Изучено в динамике влияние острого нарушения мозгового кровообращения в бассейне сонных артерий на активность проапоптотических процессов в нервных и глиальных клетках коры теменной доли полушарий головного мозга. В коре теменной доли полушарий головного мозга двусторонняя 20-минутная каротидная ишемия с последующей реперфузией снижает плотность расположения р53+-глиоцитов на 12-е сутки наблюдения, повышает процент р53+-нейронов и снижает процент р53+-глиоцитов как после одночасовой реперфузии, так и на 12-е сутки.
Каротидная ишемия-реперфузия в нейроцитах коры теменной доли увеличивает концентрацию белка р53+ в раннем ишемически- реперфузионном периоде и снижает ее в нейро- и глиоцитах – в позднем; нарушает морфометрические параметры р53+-нейроцитов в оба срока наблюдения, а глиоцитов – в позднем.
Введение. Глобальное распространение цереброваскулярных заболеваний, частое возникновение их в молодом возрасте, высокий процент инвалидизации и смертности определяют медико-социальную значимость изучения этой патологии [1].
На сегодняшний день имеется значительный объем информации касательно практически всех звеньев патологического процесса, которые запускаются при ишемическом повреждении головного мозга [2, 3], начиная от развития энергетического стресса [4], формирования явлений эксайтотоксичности [5] и заканчивая гибелью клеток путем некроза или апоптоза. В последние годы особую актуальность приобретают исследования, посвященные раскрытию молекулярно-генетических основ гибели нервных и глиальных клеток [6]. Выяснение того, какой вид клеточной смерти преобладает при развитии постреперфузионных поражений центральной нервной системы, во-первых, имеет важное практическое значение для разработки новых методов патогенетической терапии инсульта, поскольку регенераторный потенциал нейронов резко ограничен и потеря даже части клеток может закончиться фатально [7, 8]; во-вторых, эта информация позволит прогнозировать индивидуальную чувствительность различных отделов мозга при цереброваскулярных катастрофах.
В настоящее время изучено влияние ишемии-реперфузии на фрагментацию ДНК клеток соматосенсорной коры головного мозга крыс [9], однако степень реагирования на это вмешательство отдельных клеток (нейронов, глии) теменной доли, а также процессы апоптоза остаются неисследованными.
Цель работы. Исследовать влияние двусторонней 20минутной каротидной ишемии с реперфузией различной продолжительности на содержание белка р53+ в различных клетках коры теменной доли полушарий лабораторных крыс.
Материалы и методы. Исследования выполнены на крысах-самцах трех групп: 1. Контрольные животные; 2. Крысы, которым моделировали 20-минутную двустороннюю каротидную ишемию с одночасовой реперфузией (ранний ишемически-реперфузионный период); 3. Крысы, которых выводили из эксперимента на 12-е сутки после моделирования 20-минутной ишемии (поздний ишемически-реперфузионный период).
Моделирование каротидной ишемии-реперфузии осуществляли под калипсоловым наркозом (75 мг/кг массы тела) путем 20-минутного пережатия обеих общих сонных артерий [10], после чего кровоток по этим сосудам восстанавливали. Животных выводили из эксперимента декапитацией под калипсоловым наркозом. Пользуясь атласом стереотаксических координат [11] на холоде забирали кору теменной доли (КТД) полушарий головного мозга, в течение 24 ч фиксировали в растворе Буэна и заливали в парафин, готовили гистологические срезы толщиной 5 мкм. Затем осуществляли депарафинизацию в ксилоле, регидрацию в нисходящих концентрациях этанола и отмывание в 0,1 М фосфатном буфере. После обработки с моноклональными антителами срезы изучали в флуоресцентном микроскопе AXIOSKOP (Zeiss, Германия) методом иммунофлуоресценции. Исследовали плотность расположения и морфометрические параметры р53+ клеток с помощью компьютерной системы цифрового анализа VIDAS-386 (Kontron Elektronik, Германия). Статистическую значимость различий оценивали по t-критерию Стьюдента для независимых выборок. Данные представлены в виде средних арифметических и стандартного отклонения.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты изучения плотности расположения и процентного соотношения р53+ нервных и глиальных клеток КТД полушарий головного мозга представлены в табл. 1. Обращает внимание тот факт, что в исследуемом отделе неокортекса интактных животных количество р53+- глиоцитов в 3,7 раза выше, чем р53+-нейроцитов, что, вероятно, обусловлено более интенсивным уровнем в них апоптотических процессов.
