На современном этапе развития образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.
Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.
В триединой задаче обучения, умственное развитие и воспитание личности интерес являются связующим звеном. Именно, благодаря интересу, как знанию, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором в воспитании всесторонне развитой личности.
Итак, каковы же основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к обучению?
Прежде всего, это такая организация обучения, при которой учащиеся вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.
Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы вызывают скуку. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем интересен для учащихся. Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность преподавателя с огромной силой воздействуют на учащегося, на его отношение к предмету.
Приведенному комплексу условий при правильной организации отвечают активные формы и методы обучениям частности игровые.
Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятельности педагогической науки.
«В игре раскрывается перед учащимися мир, раскрываются творческие способности учащихся. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А.Сухомлинский.
Практика показывает, что не существует универсальной игры, пригодной абсолютно для всех учащихся. Одна и та же игра в разных группах проходит по-разному. Игра навязывается учащемуся, и используется лишь во имя поддержания интереса к предмету. Игра эффективна лишь в сочетание с другими (неигровыми) методами и средствами обучения.
Игровые уроки базируются на следующих принципах:
- Нацеленность всех элементов игровой технологии на решении изучаемой игре проблемы;
- Оптимальное соотношение теоретического и практического аспектов;
- Наглядность и простора игры;
- Игры чрезвычайно разнообразны по содержанию, целям проведения, организациями, поэтому затруднены подходы к их названиям и классификация.
Особое внимание следует уделять организации групповых имитационно - ролевых игр как одной из наиболее сложных.
Урок – деловая игра.
Деловые игры делятся на: производственные, организационно – деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
Отличие учебных деловых игр заключается в следующем:
- Моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
- Поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
- Наличие конфликтных ситуаций;
- Обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
- Использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
- Контроль игрового времени;
- Элементы состязательности;
- Правила, системы оценок хода и результатов игры.
Методика разработки деловых игр.
Этапы:
• |
Обоснование требований к проведению игры; Составление плана её разработки; Написание сценария, включая правила и рекомендации по организации |
игры; |
Отбор необходимой информации средств обучения, создающих игровую |
обстановку |
Уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, |
инструкций материалов; |
для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических Разработка способов оценки результатов игры в целом и её участников в |
отдельности.
Возможные варианты структуры деловой игры на уроке:
Знакомство с реальной ситуацией;
Построение её имитационной модели;
Постановка главных задач группам, уточнение их роли в игре; Создание игровой проблемной ситуации;
Вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;
- Разрешение проблемы;
- Обсуждение и проверка полученных результатов;
- Коррекция;
- Реализация принятого решения;
- Анализ итогов работы;
- Оценка результатов работы.
В рамках своих уроков я часто применяю учебные имитационно- ролевые игры, и одну из которых хочу предложить вам. Эта игра активизирует мыслительную деятельность учащихся и называется: «Техника аквариума».
Правила игры таковы:
Группа делится на микрогруппы, которые располагаются по кругу или по квадрату. Практика показывает, что оптимальное число участников не должно превышать 5-6 человек. Каждая группа выбирает «делегата», который будет представлять ее позицию. Я предлагаю проблему, которая обсуждается в каждой группе.
После выработки общей точки зрения в центре собираются «делегаты» каждой команды, они высказывают, отстаивают позицию своей группы. Члены групп имеют передавать решения, предложения своим представителям с помощью записок.
В особо сложных ситуациях «делегат» может брать тайм-аут и подойдя к своей группе, проконсультироваться.
Также имитационно-ролевые игры можно применять и при проверке домашнего задания.
Предлагаю Вам игру «Оратор», данная игра позволила успешно проверить теоретические и практические знания учащихся.
Правила игры таковы:
Для этого группа делится на микрогруппы по четыре человека, где один из учащихся «аналитик» другой «критик», (в этой роли ученики высокого уровня обучаемости), третий -«защитник» (ученик низкого уровня обучаемости), а четвертый выполняет роль «ученика», отвечающего на задание ( успешно обучающийся).
Задания для всех групп разные, но одной степени сложности. «Учащийся» в течении 7-ми минут отвечает на задание, остальные внимательно слушают и записывают: «критик»- слабые места ответа, «аналитик»- анализирует успешность ответа (правильность и полноту ответа), «защитник» - положительные стороны, ответа «ученика» поочерёдно выступают «защитник» (с похвалой), « критик»: подвергая сомнению отдельные стороны ответа), «аналитик» (подводит итоги).
По окончанию игры группа совместно ставит оценку каждому за «выполненные роли», а оценочные листы передают преподавателю.
Ниже представлена схема проведения игры «Оратор»
Оценочный лист
Роль |
Ф.И.О. учащегося |
Оценка |
Учащийся |
||
Критик |
||
Аналитик |
||
Защитник |
Особым интересом воспринимают учащиеся игру «Ларец мудрости», который помогает активному усвоению новых знаний.
Правила игры следующие: Учащиеся быстрого внимательно читают текст, и каждый пишет записку, которой задает трудный вопрос по тексту. Я предлагаю еще раз прочитать текст, учащиеся подходят к шкатулке, берут вопросы и как можно более полно отвечают вслух. А остальные оценивают вопрос и ответ. Эта игра поддержи эмоциональный настрой учащихся на занятиях, пробуждает интерес к изучаемому материалу, помогает лучше осознать и запомнить его.
После каждой проведенной игры мы с учащимися заполняем «рекламную таблицу», положительные и отрицательные моменты игры.
Положительные моменты |
Отрицательные моменты |
Исходя из анализа таблицы, учащиеся учитывают недоработки. Также широкую популярность в активизации деятельности учащихся игровые уроки нестандартного образца, такие как «Играв слово», «Лидер группы», решение кроссвордов, ребусов и другие игры.
Игры на уроках развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. В них присутствует элемент соревновательности. В результате учащиеся учатся быстро и логично рассуждать, развивают творческую мысль, такое разнообразие уроков, даёт эффективный результат, повышает качество знания учащихся.
Игровой метод, как показывает опыт, достаточно универсален и может использоваться преподавателями разных учебных дисциплин.
Использование игр в учебном процессе дает учащимся:
- эмоциональную насыщенность процесса обучения
- формируются знания, умение и навыки
- достигаются комплексные педагогические цели
- образовательные, воспитательные и развивающие.
Литература
- Атаулова О.В. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего образования по «Технологии» УИПКПРО, 2004г
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Т 1. - М.: Просвещение, 1960. - 164 с.
- Кроль В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: Высшая школа,2004. - 412 с.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М.: Просвещение, 1987. - 194 с.
- Букичева О. Дидактические игры и дети //Учитель. - 2006. - №6.- С. 62-66.
- Тихонов. А. «Новые подходы и педагогические инновации на уроках технологии». Методы обучения в современной общеобразовательной школе - М.: Просвещение, 2011, 136 стр.