Представленные данные свидетельствуют о недостаточном содержании в рационе беременных с преэклампсией основных ингредиентов пищи – белков, жиров, микро- и макроэлементов, витаминов. Это обуславливается однообразием потребляемых продуктов, в основном, мучные, макаронные и хлебо-булочные изделия, а также недостаточным количеством потребляемых продуктов. Данное обстоятельство, по-видимому, объясняется образом жизни опрошенных женщин, привычками питания и материальным положением семьи.
Беременность – это состояние роста и повышенной потребностью в пищевых веществах и энергии. При нормальном течение беременности и питании нет необходимости в дополнительном назначении витаминов А, Д или В6. Одним из витаминов, потребность в которых почти удваивается при беременности, а дефицит неблагоприятно сказывается на беременности и состоянии плода, является фолацин (фолиевая кислота).
Имеются данные, что у беременных с преэклампсией изменения минерального обмена более выражены, чем при физиологически протекающей беременности, что приводит к значительной потере костных минеральных компонентов и развитию остеопении беременных.
При преэклампсии происходят значительные изменения симпатической иннервации, микроциркуляции в различных региональных сосудистых бассейнах. В областях с нарушенной микроциркуляцией постепенно нарастают кислородная задолженность, гипоксия, ацидоз, отражающиеся на состоянии костной ткани (кислая среда способствует растворению минеральной фазы кости). Увеличение риска остеопенических осложнений при преэклампсии связано с ее тяжестью, длительностью течения, выраженностью метаболических нарушений и гипоксии. Тканевая гипоксия и ассоциированные с ней патобиохимические и иммунологические сдвиги могут иметь самостоятельное значение в патогенезе беременности .
Наблюдаются существенные отклонения в функциональном состоянии почек и печени, играющих важную роль в обмене витамина D и образовании его активных метаболитов: уменьшается выработка 1α- гидроксилазы, что способствует снижению синтеза кальцитриола, дефицит которого приводит к 2+ уменьшению всасывания Ca в кишечнике.
При преэклампсии в крови снижается содержание белка, в большей степени - белков мелкодисперсных фракций за счет угнетения белоксинтезирующей функции печени с недостаточностью синтеза белков, связывающих витамин D и осуществляющих его транспорт. При выраженной протеинурии снижение уровня витамина D и его активных метаболитов в крови может быть обусловлено потерей их с белком.
Принимая во внимание важную роль плаценты в регуляции обмена витамина D и Ca2+ между организмом матери и плода, ее прямое участие в синтезе 1,25- диоксивитамина D, можно допустить, что гиповитаминоз у беременных связан с существенными морфофункциональными изменениями в плаценте, нередко наблюдаемыми при преэклампсии.
При преэклампсии отмечается сниженный уровень эстрогенов, которые опосредованно влияют на процессы гидроксилирования витамина D в почках и оказывают антикатаболическое действие на ткани. Это приводит к повышению активности остеокластов, уменьшению синтеза белков, ферментов, витаминов.
Профилактика преэклампсии в группе риска должна начинаться с началом беременности. При этом организуется рациональный режим отдыха и питания, так как несоответствие рациона питания потребностям организма зачастую играет решающую роль в развитии, распространении и тяжести течения многих заболеваний, в том числе и преэклампсии.
В связи с чем, нами было проведено исследование состояния питания беременных 350 женщин с преэклампсией и 120 здоровых женщин, находившихся на амбулаторном наблюдении на базе консультативнодиагностических отделений (КДО), Городского родильного дома №1 г.Астаны, Перинатального центра №2 г. Астаны. Возраст обследованных составлял 16-47 лет.
При выполнении исследований использовались современные информативные методы: углубленное изучение анамнеза с акцентом на особенности социального статуса, анкетно-опросный метод по системе Еврокодов, опросно-весовой, расчетные методы потребления различных компонентов пищи.