Установлено, что 20-минутная каротидная ишемия с одночасовой реперфузией не привела к достоверным изменениям плотности расположения р53-положительных нервных и глиальных клеток КТД. Однако на 12-е сутки постишемического периода в исследуемой части коры наблюдалось достоверное снижение плотности расположения р53+-глиоцитов в 4,7 раза по сравнению с таковой у контрольных крыс и в 4,3 раза - относительно показателя в раннем постишемическом периоде.
Анализ процентного соотношения различных классов р53+ клеток КТД показал, что в раннем постишемическом периоде произошло достоверное увеличение на 29 % количества р53+-нейроцитов и уменьшение на 10 % количества глиоцитов относительно соответствующих показателей в контрольной группе крыс. На 12-е сутки ишемически-реперфузионного периода процент р53+ нейронов возрос в 3,3 раза относительно показателя в контроле и в 2,5 раза - по сравнению с показателем в раннем сроке наблюдения, а процент глиальных клеток, наоборот, уменьшился в 4,1 и 3,7 раза соответственно.
По результатам оценки раннего воздействия ишемии- реперфузии головного мозга на концентрацию белка р53+ установлено (табл. 2), что данный показатель в нейроцитах повысился на 19 % по отношению к показателю у контрольных животных, а в глиоцитах изменений не зафиксировано. В условиях позднего постишемического периода исследуемый параметр в нервных клетках уменьшился в 2 раза по отношению к контролю и в 2,4 раза - по сравнению с ранним сроком исследования, а в глиальных клетках - на 16 и 18 % соответственно.
В условиях раннего ишемически-реперфузионного повреждения КТД полушарий головного мозга в нейроцитах наблюдалось достоверное возрастание общего содержаниябелка р53+ на 4 % относительно контроля, а на 12-е сутки ишемически-реперфузионного периода этот показатель повысился на 13 % по отношению к таковому у контрольной группы крыс и на 9 % - по сравнению с предыдущим сроком наблюдения. В оба периода ишемически-реперфузионного повреждения КТД не обнаружено достоверных изменений содержания белка р53+ в глиальных клетках.
20-минутная ишемия с одночасовой реперфузией вызвала в исследуемой части неокортекса снижение дисперсии распределения белка р53+ в нервных и глиальных клетках на 25 и 23 % соответственно относительно показателя контрольной группы животных. Однако на 12-е сутки ишемически-реперфузионного периода данный параметр в нейроцитах и глиоцитах возрос на 92 и 78 % соответственно относительно контрольной группы животных и на 157 и 130% соответственно - по сравнению с ранним сроком наблюдения.
Анализ изменений морфометрических параметров клеток КТД в раннем постишемическом периоде показал, что площадь р53+-нейро- и глиоцитов изменений не претерпела. Однако в позднем постишемическом периоде отмечалось достоверное увеличение площади р53+-глиоцитов на 29 % по отношению к показателю у контрольных крыс и на 26 % - относительно раннего срока наблюдения, а исследуемый показатель нервных клеток возрос в оба периода на 310 %. Каротидная ишемия с одночасовой реперфузией привела к росту коэффициентов формы и элонгации р53+-нервных клеток на 7 и 5 % соответственно относительно контроля, а данные показатели р53+-глиальных клеток изменений не претерпели.
