Конституция Республики Казахстан гарантирует признание и обеспечение прав и свобод человека[1]. Наряду с этим Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан закрепил соответствующие нормы, позволяющие обеспечить, гарантированные основным законом права и законные интересы участников уголовного судопроизводства. Характерной особенностью уголовно-процессуального права Республики Казахстан является реальность применения его норм, гарантированность обеспечения предусмотренных законом прав субъектов уголовно- процессуальной деятельности. Следует отметить, что провозглашение прав еще не означает автоматическое их обеспечение, хотя, безусловно, что то и другое органически между собой связаны. Главное, чтобы закреплению прав сопутствовало установление условий и средств их обеспечения.
Согласно Конвенции о правах ребенка несовершеннолетний должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Ни один ребенок не должен подвергаться пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Родители и законные представители ребенка несут ответственность за вред, причиненный ребенку. Кодексом Республики Казахстан Об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Республики Казахстан предусмотрены меры наказания за неисполнение обязанностей вышеуказанными лицами.
Так, в соответствии со ст. 137 Уголовного кодекса Республики Казахстан неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником учебного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, - наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца или привлечением к общественным работам от ста до двухсот часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей[2]. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (ст. 64 Закона РК о браке и семье).
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. В частности это предусмотрено в Кодексе РК об административных правонарушениях: «1. Невыполнение без уважительных причин родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей – влечет предупреждение или штраф в размере до пяти месячных расчетных показателей.
Важное значение для охраны интересов несовершеннолетних и достижения задач уголовного судопроизводства имеет деятельность лиц, которые участвуют в процессе с целью защиты интересов несовершеннолетних и обеспечения воспитательного воздействия судопроизводства. В судопроизводстве по делам о преступлениях несовершеннолетних к таким участникам относятся защитники, педагоги и законные представители, чье участие рассматривается как дополнительные процессуальные гарантии обеспечения прав несовершеннолетних.
В уголовном судопроизводстве Республики Казахстан из всех видов представительства наиболее распространенным является законное представительство, закрепленное в ст. 79 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан: «по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к участию в деле привлекаются их законные представители». Согласно ст. 7 УПК РК законными представителями признаются – родители, усыновители, опекуны, попечители подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, а также представители организаций и лиц, на попечении или иждивении которых находятся подозреваемый, обвиняемый или потерпевший.
Требование об обязательном участии в деле законного представителя несовершеннолетнего лица выдвигает на передний план проблему обеспечения надлежащей защиты прав и интересов субъектов, лишенных по каким–либо причинам возможности прибегнуть к его помощи [3]. В.И. Никандров совершенно верно отмечает, что «защитник и, разумеется, законный представитель обвиняемого не только вправе, но и обязаны быть односторонними, обязаны доказывать только оправдывающие и смягчающие ответственность обвиняемого обстоятельства. В противном случае осуществление защиты вообще невозможно»[4].
Законный представитель должен выражать интересы несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, который в силу недостаточного интеллектуально- волевого развития, ограниченной процессуальной дееспособности нуждается в защите. Естественно, закон не возлагает защиту подростка полностью на законного представителя. Это следует из того, что участие защитника по данной категории дел является обязательным и в том случае, когда в деле участвует законный представитель.
Законный представитель несовершеннолетнего должен занимать активнейшую позицию в обеспечении его прав, свобод и законных интересов. В правовой литературе выделяют две основные причины процессуальной пассивности законных представителей несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых. Одни процессуалисты склонны видеть причину в юридической неосведомленности законных представителей, в чисто формальном разъяснении им процессуальных прав. По мнению других, основная причина неисполнения родителями функции защиты несовершеннолетнего состоит в том, что закон возлагает на них несовместимые с данной функцией процессуальные обязанности (свидетеля, гражданского ответчика), ставит их в неопределенное, двусмысленное положение.
В соответствии с УПК РК законный представитель может совмещать в одном лице несколько уголовно-процессуальных функций и деятельность его имеет несколько направлений. Он представляет интересы несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, выполняет функцию защитника, может быть допрошен в качестве свидетеля, привлечен в качестве гражданского ответчика.
Необходимо различать гражданско-правовое положение законного представителя несовершеннолетнего от его процессуального положения в уголовном судопроизводстве. Он является самостоятельным участником процесса, а защита интересов несовершеннолетнего обвиняемого является всего лишь одной из выполняемых им функций. Поэтому ничто не мешает законному представителю несовершеннолетнего обвиняемого отрицательно характеризовать последнего, фактически участвовать в процессе только в качестве свидетеля.
