В республике не было педагогических кадров для медицинского вуза. Крайне слабой оказалась клиническая база. Правительство республики вынуждено пригласить ученых-медиков и Москвы, Петербурга, Киева, Казани, Харькова и других городов работы в КазГМИ.
Вопрос о создании медицинского вуза в Казахстане стал подниматься еще в 1928 году. В республике существовал огромный дефицит медицинских кадров. По данным отчета Наркомздрава в 1930 году в Казахстане было всего 737 врачей, 45 зубных врачей, 165 фармацевтов, 602 медсестры. Реальная потребность в медицинских кадрах была выше в 5 раз. Особенно страдали сельские регионы – здесь около 30% районов не имели никакой медицинской помощи. Даже в местностях, которые относились к числу обеспеченных медицинской помощью, на один врачебный участок приходилось: в русских районах – 25200 жителей, в казахских районах – 85500 жителей.
Однако вопрос организации вуза в течение 2-х лет оставался на стадии устной дискуссии. Окончательное решение об открытии медицинского института в Алма-Ате было принято Постановлением СНК РСФСР от 10 июля 1930 года «Сеть, структура и контингент приема в высшие учебные заведения органов, находящихся в ведении РСФСР на 1930/1931 год». В приложении к этому Постановлению среди перечня всех других вузов страны есть одна строчка с текстом «…Алма-Ата. Медицинский институт. Факультет лечебно-профилактический. Прием: зима 1930/1931 года – 100 человек». Это первый распорядительный документ по вопросу открытия медицинского института в Казахстане. [1].
Далее появляется новый документ - приказ Наркомздрава КАССР № 260 от 30 ноября 1930 года со следующим дословным текстом: «тов. Асфандиаров назначается с 25-го ноября директором Казгосмединститута и распоряжение кредитов переходит к нему». Профессор Асфендияров С.Д. приступил к работе немедленно. Первый приказ назначенного руководителя медицинского вуза издается 2 декабря 1930 года с текстом: «Приказ № 1. Я, Санжар Джафарович Асфендияров сего числа вступил в исполнение служебных обязанностей по должности директора Казгосмединститута. Основание: выписка из приказа по Наркомздраву за № 260 от 30.11.30». Этим же приказом на должность заместителя директора по учебной части вуза была назначена Витте Лидия Николаевна, ранее возглавлявшая Санитарно-бактериологический институт в г. Алма-Ате.
Уже 10 декабря 1930 года на заседании Президиума КазЦИК состоялось заслушивание вопроса о ходе развертывания мединститута. По итогам обсуждения заседания Президиум КазЦИКа принял решение: «Обеспечить открытие функций медицинского института не позднее начала февраля 1931 года». [2].
Через месяц – 10 января 1931 года нарком Б. Абдрахманов и директор С.Д. Асфендияров направляют совместное письмо в Казсовнарком с кратким отчетом о работе и проектом Постановления Совнаркома КАССР. В данном письме авторы указывают на значение медицинского вуза для республики, на актуальность подготовки высококвалифицированных медицинских кадров из местного коренного населения и восточных национальностей.
Вступительных экзаменов не было, но на комиссии проводилось индивидуальное собеседование с заявителем. Всего весной 1931 года было зачислено в КазГМИ по результатам собеседования 135 человек, но часть зачисленных студентов самовольно не приступила к занятиям.
С зачисленными студентами весеннего набора с 1 февраля 1931 года начали проводить предварительные занятия на 10 кафедрах: морфологии (анатомии), экспериментальной гигиены, гистологии, химии, физики, биологии, общественных наук (диалектического материализма, политэкономии), физкультуры, казахского и немецкого языков. По разным данным весной 1931 года на подготовительных занятиях обучались 117-121 человек.
По текстам приказов КазГМИ восстановлены численность и фамилии преподавателей вуза, работавших со студентами на подготовительных занятиях. Штат института в 1931 году был следующий: 5 профессоров, 4 доцента, 13 ассистентов, 2 преподавателя.
Кафедру экспериментальной гигиены первоначально возглавил Кацва Моисей Павлович, но через 1 месяц заведующим стал молодой специалист, выпускник МГУ Ильин-Какуев Борис Иванович (приказ № 197 от 10 декабря 1931 года). В 1932 году он перевелся на должность заведующего кафедрой биохимии, а бессменным руководителем кафедры экспериментальной гигиены, затем общей гигиены, до конца своей жизни (1948 г.) стал Попов Николай Николаевич.
Учебных помещений не хватало. Первое здание, ранее занимаемое Казснабторгом, было выделено для медицинского института по адресу Лепсинская 38, ныне ул. Фурманова. Именно в этом здании работал первый директор медицинского института С.Д. Асфендияров.
Осенью 1931 года на трех заседаниях приемной комиссии дополнительно набрали 168 студентов на 1 курс.
Итого осенью 1931 года стало 289 первокурсников, из них 87 женщин. В числе зачисленных студентов были 51,9 % казахов, 11,4% лиц восточных национальностей, 36,7 % русских. Для проведения занятий вуз получил еще два здания: по адресу ул. Лепсинская, дом 71 (ныне здание не сохранилось, но его фотография есть в Музее КазНМУ) и Пушкинская (потом ул. Пушкина), дом 65.