В позднем периоде ишемически-реперфузионного повреждения КТД обнаружено, что коэффициенты формы и элонгации р53+ нервных клеток достоверно уменьшились на 18 и 6 % соответственно по сравнению с предыдущим сроком наблюдения. Однако по отношению к контрольной группе животных имело место снижение только коэффициента формы на 12 %. В свою очередь, коэффициенты формы и элонгации р53+-глиальных клеток снизились на 3 % и 4 % соответственно относительно как контроля, так раннего срока наблюдения.
Выводы: 1. В коре теменной доли полушарий головного мозга двусторонняя 20-минутная каротидная ишемия с последующей реперфузией снижает плотность расположения р53+-глиоцитов на 12-е сутки наблюдения, повышает процент р53+-нейронов и снижает процент р53+- глиоцитов как после одночасовой реперфузии, так и на 12-е сутки.
Каротидная ишемия-реперфузия в нейроцитах коры теменной доли увеличивает концентрацию белка р53+ в раннем ишемически-реперфузионном периоде и снижает ее в нейро- и глиоцитах - в позднем; нарушает морфометрические параметры р53+-нейроцитов в оба срока наблюдения, а глиоцитов - в позднем.
Таблица 1 - Количество р53+-нейроцитов и глиоцитов в коре теменной доли полушарий крыс с ишемически-реперфузионным повреждением головного мозга (на 1 мм2) (М±m)
Группа наблюдения |
Количество р53+- нейроцитов на 1 мм2 |
Количество р53+- глиоцитов на 1 мм2 |
Контроль (n=11) |
21,00±1,20 |
78,64±4,92 |
24,88±1,80 |
75,12±1,81 |
|
Ишемия-реперфузия 20 мин / 1 час |
25,69±2,67 |
72,64±7,26 |
(n=11) |
32,16±2,10* |
67,83±2,10* |
Ишемия-реперфузия |
19,69±1,93 |
16,72±3,16*^ |
(12 суток) (n=11) |
81,75±3,16*^ |
18,25±3,16*^ |
Примечание: в числителе - суммарная плотность различных классов клеток на 1 мм2 коры теменной доли полушарий головного мозга; в знаменателе - процент различных классов клеток; вероятность разницы по сравнению с * - контролем; ^ - ишемией- реперфузией (20 мин / 1 час)
Таблица 2 - Содержание белка р53 и морфометрические параметры р53+ нервных и глиальных клеток коры теменной доли полушарий крыс с ишемически-реперфузионным повреждением головного мозга (М ± m)
Группа наблюдения |
Концентраци я р53 ИРМ Еиф |
Содержание р53 ИРМ Еиф |
Дисперсия распределения р53ИРМ |
Площадь, мкм2 |
Коэфициент формы |
Коэфициент элонгации |
Нервные клетки |
||||||
Контроль |
0,452±0,006 |
2,269±0,019 |
31,26±1,09 |
77,88±3,65 |
0,648±0,013 |
0,620±0,011 |
(n=11) |
||||||
Ишемия- реперфузия |
0,539±0,007 |
2,349±0,018 |
23,41±0,68 |
76,99±3,30 |
0,694±0,012 |
0,652±0,011 |
р1<0,001 |
р1<0,01 |
р1<0,001 |
р1<0,01 |
р1<0,05 |
||
20 мин / 1 час (n=11) |
||||||
Ишемия- |
0,228±0,014 |
2,554±0,035 |
60,09±1,17 |
241,45±18,55 |
0,574±0,018 |
0,618±0,014 |
реперфузия |
р1<0,001 |
р1<0,001 |
р1<0,001 |
р1<0,001 |
р1<0,001 |
|
(12 суток) |
р2<0,001 |
р2<0,001 |
р2<0,001 |
р2<0,001 |
р2<0,001 |
р2<0,05 |
(n=11) |
||||||
