Декор в прикладном искусстве как признак этнической идентичности

В данной статье рассматривается казахский декор в прикладном искусстве как признак этнической идентичности. Установлено, что в казахском орнаменте четко выделяются следующие мотивы: зооморфный, растительный, геометрический, космогонический. В статье казахский орнамент рассмотрен с точки зрения системного подхода. Представлена его структура в виде композиции, мотива и элемента. На основе анализа истории развития казахского орнаментального искусства разработана классификация основных мотивов казахского орнамента. Основные мотивы казахского орнамента применены при разработке розеток казахских ковров, головных уборов, национальной казахской и современной одежды.

Под словом декор или орнаментикой следует понимать те украшения, которые заполняют свободные места на предметах. Поэтому эти украшения должны вполне согласовываться с характером самого предмета и его назначением и никоим образом не могут быть самостоятельными факторами. Орнаменты составляются из геометрических и природных форм. Комбинируя плавно и соразмерно всевозможные прямые и кривые линии в различных положениях, художник, благодаря своему развитому вкусу, производит всеми нанесенными на предмет добавлениями несравненно большее впечатление, чем оно получилось бы от созерцания простой, чуждой всяких украшений вещи. Здесь необходимо упомянуть о том, что эти украшения должны находиться в полном соответствии с характером и назначением самого предмета, в противном случае зритель при рассматривании его получит неблагоприятное впечатление. Помимо того, натуральные формы растений, животных, человека и т.п. применяются только в тех случаях, когда они своей реальностью не убивают прочих составных частей украшения и не вредят общему впечатлению. Поэтому в большинстве случаев нам приходится встречать натуральные формы в стилизованном виде, т.е. натуральная форма изображена в главных чертах с добавлением завитков и украшений в подходящем к предмету характере-стиле. В прикладном искусстве также важен стиль. Под этим словом в орнаментике следует понимать строгое согласование как украшений между собою, так равно и этих последних с общим характером предмета, на который они наносятся, соответственно требованиям и законам искусства известных народов в различные художественные эпохи. Орнамент бывает графическим, скульптурным, по форме - геометрическим или растительным, иногда принимает фантастические формы; в него могут быть включены изобразительные мотивы. Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля. [1].

Стиль в искусстве какой-либо эпохи - это исторически сложившееся единство образной системы, средств и способов художественной выразительности. Основу любого стиля составляет единообразная система художественных форм, порожденных идейной и методологической общностью, возникшей в определенных социальных и экономических условиях. При формировании образной системы нового стиля орнамент входит в число наиболее важных составляющих его элементов и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют безошибочно определять принадлежность к данному стилю какого- либо архитектурного памятника или произведения декоративно-прикладного искусства.

В процессе складывания стиля, несущего в себе новые художественные идеалы, в прикладном искусстве появлялись новые орнаментальные мотивы, создавались новые декоративные решения.

Основными классификационными признаками орнамента служат его происхождение, назначение и содержание. С учетом всего этого орнаментальные формы можно объединить в следующие группы, или виды.

Технический орнамент. Возникновение форм этого орнамента обусловлено трудовой деятельностью человека. Например, Фактура поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, рисунок простейших клеток ткани при выработке ее на первобытном ткацком станке, спиралевидные витки, получаемые при плетении веревок, и т. п.

Символический орнамент. Формированию символического орнамента способствовала общность природы условно-символических Изображений произведений орнаментального искусства в целом, а сами орнаментальные образы, как правило, представляют собой символы или систему символов.

Такого рода Изображение способно в лаконичной форме выразить очень широкие, многообразные понятия. Появившись в Древнем Египте и других странах Древнего Востока, символический орнамент и сегодня продолжает играть важную роль.

Геометрический орнамент. Первоначально этот орнамент возник благодаря слиянию технического и символического орнаментов, образовав более сложные комбинации изображений, лишенные конкретного повествовательного значения. Отказ от сюжетной основы в этом виде орнамента позволил акцентировать внимание на строгом чередовании отдельных природных мотивов. Ведь любая геометрическая форма - это изначально существующая форма, предельно обобщенная и упрощенная.

Постепенное развитие первоначальных и в то же время основных геометрических форм привело к тем художественным формам, которыми пользуется современное искусство и которые отличаются особым разнообразием и изяществом в произведениях арабо-мавританского и готического искусства.

Растительный орнамент. Это самый распространенный орнамент после геометрического, для него характерны свои излюбленные мотивы, причем последние различны в разных странах, в разные времена. Растительный орнамент по сравнению с другими его видами представляет наибольшие возможности для создания разнообразных мотивов, приемов исполнения, для оригинальной трактовки формы.

