Быстрое развитие эндохирургии пишевода в последние десятилетия обусловлено тем обстоятельством, что современная видеоэндоскопическая хирургия пишевода внедряет в жизнь хирургов новые инновационные технологии. Последние распространяются на все большее число хирургических вмешательств и являются залогом успеха хирургов.
Использование видеоэндохирургической техники в лечении заболеваний пищевода началось несколько позже, чем операции на других органах, что обусловлено анатомическими особенностями расположения пищевода и тесной взаимосвязью с жизненно важным средостенияи органами в заднем отделе средстения и в верхнем этаже брюшной полости. Интересно рассмотреть развитие истории видеоэндоскопической хирургии пищевода.
Актуальность. Одной из сложных проблем хирургии является лечение больных с заболеваниями пищевода (Давыдов М.И. и соавт., 1991; Черкасов М.Ф., 1999; Черноусов А.Ф. и соавт., 2000; Оноприев В.И. и соавт., 2003). Основным методом лечения большинства из них остается хирургическое лечение (Черноусов А.Ф. и соавт., 1990-2009; Абакумов М.М. и соавт., 2003; Bailey S. et al., 2003). До настоящего времени широкий диапазон вопросов, касающихся выбора доступа, объема оперативного вмешательства и способа восстановления непрерывности желудочно-кишечного тракта, остается дискутабельным (Черкасов М.Ф. и соавт., 2001; Blazeby J.M. 2000).
Быстрое развитие эндохирургии пишевода в последние десятилетия обусловлено тем обстоятельством, что современная видеоэндоскопическая хирургия пишевода внедряет в жизнь хирургов новые инновационные технологии.
Малая травматичность доступов, ранняя реабилитация больных обеспечили экономическую целесообразность и способствовали широкому внедрению видеоэндохирургических методов лечения в клиническую практику. Большинство исследователей особое внимание уделяет анализу результатов операций, произведенных с помощью этой техники, изучению ошибок, осложнений. По мнению В.А. Марийко и соавторов (1999-2006), В.И. Оскреткова и соавторов (1999-2010), М.Ф. Черкасова (19992007), Peracchia A. (1997) основными преимуществами таких вмешательств кроме меньшей травматичности являются: хороший визуальный контроль, раннее восстановление легочных функций, малый болевой синдром и снижение числа послеоперационных осложнений. Недостатками авторы считают большую длительность вмешательства и невозможность проведения тактильной оценки, что требует определенного опыта.
Внедрение видеоэндоскопической техники в хирургию пищевода открывает новые горизонты и стремительные новейшие перспективы развития видеоэндоскопической хирургии пищевода для лечении больных этой сложной и разнообразной патологией.
И если при лечении пациентов с доброкачественными заболеваниями пищевода видеоэндохирургия во многих случаях является операцией выбора, то при резекциях и экстирпациях пищевода остается еще много сложных и порой трудноразрешимых проблем.
Решению этих задач будет способствовать создание более совершенных инструментов и сшивающих аппаратов. При выполнении видеоэндохирургических операций хирург лишен возможности пальпировать ткани. С этой задачей успешно могли бы справиться миниатюрные гибкие ультразвуковые датчики, которые позволят дифференцировать нормальные и патологические ткани.
Внедрение сшивающих аппаратов с изменяющейся геометрией рабочей части значительно облегчит выполнение резекций пищевода и наложение анастомозов в труднодоступных зонах.
Разработка и внедрение роботов и компьютеров сделают видеоэндохирургические операции на пищеводе менее травматичными и опасными и более доступными для хирургов, занимающихся проблемой лечения больных с заболеваниями пищевода.
История видеоэндоскопической хирургии пищевода.
Революция в эндоскопической технике произошла в 1987 году, когда группа японских инженеров сконструировала матрицу, позволяющую трансформировать видеосигнал для передачи на монитор. Это позволило (благодаря улучшению качества изображения, его увеличение в 30-40 раз, помощи ассистентов) начать выполнение радикальных хирургических вмешательств.
Использование видеоэндохирургической техники в лечении заболеваний пищевода началось несколько позже, чем операции на других органах, что обусловлено анатомическими особенностями расположения пищевода и тесной взаимосвязью с жизненно важным средостенияи органами в заднем отделе средстения и в верхнем этаже брюшной полости
Широкое внедрение малоинвазивных технологий в хирургию пищевода происходит с начала 90-х годов ХХ века. В 1991 году первые результаты лечения ахалазии кардии путем выполнения лапароскопической эзофагокардиомиотомии сообщили S. Shimi, L.K. Nathanson и A. Cuschien в статье: «Laparoscopic cardiomyotomy for achalasia».
С 1992 года в мировой печати появляются сообщения о применении в лечении ахалазии кардии торакоскопического подхода (Pellegrini C.A. et al.).
