Все больше привлекает внимание вопрос о необходимости развития андрологии в развивающихся странах. Важной задачей должна стать координация научно-исследовательской, научно-диагностической, педагогической и просветительной работы, а также объединения специалистов, занимающихся андрологией на профессиональной основе.
андрологии подтверждается андрологических них напрямую не как отдельной своеобразной заболеваний: приводят к 20 лет назад, в сентябре 1994 года под эгидой ООН прошла Международная конференция по народонаселению и развитию (ICPD)[1], участниками которой являлись представители всех стран мира, в том числе и Казахстана. Предпосылками для проведения данной конференции послужили следующие обстоятельства: с одной стороны, произошел стремительный рост народонаселения, но, с другой стороны, наблюдались его значительные диспропорции в различных странах в совокупности со снижением рождаемости во многих регионах мира, что, в свою очередь, вело к социально-экономическому напряжению. На конференции был принят акт о репродуктивном здоровье человека, характеризующим его как ведущий и основной приоритет для национальных программ здравоохранения. За семь лет до проведения Международной конференции по народонаселению и развитию, в 1987 году Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) была принята Международная программа «Безопасное материнство», основная цель которой - снижение материнской и младенческой смертности. Она включает заботу о здоровье матери и ребенка до родов, во время родов и после них. Но программы по защите репродуктивного здоровья мужчины не нашли должной поддержки среди правительств большинства стран и по сей день.
Подтверждением тому является тот факт, что в практическом здравоохранении в настоящее время наблюдается различное развитие гинекологии и андрологии, изучающих репродуктивную систему женского и мужского организмов. Своеобразный парадокс или «эффект ножниц» можно наблюдать в медицинской службе большинства стран: отлично организованы специализированные гинекологические стационары и женские консультации, центры планирования семьи, оказывающие лечебную и профилактическую помощь женщинам, подготовка врачей-гинекологов проводится весьма успешно, но специализированная помощь мужчинам при бесплодии или заболеваниях половых органов попросту отсутствует, по причине отсутствия андрологических стационаров. Предпринятые меры по решению данной проблемы в виде создания кафедры урологии и андрологии постдипломного образования, публикаций специальных пособий и руководств по андрологии и открытия центров мужского здоровья находятся на начальном этапе.
Многие специалисты и исследователи в области андрологии отмечают острую необходимость в применении мультидисциплинарного подхода с учетом и медицинских, и социально-психологических особенностей патологии организма мужчины, ведь в профессиональные обязанности врача-андролога входит диагностика и лечение заболеваний не только репродуктивной системы мужчин, но также и заболевания наружных и внутренних половых органов. Андрология – специальность не только лечебнодиагностическая, но включает в себя и научный компонент: изучает как патологическое, так и нормальное функционирование половых желез во взаимозависимости с другими органами и системами организма. На современном этапе данная дисциплина стремится решить проблемы, связанные с преждевременным старением и изменениями в половых органах, которые, в свою очередь, влияют на жизнедеятельность организма.
Актуальность развития андрологии заключается в широком распространении андрологических заболеваний. В результате воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, а также изменений, происходящих в экономической и социальной сферах, быстрого темпа урбанизации, несоблюдения диеты с употреблением большого количества жирной, белковой пищи, злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами, повышение выявляемости (за счет проведения профилактических осмотров детей и подростков), в настоящее время наблюдается увеличение пороков развития и заболеваний половых органов у мужского населения взрослого, подросткового и детского возрастов. Зачастую подобные пациенты нуждаются в длительном лечении, а ведь это люди наиболее трудоспособного и активного в общественной жизни возраста. Значительной проблемой является хронизация заболеваний уже в детском и подростковом возрасте, что при отсутствии адекватного лечения оказывает негативное влияние на репродуктивное и/или сексуальное здоровье взрослого мужчины. Необходимость развития специальности специфичностью большинство из терминальному состоянию или летальному исходу, но опосредованно через медицинские последствия приводят к социально-экономическим. К примеру, крипторхизм или варикоцеле своевременно не диагностированные в детском возрасте, могут способствовать возникновению бесплодия или эректильной дисфункции, а также психических заболеваний (медицинские последствия); а подобные проблемы нередко способствуют разводам, распаду семьи, алкоголизации, снижению работоспособности и социальной активности, в некоторых случаях увольнению с места работы (социально-экономические последствия).
