Преступность, связанная с несовершеннолетними насущная проблема государства, так как отражает на себе результаты всех социальных процессов и преобразований, проводимых в обществе. Это, прежде всего, социальная и правовая проблема, которая в современных условиях приобрела особую остроту, и должна рассматриваться, безусловно, в контексте социального и нравственного оздоровления подрастающего поколения.
Как отмечено, наиболее тяжкое для интересов общества явление – это преступность среди несовершеннолетних. Каждый подросток, преступивший закон, это минус для будущего развития [1, с.23].
Мы согласны с мнением А.Н. Ли, о том, что структура преступности несовершеннолетних существенно отличается от преступности взрослых, так как это определяется тем, что многие преступления для несовершеннолетних не доступны в силу их возрастных особенностей. Субъектами многих преступлений несовершеннолетние не могут быть. Поэтому, как справедливо отмечает А.Н. Ли, удельный вес преступности несовершеннолетних следовало бы устанавливать по отношению к тем видам преступлений, субъектами которых являются несовершеннолетние [1, с.12]. Вместе с тем, следует отметить, что несовершеннолетние все более активно осваивают такие виды преступной деятельности, которые ранее были присущи только взрослым лицам: захват заложников, разбойные нападения, вымогательство, торговлю оружием и наркотиками, содержание притонов и сутенерство, компьютерные преступления [2, с. 285].
Однако надо иметь в виду, что большая часть преступлений несовершеннолетних остается не учтенной органами внутренних дел. Как отмечает И.В. Щепалин, повышенная латентность является специфической чертой преступности несовершеннолетних, из-за которой фактический уровень преступности несовершеннолетних в 3-4 раза выше, чем зарегистрированный. Данный вид латентности связан со следующими факторами:
а) значительная часть преступлений совершается несовершеннолетними в своей же среде, взаимоотношения в которой в большинстве случаев исключает сообщения о преступлениях родителями, педагогом, работникам правоохранительных органов;
б) взрослые потерпевшие не всегда обращаются в правоохранительные органы в связи с тем, что многие преступления, совершаемые несовершеннолетними, рассматриваются окружающими как проявление возрастной незрелости, особенности переходного возраста [3, с. 35].
Общеизвестно, что преступность несовершеннолетних, это, в первую очередь, групповая преступность. В связи с чем, из анализа судебной практики, было установлено, что из общего количества уголовных дел, 58% приходится на преступления, совершенные группой лиц. Среди преступных групп несовершеннолетних значительная часть, или 21% приходится на группы, в составе которых имеются взрослые преступники, чаще всего, в 14 % случаев, это лица, не так давно достигшие совершеннолетия, знакомые по совместной учебе, соседи по двору или улице.
Полученные в результате нашего криминологического исследования данные, свидетельствуют, что каждый третий грабеж, каждая пятая кража совершались по предварительной договоренности соучастников, по задуманному плану, с распределением ролей. Подготовка к преступлению требует и подбора необходимого, наиболее удобного способа совершения преступлений. Однако, кражи в 38% случаев совершаются путем проникновения в помещение взломом замка двери квартиры, разбития окна, либо разбития стекла на автомашине без каких-либо специальных технических средств, найденными на месте совершения преступления предметами.
Нами установлено, что формирование преступных групп несовершеннолетних в 44% случаев происходит по месту жительства, в 26% по месту совместной учебы, в 25% –стихийно, с ранее не знакомыми или малознакомыми людьми. Незначительна доля преступлений, совершаемых в группе с братьями, сестрами, всего около 5%.
В 12% случаев преступные группы несовершеннолетних, согласно нашему исследованию, совершили преступление не единожды, для остальной же части, совершенное преступление – единичный случай.
Девочки в основном совершают такие преступления как: кражи (26%), мошенничества (26%), грабежи (20%).
По возрастным категориям, можно выделить следующие группы несовершеннолетних: 14-15 лет, 16-17 лет, что соответственно составляет 17 и 82% от числа выявленных несовершеннолетних преступников. Приведенное процентное соотношение показывает, что в старшей возрастной группе процент криминальной активности почти в пять раз выше. В преступных группах несовершеннолетних принимали участие и малолетние преступники 11-13 лет, не достигшие возраста уголовной ответственности, которые также являлись активными участниками деятельности группы.
Грабежи и разбойные нападения в 6% случаев совершаются при помощи ножей, пистолетов (в основном, муляжей). Основная же доля данного вида преступлений совершается путем применения физического насилия, либо угрозы его применения.
Анализ мест совершения преступлений свидетельствует о том, что наиболее часто местом совершения преступлений становится улица (51%), квартира, дом (12%), двор дома, подъезд (6%), территория школы или другого учебного заведения (5%), магазины (5%), парки, скверы (4%). Из приведенных данных видно, что распределение мест совершения преступлений соответствует характеру преступного деяния. Так как основная часть преступлений приходится на грабежи, кражи, соответственно, наиболее характерными местами совершения преступлений являются улицы, квартиры, дома.
При распределении преступлений, совершенных несовершеннолетними по времени суток установлено, что основная масса всех преступлений приходится на дневное время (с 13 до 18 часов) – 35% и вечернее время – 33%, ночью было совершено 24% преступлений, утром – 8%.