Первые сообщения о выполнении видеоэндоскопической фундопликации при рефлюкс-эзофагите относятся к 1991 году (Dallemagne B. et al.). Лечение рефлюкс-эзофагита должно быть хирургическим, так как приводящий к рефлюксу анатомический дефект в виде грыжи пищеводного отверстия диафрагмы или распрямленного пищеводно-желудочного угла невозможно устранить медикаментозным путем. Лапароскопическая хирургия рефлюкса может быть более привлекательной для больных, чем пожизненная медикаментозная терапия.
К этому же периоду относятся первые видеоэндохирургические операции при дивертикулах, диффузном спазме, доброкачественных новообразованиях пищевода.
Дальнейшее совершенствование техники, накопление опыта видеоэндохирургических операций позволило приступить к более сложным оперативным вмешательствам, таким как экстирпации и резекции пищевода.
В 1992 году техника оперативного вмешательства и результаты лечения этой категории пациентов описаны в статье A. Cuschien, S. Shimi и S. Banting «Endoscopic esophagectomy through a right thoracoscopic approach». В этом же году сообщение о субтотальной экстирпации пищевода под контролем торакоскопии и лапароскопии сделали B. Dallemagne с соавт.
Хирургическое лечение рака пищевода, несмотря на долгую историю (Байдала П.Г., 2008), продолжает непрерывно развиваться и совершенствоваться. При этом пятилетняя выживаемость больных с этим заболеванием составляет 5% (Мустафин Д.Г. и соавт., 2005; Фокеев С.Д. и соавт., 2006; Fujita H. et al., 1995; Swisher S.G. et al., 2000), и только хирургическое вмешательство оставляет надежду на улучшение состояния (Стилиди И.С. и соавт., 2003; Murakami M. et al., 2000). Рубцовые сужения (стенозы) пищевода как поздние осложнения ожогов пищевода, занимают второе место среди заболеваний этого органа у пациентов трудоспособного возраста. Восстановительные операции на пищеводе по-прежнему являются наиболее трудоемким, завершающим этапом лечения данной категории больных. При этом послеоперационные осложнения (несостоятельность швов пищеводных анастомозов, некроз трансплантата, стенозы анастомозов, пептические язвы искусственного пищевода и т.д.) составляют 24-42% (Вусик М.В. и соавт., 2002; Марийко В.А. и соавт., 2002), а послеоперационная летальность в зависимости от вида вмешательств варьирует от 4 до 25% (Черноусов А.Ф. и соавт., 2003; Jiang Y.G. et al., 2005).
Первые торакоскопические экстирпации и резекции пищевода были выполнены по поводу рака и рубцовых стриктур, в дальнейшем появились сообщения о применении таких операций и при запущенных формах ахалазии кардии.
В России первые видеоэндохирургические операции при заболеваниях пищевода начали выполняться в середине 90- годов ХХ века.
Значительную роль в развитие этого направления эндоскопической хирургии внесли А.Л. Андреев, А.С. Балалыкин, Ю.И. Галлингер, А.А. Гуляев, С.И. Емельянов, В.А. Кубышкин, В.А. Марийко, В.И. Оскретков, Е.И. Сигал, И.В. Федоров, М.Ф. Черкасов и др.
Последнее десятилетие отмечено широким внедрением в хирургию нервно-мышечных заболеваний пищевода эндохирургических методик (Шулутко A.M. и соавт., 2001; Azurin D.J. et al., 1995), что уменьшило травматичность операций и способствовало снижению частоты и тяжести осложнений (Черкасов М.Ф., 1999; Оскретков В.И. и соавт., 2002).
Операции при ахалазии пищевода и кардиоспазме могут быть выполнены как из лапароскопического, так и из торакоскопического доступов. В последние годы лапароскопические подходы для выполнения миотомии при нервно-мышечных заболеваниях пищевода вытесняют торакоскопические (Holzman M.D., 1997; Hunter J.G. et al. 1997).
Накопленный в мире опыт позволяет предположить преимущественное развитие в будущем видеоэндохирургических вмешательств по показаниям при заболеваниях пищевода (Черкасов М.Ф., 1999; Шулутко A.M. и соавт., 2001).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федоров А.В., Оловянный В.Е. Лапароскопическая хирургия в регионах России: проблемы и пути развития // Хирургия. - 2011. - №6. - С. 4 -10.
- Оскретков В.И., Ганков В.А., Климов А.Г. Видеоэндоскопическая хирургия пищевода. - М.: 2004. - С. 159.
- Шулутко А.М. Эндоскопическая торакальная хирургия. - М.: 2006. - С. 450.
- Федоров И.В., Сигал Е.И. Эндоскопическая хирургия. - М.: 2006. - С. 351.
- Madan A.K., Frantzides C.T. Prospetivec randomized controlled trial of laparoscopic trainers for basic laparoscopic skills acquisition // Surg. Endosc. -2007. - №21. - P. 209 - 213.