Растительный орнамент использует многочисленные формы растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. Это художественная переработка разнообразных форм растительного мира. В руках художника- орнаменталиста первоначальные формы, масштабы, цвет изменяются и соподчиняются по законам симметрии.

При стилизации усиливаются соответственно характеру растения все типические особенности его и удаляется или ослабляется частное или случайное. Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальный материал преображается до неузнаваемости. К наиболее распространенным растительным формам с древнейших времен относятся: акант, лотос, папирус, пальмы, хмель, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб.

Каллиграфический (эпиграфический) орнамент. Этот орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в Китае, Японии, Иране и ряде арабских стран, использовалось и в Древней Руси, играя наряду с собственно орнаментикой заметную роль в декорировке различных изделий декоративноприкладного искусства.

Фантастический орнамент. В основе этого вида орнамента лежат Изображения воображаемого, чаще символического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображением сцен из жизни сказочных животных получил в странах Древнего Востока (Египта, Ассирии, Китая и Индии). В эпоху средневековья он приобрел особую популярность в связи с религиозными запретами (в странах Западной Европы, в Византии эпохи иконоборчества, в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока).

Астральный орнамент (от слова "астра" - звезда). Утверждает культ неба. Основными элементами являются Изображение неба, солнца, облаков, звезд. Наиболее распространен в Японии и Китае.

Пейзажный орнамент. Главные объекты этого орнамента - самые разнообразные мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, часто в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента. Особенно большое развитие получил в декоративно-прикладном искусстве Японии и Китая.

Животный орнамент. Построен на изображениях птиц и зверей с различной степенью стилизации: как близких к реалистическим, так и условных. В последнем случае орнамент несколько приближается к фантастическому.

Предметный, или вещный, орнамент. Возник в античном Риме и широко использовался во все последующие эпохи. Содержание предметного орнамента составляют изображения военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства. [2].

В казахском орнаменте четко выделяются следующие мотивы: зооморфный, растительный, геометрический, космогонический.

Зооморфные мотивы - наиболее широко распространенный вид казахского орнамента. Причем это не только роговидные линии, известные в искусствоведческой литературе под названием бараньи рога, но и всевозможные вариации и композиции этого узора (двойные рога, сломанные рога), а также изображение отдельных частей тела животных: табан - ступня, верблюжья шея, крылья птицы, гусиные шейки. И бараньи рога, и верблюжья ступня, и птичьи крылья некогда имели значение оберегов.

Растительные мотивы - листья, трилистники, бутоны, цветы. Их переплетения раскрывают в казахском орнаменте принципы единства, согласованности, причинно-следственной обусловленности жизни на земле.

Геометрические мотивы казахского орнамента - шынжыр, балдак, основу которых составляют сетчато- пересекающиеся ромбы, зигзаги, треугольники, многогранники.

Космогонические мотивы казахского орнамента возникали в толще напластований культур древних племен и народов. К ним относятся: солярный круг, крестовина, спираль, символизирующие соответственно мировое пространство, четыре стороны света и вечное движение. В Казахстане развитие орнаментального искусства происходит в основном в эпоху бронзы. Этот период культуры в науке назван как "андроновский". В данный период господствует в основном орнамент геометрического вида. Бронзовый век дает орнаментике последующих лет сетки, на основе которых строятся впоследствии все орнаменты, а также криволинейные поверхности, розетки и ленточные орнаменты. Многие мотивы ленточного типа практически без изменений вошли в казахскую орнаментику в качестве бордюров для каймы на одежде, тканых лент для крепления и украшения юрт, тканых безворсовых ковров типа "алаша", чиев и т.д. Эпохой, резко изменившей стиль степного орнамента, была эпоха раннего железного века. Художественный стиль, созданный скифами, называют "звериным", и его пышный расцвет связывают с золотыми и бронзовыми украшениями. Изобразительному ряду орнамента свойственно изображение животных. В орнаменте этого периода также четко прослеживаются мотивы астрологического растительного и геометрического типов. Новым в символике степных орнаментов этого периода является мировое дерево. Мотив мирового или космического дерева - самый яркий сюжет скифского орнамента, применяемый в архитектуре, скульптуре, прикладном искусстве. Падение звериного стиля в искусстве приблизили военные поражения и приход в степи Казахстана и Средней Азии тюрков. Эпоха тюркских каганатов - это период, когда окончательно сложились мотивы степного орнамента. Основное место в нем занимает тема мирового дерева. Ореолом святости окружено родовое дерево тюркских и монгольских народов, символизирующее источник сил и жизненной энергии рода. Родовые гербы у тюркских и монгольских народов состояли из четырех элементов: родового дерева, родовой птицы, тамги (родового знака), урана (родового клича). [3].

