Тиреоидная дисфункция вносит вклад в развитие и прогрессирование процессов атерогенеза. Наше исследование показало, что коморбидное состояние «ИБС+гипотиреоз+дислипидемия», требует комплексного лечения, и розувастатин обладает независимым противоишемическим у данных больных.
Во всем мире отмечается большая распространенность ССЗ, и в первуя очередь ИБС, в настоящее время у пациентов, особенно в старших возрастных группах, нередко встречается сочетанная тиреоидная и кардиальная патология, что порои затрудняет диагностику и часто становится причинои назначения неадекватного лечения. У больных ИБС часто отмечаятся субклинические нарушения функции щитовиднои железы (15,3 %). При этом субклиническии ГП был установлен у 15,8 % женщин и у 6,7 % мужчин *1,2+.
Сегодня особенно важно оценить вклад так называемои минимальнои тиреоиднои дисфункции в развитие и прогрессирование процессов атерогенеза. В ряде популяционных исследовании было показано, что субклиническии гипотиреоз сопровождается атерогенными изменениями липидно госпектра крови. По результатам Ротердамского исследования при субклиническии гипотиреоз у пожилых женщин риск развития атеросклероза аорты увеличивается в 1,7 раз, а ИМ - в 2,3 раза. Авторы этого исследования сделали вывод о том, что субклиническии гипотиреоз является существенным и независимым фактором риска развития ИБС и ИМ у пожилых женщин *3,4+.
Цель исследования: оценить эффективность комбинированнои терапии конкора с эутироксом и комбинация конкора с эутироксом и розувастатином с помощья холтеровского мониторирования ЭКГ и суточного мониторирования АД (ХМЭКГ+СМАД) у больных с коморбидным состоянием «ИБС+субклиническии гипотиреоз+дислипидемия».
Материал и методы. В исследование вклячены 38 больных с ИБС, стенокардиеи напряжения, субклиническим гипотиреозом и дислипидемиеи. Для оценки степени коронарного резерва использовали, ХМЭКГ+СМАД.
Результаты. Приступ стенокардии при проведении имел место у 11 больных из 38 (28,9%). Стенокардия во всех случаях сопровождалась депрессиеи сегмента ST, при физическом усилии. Кроме того, в 7 (18,42%) случаях отмечена стенокардия с депрессиеи сегмента ST, которые купировались через 15-20 минут, у 4 (10,5%) больных приступ стенокардии был единственным критерием прекращения нагрузки. Среднее систолическое АД в течении суток у больных составляло 130,2+1,8 мм рт.ст., диастолическое АД - 78,4+1,5 мм рт.ст.
У 29 больных (76,3%) наиболее часто депрессия сегмента ST была в отведениях V3, V4, V5, что видимо, связано с частыми поражениями переднеи межжелудочковои ветви. У 9 (23,7%) больных депрессия сегмента ST была выявлена в отведениях III, avF, отражаящих состояние заднеи стенки левого желудочка. Эпизоды безболевои ишемии миокарда 68,3 встречались чаще, чем эпизоды болевои ишемии миокарда 31,8, ишемия миокарда чаще всего возникала во время сна 71,3, чем в период бодрствования 28,7. Несмотря на то, что средняя глубина депрессии сегмента ST была одинакова, как при болевои и безболевои ишемии миокарда, все же максимальная глубина депрессии сегмента ST при болевои ишемии миокарда больше 58,4, чем при безболевои ишемии миокарда 41,6. Суммарная и средняя продолжительность безболевои ишемии миокарда в два раза дольше, чем при болевои ишемии миокарда.
Все больные произвольно были разделены на 2 группы, 1-ая группа получала комбинация «конкор+эутирокс», 2-ая – «конкор+эутирокс+розувастатин».
В 1-ои группе на фоне терапии количество эпизодов безболевои ишемии миокарда уменьшилось на 13,7%, а количество эпизодов болевои ишемии миокарда на 11,12%. Средняя и максимальная глубина депрессии сегмента ST, средняя и суммарная продолжительность депрессии сегмента ST уменьшалась одинаково как при болевои, так и безболевои ишемии миокарда.
Во 2-ои группе на фоне терапии количество эпизодов безболевои ишемии миокарда уменьшилось на 15,2%, а количество эпизодов болевои ишемии миокарда на 13,7%. Средняя и максимальная глубина депрессии сегмента ST, уменьшалась одинаково как и у больных в 1-ои группе.
В динамике, во второи группе, на фоне лечения количество эпизодов безболевои ишемии миокарда было меньше на 9,9%, по сравнения с 1-ои группои, а количество эпизодов болевои ишемии миокарда – на 18,8%.
Таким образом, наше исследование показало, что коморбидное состояние «ИБС+субклиническии гипотиреоз+дислипидемия», требует комплексного лечения, с назначением «конкора+эутирокса+розувастатина».
Розувастатин обладает независимым противоишемическим у больных с коморбидным состоянием «ИБС + субклиническии гипотиреоз + дислипидемия».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Волошиновскии С. И. Методы немедикаментознои коррекции дисфункции щитовиднои железы у больных ишемическои болезнья сердца / С. И. Волошиновскии, О. Г. Макар // Фитотерапия. - 2007. - № 3. - С. 53-55.
- Заремба Е. Х. Особенности течения стенокардии в сочетании с дисфункциеи щитовиднои железы / Е. Х. Заремба, О. Г. Макар // Материалы третьеи международнои научно-практическои конференции «Развитие научных исследовании 2007", Полтава. - 2007. - С. 35-36.
- Макар А. Г. Клинические особенности течения ИБС на фоне дисфункции щитовиднои железы / О. Г. Макар, М. Садоха // Материалы X Национального конгресса кардиологов Украины, г. Киев. - Украинскии кардиологическии журнал. - 2009, приложение 1. - С. 209-210.
- Панченкова Л.А., Юркова Т.Е., Шелковникова М.О., Мартынов А.И. Физическая работоспособность больных ишемическои болезнья сердца с субклиническои дисфункциеи щитовиднои железы.// Россиискии кардиологическии журнал. - №2. - 2003.