В статье проанализировано 10 случаев ВИЧ инфекций с оппортунистическими заболеваниями в условиях г.Алматы. Установлены эпидемиологические проявления ВИЧ-инфекции. Даны описания герпесвирусных инфекций и хронических вирусных гепатитов у пациентов с ВИЧ.
Введение.
ВИЧ-инфекция одна из актуальнейших проблем во всем мире. За последнее десятилетие она стала одной из ведущих причин заболеваемости и смертности. В настоящее время в мире официально зарегистрировано более 40 миллионов ВИЧ- инфицированных, СПИД унес жизни более 20 миллионов людей во всем мире.
Эпидемия ВИЧ в Казахстане, как и во всем мире, затрагивает все население. В Казахстане общее количество зарегистрированных людей с ВИЧ на 30 июня 2015 года составило 25 444 случая [1]. Несмотря на предпринимаемые усилия, в течение последних 5 лет ежегодно наблюдается увеличение числа новых случаев на 10-15¿ [2]. На ВИЧ инфекцию ежегодно тестируются более 2 млн человек, что составляет 14¿ населения страны.
По данным Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИД отмечается тенденция снижения удельного веса передачи ВИЧ- инфекции инъекционным путем среди потребителей инъекционных наркотиков с 60¿ в 2008 году до 38,2¿ в 2012 году и, соответственно, увеличивается удельный вес передачи половым путем – с 29¿ в 2008 году до 57,8¿ в 2012 году [3].
На современном этапе эпидемия СПИДа характеризуется иной стадией развития с выходом циркуляции вируса из среды наркоманов в общую популяцию населения, о чем свидетельствует увеличение среди инфицированных удельного веса женщин. Несмотря на то, что в общей структуре ВИЧ позитивных лиц преобладают мужчины 69¿, а женщины составляют 31¿, в динамике по годам увеличивается доля инфицированных женщин в 2-3 раза. Этот показатель свидетельствует о повышении активности гетеросексуального пути передачи ВИЧ- инфекции. Инфицирование женщин преимущественно происходит от половых партнеров- наркопотребителей, в результате незащищенных сексуальных контактов. Также наблюдаются изменения в возрастной структуре ВИЧ- инфицированных: на долю возрастной группы от 15 до 19 лет в 2001 году приходилось около 15 % случаев, сейчас - 1,5%. Практически двукратное сокращение доли ВИЧ-инфицированных отмечается в возрастной группе от 20 до 29 лет. Соответственно, увеличивается доля лиц в возрастных группах 30-39 лет, 40-49 лет, 50-59 лет, то есть идет доля старения популяции. Происходят изменения и в социальнопрофессиональной структуре ВИЧ-инфицированных. Увеличилась доля рабочих и служащих, что свидетельствует о том, что ВИЧ инфицируют благополучные слои населения.
Ранним клиническим проявлением прогрессирующего иммунодефицита являются кандидоз слизистых оболочек, который при усугублении иммунодефицита поражает пищевод и кишечник. Затем отмечаются бактериальные пневмонии, туберкулез легких, герпетические поражения.
Вирусные гепатиты все чаще становятся причиной заболеваемости и смертности среди людей, живущих с ВИЧ [4].
Цель - определить клинико-эпидемиологические проявления оппортунистических заболеваний при ВИЧ-инфекции.
Материалы и методы.
Проанализировано 10 историй болезни больных ВИЧ- инфекцией, находившихся в Городской клинической инфекционной больнице им. И.С. Жекеновой г.Алматы в 2015г.
Результаты и обсуждение. Средний возраст больных с ВИЧ-инфекцией составил 39,0 лет (от 27 до 53 лет). Мужчин было 6, женщин – 4. Половой путь заражения ВИЧ-инфекцией установлен у 9 пациентов из 10, в том числе, гетеросексуальные контакты - у 8 человек и гомосексуальные – у 1 пациента. 1 наркопотребитель с парентеральным введением. У 7 больных ВИЧ-инфекция впервые диагностирована в стационаре. В 3 случаях ВИЧ-инфекция была выявлена раньше (2006г., 2010г., 2012). У пациентов с ВИЧ-инфекцией в 7 случаях диагностирована герпесвирусная инфекция, в 3-хронический вирусный гепатит (ВÁД; ВÁС; С).
Герпесвирусная инфекция была в виде «Герпес зостер» (3 пациента), «Инфекционный мононуклеоз» (3 пациента), «Вирус простого герпеса» (1 пациент). В 2 случаях развилось осложнение – менингоэнцефалит, 1 из которых закончился летальным исходом.
