в качестве стандарта, к достижению которого должны стремиться все народы и все государства [4].
Не являясь с правовой точки зрения конвенцией, то есть многосторонним международным договором, Всеобщая декларация прав человека стала одним из основных источников не только международного, но и национального права, моделью, которая широко используется многими странами в их конституциях, содержащих перечень фундаментальных прав, воспроизводящих положения Декларации или включенных под ее влиянием. Одним из важнейших положений Всеобщей декларации прав человека закреплено, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными в Декларации, без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. На базе этой статьи Всеобщей декларации прав человека в последующие пятьдесят лет XX в. развивалось все международное и национальное антидискриминационное законодательство.
Всеобщая декларация прав человека открывается словами: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Между тем такая формулировка, отражая естественную природу прав человека, полностью игнорирует их социальный характер. Применительно к половине человечества - женщинам - приведенное определение прав человека не учитывает зависящий не только от природы и самого человека, но и от общества факт: подлинная свобода личности предполагает не только равенство прав, но и равенство возможностей их осуществления. А именно таких возможностей у женщин на протяжении всей эпохи патриархата не было и нет. Причем не только и не столько у каждой отдельно взятой женщины, сколько у всех женщин как определенного социального слоя того или иного отдельного государства и даже в разрезе всего мирового сообщества. К пониманию общности их коллективных судеб, их зависимости от занимающих руководящие посты в государстве, обществе и экономике мужчин, женщин Запада в определенной степени подвинула вторая мировая война. В начале войны участвовавшие в ней государства призывали женщин заменить на рабочих местах ушедших на фронт мужчин, а после окончания войны последовали массовые увольнения именно женщин. Причина была везде одна и та же: женщин увольняли как нежелательных конкурентов вернувшихся с войны мужчин послевоенного государственного строительства. Немецкие конституционалисты пришли к выводу, что социальное равенство в смысле социальной справедливости вытекает как цель и ценность не в первую очередь и не только из принципа социальной государственности, но образует основу справедливого распределительного социального государства. Соответственно, государство должно воздействовать на социальную реальность с целью создания подлинной и равной свободы, которая фактически могла бы существовать в обществе.
Мы бегло коснулись вопроса о правах женщины и её положении в мире. А теперь мы будем говорить о положении женщины в исламе, и правах, которые ислам гарантировал ей. У женщины в исламе прав больше, чем в любой другой религии. Ислам заботится о девушках, о женщине как жене, как матери, и вообще о женщине.
Как только женщина выходит замуж, сразу же в присутствии двух свидетелей подписывается брачный договор, в котором конкретно оговаривается все то, что муж должен передать ей в собственность. Это могут быть деньги, золото, недвижимость, автомобиль и так далее. Брачный договор - это самое надежное средство защиты имущественных прав женщины в браке, что становится актуальным в случае развода. Сейчас и Европа к этому пришла. И в России эта тема обсуждается, а для мусульман это реальность, которая существует 1400 лет. В настоящее время на нашей планете вы мало встретите женщин, которые обладают столькими правами, как жена мусульманина, то есть, мусульманка. В Коране говорится, что у женщины прав столько же, сколько и у мужчины, но у мужчин есть еще одно право - это главенство. Женщина в исламе вправе работать. Если она чувствует, что способна совмещать домашнюю работу с профессиональной деятельностью, то, посоветовавшись с мужем, может совершенно спокойно идти на работу. Я знаю много семей, в которых жены работали только потому, что им хотелось утвердить свой социальный статус в обществе. По шариату, если женщина может себя реализовать, она обязана это сделать, потому что в каждого человека Аллах вселил искру, долю таланта, которую он обязан развивать. Более того, что самое интересное, заработок, который получает женщина, принадлежит только ей, и не входит в семейный бюджет. Но, при желании, добровольно женщина может внести свои деньги частично или полностью в бюджет семьи. И это будет считаться ее закятом - обязательным пожертвованием на благотворительные цели. Очень важно не путать Ислам как вероучение, ниспосланное Господом Богом в Писании, и народную традицию. Традиция, которая развилась в исламских регионах, подчас имеет мало чего общего с вероисповедальной доктриной. Паранджа - это языческое изобретение, доисламское, сохранившееся в некоторых мусульманских странах вследствие практической нужды: защиты от пустынного ветра, несущего мелкий песок, защиты от взглядов посторонних мужчин-кочевников. Обратите внимание, что на православных иконах женщины изображаются всегда в хиджабе, то есть, с прикрытыми частями тела, как это принято в Исламе. Это говорит том, что и древнее христианство следовало таким же правилам [5].
Итак, мы коснулись вопросов о правах женщины, её положении в обществе, о женщине в исламе, о проблемах прав человека после второй мировой войны и наших казахстанских женщинах.
Казахский народ всегда заботился о женщине как жене, как матери и вообще о женщине как сильном советнике и хранительнице семейного очага.
Использованные источники:
- Мусрепов Габит Махмутович – писатель, литературовед, государственный и общественный деятель (1902-1985) // http://www.google.kz/
- Политическая концепция гендерного равенства, мировой и отечественный опыт (время активной деятельности партии «Алаш» (1917-1920) // http://www.biografia.kz
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/180 от 18.12.1979 г.)
- Всеобщая декларация прав человека (для всех стран ООН. Международный пакт о правах человека от 10.12.1948 года).
- Права женщины в Исламе // http://www.google.kz/