Согласно нашему исследованию большая часть краж (38%) совершается днем и вечером, после 21 часа 35%. Грабежи совершаются несовершеннолетними чаще всего в дневное (39%) и вечернее время (37%), в утренние часы происходит 8% грабежей; 38% разбойных нападений совершаются днем и 28% вечером.
Полученные в результате исследования данные обращают на себя внимание в первую очередь тем, что произошел перенос времени совершения преступлений на дневные часы. Мы полагаем, что это связано с отсутствием контроля над поведением несовершеннолетних, особенно это касается учащихся колледжей, которые в дневные часы находятся не на занятиях, а имеют свободное время. Пропуски занятий и бесцельное времяпрепровождение подростков на улицах или в компьютерных клубах способствуют росту совершения преступлений в отношении них.
По данным Д. Зиядовой, «Изучение мотивов, которыми руководствуются подростки при совершении преступлений, показывает, что в основе большинства из них лежит стремление раздобыть средства для удовлетворения своих возрастных или групповых интересов. …Особенности мотивов преступных деяний подростков состоят в том, что свыше 3/4 умышленных преступлений ими не подготавливались: умысел совершить преступление возникал внезапно, под влиянием сложившейся ситуации. Вместе с тем, агрессивность, озлобленность, ожесточенность, зависть становятся все более приметными чертами подростков, проявляющихся и по месту жительства и в учебной микросреде. Между тем, исследования показали, что при совершении подростками краж корыстные мотивы превалируют лишь в каждом третьем случае. В остальных это мотивы солидарности, самоутверждения в сочетании с групповой зависимостью или гипертрофированным возрастным легкомыслием» [4, с. 35-36].
По мнению М.С. Нарикбаева, исходя из характера мотивации совершения преступлений, выделяются следующие типы несовершеннолетних правонарушителей:
- совершающие преступления из озорства, скуки;
- совершившие преступления под влиянием сверстников, чтобы завоевать авторитет среди них;
- совершившие преступления под влиянием взрослых наставников;
- совершившие преступления в силу нужды;
- совершившие преступления при защите от посягательств взрослых [5, с. 296]. Согласно нашим исследованиям, в структуре мотивов выделяются: корысть 31%, стремление к самоутверждению 29%, совершение преступления «за компанию» 28%, месть 4%, ревность 2%, другое 6%. Как видно из приведенных данных, мотив самоутверждения является наиболее часто встречающимся мотивом, особенно, если преступление совершено в группе несовершеннолетних.
Из общего количества несовершеннолетних, совершивших преступления, 4% были ранее судимы, из них 2% за аналогичные преступления. 3% несовершеннолетних ранее привлекались к уголовной ответственности, но уголовное дело было прекращено по различным основаниям: за примирением сторон, вследствие акта амнистии. Из числа взрослых лиц, совершивших преступление в группе с несовершеннолетними, 3% являются лицами, ранее судимыми (во всех случаях они выступают в роли организаторов преступлений).
Как отмечено, эффективность борьбы с преступностью несовершеннолетних во многом зависит от глубокого и всестороннего изучения сопутствующих антиобщественных явлений. К их числу, в первую очередь, относится пьянство подростка [6, с. 28].
Справедливо мнение А.И. Миллер, который считает, что подавляющая часть несовершеннолетних преступников совершает преступления не неожиданно, не вдруг. Еще до привлечения к уголовной ответственности они допускали аморальные поступки и неуголовно наказуемые правонарушения, а на «счету» у некоторых имелись и преступления. Таким образом, для многих несовершеннолетних преступников совершению преступления предшествовал более или менее продолжительный процесс десоциализации личности, обусловливающий ее деформацию и неусвоение социальных моральных и правовых норм как культурных ценностей и общих регуляторов социального поведения. На первой стадии социальной запущенности несовершеннолетний еще не является правонарушителем в буквальном смысле этого слова. Пока что он просто «трудный» подросток [7, с. 68-69].
В настоящее время наука утверждает, что педагогическая запущенность есть начало пути к правонарушению. Преступление – закономерное следствие длительного процесса социальной деформации личности, которую необходимо преодолеть [8, с. 63].
«Педагогически запущенные – это подростки, не получившие соответствующего данному возрасту уровня знаний (учебно-практических и социально-этических), с недостатками в развитии черт и качеств личности, с пробелами или отклонениями в системе их отношений с другими людьми. Социально запущенные – это подростки, обладающие уже выраженным отрицательным жизненным опытом, отрицательными социально-этическими знаниями, нездоровыми привычками и потребностями, испорченные неправильным воспитанием, отрицательным влиянием среды, в которой они росли» [9, с. 15-16].
Обследования в общеобразовательных школах показало, что 90% «трудных» школьников характеризовались грубым, дерзким поведением, 32% были замечены в порче школьного имущества, 60% уходили с уроков, 72% не выполняли домашних заданий, 35% совершали побеги из дома, 50% систематически курили [10, с. 73-74].