У пациентов с Herpes zoster в 2-х случаях из 3 ВИЧ- инфекция была диагностирована в 2010 и 2012 годах, у одного из них в анамнезе вирусный гепатит В в 1981г, туберкулез легких в 2009-2012 гг. В 1 случае – ВИЧ-инфекция диагностирована в момент настоящей госпитализации. Больные были госпитализированы в инфекционный стационар на 3,6,8 дни болезни, проведено в среднем 10,3 койко-дней. У всех больных заболевание началось остро с повышения температуры тела до 38-390 С, сопровождавшаяся ознобом, головными болями, головокружением, слабостью, ломотой в теле. У 2 больных заложенность носа, першение в горле. Сыпь появилась на 1, 2, 4 дни болезни, везикулезного характера, сопровождалась болями, чувством жжения. Локализация герпетических элементов сыпи была различной: в 1 случае – в области живота, поясничной области слева, бедра слева. В 2 случаях – в области волосистой части головы, лба, сопровождавшаяся отеком подкожной клетчатки лба, век. У 1-го из них сыпь распространилась в область спины, правой руки. На месте сыпи корочки отпали на 14-17 дни болезни. Во всех 3-х случаях отмечалась гепатомегалия, печень пальпировалась по краю реберной дуги. В 1 случае в картине крови отмечалась анемия (гемоглобин 99 г/л, эртироциты 3,7х1012 /л), у 1 пациента – лимфоцитоз (45,6¿).
С диагнозом «Инфекционный мононуклеоз» поступили 3 пациента. ВИЧ-инфекция всем выставлена впервые в инфекционном стационаре; в 2-х случаях – В20, 3 клиническая стадия, в 1-м случае – В20, 4 клиническая стадия, закончившаяся летальным исходом. В стационар 2 больных были госпитализированы на 4 и 11 дни болезни, проведено в среднем 5,7 койко-дней. В анамнезе у одного пациента хронический фарингит, у другого – хронический тонзиллит, хронический пиелонефрит, наблюдение у невропатолога с 2008 года по поводу мигрени.
Заболевание началось остро с повышения температуры тела до 39-400 С, озноба, слабости, головных болей. У 1-го пациента с первого дня болезни отмечались боль в горле, усиливавшаяся при глотании и сыпь везикулезного характера по всему телу, которая на 7 день болезни покрылась корочками. У другого пациента сыпь пятнисто- папулезного характера по всему телу появилась на второй день болезни и угасла на 19 день. В ротоглотке у больных отмечалась яркая гиперемия слизистой, в одном случае – на мягком небе энантема геморрагического характера, сохранявшаяся до 17 дня болезни. Выявлена лимфаденопатия, пальпировались углочелюстные, заднешейные, подмышечные, паховые лимфоузлы. В одном случае с 5-го дня болезни появились боли в поясничной области и сохранялись в течение 15 дней, поколачивание по пояснице было болезненным; на 13-й день болезни отмечались тошнота, жидкий стул до 4-х раз в день. У этого же больного на 17 день болезни развился синдром гепатита: желтушность кожных покровов, иктеричность склер, гепатоспленомегалия. Лихорадка у данного больного сохранялась в течение 20 дней.
Третья пациентка госпитализирована на 5 месяц болезни. Проведено 22 койко-дней. Заболевание сопровождалось длительной лихорадкой с ознобом, которую самостоятельно снижала приемом парацетамола с кратковременным эффектом. В последующем, наросла слабость, головная боль, головокружение, появились тошнота, рвота. При осмотре: вялая, сонливая, кахексичная, гиперемия слизистой ротоглотки, зернистость задней стенки глотки, кандидоз полости рта. Периферические лимфоузлы увеличены, чувствительны при пальпации. Положительные менингеальные симптомы: ригидность затылочных мышц на 3 поперечных пальца, положительный симптом Кернига с обеих сторон, левосторонний птоз век. На МРТ мультифокальное поражение головного мозга.
В общем анализе крови наблюдались лейкопения (2,7-4,6х109 /л), моноцитоз (13-26¿), лимфоцитоз (49,6-52¿). У пациента с синдромом гепатита в биохимических анализах крови: ферментемия (АЛТ – 493 ед/л, АСТ - 528 ед/л), повышение щелочной фосфатазы (622,9), билирубинемия за счет прямой фракции (общий билирубин – 46,2мкмоль/л, прямой 42мкмоль/л), повышение тимоловой пробы (18,7 ед.). Методом ИФА в 3-х случаях определены антитела NA-ig к вирусу Эпштейн-Барра (оптическая плотность сыворотки 3,9 при критической 0,2), определены также антитела IgG к вирусу простого герпеса (ВПГ) и цитомегаловирусу (ЦМВ).