Остро стоит вопрос об инфекционных заболеваниях, передающихся половым путем. Наблюдается тенденция ежегодного увеличения числа людей, инфицированных подобными микроорганизмами (хламидиями, уреаплазмами), что способствует увеличению числа случаев с проблемами нарушения репродуктивной функции, патологии беременности.
Широкое распространение имеют воспалительные заболевания предстательной железы и семенных пузырьков, основными осложнениями которых могут являться бесплодие и/или эректильная дисфункция. В Республике Казахстан по данным Научного центра урологии им. Академика Б. У. Джарбусынова заболеваемость хроническим простатитом в 2011 году составила 42% [2].
Особое место в структуре андрологических заболеваний занимают мужские сексуальные расстройства. Согласно данным Европейской Ассоциации урологов, эректильная дисфункция (ЭД) и преждевременная эякуляция являются наиболее встречающимися половыми расстройствами у мужчин [3, 4]. В 2013 году была опубликована статья Eardley I., согласно которой распространение эректильной дисфункции у мужчин в возрасте 40-49 лет была в диапазоне от 1% до 29%, увеличиваясь с возрастом – от 7% до 74% (60-69 лет) и среднее значение в 44% у мужчин 7079 лет. В Южной Европе частота данной патологии оказалась самой низкой – 12,9¿; наибольшая распространенность в Юго-Восточной Азии – 28,1% [5].
Решения вышеописанных заболеваний и состояний в андрологии можно достигнуть при правильно организованных превентивной (профилактической), диагностической и реабилитационной помощи мужчинам. Важным этапом в развитии андрологии будет являться выработка единой тактики обследования и лечения больных. Приоритетной задачей является предупреждение развития в будущем мужского бесплодия. По данным экспертов ВОЗ, частота бесплодных браков в разных странах составляет 12-16¿, причем около половины бесплодных браков обусловлены мужским бесплодием.
Материалы и методы. Мы изучили случайную выборкумужчин (n=2149), жителей Алматинской и СевероКазахстанской областей (2007 год) в возрасте от 21 до 79 лет. Мужчины были осмотрены урологом и эндокринологом с применением анкетирования (Международный индекс эректильной функции (МИЭФ-15), AMS-опросник). Полученные данные представлены на рисунке 1.
Выводы. Так, вышеизложенные данные свидетельствуют о необходимости развития и совершенствования андрологической службы. Важной задачей должна стать координация научно-исследовательской, научно-диагностической, педагогической и просветительной работы, а также объединения специалистов, занимающихся андрологией на профессиональной основе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- URL: https://www.unfpa.org/webdav/site/global/shared/documents/publications/2004/icpd_rus.pdf.
- Алчинбаев М.К. и соавт., Современная антибактериальная терапия хронических бактериальных простатитов: учебнопрактическое пособие. – Алматы: 2012. - 49 с.
- Hatzimouratidis K., Amar E., Eardley I., Giuliano F., Hatzichristou F., Montorsi F., et al. Guidelinesonmalesexual dysfunction: erectile dysfunction and premature ejaculation // Eur Urol. – 2010. - № 57. – P. 804-814.
- Jackson G., Rosen RC.,Kloner RA., Kostis JB. ThesecondPrincetonconsensus on sexual dysfunction and cardiac risk: New guidelines for sexual medicine // J Sex Med. – 2006. - № 3. – P. 28-36.
- Eardley I. The incidence, prevalence, and natural history of erectile dysfunction // Sex Med Rev. – 2013. - № 1. – P. 3–16.