Переход к «зеленой экономике» сулит Казахстану много полезных изменений, в их числе решение уже много лет не сдвигающейся с мертвой точки проблемы твердых бытовых отходов (ТБО). По приблизительным подсчетам, на свалках страны их накопилось уже около 30 млрд тонн, а из всего объема производимых ТБО на сегодня перерабатывается только 5%.
В то же время МООС РК уже создало программу модернизации работы с твердыми бытовыми отходами, которая сейчас проходит согласование в госорганах. В рамках этой программы планируется построить 41 завод по переработке ТБО в течение ближайших 10 лет. Благодаря этому уже к 2030 году 40% всех производимых в Казахстане ТБО будет подвергаться переработке, а к 2050 году перерабатываться будет половина образующихся ТБО. Это позволит не только решить экологическую проблему, связанную с накоплением отходов на свалках, но и положительно скажется на экономике Казахстана — появятся новые производства и рабочие места. Во многих развитых странах переработка ТБО давно стала прибыльным бизнесом. Современные технологии позволяют перерабатывать до 90% ТБО, а товары из вторсырья, как правило, оказываются дешевле, чем из первичных ресурсов[1,2].
Хотя рынок сбора и переработки ТБО появляется и в Казахстане, это происходит медленно, не без сложностей, и он лишен достаточной государственной поддержки. Перерабатывающих организаций в Казахстане практически нет, более всего развит сектор организаций, перерабатывающих мукулатуру: эти компании наладили систему приема вторичного сырья и на выходе получают готовые продукты.По остальным видам отходов,таким, как пластик, стекло, резиновые изделия, биологические отходы, переработка слабая.
Наибольшее количество предприятий, занимающихся раздельным сбором и переработкой ТБО, находится в Алматы — городе, который в то же время является самым большим в Казахстане поставщиком ТБО, выдающим более 1300 тонн мусора в день. Однако и здесь единой системы раздельного сбора и утилизации мусора нет. Во всех же остальных городах Казахстана, если и есть заводы по переработке мусора, то, как правило, они имеют дело всего с одним видом ТБО. И кроме этого направления, зачастую у них имеется линия производства [3,4].
Первые ростки
Сфера переработки мукулатуры в Казахстане развита сравнительно неплохо. Она представлена несколькими крупными алматинскими компаниями («Кагазы Ресайклинг», «Карина») и такими предприятиями, как «Павлодарский картонно-рубероидный завод» (ПКРЗ), картонная фабрика «Коктас-Актобе», Eco Life Batys в Аксае.
Небольшое развитие в последние годы получил рынок переработки автомобильных шин, что связано в первую очередь с принятым в 2013 году в Казахстане стандартом ресайклинга использованных шин, согласно которому все шины должны сдаваться на утилизацию. В настоящее время утилизацией шин занимаются только в Алматы («ПромТехноРесурс»), в Астане («КазКаучук») и в Шымкенте («ЭКО Шина»).
Не обошлось здесь без неудачного опыта: открывшийся в 2009 году в Астане завод Kazakhstan Rubber Recycling был вскоре закрыт и выставлен на продажу. Астана не смогла обеспечить завод достаточным количеством сырья, а доставлять его из других населенных пунктов собственникам показалось невыгодно.
Менее развита, но все же представлена в Казахстане переработка пластика и полимеров. Этим занимаются всего несколько компаний: алматинские «Вторма Эколджи» и «Казвторсырье», а также кызылординская компания «Ибрайхан и К-ЛТД». С переработкой стекла дело обстоит еще хуже — ею занимается лишь стекольная компания «САФ» в Алматы [5,6].
С чистого листа
В некоторых городах Казахстана продолжается строительство новых заводов по переработке ТБО. Например, в Костанае к 2017 году планируется запустить завод, на котором будет перерабатываться стекло, пластик, бумага и металл, с планируемой мощностью переработки 100 тыс. тонн в год. В Усть-Каменогорске немецкая компания Eggersmann Anlagenbau Kompoferm GmbH строит завод по переработке ТБО, он начнет работу уже в августе. Ожидается, что завод не только остановит рост городской свалки, но и приведет к ее ликвидации. Кроме того, систематическую переработку мусора планируется начать в Павлодаре и Жанаозене к 2016 году.
Но не факт, что все эти мощности будут работать, как запланировали инвесторы. Например, в Атырау завод по утилизации ТБО должен был начать работу еще в первом полугодии 2013 года. За его строительство отвечало СПК «Атырау», взявшееся за проект совместно с российской «Мего-Техник». Но проект до сих пор заморожен, потому что переговоры с россиянами еще не закончены. СПК предоставили им всю информацию по проекту и сейчас ждут ответа, проект запустится, как только решится вопрос с партнером.