С диагнозом «Генерализованная герпетическая инфекция» была 1 пациентка. В стационаре выставлен также диагноз В20, 3 клиническая стадия. В стационар поступила на 19 день болезни. Проведено 18 койко-дней. Заболевание началось остро с повышения температуры тела, головной боли, болей в горле, осиплости голоса. В последующем пациентка отмечала появление язвочек в полости рта. При осмотре в ротоглотке яркая гиперемия слизистой, афтозный стоматит. Положительные менингеальные симптомы в течение 7 дней: ригидность затылочных мышц на 4 поперечных пальца, положительный симптом Кернига с обеих сторон. На 21 день болезни отмечались головокружение, говорливость, нечеткость зрения, шаткость походки, сохранявшиеся в течение 14 дней. На 25-й день болезни – 2-х сторонний мидриаз в течение 4 дней. На коже туловища и нижних конечностей единичная разбросанная везикулезная сыпь в виде старых и свежих элементов. Со слов пациентки, сыпь появлялась в течение года. Из анамнеза установлено, в 2003г. вирусный гепатит В, бронхиальная астма в течение 15 лет, хронический гайморит (последнее обострение год назад), 2-х сторонняя пневмония 6 месяцев назад, папилломы в области половых путей.
В общем анализе крови лейкопения (4,8х109 /л), моноцитоз (13¿), лимфоцитоз (42¿). В анализах ликвора: цитоз 538кл/мм3 , повышены белок 0,264, глюкоза 8,5 ммоль/л, реакция Панди ÁÁÁ, лимфоциты 56¿, нейтрофилы 44¿.
Серологическим методом диагностики (ИФА) определены антитела IgG к ВПГ оптической плотности 3,7 (критическая 0,227), IgG к ЦМВ оптическая плотность 3,9 (критическая 0,229), NA-ig к ВЭБ оптическая плотность 0,401 (критическая 0,217). МРТ картина органического поражения головного мозга.
Больных с хроническим вирусным гепатитом (ХВГ) было 3 мужчин. Двум пациентам диагноз ХВГ и ВИЧ- инфекция выставлен впервые в инфекционном стационаре. Больные госпитализированы на 5-7 дни болезни с жалобами на общую слабость (3), тошноту (3), дискомфорт в эпигастрии (2), изжогу (1), рвоту (1), кашицеобразный стул (1). В одном случае заболевание (ВÁD) имело тяжелое течение, в остальных – течение средней тяжести. В случае с тяжелым течением хронического гепатита общая слабость, чувство дискомфорта в эпигастральной области сохранялись до 19 дня болезни. На 2-5 дни болезни у пациента отмечались признаки печеночной энцефалопатии в виде кошмарных сновидений и говорливости. Желтушность кожных покровов и видимых слизистых развились на 1-2-й день болезни в 2 случаях, на 7-й день болезни – в 1 случае. Желтуха оценивалась в виде умеренной интенсивности и сохранялась в течение 13-20 дней болезни. Гепатомегалия плотновато-эластичной консистенции. В 1 случае отмечалась лимфаденопатия. В общем анализе крови наблюдались нормоцитоз (лейкоциты 4,5-9,4х109 /л), моноциты в пределах от 5,9¿ до 10¿, лимфоциты от 21¿ до 46¿. В биохимических анализах крови: ферментемия с максимальными показателями у больного с тяжелым течением гепатита: АЛТ – 418 ед/л, АСТ - 577 ед/л, билирубинемия за счет прямой фракции (общий билирубин – 94,1мкмоль/л, прямой 58,2 мкмоль/л), повышение тимоловой пробы (17,6 ед.).
Таким образом, ВИЧ-инфекция часто проявляется развитием герпесвирусной инфекции (ВПГ, инфекционный мононуклеоз, ЦМВ) и хронических вирусных гепатитов. Средний возраст пациентов 39 лет. Среди заболевших были как мужчины (6), так и женщины (4). Основной путь заражения половой (9 из 10). Проявления оппортунистических заболеваний с развитием кандидоза слизистой ротовой полости, герпесвирусных инфекций, хронических гепатитов свидетельствуют о прогрессировании иммунодефицита. Менингоэнцефалит, кахексия являются признаками последней стадии ВИЧ- инфекции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абсельямова Н.Г. ВИЧ-инфекция – проблема социальная. // Медицина. - Алматы: 2015. - №8. - С.48-51.
- Сагимбаев Б.Ж. ВИЧ-инфекция – проблема общества. Болезнь, с которой можно жить // Медицина. – Алматы: 2014. - №11.- С.7-8.
- «Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ/СПИД в Казахстане и по регионам». Информационный сборник – июнь 2014. – 48 с.
- World Health Organization, Summary: Consolidated guidelines on the use of ARV drugs for treating and preventing HIV infection. Key features and recommendations: www.who.int