Статья содержит исследование диссоциативных эквивалентов возникающих в рамках соматоформных расстройств, напоминающих органические неврологические заболевания. Анализ клинических проявлений и их особенностей у 27 пациентов, курируемых нами в стационарных и поликлинических усло виях, у которых наблюдались различного рода психопатологические феномены, возникшие после сильных эмоционально значимых переживаний.
Актуальность работы. имитирующими соматические и неврологические
Соматоформные расстройства проявляются заболевания, являются довольно распространенной и множественными полиморфными жалобами, недостаточно изученной патологией, встречающейся в общесоматической и психиатрической практике. Взгляды клиницистов на данную проблему довольно противоречивы, а иногда даже диаметрально противоположны.
В последние годы многие исследователи отмечают увеличение числа психической патологии у лиц, обращающихся к врачам общей практики: терапевтам, неврологам, семейным врачам и т.д. Как правило, при первых проявлениях симптомов болезни пациенты, страдающие различными соматоформными расстройствами, не попадают в поле зрения психиатров и психотерапевтов и длительное время безуспешно лечатся, переходя от одного врача к другому, подвергаются множеству методов исследования, часто на протяжении многих лет. Вот почему врачам любой специальности так важно вовремя распознать признаки соматоформного расстройства и своевременно начать адекватную терапию или рекомендовать пациентам обратиться к психиатрам и психотерапевтам. По данным ряда авторов , соматизированные симптомы возникают у 10-80¿ здоровых лиц, вызывая у них дискомфорт и обеспокоенность в отношении собственного здоровья, большая часть больных - женщины, в основном молодого и зрелого возраста.
При постановке диагноза «Соматоформное расстройство» в соответствии с критериями, описанными в Международной классификации болезней (10-й пересмотр), можно констатировать ряд диагностических трудностей. Наибольшие проблемы возникают, при всём разнообразии соматоформных расстройств, при диагностике диссоциативных (конверсионных) проявлений, так как в большинстве случаев возникает необходимость исключить органическое заболевание ЦНС в связи с тем, что они напоминают неврологические заболевания, характеризующихся внезапным и зачастую непродолжительным изменением или утратой какой-либо функции тела. Чаще всего наблюдаются различного рода анестезии и парастезии конечностей, глухота, слепота, аносмии, парезы, хореоформные тики, атаксии и др. Эти симптомы развиваются после психологического конфликта или какой-то нереализованной потребности, фрустрации, при этом пациенты не осознают, какая именно психологическая причина обуславливает расстройство, поэтому не могут управлять им произвольно. Такое проявление называется конверсией, - трансформацией эмоциональных нарушений в двигательные, сенсорные, психические и вегетативные эквиваленты.
Для достоверного диагноза диссоциативного (конверсионного) расстройства должно быть:
- -наличие клинических признаков, излагаемых пациентом в виде жалоб, характерных для отдельных расстройств;
- -отсутствие какого-либо неврологического и физического нарушения, с которым могли бы быть связанные выявленные симптомы;
- -возникновение симптоматики после психотравмы в форме прослеживаемой связи по времени со стрессовой ситуацией или жизненными проблемами.
Материалы и методы.
В наблюдении приняло участие 27 пациентов которые проходили лечение в стационарных и поликлиническом отделениях, у которых наблюдались те или иные проявления соматоформных расстройств имитировавшие неврологическую патологию, и подчас представлявшие трудности в диагностике. Диагностика проводилась с помощью применяемого в психиатрии психопатологического метода, а так же с привлечением специалистов смежных специальностей.
Цель работы.
Содержанием настоящей работы являлся анализ клинических проявлений и их особенностей у пациентов, курируемых нами в стационарных и поликлинических условиях, у которых наблюдались различного рода психопатологические феномены возникшие после сильных эмоционально значимых переживаний, связанных с увольнением с работы, семейными скандалами, переживаниями, в связи с заболеванием угрожающим жизни родным. Возникшие симптомы напоминали неврологические заболевания, сопровождались сниженным настроение, тревогой, нарушением сна, мыслями о тяжёлом часто неизлечимом соматическом и неврологическом заболевании.
В наших наблюдениях у большинства пациентов на начальном этапе заболевания практически невозможно было полностью исключить неврологическую патологию, способную вызвать диссоциативные (конверсионные) симптомы. Поэтому требовалось довольно длительное наблюдение за пациентами, проведение многочисленных диагностических процедур, включающих тщательное неврологическое обследование, вплоть до МРТ, с целью исключить опухоль мозга и другие органические заболевания. До этого времени мы останавливались на предварительном диагнозе диссоциативного (конверсионного) расстройства, чтобы не пропустить тяжёлое соматическое заболевание. Окончательный диагноз конверсионного расстройства выставляли тогда, когда становилось очевидным, что симптомы, наблюдаемые у пациентов, не были обусловлены неврологическим и соматическим заболеваниями, воздействием психоактивных веществ, а вытекали из бессознательных психологических механизмов вызвавших диссоциативные феномены не соответствующие симптомам истинных неврологических расстройств.