Разные отрасли, общие проблемы
В то время как в Казахстане планируется и финансируется строительство множества новых предприятий по переработке ТБО (по словам министра охраны окружающей среды и водных ресурсов РК Нурлана Каппарова, 1 млрд тенге был выделен на строительство мусороперерабатывающих заводов еще в прошлом году, на эти деньги уже строится 8 заводов; вообще в ближайшие 10 лет будет построен 41 мусороперерабатывающий завод по республике), уже работающие в этой сфере предприятия испытывают массу трудностей. Общая беда: систематический раздельныйсбор мусора почти нигде не практикуется. Кроме того, существующие полигоны плохо приспособлены для переработки отходов.
По коммерции ПКРЗ, помимо общих для всех мусоропереработчиков проблем — нехватки сырья, отсутствия систематизированного сбора мусора и необходимости работать с массой посредников — отсутствует гибкость экологического законодательства. Переработка мукулатуры требует большого количества воды, она поступает на предприятие из Иртыша, уже загрязненная нефтепродуктами.Однако по нормам завод должен выбрасывать воду более чистую, чем она, по сути, поступает к нам из реки. Заводу приходится платить штрафы за изначально загрязненную воду. Проблема эта до сих пор не решена [5,6].
Перерабатывающие ТБО предприятия жалуются на дефицит господдержки: нет государственной программы по поддержке бизнеса сортировки и переработки отходов, большие трудности доставляет предпринимателям и неразвитость законодательства. Заниматься таким бизнесом нелегко, потому что нет четких понятий ни в Экологическом кодексе, ни в других законодательных актах, нет даже определения понятия перерабатывающей организации. Проблемой является также неосведомленность населения и бизнеса о правильном обращении с отходами, нет четких регулирующих актов в сфере отходов.
Конкуренция с недобросовестными компаниями — это еще одна проблема, из-за которой переработчики ТБО терпят убытки. С упразднением в 2011 году некоторых видов лицензий и заменой их на разрешения, при проведении госзакупок на услуги по утилизации тех или иных отходов часто победителями становятся ИП и ТОО, не имеющие ни материально-технической базы, ни разрешений на проведение этих работ. Таким образом, терпят убытки работающие легально бизнесы, страдает экология, потому что все отходы либо подвергаются захоронению в неположенном месте, либо вывозятся на свалки без должного обезвреживания и переработки. Отсутствует контроль за действиями таких псевдопереработчиков».
Также большой проблемой для многих мусоропереработчиков в Казахстане остается логистика. Доставка сырья из других городов часто оказывается нерентабельной, но вынужденной мерой. К примеру, не имея возможности переработки отработанных шин в готовый продукт, компания вынуждена готовить сырье и отправлять на конечную переработку в Шымкент, на “ЭКО Шину”. Там из этого сырья производят тротуарную плитку, битум, сырую резину. При этом транспортировка съедает всю прибыль, а в Шымкенте заводу не хватает сырья. Конечно, возможно наладить производство конечного продукта и на нашем предприятии, но встает вопрос финансирования».
Перерабатывающим компаниям доставляет большие трудности и несовершенство системы утилизации мусора, и, как следствие, недостаток сырья для переработки. В то же время в Казахстане можно встретить и в точности противоположную ситуацию. Например, карагандинская компания ТОО «Ресайклинг» занимается раздельным сбором мусора, но поскольку ни в Караганде, ни в ее окрестностях нет мусороперерабатывающих предприятий, рассортированные ТБО приходится отправлять в другие города Казахстана и даже в Россию.
Несмотря на многие проблемы в сфере переработки ТБО, предприниматели не опускают руки. Так, для продвижения своих интересов и защиты прав в декабре 2013 года они создали Казахстанскую ассоциацию по управлению отходами KazWaste. «Силами нашей ассоциации,— рассказывает г-н Мухин о ближайших планах KazWaste,— мы пытаемся лоббировать некоторые изменения в Экологическом кодексе, а также другие законодательные акты, например, определение статуса перерабатывающей организации, меры стимулирования переработчиков в рамках программы “зеленая экономика” и многое другое» [5,6].
Литература
- Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления". СанПин 291 от 06.03.2012.
- Об утверждении Классификатора отходов. Приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 31 мая 2007 года N 169-п. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 2 июля 2007 года N 4775. 44. http://thenews.kz/.
- http://ecokom.ru/.
- http://www.ecoanaliz.ru/.
- http://ecology.md/.
- http://dic.academic.ru/.