В статье приведены результаты проведенного исследования здоровье и питание у 620 подростков в возрасте 10 и 15 лет, в соответствии с результатами комплексного исследования было выявлено макронутриентный дисбаланс, клинические проявление микродисэлементоза («географический» язык и трещины губ, отечность межзубных сосочков, гнойнички и бледности конъюктивы), патологические изменения желудочно-кишечного тракта в виде гастрита.
Актуальность. Полноценное питание - главный фактор, определяющий состояние здоровья. В настоящее время примерно 60% детского населения Казахстана составляют дети школьного возраста. Одной из важнейших проблем здравоохранения в нашей стране является оздоровление детского населения. [1]. Анализ состояния здоровья подростков свидетельствует о низком уровне индекса здоровья девушек- подростков, почти каждая вторая из них (46,9 %) имеет те или иные заболевания. Гинекологическая патология наблюдалась у 1466 девочек на 100 тысяч осмотренных. Более половины из них имеют дисфункциональные состояния репродуктивной системы [2, 3].
За последние пять лет заболеваемость школьников в среднем выросла на 22 %. Распространенность анемии увеличилась в 2,5 раза, болезней органов дыхания - в 1,5 раза, эндокринных заболеваний - в 1,4 раза, болезней нервной системы - в 1,5 раза, отравлений - в 1,2 раза[4].
По мнению отечественных и зарубежных ученых повышение алиментарно-зависимой заболеваемости детского населения обусловлено недостаточностью обменного пула витаминов и микроэлементов, его быстрой истощаемостью в период активного роста и созревания на фоне неадекватного поступления с пищей [4, 5]. В странах СНГ научно обоснованные нормы потребления продуктов питания имеются только в России, Белоруссии и Украине [6, 7]. Одной из наиболее актуальных проблем сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является обеспечение их полноценным питанием, отвечающим физиологическим и гигиеническим требованиям как в количественном, так и в качественном отношении [8, 9]. Обследование школьников в 2012 году выявило у 50% детей болезни органов пищеварения - язвы желудка и гастриты [10]. Сбалансированное питание в детском возрасте способствует повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к факторам окружающей среды, оказывает существенное влияние на состояние здоровья человека на протяжении всей последующей жизни. Поэтому изучение вопросов пищевого поведения школьников приобретает особое значение.
Цель работы – оценка состояния школьного питания на основе комплексного анализа, включающего разностороннее изучение состояния здоровья школьников.
Материалы и методы исследования.
Для формирования выборки учащихся использовалась процедура многоступенчатого случайного отбора. В первой ступени отбирались конкретные территориальные единицы в Карагандинской (КО) и Жамбылской (ЖО) областях. На второй ступени от каждой из этих территориальных единиц отбирались по три школы, причем вероятность их отбора была пропорциональна размеру школы, определяемому по расчетному количеству учащихся в соответствующих классах. Третья ступень - внутришкольный отбор учащихся. С использованием такого методического подхода к выборке в КО методом рандомизации отобрано всего 5 общеобразовательных школ, где организовано горячее питание, причем из них 2 школы - в городе и 3 - на селе, а в ЖО отобрано 4 школ (в городе - 2 и на селе - 2). Из общего числа школьников в двух областях (361430) методом рандомизации отобрано для исследования 650 детей и подростков в возрасте 10 и 15 лет, но в анализ вошли только 620. Изучение фактического питания. Исследование фактического потребления продуктов и состояния питания осуществлялось двумя методами: 1) опросно-весовой для количественной и качественной характеристики съеденной пищи и 2) воспроизведение суточного рациона питания за предыдущий день (24 hours recall method) путем трехкратного интервьюирования респондента [18]. Для объективизации воспроизведения объема еды респонденты могли пользоваться альбомом с цветными фотографиями традиционно используемых продуктов и блюд в натуральную величину, которые были снабжены указателями их веса.
Расчет калорийности и пищевой ценности рационов проводился по компьютерной программе, разработанной в Казахской академии питания, включающей базу данных 1200 продуктов. Программа позволяет осуществлять расчет потерь продуктами питания пищевых веществ при холодной и термической обработке.
Результаты и их обсуждения.
Результаты исследования выявили, что в суточном рационе в суточном рационе детей 10 и 15 лет отмечался дисбаланс в сторону преобладания углеводов. Всем известно, что большинство способов технологической обработки продуктов, их сохранения и обеспечения эпидемиологической безопасности приводят к понижению их пищевой ценности. Крайне важный принцип выбора продуктов для детей и подростков в организованных коллективах заключается в нахождении разумного компромисса, «золотой середины» между высокой пищевой ценностью пищевых продуктов и эпидемиологической безопасностью при их использовании.
Проведенные исследования показали (рисунки 1 - 2), что для школьников в возрасте 10 и 15 лет Карагандинской области характерно употребление высокоуглеводистой пищи, за счет включение в рационы питания высококрахмалистых и рафинированных растительных продуктов.
