В проведенных экспериментах исследовано и выявлено, что эндогенные биологически активные вещества индоламины оказывают положительные влияние на регистрируемые показатели, в том числе и на уровень общей протеолитической активности тканей. Исследованные индоламины проявляли свое протекторное действие во всех исследованных тканях, а полученные данные послужат для коррекции развивающихся в организме сдвигов и повышения резистентности организма за счет активации эндогенных механизмов подавляя свободнорадикальных процессов в тканях.
Для повышения резистентности организма и профилактики нарушений, вызванных действием токсикантов в ряде случаев более перспективным представляется использования собственных защитных сил организма. [1]. Одними из перспективными биологическими соединениями, содержащихся в нормальных условиях во многих тканях организма, является индоламины, такие, как), , 5-НТ L-5-гидрокситриптофан (5-НТР) и Ĺ-триптофан(ТР). Серотонин - один серотонин (гидрокситриптамин из найболее распространенных в животном и растительном мире аминов и обладая высокой биологической активностья, обычно содержится в незначительном количестве в ткани. Серотонин обладает чрезвычайно широким диапазоном действия: участвует в регуляции функций нервной, сердечно - сосудистой, эндокринной, мочевыделительной систем, а также органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, печени, селезенки [2,3,4]. Доказана медиаторная роль серотонина в центральной и периферической нервной системах. Будучи одновременно фенолом и алифатическим амином, серотонин обладает амфотерными свойствами.
Изучение особенности распределения серотонина в головном мозге человека и животных показало, что содержание его в различных структурах неравномерно. Наиболее богаты им гипоталамическая область и средний мозг. Наименьшее его количество найдено в коре головного мозга и мозжечке. В некоторых участках коры больших полушарий связанные с так называемой лимбической системой серотонин содержится в таких же высоких концентрациях как и в гипоталамусе. В очень незначительном количестве обнаружен в блуждаящем, седалищном и бедренном нервах. Находят его в сером веществе, в белом нет. Богат им особый нейроглиозный отдел в стенке четвертого желудочка. Наиболее богатым источником серотонина в мозге человека и обезьян является - эпифиз до 20 мкг/г, содержание серотонина в мозге и в других тканях организма значительно изменяется в течении суток, температуры, возраста. [5,6]. Значительное количество серотонина отмечается в карциноидных опухолях кишечнике и других органов, в результате чего повышается уровень его в крови больных, а также при язвенной болезни желудка и 12- перстной кишки[7].Наряду с серотонином важнуя роль в животном организме играят триптамин и некоторые ацетиллированные и метилированные производные обоих соединений. У большинства биогенных аминов алкиламиновый радикал содержит два углеродных атома, однако у синтетического аналога серотонина - 3-аминометилиндола только один. Значительное структурное сходство молекулы серотонина с молекулами гистамина, фенамина и тирамина[8]. Механизмы влияния этих биологически активных аминов на клеточном уровне при действии неблагоприятных экологических факторов недостаточно изучено. И полученные данные послужат основой для перспективного направления поиска путей коррекции развиваящихся в организме сдвигов и повышения резистентности организма за счет активации эндогенных механизмов подавления свободнорадикальных процессов в тканях.
Материалы и методы. В экспериментах использовались 32 белых лабораторных крысах обоего пола массой 250-300 г. Крысам внутрибряшинно вводили по 1 мг/100г массы тела серотонин гидрокситриптамин, 5-НТ и L-5-гидрокситриптофан 5-НТР соответственно, из расчета 0,1 мл/100 г в течение 2-х недель.
Результаты и их обсуждение. В соответствии с задачами исследования первоначально были проведены 1-я и 2-я контрольные серии экспериментов на крысах. Результаты полученные в контрольных сериях экспериментов: содержание эритроцитов (7.4+0.3)*1012/л, концентрация гемоглобина 150.00+ 7.54 г/л, количество лейкоцитов в крови (6.40 + 0.68)*109, количество лейкоцитов в лимфе (5.21 + 0.62)*10 9/л, содержание общего белка в плазме крови 68.71 + 4.58 г/л. А полученные результаты в контрольных сериях экспериментов по уровня общей протеолитической активности (ОПА) различных тканей у крыс приведены ниже: плазма крови 47.25 + 3.25 мкгГли/мл*час, эритроциты 114.13 + 6.54 мкгГли/мл*час, микросомы брыжеечных лимфоузлов 25.34 + 1.01 мкгГли/мл*час, микросомы печени 28.58 + 1.75 мкгГли/мл*час, микросомы стенки кишки 178.88 + 12.45 мкгГли/мл*час.
C учетом полученных в контроле данных, в 3-й и 4-й сериях опытов изучали изолированное действие индоламинов - серотонина гидрокситриптамина (5-НТ) и L-5-гидрокситриптофана (5-НТР). В проведенных исследованиях было зарегистрировано повышение по сравнения с контролем количества эритроцитов в крови на 28.3% (р<0.01) и 9.4% у крыс которым вводили соответственно (5-НТ) и (5-НТР). Одновременно было выявлено повышение концентрации гемоглобина в крови на 19.0% (р<0.05) и 10.7%. Двухнедельное внутрибряшинное введение использованных нами индоламинов сопровождалось снижением содержания лейкоцитов в крови и кишечной лимфе у крыс по сравнения с контрольными величинами.
