В статье показана эффективность тофизопама в комплексном лечении больных с ишемической болезнью сердца. Применение тофизопама (грандаксина) в дозе по 50-100 мг в течение 2-х месячного курса способствует улучшению субъективного и объективного статуса пациентов. Вегетокорргирующий эффект приводил к стабилизации гемодинамических параметров,
Инфаркт миокарда (ИМ) у большинства пациентов является мощным психотравмирующим фактором, сопровождается сильными эмоциональными переживаниями и может привести к состоянию психологической дезадаптации [1,4,6,7,8,9]. Исследованиями доказано, что уровень смертности среди больных, перенесших ИМ и страдающих депрессией, в 3-6 раз выше, чем среди таких же больных, не имеющих признаков депрессии, отмечено и повышение развития новых случаев ИМ в течение пяти лет[2,3,5,10,11].
Целью нашего исследования явилось изучение влияния тофизопама (грандаксина) на состояние больных, перенесших инфаркт миокарда.
Материалы и методы. Под нашим наблюдением находились 48 больных ИБС, в возрасте от 54 до 78 лет (средний возраст 67,2±1,5), из них 18 женщин и 30 мужчин, в исследование включались пациенты только с ПИКС, подтвержденным на ЭКГ, из них давность инфаркта до 1 года установлена у 17 (35,4%), до 3-х лет - у 26 (54,2%), свыше 3-х лет - у 5 (10,4%). Этой группе пациентов наряду с традиционной схемой лечения (гиполипидемические препараты, дезагреганты, кардиопротекторы) был назначен атипичный бензодиазепиновый транквилизатор Грандаксин (тофизопам, Egis) в дозе 50-100 мг. Контрольную группу составили 40 больных с ИБС, ПИКС также подтвержденным по ЭКГ, сопоставимых по возрасту и полу, давности перенесенного инфаркта миокарда, которые получали традиционную терапию, только без назначения тофизопама. Длительность наблюдения составила 2 месяца. Пациентам проводили: клиническое обследование - сбор анамнеза, объективный осмотр, применяли инструментальные методы (ЭКГ), а также оценивали состояние вегетативного статуса по объективным данным (наличие тахикардии, гипервентиляции, потливости, покраснению кожных покровов), субъективным данным проявлений тревоги: беспокойство, страх, раздражительность, чувство неспособности справляться или находиться в текущей ситуации, нарушения сна.
Результаты и обсуждение. По результатам нашего исследования большинство пациентов (34 - 70,8%) предъявляли жалобы на дискомфорт в области сердца, периодические боли, неприятные ощущения в области сердца, сердцебиение. Следует отметить, что многие симптомы депрессии являются общими с основным заболеванием и иногда их бывает трудно различить. Практически все больные (46 - 95,8%) указывали на повышенную утомляемость, раздражительность, эмоциональную неустойчивость, страх. В ряде случаев наблюдались скрытые, маскированные депрессии (12%). В клинической картине такой депрессии имели место различные виды нарушений сна, аппетита, изменение массы тела, повышенная утомляемость или раздражительность, снижение физической активности, а также болевой синдром разной локализации (кардиалгии, головные боли, боли в спине). Согласно литературным данным, различают следующие виды психических нарушений: тревожно- депрессивный, кардиофобический и депрессивноипохондрический синдромы. Также у пациентов после ИМ нередко преобладают симптомы тревоги: беспокойство, ожидание худшего, эмоциональная лабильность, раздражительность, постоянный страх «за сердце» и за состояние здоровья в целом. Всё это сопровождается вегетативными расстройствами в виде приступов сердцебиения, одышки, головокружения, а также различными нарушениями в сексуальной сфере. Маркерами повышенной симпатической активности со стороны сердечно-сосудистой системы (ССС) являются: высокая частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое (оптимальная до 75 ударов в минуту у здоровых), повышение артериального давления (АД), вариабельность АД и пульса. Как известно, тахикардия - самостоятельный фактор риска сердечно-сосудистой летальности и прогностически - маркер развития ИБС, артериальной гипертонии (АГ), сахарного диабета (СД) 2 типа. Пациенты с депрессией чаще жалуются на приступы стенокардии, у них достоверно ниже толерантность к физической нагрузке, они нерегулярно принимают рекомендованные препараты, не соблюдают рекомендованную диету, продолжают курить, неохотно участвуют в мероприятиях по реабилитации и вторичной профилактике. Психоэмоциональные переживания играют большую роль в возникновении приступов стенокардии. Hередки жалобы пациентов на учащенное сердцебиение и ощущение нехватки воздуха. Возникают психоэмоциональные симптомы: беспокойство, страх, нервозность. Эмоциональное напряжение всегда сопряжено с болевыми и вегетативными феноменами. Поэтому контроль состояния вегетативной нервной системы играет важную роль в комплексной терапии любой соматической патологии.