Законодатель не исключает сочетания представления законных интересов несовершеннолетнего обвиняемого в уголовном деле с личной заинтересованностью родителей и лиц, их заменяющих. Следовательно, законный представитель, с одной стороны, должен представлять интересы несовершеннолетнего обвиняемого, а с другой, - он имеет право осуществлять защиту собственных интересов, которые могут противоречить интересам несовершеннолетнего, например, если будет установлено его влияние на формирование у несовершеннолетнего антиобщественных установок или даже умысла на совершение преступления. Не случайно законный представитель может быть отстранен от участия в деле, если имеются основания считать, что в его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего или направлены на воспрепятствование объективному расследованию дела. Об этом следователь выносит мотивированное постановление. К участию в деле может быть допущен другой законный представитель несовершеннолетнего (ч. 5 ст. 487 УПК РК).
Согласно ч. 2 ст. 487 УПК РК с момента допуска к участию в деле законному представителю несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого должны быть разъяснены права, предусмотренные частью 3 указанной статьи закона. Это является существенным условием повышения роли законного представителя в обеспечении реализации права на защиту несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, поскольку не многие из них обладают достаточными правовыми знаниями. Однако, будучи взрослыми, в отличие от несовершеннолетних, они обладают достаточно стойким интеллектуально-волевым развитием, что позволяет им в той или иной степени адекватно реагировать на принимаемые решения и выполняемые действия должностных лиц, ведущих производство по уголовному делу.
Законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого является самостоятельным участником процесса, обладающим комплексом процессуальных прав, позволяющим ему эффективно осуществлять защиту прав и законных интересов представляемого лица, в том числе и в обеспечении права на жалобу. Согласно ч. 3 ст. 487 УПК РК законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого вправе: знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний; присутствовать при предъявлении обвинения; участвовать в допросе несовершеннолетнего, а также в иных следственных действиях, проводимых с участием несовершеннолетнего и его защитника; знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте в них записей; заявлять ходатайства и отводы; приносить жалобы на действия и решения следователя и прокурора; представлять доказательства; знакомиться по окончании расследования со всеми материалами дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме.
При производстве дел о применении принудительных мер медицинского характера в отношении несовершеннолетних участие законных представителей также обязательно. Ст. 512 УПК РК регламентирует порядок такого участия и определяет, что законным представителем лица, в отношении которого ведется производство по делу о применении принудительных мер медицинского характера, признается его близкий родственник, который привлекается к участию в деле по постановлению следователя или прокурора либо постановлению суда.
На наш взгляд, законными представителями несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых являются, прежде всего, родители, которые представляют интересы своих детей во всех учреждениях, предприятиях и организациях. Их обязанности возникают в силу одного лишь кровного родства. При зарегистрированном браке законными представителями в равной степени будут оба родителя. Основанием возникновения представительства служит здесь факт происхождения детей от определенных родителей.
Законный представитель несовершеннолетнего допускается к участию в деле постановлением следователя (ч. 2 ст. 487 УПК РК). В постановлении о признании лица законным представителем подозреваемого, обвиняемого желательно указывать конкретную причину отсутствия у обвиняемого полной процессуальной дееспособности (несовершеннолетие), основание возникновения законного представительства (происхождение ребенка от определенных родителей, факт усыновления, опеки, попечительства и т.д.) и назвать документы, подтверждающие это основание (свидетельство о рождении, свидетельство о браке, паспорт, акт усыновления и др.), целесообразность признания данного лица законным представителем, а также факт разъяснения прав и обязанностей законного представителя в уголовном судопроизводстве. Постановление об отказе в признании лица законным представителем несовершеннолетнего должно выноситься при обнаружении его причастности к преступлению и последствиям преступной деятельности, стремления запутать следствие и суд. Если в данных случаях лицо принимает участие в судопроизводстве в качестве законного представителя, то оно подлежит отстранению, о чем выносится мотивированное постановление (ч. 5 487 УПК РК). В этом случае к участию в деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего.