По социальному статусу женщины опытной и контрольной групп распределялись следующим образом: домохозяйки (33,0% и 30,0% соответственно), учащиеся (24,0% и 25,0%), рабочие (17,0% и 16,0%), служащие (26,0% и 29,0%). Положительно отнеслись к беременности 94% женщин, у 16% пациенток беременность была незапланированная. Вредные привычки (курение) имели 30,0% опрошенных женщин, из них 7,0% продолжали курить во время беременности. Приносили обед на работу из дома 73% работающих женщин обеих групп, пользовались столовой 20%. 7% женщин использовали пищу, приобретенную в точках «Fast food».
При взятии на учет в КДО в первом триместре беременности установлено, что 43% пациенток имели недостаточную массу тела (оценка по индексу Кеттела). Обращает внимание выявленный высокий уровень железодефицитной анемии -75,8%.
При взятии на учет также проводилась оценка рациона питания беременных женщин по системе Еврокодов. Было проведено определение состава пищевого рациона за 7 дней, определен наиболее часто употребляемый набор продуктов. Полученные данные свидетельствуют об однообразии продуктов питания в группе беременных с преэклампсией. Они содержали пониженное количество творога, сыра, свежей рыбы, мяса, овощей и фруктов. Основными продуктами данной группы явились хлебо-булочные и мучные изделия, крупа и макаронные изделия. В группе женщин с физиологической беременностью, наоборот, в ежедневный рацион входили мясо и рыба, молоко и кисломолочные продукты в, различные овощи и фрукты.
На основании исследования химического состава пищевого рациона беременных женщин опытной группы, в первой половине беременности выявлен недостаток белка (среднее количество составило 55,4 г при норме 55,4 г). С нарастанием срока беременности количество потребляемого белка в этой группе практически не увеличивалось и составило, в среднем 62,2 г (при норме 100 г). При этом оказалось пониженным преимущественно содержание животных белков.
Содержание жиров в рационе в течение всей беременности у беременных с преэклампсией было пониженным. Количество потребляемых углеводов на протяжении всей беременности, наоборот, превышало норму. Основным источником углеводов были хлеб, макароны, кондитерские изделия. Калораж рациона беременных с преэклампсией был снижен - 2160,8 ккал вместо 2400 ккал и 2652,5 ккал вместо 2800 ккал в первой и второй половинах беременности, соответственно.
Расчетным методом было установлено недостаточное содержание витаминов и минеральных веществ (кальция, железа, магния, витаминов В1, В2, С) в рационе беременных с преэклампсией (22-24 неделя).
Таким образом, представленные данные свидетельствуют о недостаточном содержании в рационе беременных с преэклампсией основных ингредиентов пищи - белков, жиров, микро- и макроэлементов, витаминов. Это обуславливается однообразием потребляемых продуктов, в основном, мучные, макаронные и хлебо-булочные изделия, а также недостаточным количеством потребляемых продуктов. Данное обстоятельство, по-видимому, объясняется образом жизни опрошенных женщин, привычками питания и материальным положением семьи.
Недостаточность рациона питания беременных женщин, безусловно, ведет к изменениям в гомеостазе организма, выражающимся в нарушении различных звеньев метаболизма и, в конечном итоге, появлении признаков преэклампсии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Кузьмин В.Н. Применение и взаимодействие витаминов у беременных, «Гинекология», 2007.
- Роль витаминной профилактики у беременных в формировании метаболического и микронутриентного статуса плода/Е.А. Журавлева, Е.Н. Каменская, Г.Н. Чумакова//«Современные технологии в педиатрии и детской хирургии» VI Российский конгресс. - М.: 2007. - С. 124.
- Шатнюк Л.Н., Михеева Г.А. Основные принципы разработки функциональных продуктов питания для беременных и кормящих женщин. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых МГУТУ. - М.: МГУТУ, 2010.
- Berkane N., Uzan S. The use of supplements in pregnancy II// Gynecol. Obstet. Biol. Reprod., 2004; 33: 33-36.
- Grischke E. M. Nutrition during pregnancy-current aspects// MMW. Fortschr. Med. 2004; 146: 29-30.