Данная статья рассматривает последовательность применения на семинарских занятиях активного метода так называемого "мозговой штурм".
Суть современной парадигмы образования заключается в том, чтобы подготовить специалистов, менеджеров, способных самостоятельно, творчески решать проблемы функции- ионирования и развития предприятий в рыночной экономике. Большое значение имеет в подготовке таких специалистов применение активных методов обучения.
"Мозговой штурм", как метод, широко используется для продуцирования идей в области деятельности, связанной с непредсказуемыми, новыми ситуациями. Применяется этот метод и в учебном процессе, в частности, при проведении семинарских занятий. Цель проведения занятия обеспечить наиболее полное обсуждение всех вопросов темы и привитие навыков самостоятельной работы у студентов.
Роль преподавателя заключается в обеспечении направления обсуждения темы. Преподаватель должен создать атмосферу раскованной, свободной дискуссии. Он не должен вмешиваться в процесс обсуждения.
Предварительно студенты прослушивают лекцию, или самостоятельно работают по заданной теме.
Занятие состоит из следующих этапов:
I этап. Подготовка вопросов дискуссии
Преподаватель называет цель занятия. Студенты сами должны назвать перечень обсуждаемых вопросов и определить последовательность их рассмотрения. Из названных вопросов нужно отобрать 9 вопросов, желательно с новизной, проблемные. Вопросы следует записать на листочках в трех экземплярах.
- этап. Структура игры
Из состава группы по желанию один студент играет роль ведущего, управляющего процессом обсуждения. Ассистент должен фиксировать время и заработанные баллы в специальной таблице.
Из оставшихся студентов формируются три команды, им присваиваются номера. В каждой команде число студентов может быть 2,3,4,5, но не более 5. Каждая команда выбирает лидера. Лидер организует активное обсуждение вопросов, участие каждого члена команды в обсуждении.
Каждая команда по очереди играет роли "генераторов идей" (Г), "критиков" (К), и "арбитров" (А).
- этап. Процесс игры
Ведущий задает вопрос и распределяет роли между командами. Роли распределяются в соответствии с таблицей №1
Генераторы идей думают, обсуждают и формулируют ответ. Продолжительность времени-3 минуты.
Критики слушают, совещаются, оценивают ответ, находят ошибки и подчеркивают достоинства. На это уходит 2 минуты.
Арбитры внимательно слушают генераторов идей и критиков, отмечают ошибки или достоинства и аргументировано оценивают работу тех и других в баллах. На это уходит 1 минута.
Работу арбитров в баллах оценивают генераторы и критики. Выводится средняя оценка. За временем следит ассистент. Он же учитывает оценку арбитров в таблице фиксации баллов.
IV. Этап. Система Стимулирования
Все три команды получают по 3 балла за следующие показатели:
- - генераторы идей - полный правильный ответ.
- - критики - объективная, аргументированная критика с дополнением и уточнением ответов.
- - арбитры - аргументированная оценка" генераторов и критиков.
Учет качества игры по каждому вопросу ведется по следующей шкале, которая приведена в таблице 2:
Основное требование к ведущему: обеспечить полное и качественное обсуждение вопросов темы. От этого зависит его оценка. Ассистент должен обеспечить учет времени и баллов.
V этап. Подведение итогов игры
Учет баллов по каждой команде осуществляется в таблице 3. Качество работы лидера, работу ведущего и ассистента оценивает преподаватель. Вычисляется сумма набранных баллов по каждой команде и определяются занятые места.
Победителям команды преподаватель в журнале проставляет оценки "Отлично" с учетом активности и качества игры каждого студента.
Студентам команды, занявшей второе место, проставляются оценки "Отлично" и "Хорошо", занявшим третье место проставляются оценки "Хорошо" и "Удовлетворительно". Студентам, которые не принимали участие в игре оценки не проставляются.
В заключении преподаватель отмечает сильные и слабые стороны дискуссии и заполняется таблица 3.
Список литературы
1. Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений.- Спб, 2005.