Более высокий уровень потребления углеводов в основном за счет мучных и крупяных продуктов повышает калорийность рационов питания.
Изучение рационов питания школьников по макронутриентам в возрасте 10 и 15 лет позволило установить, что питание по содержанию макронутриентов не соответствовало физиологическим потребностям организма.
Как видно из рисунка 1-2, юноши и девушки в Жамбылской области потребляли с пищей белка больше, чем юноши и девушки в Карагандинской области. Среднесуточный уровень потребления белка 15-летними юношами в Карагандинской составил 86,7 г и девушками 72,7 г или 13,8% и 13,5% от общей калорийности рационов, а в Жамбылской 91,2 г и 84,8 г соответственно (14,2% и 15,9%). Если отталкиваться от процентной доли белковых калорий относительно общей калорийности суточного рациона, то вышеприведенные уровни потребления белка пищи 15летними юношами и девушками можно, видимо, расценивать как «относительно приемлемые».
В Карагандинской области на долю животных белков приходилось 56,8% и 58,6% к общему количеству протеинов, а в Жамбылской области 58,7% и 64,3% соответственно. Потребление белка на единицу массы тела в Карагандинской области составило у мальчиков 1,40 г/кг и у девочек - 1,31 г/кг, а в Жамбылской области 1,36 г/кг среди юношей и 1,42 у девушек. В Карагандинской области среди подростков, потреблявших общие белки в количестве ниже безопасного уровня по ФАО/ВОЗ/УООН (1987) - менее 1,55 г/кг м.т., было 80,0% у юношей и 100,0% у девушек, а в Жамбылской области 90,0% юношей и 70,0% девушек. Следовательно, приблизительно каждый пятый и шестой школьник в исследуемых областях испытывал нехватку белка получаемого с пищей, разбалансированное питание школьников по белку отрицательно сказывается на показателях их физического развития.
Обще известно, что недостаток животных жиров чреват нарушениями функции ЦНС, ослаблением иммунитета, потенции, нарушением зрения, работы
Избыток жира в пище приводит к ожирению, повышению уровня холестерина в крови, способствует развитию атеросклероза и его осложнений (инфаркта, инсульта), снижению памяти и способности к мышлению.
Хронический дефицит углеводов способствует отложению жира в печени и появлению побочного действия усиленного распада жиров и белков.
Избыток углеводов в пище способствует развитию ожирения, атеросклероза, сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета и кариеса зубов.
В Карагандинской области у 15-летних школьников потребление жира было выше у городских юношей (83 г) и девушек (69 г), чем у сельских (70 г и 67 г соответственно). В Жамбылской области городские юноши потребляли 89 г жира, девушки - 71 г, а сельские - 87 г и 64 г соответственно (рисунки 1,2).
В рационе питания у 15 - летних юношей Жамбылской области отмечается высокий уровень потребления насыщенных жирных кислот (10,8%). Соотношение ПНЖК/НЖК у школьников Карагандинской области было 0,8 - 0,9, у юношей Жамбылской области 0,7 и у девушек - 0,6.
Среди 15-летних школьников в КО и ЖО уровень потребления легкоусвояемых углеводов был также значительно завышен. Юноши и девушки потребляли углеводы преимущественно в виде моно- и дисахаров. В Карагандинской области юноши в виде простых углеводов по отношению к общим углеводам потребляли 29,2%, девушки - 30,3%, а в Жамбылской области 25,0% - 26,5% соответственно.
Результаты исследования выявили, что процент школьников с высоким риском дефицита микронутриентов (те, кто с пищей получал витамин или микроэлемент в количестве менее 2/3 от нормы, рекомендованной ВОЗ) оказался довольно высоким. Среди 10-летних школьников с дефицитом витамина А в КО мальчиков было 10% и девочек - 10%, тиамина - 10% и 60%, ниацина - 10% и 60%, фолата - 100% и 100%, железа - 90% и 100%, кальция - 90% и 100%. Дефицит рибофлавина (10%), цинка (10%) наблюдался только у мальчиков, а у девочек - витамина С (20%). В ЖО доля 10-летних школьников с высоким риском дефицита фолата среди мальчиков и девочек была 90% и 100%, цинка - 15% и 45%, кальция - 70% и 100%, железа - 70% и 80% соответственно. Дефицит тиамина был только у мальчиков (10%). Среди 15-летних школьников в КО выявлен низкий уровень потребления с пищей железа - юноши 78% и девушки 67%, кальция - 51% и 43%, ниацина - 94%, тиамина - 92% и 80%, фолата - 45% и 38%. А в ЖО подростки потребляли с пищей кальция 62% и 64%, железо - 68% и 67%, фолат - 43% и 38%, тиамин - 92% и 82%, ниацин - 98%.
Полученные данные свидетельствует, что дефицит микронутриентов у школьников является распространенным явлением для городских и сельских школьников и способствует развитию различных патологических состояний: снижение иммунитета, нарушение функции ЦНС, снижение памяти и способности к мышлению, задержки полового развития, нарушение зрения, работы кишечника и состояния кожных покровов.
