Зодчество народного жилища Хорезма
Хива и близлежащие города играли важную роль в экономике средневекового Узбекистана. Через них пролегали караванные пути, связывающие страны Востока и Запада. Эти пути способствовали также развитию культурных и дипломатических связей. По ним перемещались войска в периоды средневековых войн и приезжали путешественники из дальних стран. Они же служили миграции лучших архитектурно-художественных идей в соседние регионы.
Хорезмские строители с годами выработали определенные принципы, методы, приемы и создали самобытную школу зодчества, традиции которой получили распространение даже за пределами области и обнаружены в городах Поволжья и Северного Кавказа (1, с. 130).
В чем же особенности локальной архитектурной школы? Каковы характерные черты, отличающие постройки Хорезма от других регионов? Ведь действительно жилые дома, мечети, медресе или другие сооружения Хивы значительно отличаются от аналогичных зданий Бухары, Коканда и других городов Узбекистана. Достаточно сравнить объемно-пространственные композиции, конструктивные решения и декоративные приемы в однородных постройках республики, чтобы выявить их особенности.
В хорезмских жилых домах традиционно во дворе на единой оси возводились две одноколонные террасы: онг-айван и напротив него терс-айван, за ними строились жилые помещения. Назовем это блок-секцией, объединяющей открытое пространство – двор, полуоткрытое – айван и закрытое – помещение. Такое сочетание практически имеется во всех домах Хорезма. Более состоятельный хозяин увеличивал дом на счет повторения секций.
Онг-айван обычно вдвое выше терс-айвана и ориентирован на север к господствующим ветрам. Рядом строились крытый вход – долон, кухня, кладовые и вспомогательные сооружения. Любопытно, что крытые входы иногда бывают весьма просторными. Мы наблюдали в домах Дишан-калы долоны с суфой, на ней телевизор, рядом стоит машина, и жители проводят здесь большую часть года.
Первоначальные участки обычно были прямоугольной формы. Последующая жилая застройка подчинялась сложившейся ситуации и направлениям улиц. Поэтому участок обретал трапециевидную форму или в виде неправильного многоугольника.
При дефиците площади дома строились в два этажа. Наверху возводили жилые комнаты, кладовые и террасы.
В жилых домах Хорезма редко разделяется двор для женщин и мужчин.
Невысокая сейсмичность этого региона позволяла строить дома с однорядным деревянным каркасом – якка-синч и толщину ограждающих конструкций составляли всего 15-20 см. Настенные полочки устраивались лишь во дворцах. Из множества жилых домов, обследованных нами, лишь в одном доме Атабаева Мадамина (2 участок, 15 элат), возведенном в 1905 г., мы обнаружили в интерьере жилой комнаты ганчевые полочки – токча.
Каркас заполнялся сырцом. Потолки строили балочные с полуцилиндрическими деревянными жердями - васса, которые в Хорезме называются джуфт – патик.
В жилых домах хорезмийцы с большим мастерством отделывали деревянные элементы: ворота, двери, ставни, колонны и подбалки содержат великолепные резные орнаменты. Здесь мастера предстали непревзойденными резчиками по дереву. Обращают на себя внимание многообразие узоров, продуманные композиции орнаментов и высокое качество проработки. Интерьеры помещений отделывали глино-саманной штукатуркой, стены гостиной и жилых комнат покрывались ганчем.
Хорезмский жилой дом обладает необычайной притягательностью и обаянием.
Дом Э. Отаджанова построен в Хиве в начале ХХ в. Это характерный пример городского жилища Хорезма. Он занимает прямоугольный участок 26 Х12 м, вытянутый с севера на юг. Композиция одноэтажная, однодворовая. На выделенной площади застроены северная и южная часть. Между ними находится дворик с тремя террасами - айванами. Восточная сторона свободна от построек и ограждена забором.
Вход в дом устроен с западной стороны. Здесь выдержана традиционная схема построения жилья. Она заключается в том, что во дворе на единной оси возводятся две одноколонные террасы: онг-айван и против него терс-айван, за ними находятся жилые помещения. Онг-айван обычно вдвое выше терс-айвана и раскрыт на север, навстречу прохладным ветрам.