Из всего разнообразия расстройств ,напоминающих неврологические заболевания, у 4-х больных наблюдался диссоциативный ступор, который проявлялся резким уменьшением или отсутствием произвольных движений и реакций на внешние раздражители (например, на прикосновение, громкие обращения, просьбы совершить то или иное движение).
Диссоциативное нарушение походки возникало у 3-х больных в виде некоординированных движений, атаксии, пошатывания, подёргиванием корпуса, а также размахиванием руками. Нарушение походки усиливалось, когда на больном было сосредоточено пристальное внимание.
Диссоциативный паралич возник у 4-х пациентов, которые длительное время не могли совершать движения какой- либо частью тела. Паралич был вызван одновременным сокращением мышц- сгибателей и мышц разгибателей, которые были на самом деле не парализованы. Паралич охватывал у одних верхние, а у других нижние конечности. При этом распространение симптомов паралича не соответствовало иннервации, рефлексы были не изменены, патологические рефлексы отсутствовали, а также не наблюдалась мышечная атрофия и изменение тонуса. Почти аналогичная картина наблюдалась у 3-х больных, которые постоянно находились в постели, не могли вставать, но самостоятельно садились когда за ними не наблюдали или предлагали сесть ( астазия-абазия ). Диссоциативный тремор наблюдался у 5-и больных, он носил у большинства из них грубый характер и распространялся на всю конечность, усиливаясь при привлечении внимания. У 2-х из этих пациентов одновременно возникали диссоциативные тики, а у 3х они носили самостоятельный характер. В этих случаях требовалось особенно тщательное неврологическое исследование, так как хореоидные движения органической природы особенно легко принять за симптомы психогенного происхождения. Диссоциативная афония возникала у 3-х пациентов, а мутизм у 2-х после внезапных эмоциональных переживаний, связанных с угрозами жизни и грубыми оскорблениями, также в одном случае, как реакция на аналогичные расстройства у близкой родственницы после перенесенного инсульта. Эти состояния не сопровождались заболеваниями голосовых связок и заболеваниями полости рта.
Основное отличие диссоциативных расстройств от органических у всех 27 пациентов заключалось в том, что проявления заболевания большей частью не соответствовали зонам, отвечающим за области разветвления кожных или мышечных нервов; степень выраженности этих нарушений была изменчива и в той или иной степени уменьшалась при внушении или самовнушении. Симптомы заболевания во всех случаях возникали на фоне эмоциональной неустойчивости пациентов, сопровождаясь тревогой и сниженным настроением. Жалобы больных носили отчасти драматический характер, сопровождались излишней детализацией, были часто расплывчаты, неточными и не согласованы во времени. У большой части пациентов были выявлены такие черты личности как эмоциональная не зрелости, демонстративность, элементы инфантилизма, непостоянство, экзальтация чувств. Пациентов на начальных этапах лечения не возможно было убедить в положительном исходе заболевания и особенно в том, что болезненные проявления связаны с психическими факторами. Убежденность эта возникала постепенно в ходе психотерапии и регрессе симптомов заболевания.
Выводы.
Результаты, полученные в ходе лечения больных с соматоформными диссоциативными (конверсионными) расстройствами, имитирующие неврологические заболевания, показали, что для постановки этого диагноза необходимо в первую очередь исключить неврологическое заболевание, обязательно учитывать обстоятельства и динамику возникновения симптомов, а также особенности личностных реакций на болезнь. Такие расстройства не являются редкостью и требуют в лечении совместного участия врачей психиатров и неврологов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гиндикин В.Я. Справочник: соматогенные и соматоформные психические расстройства.. - М.: Триада-х, 2000. - 255 с.
- Иванов С. В. Соматоформные расстройств(органные неврозы): Эпидемиология, коморбидные психосоматические взаимоотнашения, терапия: дис. ... д-р. мед. наук - М., 2002. - 155 с.
- Вертоградова О.П. К проблеме депрессий в общесоматической практике // В сб.: Депрессии в амбулаторной и общесоматической практике (вопросы диагностики и терапии). - М.: 1984. - С. 12-17.
- Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: учебник. - М.: Медицинское информационное агентство, 2009. - 829 с.