В соответствии с первым элементом мировое дерево связывало все миры. Знак древа олицетворяет источник души, жизненных сил. Из второго орнаментального типа выделяется группа орнаментов (предположительно зооморфного характера) - рогообразных завитков, спиралей и их комбинаций. И в тюркской, и в скифской мифологии рогатые животные и конь связаны с небесным верхним разделом мира. Их солярная, космическая природа отражена в фольклоре, памятниках культуры. Таким образом на основе анализа мотивов казахского орнамента разработана классификация основных мотивов.

Техника выполнения орнамента основывалась на многовековом опыте казахского народа. Наиболее древней техникой орнаментации является способ вваливания узора в войлок. Обычно по белому фону сырой и полуготовой кошмы накладывают узор из шерсти другой расцветки. Войлочный ковер, выполненный валяльным способом, называется текемет. Следующим способом выполнения узоров является способ аппликации, то есть настрачивание на ткань кусков материи другой расцветки. Способом аппликации украшали настенные войлочные ковры (тускииз). Наиболее сложным был способ мозаичного орнамента, близкий к способу инкрустации. Его применяли на войлочных коврах - сырмак. [4].

Широкое распространение в казахском национальном искусстве получил способ выполнения орнамента - декоративная вышивка (кесте), которую применяли для украшения наволочек, полотенец, женских и детских изделий и т.д. Вышивкой передавались не только геометрические и растительные узоры, но и контурные изображения человека, животных, каравана верблюдов и т.д. Для выполнения вышивки использовали особые пяльца прямоугольной или круглой формы - в зависимости от очертания орнаментального рисунка или формы вышиваемого изделия, называемые кергиш. В казахском искусстве широко применялся способ тиснения. Тиснением выполнялись орнаментированные пояса, конская сбруя, убор седла - кожаные потники и др. Весьма своеобразна техника плетеного узора. Исходя из вышеизложенного, при выполнении казахского орнамента выделяют следующие способы: вваливания, аппликации, вышивки, тиснения.Таким образом, казахский орнамент рассмотрен с точки зрения системного подхода. Представлена его структура в виде композиции, мотива и элемента. На основе анализа истории развития казахского орнаментального искусства разработана классификация основных мотивов казахского орнамента. Основные мотивы казахского орнамента применены при разработке розеток казахских ковров, головных уборов, национальной казахской и современной одежды.

Существует еще множество вариантов классификации орнамента: по используемому материалу, по способу производства, по назначению, по особенностям композиционной структуры и др. Для данного исследования уместна более обобщенная классификация орнамента по способу выражения информации: изобразительный, неизобразительный и комбинированный, т. к. все они являются коммуникативными знаковыми системами. [5].

Проблема взаимоотношения изобразительного и неизобразительного начал в художественном творчестве давно привлекает внимание исследователей. Уже в ХIХ веке ученые ставили перед собой вопрос о первичности происхождения реалистических рисунков или геометрических символов. Точка зрения Э. Пьетта, Г. Люке, А. Брейля, Г. Плеханова сводится к представлению о первоначальности происхождения натуралистического рисунка, который перерождается в абстрактно-геометрические символы, в дальнейшем составляющие орнамент. А. Брейль первый построил эволюционные цепи схематизации реалистических изображений. Противоположная точка зрения формулируется в обратном порядке - геометрический символ возникает раньше. В то же самое время появляются высказывания, ставящие под сомнение сам метод преобразования одной художественной системы в другую. В. Миллер, Л. Леви-Брюль указывали на искусственный характер построения как эволюционных, так и регрессивных рядов. Ф. Боас, на примере искусства эскимосов, доказал равную возможность для искусства развиваться от геометрического к реалистическому и наоборот. [6].

Поток теорий происхождения искусства сводился к утверждению существования генетической связи между реалистическими и геометрическими изображениями, но уже в начале XX века возникает идея синкретизма материальной и духовной культуры первобытного общества. Результаты исследований А. Леруа-Гурана показали самостоятельную семантическую функцию как знаков, использовавшихся уже неандертальцами, так и семантический потенциал реалистических изображений. Отсюда ясно, что важнейшей функцией первобытного искусства является информационная, коммуникативная функция. Уже на этом основании искусство можно считать специфической знаковой системой, выразительными полюсами которой являются реалистические изображения и абстрагированные формы. Для данного исследования предпочтительнее использовать классификацию зрительных знаков Р. Якобсона. По ней обозначенная группа реалистических изображений будет названа иконическими (изобразительными) знаками, а группа геометризированных знаков - знаками-символами (идеографическими). [7].