В представленном доме за онг-айваном находится небольшая прихожая, ведущая в три жилые комнаты. В западной части дома в один ряд вытянуты кухня, третий айван, крытый вход-долон и туалет.
В связи с невысокой сейсмичностью в хорезмских домах стены строятся с однорядным каркасом – якка синч, заполнение сырцовое. Поскольку толщина стен не превышает 20 см., в интерьерах нет многочисленных ниш, как в ферганских или ташкентских жилых домах. Грунтовые воды в Хорезме довольно высоки, поэтому фундамент и цоколь обычно строится из жженого кирпича. Под деревянную горизонтальную обвязку каркаса уложен слой камыша, который выполняет роль гидроизоляции. Перекрытия плоские балочные с полуцилиндрическими жердочками – джуфт патик.
С большим мастерством отделаны резьбой двери, ставни и колонны. Фигурная резьба украшает подбалки.
Дом типичен для хорезмского городского жилья. Он компактен, хорошо продумана планировка, традиционны декоративные элементы.
Другой дом, возведенный в Хиве еще в конце XIX в., принадлежал известному певцу Комилджану Отаниязову.
На территории внешнего города Дишан-калы он занимает прямоугольный участок 9 Х 12 м., вытянутый по оси север-юг.
Здесь размещена традиционная блок-секция: дворик и два противолежащих айвана с жилыми помещениями за ними. Высокий онг-айван ориентирован на север. За ним находится двухъярусная постройка: мехмонхана с прихожей и на втором этаже – кладовая с входом по приставной лестнице. Айваны настолько близки друг к другу, что открытое пространство двора в плане представляет узкий прямоугольник 6 Х 1 м. Такое объемное решение дома способствует эффективной аэрации помещений. На западной стороне участка построены в ряд кухня, долон и туалет.
Ограждающие конструкции сырцово-каркасные. Перекрытие балочное.
Изящная резьба украшает двери и колонны. Подбалки имеют сложную фигурную форму.
Несмотря на то, что участок по размерам невелик, в этом доме построены все необходимые элементы жилища, ядром которого является традиционная блок секция.
Дома более состоятельных хозяев имеют большее количество блок-секций и вспомогательных помещений, во дворе может быть хауз и колодец. Иногда в миниатюрных двориках сажали фруктовое дерево.
Вокруг городов Хорезма находятся поля и сады, в окружении которых размещены загородные усадьбы - хаули. Они имеют вид укрепленных сооружений.
Одна из них возведена близ Хивы. В плане участок прямоугольной формы 18 Х 36 м., вытянут по оси север-юг.
Въезд в дом с южной стороны. На осях участка построены стены. Четко выделяются две зоны: жилая в южной половине и хозяйственная в северной части. Юго-восточный угол занимает характерная для Хорезма блок-секция, состоящая из дворика, двух противолежащих айванов и жилых помещений за ними. В юго-западной части находятся малые жилые комнаты, кухня, кладовая и терраса. Северо-западная четверть содержит конюшню и просторный двор. В северо-восточной части пристроены три кладовые.
Усадьба ограждена пахсовой стеной. Углы и простенки укреплены контрфорсами в виде полукруглых башен. Внутренние постройки сырцово-каркасные. В интерьерах ниш нет. Стены помещений отделаны глино-саманной штукатуркой.
Хаули украшено не столь насыщено, как в самаркандских пригородных домах. Здесь внимание уделено главному фасаду. Его башни отделаны резными ромбовидными орнаментами. Над воротами возведены стрельчатые зубцы, на которых вырезаны декоративные розетки. Простенки представляют глухую пахсовую пятирядную кладку. Внутри дома декоративно оформлены лишь колонны айванов.
Усадьба проста по планировке, содержит традиционные секции. Здесь четко определены функциональные зоны.