Глиальные клетки |
||||||
0,395±0,003 |
1,275±0,011 |
31,91±0,59 |
9,36±0,24 |
0,814±0,005 |
0,675±0,005 |
|
Контроль |
||||||
(n=11) |
||||||
Ишемия- |
0,403±0,003 |
1,290±0,012 |
24,69±0,39 |
9,55±0,25 |
0,821±0,005 |
0,674±0,005 |
реперфузия 20 мин / 1 час (n=11) |
р1<0,001 |
|||||
Ишемия- |
0,332±0,003 |
1,315±0,027 |
56,67±1,23 |
12,07±0,73 |
0,793±0,012 |
0,653±0,010 |
реперфузия |
р1<0,001 |
р1<0,001 |
р1<0,001 |
р1<0,05 |
р1<0,05 |
|
(12 суток) (n=11) |
р2<0,001 |
р2<0,001 |
р2<0,01 |
р2<0,05 |
р2<0,05 |
Примечание. - вероятность разницы по сравнению с: р1 - контролем (р<0,05, р<0,01, р<0,001); р2 - ишемией-реперфузией (20 мин / 1 час) у контрольных животных (р<0,05, р<0,01, р<0,001)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Woodruff T. M., Thundyil J., Tang S.-C. Pathophysiology, treatment, and animal and cellular models of human ischemic stroke.// Molecular Neurodegeneration. – 2011. – V. 6, № 11. – P. 1750-1766.
- Шляхто Е.В., Баранцевич Е.Р., Щербак Н.С., Галагудза М.М. Молекулярные механизмы формирования ишемической толерантности головного мозка. Часть 2 // Вестник РАМН. – 2012. – № 7. – С. 20-29.
- Chavez J.C., Hurko O., Barone F.C., Feuerstein G.Z. Pharmacologic interventions for stroke: looking beyond the thrombolysis cologic interventions for stroke: looking beyond the thrombolysis // Stroke. – 2009. – V. 40, № 10. – P. 558-563.
- Nakka V.P., Gusain A., Raghubir R. Endoplasmic reticulum stress plays critical role in brain damage after cerebral ischemia/reperfusion in rats // Neurotox. Res. - 2010. - V. 17, № 2. - P. 189-202.
- Dongxu Zhai, Kyle Chin, Min Wang, Fang Liu. Disruption of the nuclear p53-GAPDH complex protects against ischemia-induced neuronal damage // Molecular Brain. - 2014. - V. 7, № 20. - P.1-12.
- Шетова И. М. Роль полиморфных вариантов генов-регуляторов апоптоза: поли(адф-рибозы) полимеразы-1, апоптозиндуцирующего фактора и р53 в патогенезе ишемического инсульта : дис. … канд. мед. наук : 14.00.13. - Москва, 2005. - 146 с.
- Knight R., Melino G. Cell death in disease: from 2010 onwards // Cell Death Dis. - 2011. - V. 2, № 9 - Р. 1-6.
- Favaloro B., Allocati N., Graziano V. Role of Apoptosis in disease // Aging. - 2012. - V. 4, № 5. - Р. 330-349.
- Семененко А.І., Ходакiвський О.А., Черешнюк І.Л. [та iн.] Вплив iнфузiйних розчинiв на фрагментацiю ДНК клiтин соматосенсорноï кори при iшемiï-реперфузiï головного мозку у щурiв / / Експериментальна та клiнiчна фiзiологiя i бiохiмiя. - 2014. - № 3. - С. 14-18.
- Скибо Г. Г. Использование различных экспериментальных моделей для изучения клеточных механизмов ишемического поражения мозга // Патология. - 2004. - Т. 1, № 1. - С. 22-30.
- Kоnig J. F., Klippel P. A. The rat brain. A stereotaxis atlas of forebrain and lower part of the brain stem.- Baltimora: The Williams and Wilkins Company, 1963.-162 p.