В традиционных изделиях казахского народа: в оружейном искусстве, в убранстве юрт, в ювелирных изделиях, в ковроткачестве, в плетении алаша - паласов, в изделиях из войлока, в коржынах, в посуде, в одежде, изготавливаемых методом плетения, шитья, сшивания лоскутков, плавления, резки, широко использовалось украшение орнаментами. В настоящее время учеными обнаружено около 230 видов орнаментов.

"Муйiз" можно назвать истоком, первоэлементом казахского орнамента, так как другие виды орнаментов создавались на его основе. Менялись только названия, например, "кошкармуiиз" - бараньи рога; "аркармуiиз" - рога архара; "бугымуiиз" - рога оленя; "кырыкмуiиз" - сорок рогов; "космуiиз" - двойные рога; "сынармуiиз" - однорогий; "сыныкмуiиз" - сломанный рог; а также орнаменты, обозначающие отдельные части тела животных, птиц - "торткулак" - крестовина; туйетабан - верблюжья ступня; "сьнарокше" - единственная пятка; "косалка" - двойное ожерелье; "кусканаты" - птичьи крылья; "казтабан" - гусиные лапки. Мастера прикладного искусства делают различные композиции из этих элементов и эффектно используют их в украшении изделий. Содержание казахских орнаментов связано с животноводством, с охотой, с отображением природы, картин кочевий, внешнего вида предметов домашнего обихода, но всех их объединяет, как уже говорилось, один элемент - "муйiз" - рог. Каждый мастер-творец оригинального вида орнамента, называл его по-своему, в зависимости от назначения и использования в быту. [8].

Орнаменты типа "муйiз" иногда бывают очень мелкими, а порой -крупными. Мелкие используются в украшении ювелирных изделий, в рисунках вышивок, в изделиях из дерева и кости, а крупные - и ковроткачестве, в плетении алаша, терме-алаша; в текеметах орнамент заложен в самой основе войлока, в сырмаках - вырезается из двухцветного войлока. Крупный орнамент также используется в изделиях из чия, в изготовлении коржынов, в элементах одежды, в строительном деле. Народные мастера, используя орнамент "муйiз" во всевозможных вариациях, создают оригинальные и сложные композиции. Мастера, используя новые орнаменты в соответствии с требованиями времени, например, для реставрации древних изделий, предусматривают не только эстетические цели, но и утилитарные: делают их более прочными. [9].

Орнаменты с древнейших времен широко использовались в различных видах искусства казахского народа. Они являются его спутниками, как в повседневной жизни, так и в праздники, являются его духовным достоянием. В настоящее время искусство создания орнамента стало одним из основных направлений культурного развития народа. Орнаменты совершенствуются во времени, обретая все более богатое содержание и новый вид. Обогащение духовной самобытности народа, расширение его мировосприятия в связи с непрерывным культурным обменом с другими народами, все это способствует взаимному культурному обогащению, а также позволило народным мастерам подняться на более высокую ступень творческих поисков. [10].

Создатели орнаментов изобретают новые сюжеты, обращая большое внимание на их художественное решение. Поэтому в настоящее время все чаще встречаются более современные по композиционному решению новые образцы орнаментов, называющиеся "шаршыою" - орнамент-квадрат, "араласернек" - смешанный узор. К тому же в изображениях многих орнаментов проскальзывает содержательный смысл, скрытая, иносказательная характеристика животных, зверей или птиц. Эти орнаменты обладают неповторимой композицией, своеобразной симметрией и асимметрией, уникальным неповторимым колоритом и своеобразным ритмом, а также только им присущим философским содержанием. [11].

Слово "композиция" на латыни означает расположение узоров и орнаментов на какой-либо вещи. Например, если украшают узорами и орнаментом пиалу, то они не должны иметь очень мелкий или крупный рисунок, а подходящий к размерам пиалы. Поэтому мастеру, в первую очередь, следует определить пространственный масштаб изделия, на котором он должен разместить орнамент. Для орнамента также важно соблюдение законов симметрии: обе его стороны должны быть равными. Чтобы вырезать орнамент для определенного изделия, сначала делается образец из бумаги. При создании орнамента необходимо знать, что особую красоту ему придают краски. В казахском прикладном искусстве используются традиционные цвета, которые применяются мастерами в течение многих веков: красные, синие, желтые, зеленые, белые и черные. Эти цвета имеют только им одним присущую символику. Синий - цвет неба; белый - символ истины; желтый - цвет мудрости, нравственности, печали; зеленый - молодости, весны и т.д. Соответствие цветов друг другу, их гармоничное сочетание называют колоритом. В многоцветных узорах-орнаментах часто встречается совершенный колорит. При создании орнаментов, кроме законов симметрии, необходимо также соблюдение ритма. [12].