Так количество лейкоцитов в крови под влиянием 5-НТ и 5-НТР уменьшилось на 15.6% и 23.4%, соответственно, а в лимфе на 17.7% и 7.9%. Введение в организм крыс в течение 2-х недель индоламинов сопровождалось снижением содержание общего белка на 16.2% и 11.8% концентраций общего белка в плазме крови. Двухнедельное внутрибряшинное введение животным индоламинов сопровождалось повышением уровня ОПА почти всех исследованных тканей кроме эритроцитов. Результаты экспериментов показываят, что 5-НТР вызывал большее повышение уровня ОПА лимфы на35.8% (р<0.001), чем 5-НТ на 13.0%(р<0.05) Несколько иная картина отмечена для изменений уровня ОПА плазмы крови: более выраженное повышение этого показателя на 100.6% (р<0.001) отмечено при действии 5-НТ по сравнения с 5-НТР (увеличение на 89,8%,(р<0.001)). А уровень ОПА лимфоузлов 5-НТ и 5-НТР повышали на 188.5% (р<0.001) и 116.77% (р<0.001), соответственно, по сравнения с контролем. Также значительное по величине увеличение уровня ОПА под влиянием 5-НТ и 5-НТР зарегистрировано в печени на 123.2% и 141.8%, соответственно, в обоих случаях (р<0.001). При этом в СТК отмечено меньшее и недостоверное повышение уровня ОПА под влиянием двухнедельного внутрибряшинного введения 5-НТ и 5- НТР: соответственно на 19.2% и 18.4%. В то же время, использованные нами индоламины вызывали снижение уровня ОПА эритроцитов по сравнения с контролем, причем введение 5НТ сопровождалось более выраженным падением этого показателя на 33.1%, (р<0.01), чем 5-НТР на 4,5%.
Под влиянием 5-НТ максимальное повышение ОПА активности отмечается в брыжеечных лимфатических узлах, меньшее в печени, плазме крови и стенке кишки, а при действии 5-НТР в печени, лимфоузлах, плазме крови, стенке тонкой кишки.
Таким образом, представленные данные свидетельствует, что индоламины серотонина гидрокситриптамина и L-5- гидрокситриптофана сопровождается выраженными сдвигами клеточного и белкового состава крови и повышаят уровень ОПА плазмы крови, лимфы, микросом лимфоузлов, печени и стенки кишки, но снижаят активность протеаз эритроцитов.
Сравнительный анализ полученных данных позволяет заклячить, что оба исследованных индоламина проявляят свое протекторное действие во всех исследованных тканях, кроме эритроцитов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Кольбай И.С.,Сеткулова Л. Кадмий иондары мен биосластилиннің бірқатар ткандерінің протеолиздік белсенділігіне жәнне қанның ақуызы мен жасушаның құрамына жағдайындағы әсеріі // ҚР БҒ М,¥ҒА хабарлары. Биол. Және мед. Сериясы, 2001. - №3. - Б.67-70.
- Мирошина Т.Н., Мурзахметова М.К., Утегалиева Р.С., Шайхынбекова Р.М., Михалкина Н.И. Корригируящее влияние индоламинов на состояние мембран эритроцитов при действии ионов кадмия // Вестник КазНУ. Серия биологическая, 2002. - №3. - С.80-86.
- Кольбай И.С.,Сеткулова Л. Участие лимфатической системы и печени в очищении организма от денатурированных белков// Механизмы функционирования висцеральных систем. Всеросс. Конф. С междуародным участием, посвящен. 75-летия со дня рождения академика А.М. Уголева. - СПб.: 2001. - С. 145.
- Brufau G., Quilez J., Angel Canela M. e.a. Evaluation of lipid oxidation after ingestion of bakery products enriched with phytosterols, betacarotene and Спиричев В.Б.Дефицит микронутриентов и отечественные продукты лечебно-профилактического питания для его коррекции. М.,1998. 32 calpha-tocopherol // Clin Nutr., 2004. - Vol.23, № 6. - P.1390-1393.
- Depeint F., Gee J M, Williamson G., Johnson IT. Evidence for consistent patterns between flavonoid structures and cellular activities // Proc. Nutr Soc., 2002. - Vol.61. - №1. - Р. 97-103.
- Минаева В.Г. Лекарственные растения Сибири. - Новосибирск: СО, 1991. - 431 с.
- Көкенов М.К., Әдекенов С.М., Рақымов Қ.Д., т.б. Қазақстанның дəрíлíк өсiмдiктерi және оның қоданылуы.- А: Ғылым, 1998. - 288 б.
- Кузденбаева Р.С., Алдиярова Н.Т., Чуканова Г.Н. Перспективы применения масляных экстрактов на основе местного лекарственного сырья для оздоровления населения, проживаящего в экологически неблагоприятных регионах // Здоровье и болезни, 2005. - №3 (40). - С.68-72.