При рассмотрении проявлений микродисэлементозов можно констатировать, что на первое место выходит признак «географический» язык и трещины губ, второе место занимает отечность межзубных сосочков, а проявления в виде гнойничков и бледности конъюктивы наблюдаются в единичных случаях.
Исследования показали, что частота анемии среди девушек в 2,53 раза выше, чем у юношей. На наш взгляд основными факторами риска развития железодефицитной анемии у девушек являются возрастные явления менструация, а также несбалансированное питание. Кроме того, встречаемость анемии выше среди школьников, проживающих в сельских местностях, чему способствует характер питания сельских детей.
Результаты исследования показали, что по частоте поражение желудочно-кишечного тракта в исследуемых областях существенных различий не обнаружено. Однако, среди мальчиков чаще встречаются патологические изменения желудочно-кишечного тракта в виде гастрита. Одной из причин
Таблица 1 - Удельный вес (%) 10-летних школьников с высоким риском дефицита микронутриентов в областях РК
Переменные |
% детей с уровнем потребления микронутриентов менее 2/3 от рекомендованной ВОЗ нормы |
|||
Карагандинская область |
Жамбылская область |
|||
М |
Д |
М |
Д |
|
Витамин А (РЭ) |
10,0 |
10,0 |
- |
- |
Тиамин (вит. В1) |
10,0 |
60,0 |
10,0 |
- |
Рибофлавин (вит. В2) |
10.0 |
- |
- |
- |
Ниацин (вит. В3) |
10,0 |
60,0 |
- |
- |
Фолат (вит. В9) |
100,0 |
100,0 |
90,0 |
100,0 |
Цианкобаламин (вит. В 12) |
- |
- |
- |
- |
Аскорбиновая кислота (вит. С) |
- |
20,0 |
- |
- |
Кальций |
90,0 |
100,0 |
70,0 |
100,0 |
Железо |
90,0 |
100,0 |
70,0 |
80,0 |
Цинк |
10,0 |
- |
- |
- |
Селен |
- |
- |
- |
- |
Норма потребления железа для 10-летних мальчиков - 14,6 1 мг и девочек - 14,02 мг высокой частоты желудочно-кишечной патологии является частое нарушение режима питания, которое, наряду с пищевыми нарушениями из-за неполноценного питания, является зачастую фактором хронизации патологических процессов в пищеварительном тракте и может содействовать частым рецидивам.
На основании результатов исследования можно сделать следующие выводы:
- в суточном рационе школьников имеется дисбаланс по содержанию макронутриентов, особенно в сторону преобладания углеводов. У обследованных школьников определен полиомикронутриентный дисбаланс (тиамина, ниацина, фолата,железа и кальция) не соответствующий физиологическим потребностям организма.
- определены и ранжированы клинические проявления микродисэлементозов по частоте встречаемости. На первом месте - «географический» язык и трещины губ, на втором месте - отечность межзубных сосочков; гнойнички и бледность конъюктивы встречались в единичных случаях.
- изучение распространённости симптомов поражения органов ЖКТ у школьников позволило установить, что по частоте поражение желудочно-кишечного тракта в исследуемых областях существенных различий не обнаружено. Однако, среди мальчиков чаще встречаются патологические изменения желудочно-кишечного тракта в виде гастрита.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Шарманов Т.Ш. Питание - важнейший фактор здоровья человека. - Алматы: Асем-Систем, 2010. - 480 с.
- Здоровье населения Республики Казахстан и деятельность организаций здравоохранения в 2010 году. Статистический сборник. - Астана: 2011. - 301 с.
- Агентство РК по статистике. Статистический ежегодник. - Астана: 2007. - 516 с.
- Айджанов М.М., Кожахметова А.Н., Килыбаева Б.А. Нутрициональный статус и здоровье школьников г. Алматы // Здоровье и болезнь. - 2007. - № 7 (63). - С. 13-20.
- Баранов А.В. Социальные аспекты экологии человека // Проблемы экологии человека. - М.: Наука. - 1986. - С. 22-32.
- Година Е.З. Динамика процессов роста и развития человека: пространственно- временные аспекты: Автореф. Дисс. ... д-р. биол. наук. - М., 2001. - 50 с.
- В.А. Тутельян, И.Я.Конь Руководство по детскому питанию // Ж. Медицинское информационное агентство. - 2004. - 662 с.
- Шевченко И. Ю. Формирование нарушений здоровья подростков под влиянием факторов питания / И. Ю. Шевченко // Рос. педиатр. журн. - 2008. - №1. - С. 20-25.
- Шевченко И. Ю. Гигиеническая оценка питания детей школьного возраста в малом городе с развитой промышленностью // Вопр. детской диетологии. - 2008. - №3. - С. 9-13.
- Здоровье населения Республики Казахстан и деятельность организаций здравоохранения в 2012 году. Статистический сборник. - Астана: 2013. - 316 с.