В данной статье приведен краткий анализ предпосылок возникновения международного медицинского права, актуальность и востребованность данной отрасли права в настоящее время.
Право граждан на здоровье, в отличие от других прав человека, сравнительно недавно стало законодательно закрепляться в правовых актах, в том числе в конституциях, стран мирового сообщества. Вплоть до середины прошлого столетия в конституциях государств всего мира отсутствовало упоминание о праве граждан на здоровье, хотя многие другие права человека уже были провозглашены.
47-я конференция Ассоциации международного права, проходившая в 1956 г. в Дубровниках (Югославия), учредила Комитет по международному медицинскому праву. Материалы восьмилетней деятельности данного комитета показывают, что им международное медицинское право рассматривалось как часть так называемого «права войны». Основным содержанием данной отрасли права Комитет считал нормы, направленные на гуманизацию войны, на оказание медицинской помощи жертвам войны. В наиболее концентрированном виде эта точка зрения выражена в резолюции, принятой 47-й конференцией Ассоциации международного права. В резолюции подчеркивается, что главная цель международного медицинского права «состоит в усилении юридической гарантии более эффективной охраны жертв вооруженных конфликтов».[1] В 1960 г. в утвержденном Комитетом докладе говорилось: «Эта ветвь международного права всемерно развивается, чтобы занять значительное место в рамках международного права войны».[2] Такую же позицию члены Комитета заняли и на 51-й конференции Ассоциации, состоявшейся в августе 1964 г. в Токио.
Между тем задачи международного медицинского права должны пониматься значительно шире. Среди огромного количества норм, регулирующих межгосударственные отношения, имеется много таких, которые касаются вопросов здравоохранения и медицины. Все они в совокупности представляют целую систему, направленную к одной и той же цели — к улучшению здоровья всех людей на земле. Совокупность этих норм и является международным медицинским правом.
Чтобы четко представить себе содержание рассматриваемой отрасли права, следует обратиться к Уставу Всемирной Организации Здравоохранения, в котором записано, что главной целью организации провозглашается «достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья» (ст. I). Под термином «здоровье», как указывается в преамбуле Устава, понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».[3] Именно данные положения Устава ВОЗ должны лечь в основу международного медицинского права и определять его главное содержание. Разработка таких правовых норм, которые бы наиболее эффективно способствовали улучшению здоровья всего населения нашей планеты, — вот в чем заключается важнейшая задача международного медицинского права.
Имея главной целью правовое регулирование мероприятий по улучшению здоровья всех народов, оно в то же время имеет и вторую задачу, заключающуюся в правовой охране жизни и здоровья людей в случае вооруженных конфликтов. Война наносит огромный ущерб здоровью миллионов людей. Поэтому нормы международного права, имеющие в виду охрану здоровья человека в случае войны, также являются содержанием рассматриваемой отрасли права, но не они стоят на первом месте.
Международное медицинское право — это часть международного права, которая регулирует межгосударственные отношения по вопросам здравоохранения и медицины. Исходя из этого, следует источниками этой отрасли права считать те международные договоры и конвенции, нормы которых направлены, прежде всего, на улучшение здоровья народов в мирное время и, кроме того, на охрану здоровья людей в случае войны. В качестве единственного источника данной отрасли права зарубежные авторы обычно считают Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны. Уделяя основное внимание анализу этих конвенций, они совершенно игнорируют такие важнейшие документы, как Устав ООН, Устав ВОЗ и другие международно-правовые акты. Так, авторы доклада, представленного Комитету по международному медицинскому праву в 1958г., провозглашают: «Женевские соглашения для нас — что-то вроде великой хартии хартий».[4] На заседании Комитета по международному медицинскому праву в Токио продолжалась та же линия: в центре внимания были только конвенции о защите жертв войны.
Данная позиция представляется неправильной. Главными источниками международного медицинского права являются Устав ООН и Устав ВОЗ. При этом, если в Уставе ООН лишь в самой общей форме говорится о том, что Организация Объединенных Наций должна содействовать международному сотрудничеству в области здравоохранения и разрешению возникающих в связи с этим международных проблем (п. «в» ст. 13, п. «в» ст. 55, п. 1 ст. 57), то в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения эти положения развиты гораздо более полно. Наряду с Уставом ООН и Уставом ВОЗ в качестве источников международного медицинского права следует назвать принятые в 1951 г. на Всемирной Ассамблее Здравоохранения ВОЗ «Международные санитарные правила» [5], имеющие в виду установление в необходимых случаях карантина для предотвращения распространения заразных болезней. Источниками данной отрасли права являются также Единая конвенция по наркотическим средствам 1961 г. и ряд двусторонних соглашений о сотрудничестве в области здравоохранения.