Повторение в орнаментах одного и того же элемента называется ритмом. Например, повторение несколько раз элемента "кошкармуйiз" - бараньего рога - это ритм. Если "кошкармушз" повторяется 5, 6, 7, 8 раз и так до бесконечности - это называется "шетою" - бордюрный орнамент.

Изготовление орнаментов - это древнее искусство, развивающееся в течение многих веков. В разных предметах прикладного искусства орнаменты, сохраняя свою самобытность, располагаются в определенном, только им присущем порядке. В древних образцах орнаментов явственно проглядываются специфические элементы: изображения птиц, цветов и животных. Согласно поверьям древних тюрков птица была символом неба, рыба - воды, древо - земли. [13].

В содержание древних орнаментов в полном объеме вложены традиции мастеров прикладного искусства, сохранившиеся в течение многих веков. Опираясь на имеющиеся данные, можно сказать, что мастера, создавая свои шедевры, старались точно передать в них образы, взятые у самой природы. [14].

На изделиях изображены части тела животных: рога, копыта, птичий клюв, лисья голова, волчье ухо, собачий хвост, а также многие виды растений. Орнаменты являются культурной летописью казахского народа, подобно устному народному творчеству. Мы должны быть знакомы с этим видом искусства, которое начинает забываться со временем. Оно должно занять свое достойное место среди других видов искусства: прикладного, изобразительного, архитектуры и т.д. [15].

Изучив орнаментальные формы мы отмечаем, что декор в прикладном искусстве Казахстана совершенствуются во времени, обретая все более богатое содержание и новый вид. Также следует отметить и то, что обогащение и расширение декоративных форм происходят в связи с непрерывным культурным обменом с другими народами, все это способствует взаимному культурному взаимообмену.

Таким образом, основой для проявления казахского декоративно-прикладного искусства стало мировоззрение, воплощенное в комплексе этнокультурных традиций народа, а также непрерывное развитие новых форм в искусстве.

 

Список литературы:

  1. Алимжанова А.Ш. Динамика эстетических ценностей художественной культуры казахского народа. - Алматы: Раритет, 2004. - 120 с.
  2. Шаханова Н.Ж. Мир традиционной культуры казахов. - Алматы: Казахстан, 1998. - 174 c.
  3. Лобачева Н.П. О некоторых чертах региональной общности в традиционном костюме народов Средней Азии и Казахстана // Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. - М.: Наука. 1989. - С. 5-38.
  4. Захаржевская Р.В. История костюма. - М.: РИПОЛ классик, 2007. - 287 с.
  5. Захарова И.В., Ходжаева Р.Д. Казахская национальная одежда. - Алма-Ата: "Наука", 1964.
  6. Дмитриева Н.А. Загадки мира моды: Очерки о культуре моды. - Донецк: Сталкер, 1998. - 464 с.
  7. Нурланова К. Символика мира в традиционном искусстве казахов. // Кочевники. Эстетика. - Алматы: Гылым, 1993. - 356 с.
  8. Лобачева Н.П. Особенности костюма народов Среднеазиатско-Казахстанского региона. // Среднеазиатский этнографический сборник. Выпуск IV. - М.: "Наука", 2001.
  9. Сухарева О.А. Опыт анализа покроев традиционной туникообразной среднеазиатской одежды в плане их истории и эволюции. // Костюм народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки. - М.: "Наука", 1979.
  10. Шевцова А.А. Казахский народный орнамент: истоки и традиция. - М.: "Этносфера", 2007.
  11. Джанибеков У.Д. Культура казахского ремесла. - Алма-Ата: "Онер", 1982.
  12. Ибрайшина Г. Язык казахского орнамента. Истоки своей культуры как важный момент осознания этносом национальной самобытности. // Мысль. № 2,
  13. - 62 с.
  14. Татаева А. Сакральные орнаменты. // Мысль. № 2, 2004.- 81 с.
  15. Татаева А. Семантика орнамента тюркоязычных народов как особая форма отражения мышления: Автореферат / Татаева.А. - Алматы, 2006. - 35 с.
  16. Буткевич Л.М. История орнамента. - М.: ВЛАДОС, 2005.-267 с.
Год: 2018
Город: Караганда
Категория: Этнология