Исследование показало, что 14% преступлений были совершены несовершеннолетними после употребления спиртных напитков. Кроме того, семи несовершеннолетним был поставлен диагноз «алкоголизм». Шестеро несовершеннолетних состояли на учете в наркодиспансерах с диагнозом «наркомания» (не считая подростков, привлеченных к уголовной ответственности по ст.259 Уголовного Кодекса Республики Казахстан), а также токсикоманией страдали девять несовершеннолетних, совершивших преступления (около 10% от общего количества несовершеннолетних).
Трудновоспитуемость несовершеннолетних формируется, прежде всего, в условиях неблагоприятных для их воспитания.
Как отмечает японский криминолог К.Уэда, делинквентность несовершеннолетних чаще всего возникает в семьях, где дети предоставлены сами себе или между родителями нет согласия в вопросах их воспитания [11, с.214].
Согласно точке зрения В.Д. Ермакова, отсутствие родителей (одного из них) у несовершеннолетних правонарушителей встречается в 1,5-4 раза чаще, чем у неправонарушителей, приблизительно каждый второй-третий несовершеннолетний преступник формируется именно в условиях неполной семьи. Автором также проведена классификация неблагополучных семей по видам. Всего их выделено три, как наиболее распространенные среди полных и неполных семей. Определялись они по тем основаниям, что родители несовершеннолетних:
- не хотят воспитывать своих детей (аморальные семьи, 1 вид);
- не могут в силу занятости, болезни, временного отсутствия и других обстоятельств (2 вид);
- не умеют в силу низкого общеобразовательного, педагогического и культурного уровня (3 вид) [12, с.7].
Несовершеннолетние, в силу своих психофизиологических особенностей, нередко оказываются под влиянием лиц ранее судимых, отбывших наказание, либо привлекавшихся ранее к уголовной ответственности. В частности, удельный вес таких преступлений несовершеннолетних, совершенных в группе лиц, согласно нашему исследованию, составляет 5%. Однако необходимо отметить, что хотя вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность взрослыми лицами имеет весьма распространенный характер, очень незначительное количество взрослых лиц привлекаются за данное преступление к уголовной ответственности. Из общего количества изученных уголовных дел о преступлениях, совершенных в группе со взрослыми лицами, всего по двум уголовным делам вовлекателям было назначено наказание по ст.131 Уголовного кодекса Республики Казахстан.
Анализ статистических данных УКПСиСУ свидетельствует, что за 2009 г. в целом по Республике было зарегистрировано 85 преступлений, предусмотренных ст.ст.131, 132 Уголовного кодекса Республики Казахстан, за первое полугодие 2010 г. –
Вместе с тем, согласно тем же данным, в 2009 г было зарегистрировано 2751 преступление, совершенное в группе лиц совместно с несовершеннолетними. Из них: тяжких – 896, особо тяжких – 121, убийств – 77, разбоев – 190, грабежей – 516, изнасилований 48, хулиганств – 496, краж – 1145, мошенничеств – 25, вымогательств – 34, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ (ст.ст.259-265 УК РК) 12, угонов автотранспортных средств –
Указанные статистические данные говорят о низкой эффективности правоохранительных органов в работе по выявлению и привлечению к уголовной ответственности лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступления и иные антиобщественные действия.
Список использованной литературы:
- Ли А.Н. Проблемы предупреждения преступности учащихся общеобразовательных школ Республики Казахстан. – Алматы: «Издательство Норма-К», 2003 – 156 с.
- Ювенология: Учебник / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Н.О. Дулатбекова. – Алматы: Жеті жарғы, – 424 с.
- Щепалин И.В. Криминогенные детерминанты преступности несовершеннолетних: Дисс…канд. юрид.наук. – Караганда, 2003 220 с.
- Зиядова Д. Мотивы преступлений, совершенных школьниками // Воспитание школьников – №1. – С.34-38
- Нарикбаев М.С. Уголовно-правовая охрана детства в Республике Казахстан: Дисс…докт. юрид.наук. М., 1997. – 464 с.
- Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика социальных аномалий в среде несовершеннолетних и их предупреждение. (Учебное пособие). М: МВШМ, – 76 с.
- Миллер Г.М. Противоправное поведение несовершеннолетних: генезис и ранняя профилактика. – Киев: Наукова думка, 1985 – 151 с.
- Джумабаев А. Система перевоспитания педагогически запущенных детей. – Алма-Ата: Мектеп, 1986. – 88 с.
- Невский И.А. Трудный успех (из опыта работы). – М: Просвещение, 1981. 128 с.
- Сейтжанов М.Д. Допреступное поведение несовершеннолетних делинквентного характера и его предупреждение: Дисс…канд. юрид.наук. – Алматы, 1998 216 с
- Уэда К. Преступность и криминология в современной Японии: Пер. С яп. / Под общ. ред. и с вступ. ст. Н.Ф. Кузнецовой и В.Н. Еремина. – М: Прогресс, 1989. – 256 с.
- Ермаков В.Д. Криминологическая характеристика условий семейного воспитания и социально-правовые аспекты совершенствования ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних: Автореф. дисс…канд. юрид.наук. – М., 1977. 16 с.