Ряд исследователей цитирует загородную усадьбу, сохранившуюся в Хазараспе (2, с.138; 3, с.126; 4, с.51). Что же она собой представляет?
План хаули прямоуголен 15 Х 20 м. Вытянут по оси север-юг. Главный фасад с воротами с южной стороны. На продольной оси находятся ворота и две двери. Дарвозахана, айван и кладовая построены Т-образно. По сторонам от них возведены жилые комнаты и конюшня. Северную часть усадьбы замыкают два жилых помещения и двор между ними.
Из пяти рядов пахсы состоят ограждающие конструкции хаули. По сторонам от ворот, в углах усадьбы и простенках возведены башни конической формы с закругленным верхом. Внутри все постройки сырцовые с однорядным деревянным каркасом. Перекрытия балочные. Здесь редкий случай, когда терраса перекрыта без вертикальных опор. В хаули колонны отсутствуют.
Над воротами построены козырек и ряд стрельчатых зубцов с резными орнаментами. Это единственный декоративный элемент фасадов. Стволы башен гладкие, стены глухие. Интерьеры и дворовые фасады отделаны глино-саманной штукатуркой.
В плане загородных усадеб четко выделены функциональные зоны: жилая и хозяйственная. Жилая половина, как и в городских домах, содержит традиционную блок-секцию. На единой оси находятся двор, два встречных одноколонных айвана и жилые помещения за ними. Рядом построены крытый вход, кухня и вспомогательные помещения.
Хозяйственная часть занимает половину участка. Здесь находятся конюшни, навесы для животных, несколько кладовых и открытые дворы. Трудно согласиться с автором. Который отмечает, что «открытые дворы занимают небольшой процент площади» (5, с. 28). Зафиксированы хаули, где открытые пространства занимают до половины участка.
Конструкция стен внутренних построек сырцово-каркасная либо пахсовая. Перекрытия балочные.
В хаули декоративно отделывались колонны айванов и башни ограждающих стен. На них прочерчивался геометрический орнамент. В отличие от стен самаркандских пригородных домов с насыщенным резным декором, в хорезмских хаули стены ровно покрывались канелюрами, что придавало их поверхности приятную фактуру. Ворота фланкировали мощными башнями, а простенок повышали, возводя стрельчатые зубцы с резными розетками. Это придавало входной части портальную форму, подчеркивая парадность.
Следует отметить, что хорезмская школа зодчества влияла на развитие архитектуры южных районов Туркменистана. Об этом свидетельствуют зафиксированные там пригородные усадьбы (6, с. 68, 70). Они построены по тому же принципу, что и хорезмские хаули, хоть и не лишены локальных особенностей. В частности, при декоративном оформлении на пахсовых блоках канелюры прочерчивали не сплошь, а в шахматном порядке. И фасадную стену, как в средневековых крепостях, венчали крупные зубцы с прочерченным геометрическим рисунком.
Жилище Хорезма было творческой лабораторией зодчих и отвечало первичным нуждам защиты от климатических воздействий, отражало психологию общества, вкусы обитателей дома и уровень мастерства строителей.
ЛИТЕРАТУРА
- Гражданкина Н.С., Ртвеладзе Э.В. Влияние Хорезма на керамическое производство золотоордынского города Маджара.//Советская археология, №1, 1971, с.130.
- Засыпкин Б.Н. Архитектура Средней Азии. М., издательство Академии архитектуры СССР, 1948, 160 с.
- Лавров В.А. Градостроительная культура Средней Азии. М., государственное издательство архитектуры и градостроительства, 1950, 179с.
- Маньковская Л.Ю., Булатова В.А. Памятники зодчества Хорезма. Ташкент, издательство литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1978,192с.
- Воронина В. Л. Народные традиции архитектуры Узбекистана. М., издательство архитектуры и градостроительства, 1951, 168 с.
- Левина В.А., Овезов Д.М., Пугаченкова Г.А. Архитектура туркменского народного жилища. // Труды ЮТАКЭ, том III, М., государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953, 84 с.
КазНТУ им. К.И. Сатпаева Поступила 12.06. 11