Общая сумма расходов института в 1931 году составила 327 231 рубль 87 копеек. Этих денег катастрофически не хватало; тем не менее вуз смело выдвинул пятилетний план строительства КазГМИ на 1930-1934 годы. К концу пятилетки планировалось довести численность студентов по медицинскому институту до 600 человек, по рабфаку – 300. План строительства включал постройку зданий: морфологического корпуса, корпуса экспериментальных дисциплин (физика, химия, фармакология, физиология, общая биология и др.) на 27 000 кубометров, вспомогательного корпуса хирургической клиники на 300 человек (аудитория, клиническая лаборатория) - 15 000 кубометров, вспомогательного корпуса терапевтической клиники (аудитория, клиническая лаборатория) - 15 000 кубометров, учебного корпуса для рабфака на 300 человек - 4 500 кубометров, 25 квартир для преподавателей.
Все помещения мединститута в 1931-1936 годы имели печное отопление, канализация отсутствовала. Водопровод, строительство которого началось в Алма-Ате в 1930 году, был не во всех домах. Поэтому в штате института были водовозы: на лошадях вода в столовую и в общежития доставлялась в бочках из Головного арыка с ул. Арычной (ныне проспект Абая) или с речки Алматинки. В нижней части города были колодцы с длинными «журавлями». Кафедра инфекционных болезней работала на базе городской инфекционной больницы по ул. Побережная 2 – в старом доме в районе Парка культуры и отдыха им. М. Горького [3].
Однако показатели учебных площадей нарастали: если в 1934 году общая кубатура учебных помещений (без клиник) составляла 8911, в 1935 году - 9 462, то в 1936 году – уже 35 500.
В 1935 году в структуре института было уже 28 кафедр; здесь работали виднейшие ученые, приехавшие из городов России. Все они прибыли для работы в Казахстан по направлению Наркомздрава РСФСР.
В числе приоритетных направлений развития института в 30-е годы были подготовка научных кадров и повышение квалификации преподавателей. Исследование отчетов, протоколов и приказов свидетельствует, что в 1933-1934 годах преподаватели института еще слабо занимались диссертационными работами, защит работ не было.
В связи с этим, в приказе за № 93 от 31 августа 1935 года ректор института профессор Зикеев В.В. указывает: «Очередными задачами нового учебного года должны явиться укрепление и развитие кафедр мединститута, повышение качества преподавания… Необходимо обратить серьезное внимание на работу по подготовке аспирантов, повышению квалификации ассистентского звена, выполнению кандидатских работ, имея особенно в виду, что это было слабым местом в работе медицинского института. Итоги научно-исследовательской работы за прошлый учебный год, несмотря на, безусловно, качественный и количественный рост научной продукции, заставляют с большей энергией, плановостью и организованностью развить эту отрасль работы».
Найденные документы свидетельствуют, что в тематике научных исследований, которые выполняли кафедры в 30-е годы, было много прикладных вопросов гигиены и санитарии. Это исследование проблем курортологии, качества минеральных источников, внутрибольничных инфекций.
Кафедра гигиены занималась исследованием загрязнения объектов окружающей среды и гигиенической оценкой благоустройства городов. Научные исследования сотрудников кафедры в области гигиены стали основой дальнейшего развития гигиенической науки в республике. Долгие годы в поездках и экспедициях молодые педагоги- гигиенисты занимались решением важнейших вопросов оздоровления городов и сел Казахстана, в том числе развивающихся промышленных центров республики - Караганды, Балхаша, Карсакпая. Огромная заслуга в воплощении всех предложений принадлежит профессору Н.Н. Попову. Итоги научного исследования позднее были представлены в его докторской диссертации «Санитарное обоснование реконструкции г. Алма-Аты», защищенной в 1940 году.
В 1937 году в институте стало 30 кафедр, 2 самостоятельных курса на правах кафедры (общественных дисциплин и языков), 12 обязательных доцентских курсов при соответствующих кафедрах; всего на кафедрах было 30 профессоров, 18 доцентов, 64 ассистента и 8 преподавателей. В перечне приказа № 70 от 9 апреля 1938 года «О штатах КазГМИ» имеются полные сведения о кафедрах и преподавателях института: всего 34 кафедры, 34 заведующих, 8 доцентов, 84 ассистента.
Таковы первые шаги медицинского вуза. Огромные трудности были на всех этапах 30-х годов, но процесс организации КазГМИ в 1930 году и открытия вуза в 1931 году стоил особых усилий. С первых дней работы медицинского вуза функционировал только лечебный факультет. В 1938 году был открыт педиатрический факультет.
Санитарно-гигиенический факультет открылся позднее, в годы войны. Но вся система развития экономики и хозяйства Казахстана, развития здравоохранения требовали неотложного решения вопроса о подготовке санитарных врачей на территории республики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Архив Музея истории КазНМУ, оп. - 1931-1940. - д. НКЗ. - С. 1-44.
- Архив ЦГА РК Ф. 30. - оп. 2. - Д. 771. - С. 5.
- Архив ЦГА. РК Ф. 82. - оп. 1. - Д. 427. - С. 4-6.