В настоящее время депрессию в лёгкой и средней степени тяжести успешно могут лечить кардиологи или участковые врачи. Hазначение неселективных трициклических антидепрессантов (Амитриптилин, Тизерцин) постинфарктным больным нежелательно вследствие их негативного влияния на сердечно-сосудистую систему. Антидепрессанты нового поколения обладают селективностью, и в связи с этим они лишены многих побочных эффектов, присущих для трициклических антидепрессантов. Они обладают не только антидепрессивным, но и противотревожным действием, в связи с чем эффективны у больных с тревожной симптоматикой, паническими атаками и фобическими синдромами. Селективные антидепрессанты не влияют на уровень АД, проводимость и, что очень важно, не влияют на желудочковую эктопическую активность и сопровождаются снижением ЧСС.
Больным с ИБС рекомендованы следующие антидепрессанты: сертралин (Золофт) - 50-100 мг/сут утром или на ночь, флувоксамин (Феварин) - 50-100 мг/сут однократно утром, флуоксетин (Прозак) - 20-40 мг утром, пароксетин (Паксил) -10-20 мг/сут утром, циталопрам (Опра) – 10–20 мг/сут, Адаптол (транквилизатор) – 500 мг 2–3 раза в сутки, Ципралекс (Эсциталопрам) – 5–20 мг/сут, тианептин (Коаксил) – 37,5 мг трижды в сутки, у больных старше 70 лет – 50 мг/сут в два приёма. При их применении необходимо учитывать, что антидепрессивный эффект препаратов нарастает постепенно и становится значимым только к концу первых двух недель терапии, поэтому необходимо проинформировать об этом пациента. Следует также соблюдать определенную длительность курсового приема – не менее 1,5 месяцев.
Тофизопам (Грандаксин) оказывает селективное анксиолитическое действие и обладает выраженной вегетокорригирующей активностью. Последние два свойства выделяют препарат из других транквилизаторов, так как он не только снимает раздражительность, тревогу, напряжение, по и нормализует деятельность симпатической нервной системы. Кроме того, тофизопам улучшает настроение, повышает трудоспособность. Курсовой прием препарата не вызывает развития психической и физической зависимости. Тофизопам оказывает противосудорожный, седативный (уменьшает тревогу, страх, беспокойство), вегетокорригирующий, т.е. уменьшает симпатическую гиперактивацию, снотворный и мышечно-расслабляющий эффект. Кроме того, улучшает мозговое кровообращение, нормализует артериальное давление, защищает от негативного влияния стресса.
В процессе проведенной нами терапии грандаксином отмечалась достоверная положительная динамика практически по всем исследуемым показателям, включая снижение вариабельности артериального давления и пульса на 48%, урежение ЧСС на 21%, исчезновение симптомов тревоги и симпатикотонии (на 38% меньше в группе пациентов, принимающих тофизопам). Ни у одного больного не наблюдалось симптомов сонливости или заторможенности. Практически все пациенты отмечали улучшение субъективного эмоционального статуса, повышение работоспособности, исчезновение дискомфорта в области сердца, сердцебиения.
Таким образом, результаты исследования показали, что у больных с перенесенным инфарктом миокарда применение тофизопама (грандаксина) в дозе по 50-100 мг в течение 2-х месячного курса способствует улучшению субъективного и объективного статуса пациентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Вейн А. М. Рябус М. В. Грандаксин в лечении эпизодической головной боли напряжения.//Лечение нервных болезней. - 2000. - Том 1. - №1. - С. 14-16
- Артеменко А.Р. и Окнин В. Ю. Грандаксин в лечении психовегетативных расстройств.//Лечение нервных болезней. - 2001. - Том 2. - №1. - С. 24-27.
- Вейн А.М., Артеменко А.Р., Окнин В.Ю. Эффективность Грандаксина в коррекции психовегетативных нарушений. //Тер. Архив, 1997. – С. 18-22.
- Вейн A.M. Вегетативные расстройства. - М.: 2000. – 749 с.
- Дробижев М.Ю. Лечение депрессивных расстройств в кардиологии // Consilium Medicum. - Экстравыпуск. – 2002. – С. 15-18.
- Новик А.А., Ионова Т.И. Концепция исследования качества жизни в медицине. - СПб.: Элби, 1999. – 139 с.
- Оганов Р.Г, Масленникова Г.Я. Стратегия преодоления стресса в современных условиях // Кардиология. - 2002. - №44. – С. 72-76.
- Погосова Г.В. Депрессия: новый фактор риска ИБС и предиктор коронарной смерти // Кардиология. – 2002. - №42(4). – С. 86-90.
- Смулевич А.Б. Депрессивные расстройства в кардиологии // Consilium Medicum. - Экстравыпуск. – 2002. – С. 3-5.
- Сыркин А.Л. Ишемическая болезнь сердца и соматизированные депрессии: особенности клиники, дифференциальной диагностики и терапевтических подходов // Consilium Medicum. - Экстравыпуск. – 2002. – С. 7-13.
- Beckers Т. Symptoms of depression, acute myocardial infarction and total mortality in a community sample // Vision Res. – 2001. – Р. 411:417. – Р. 2297-2303.