П.М. Туленков считает сам факт приобщения документов, удостоверяющих родительские, опекунские, попечительские и иные обязанности лица по отношению к обвиняемому, подтверждением допущения лица в качестве законного представителя в судопроизводстве[5]. По общему правилу родители и другие законные представители обязаны отстаивать интересы детей в различных учреждениях, в том числе и судебных органах и при производстве следствия. Но не всякий родитель, опекун и попечитель может быть представителем в уголовном судопроизводстве. Так, например, не окажут реальной помощи несовершеннолетнему родители в случаях недомогания, болезни, плохого отношения к детям, самоустранения от воспитания ребенка и т. п. Как правило, дети имеют обоих родителей, которые пользуются равными правами и могут осуществлять законное представительство, но утверждать о необходимости допуска и отца, и матери в судопроизводство по одному и тому же делу нецелесообразно. Совершенно правы Н.И. Гуковская, А.И. Долгова, Г.М. Миньковский, когда пишут: «Представляется, что, несмотря на некоторые разночтения в отдельных нормах УПК, законодатель исходит из необходимости и достаточности привлечения в качестве участника процесса одного законного представителя несовершеннолетнего. Одновременное участие в деле нескольких лиц в качестве законных представителей подростка существенно усложнило бы ведение процесса в целом, осуществление отдельных следственных и судебных действий, решение возникающих вопросов и т.п., в то же время дополнительные возможности для охраны законных интересов несовершеннолетнего не возникли бы, так как средства ее реализации остались теми же»[6].
Законный представитель действует не вместо несовершеннолетнего, а наряду с ним. Все процессуальные права им приобретаются на основании закона, а не по договору. Поэтому само вступление в процесс, объем процессуальных полномочий законного представителя не зависит от воли и позиции несовершеннолетнего. Он свободен в определении своей позиции по делу, выбора процессуальных и тактических средств, методов осуществления представительства, решении возникающих при этом вопросов и действует в пределах представленных ему законом полномочий.
Отдельные несовершеннолетние задержанные по подозрению в совершении уголовно-наказуемых деяний не имеют родителей, а если они у них и есть, то они зачастую бывают не в состоянии осуществлять представительство по разным причинам, в том числе и в связи с хроническим алкоголизмом. Следователи, органы дознания нередко сталкиваются со случаями, когда некому выступить на момент задержания законным представителем, так как несовершеннолетний нигде не учится, у него отсутствуют опекуны и попечители.
Процессуальный статус несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого зависит не только от стадии, в которой находится уголовное дело, но и от объема субъективных прав, системы процессуальных гарантий, а также решений органов государства. Общим для деятельности таких государственных органов служит возложение на них обязанности по решению задач уголовного судопроизводства, охране конституционных прав несовершеннолетних при производстве по уголовному делу и по предоставлению возможности реализовать свое право на защиту. К таковым относятся следственные органы, прокуратура.
Какие же процессуальные гарантии реализации права на защиту несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых должны исходить от государственного должностного лица, управомоченного в пределах своей компетенции осуществлять расследование по уголовному делу? В соответствии ч. 5 ст. 64 УПК РК все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора или решения суда, и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение.
Осуществление поставленных государством задач невозможно без наделения должностного лица определенной компетенцией, которая вытекает из его правового положения. Как справедливо отмечает С.П. Ефимичев: «Для того чтобы следователи могли выполнять возложенные на них задачи, законодатель определил их правовое положение. При производстве предварительного следствия все решения о его направлении и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение»[7].
Наряду с этим хотелось бы отметить, что одним из необходимых условий по обеспечению эффективной реализации права на защиту несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых является правильная организация взаимодействия следователя с различными органами, службами, должностными лицами и гражданами. Взаимодействие предусматривает правильную организацию работы всех правоохранительных служб, координацию их деятельности и повышение эффективности совместной работы в расследовании преступлений.
Обеспечение права на защиту несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в досудебных стадиях уголовного судопроизводства Республики Казахстан прямо зависит от законности принимаемых процессуальных решений и выполняемых действий компетентными государственными органами, должностными лицами. Данное обстоятельство свидетельствует об особой значимости и необходимости действенной реализации прокурорского надзора, судебного контроля в обеспечении права на защиту несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.
Список использованной литературы:
- Конституция Республики Казахстан. Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года. – Издательство «ЮРИСТ», - Алматы
- Правовой статус несовершеннолетних: Сборник нормативных правовых актов. – Алматы: Юрист, 2010. С.
- Галимов О.Х.. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве. – СПб.: Питер, 2001. С.
- Никандров В.И. Участие родителей несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в уголовном процессе. // Государство и право. № 8. С. 105.
- Туленков П.М. Участие представителей на предварительном следствии. Учебное пособие // Под ред. И.М. Гуткина. – Волгоград. Высшая следственная школа. С.80.
- Гуковская Н.И., Долгова А.И., Миньковский Г.М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. - М., 1974. С.
- Ефимичев С.П. Советские следователи // Суд, прокуратура и органы расследования в СССР. - Волгоград, 1978. С. 103.