К ним представляется необходимым отнести и решения международных органов, в частности Всемирной Ассамблеи Здравоохранения ВОЗ. Так, в 1961 г. на ее XIV сессии по предложению делегации СССР была принята специальная резолюция, которая, принимая во внимание утвержденную XV сессией Генеральной Ассамблеи ООН Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, обязывает Всемирную Организацию Здравоохранения оказывать медицинскую помощь народам, завоевавшим свою независимость или отстаивающим свое право на нее [6]. Эта резолюция — важный источник международного медицинского права.
Важными источниками международного медицинского права являются, кроме того, принимаемые Всемирной Ассамблеей Здравоохранения в соответствии с Уставом ВОЗ соглашения, конвенции и различные правила по вопросам санитарии, медицины и т. д. Эти соглашения и конвенции, согласно ст. 19 Устава ВОЗ, требуют одобрения большинства в две трети голосов, поданных на заседании Ассамблеи. При этом для каждого члена ВОЗ принятая таким путем конвенция вступит в силу лишь в том случае, если она будет одобрена компетентными государственными органами в соответствии с существующей в данной стране конституционной процедурой.
Выше отмечалось, что в систему международного медицинского права входят и те нормы, которые охраняют в той или иной, степени здоровье человека во время войны. Следовательно, источниками данной отрасли являются и Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны, соглашения о запрещении некоторых видов оружия — разрывных пуль, ядовитых газов, бактериологических средств ведения войны и т. д.
Известно, что испытания ядерного оружия наносили серьезный ущерб здоровью людей, отравляя атмосферу, заражая воды морей и океанов. Инициативы ведущих стран мира, в том числе Республики Казахстан о запрещении испытаний ядерного оружия является крупным вкладом в международное медицинское право.
Итогом полувековой деятельности стало то, что в настоящее время нормы медицинского права становятся неотъемлемой частью международного и внутригосударственного законодательства. Сегодня международное медицинское право объединяет социальные права человека, охватывая значительный круг вопросов, чем медицинское законодательство конкретного государства.Перед наукой международного медицинского права стоит благородная задача разработки таких новых норм, которые бы максимально способствовали улучшению здоровья всех народов. Всемирная Организация Здравоохранения считает, что для достижения положительных результатов в области охраны здоровья требуется создать на правовой основе целенаправленное управление всех уровней системы здравоохранения. Разработанная ЕРБ ВОЗ стратегия предполагает наличие у государства должной системы здравоохранения, включающей надлежащую и общедоступную государственную систему охраны здоровья, а также ее правовое обеспечение, позволяющее четко разграничить предметы ведения и полномочия центральных и региональных органов государственной власти. Главная задача - создать систему здравоохранения, регулируемую основным законодательством и другими правовыми актами, позволяющую оказывать необходимую медицинскую помощь всему населению и обеспечивающую профилактику и диагностику болезней, специальные меры по защите здоровья матерей, детей и лиц пожилого возраста, а также общие меры, направленные на "предотвращение загрязнения воздуха и воды, защиту от радиации и шума, контроль качества продуктов питания и состояния окружающей среды и борьбу с алкоголизмом и наркоманией" (причем все эти меры, по мнению европейского сообщества должны финансироваться главным образом государством). В число задач обеспечения права на здоровье входит также охрана здоровья лиц, проживающих в непосредственной близости от атомных электростанций; меры по предотвращению распространения СПИДа; создание системы просвещения в области охраны здоровья; предоставление консультативных и просветительских услуг в целях укрепления здоровья и развития у людей чувства личной ответственности за свое здоровье; предотвращение, насколько это возможно, распространения эпидемических, эндемических и другие заболеваний; а также наличие медицинских служб широкого профиля во всех начальных и средних школах. Объектами контроля являются также стандарты качества оказываемой медицинской помощи, в т.ч. качества продуктов питания и др. В целом анализ зарубежных источников показывает, что прежде всего в области здравоохранения ставится задача способствовать "обеспечению высокого уровня защиты здоровья людей, поощрению сотрудничества между государствами-членами и, если необходимо, оказание поддержки их действиям".
Изучение истории зарубежного медицинского права и законодательства о здравоохранении позволяет утверждать, что в экономически развитых странах мира сложилась устойчивая тенденция правового регулирования охраны здоровья которая базируется не на ведомственном правотворчестве, а на законах о защите здоровья людей, изданных высшими органами государственной власти различных стран мира или их субъектами, а также на правовых актах международных медицинских организаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- «International Law Association. Hamburg Conference (1960).Committee of International Medical Law», p. 5.
- Всемирная Организация Здравоохранения. Основные документы. 13-еиздание. – Женева: 1962. - С. 1-2.
- «International Law Association. New York University Conference (1958).Committee of International Medical Law», p. 1.
- «International Sanitary Regulatins». – WHO. – Geneva: 1961.
- «Official Records of the World Health Organisation», N 110, p. 25, Res. - WHA. - 14.58. – Geneva: 1961.