Главной задачей преподавания рисования является обучение учащихся основам реалистического рисунка, поэтому учитель строит свою работу с учащимися на наблюдении и изучении окружающей действительности. Учитель ИЗО должен научить детей умению наблюдать, сознательно воспринимать форму предметов, видеть и передавать предметы на плоскости; в процессе обучения развивать эстетические чувства и художественный вкус детей; научить детей активно воспринимать окружающий мир; развивать зрительную память, образное мышление, воображение и творческие способности [1]. Эти задачи возможно решить во время рисования детьми пейзажа.
Методы обучения школьников основам выполнения живописной композиции по теме «Пейзаж».
Метод (от греч.слова metodos - буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Методы, которые используются при ознакомлении школьников с живописью, делятся на три вида: словесные, наглядные и практические [2].
Словесные методы:
- Вопросы: а) на содержание картины; б) на выделение настроения; в) на выделение выразительных средств.
В целом вопросы побуждают ребенка всматриваться в картину, видеть ее детали, но не терять при этом целостного ощущения художественного произведения.
- Беседа: а) как вступление к занятию; б) беседа по картине; в) итоговая беседа.
В целом метод беседы направлен на развитие умения ребенка выразить свою мысль, на то, чтобы в беседе (рассказе педагога) ребенок мог получить речевые образцы для этого.
- Пояснение.
- Рассказ воспитателя (ребенка).
- Указание
Наглядные методы: экскурсии; рассматривание репродукций, альбомов; наблюдение; сравнение (иллюстраций и т.п. по настроению, средствам выразительности и др.); организация выставок.
Практические методы: упражнения; дидактические игры (например, с раздаточным материалом); изобразительная деятельность.
Также предлагает использовать: метод адекватных эмоций (оживление детских эмоций), прием вхождения в картину.
Одним из часто встречающихся методов работы - это образец личностного отношения педагога к понравившейся картине. Этот метод дает возможность на примере воспитательского качественного рассказа выстроить ребенку свой рассказ.
Большую часть работы на таком занятии занимают искусствоведческие рассказы. Выбор искусствоведческого рассказа как метода ознакомления с пейзажной живописью обусловлен содержанием и построением произведения, в котором отражены в логической взаимосвязи его элементы.
Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой: сообщение названия картины, фамилии художника, о чем написана картина, что самое главное в ней, как она изображена (цвет, построение, расположение), что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения), что красивого показал художник, о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину. Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина. На первых этапах ознакомления детей с пейзажной живописью оправдывает себя прием «вхождения в картину», воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины события. Применение приема целесообразно еще и потому, что он тесно связан сигрой, творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание.
Индивидуальная работа
Проводится с детьми, которые на занятиях по изобразительному искусству не усвоили знания о новых произведениях, а также с замкнутыми, застенчивыми ребятами, с рассеянным вниманием, не проявившими никакого интереса в пейзажной живописи, со слаборазвитой эмоциональной сферой. Индивидуальная работа осуществляется и с детьми одаренными, у которых ярко выражен устойчивый интерес к произведениям пейзажной живописи и изобразительной деятельности, отличающимися высокой активностью, развитой эмоциональной речью.
В ходе исследования по теме: «Обучение школьников основам пейзажной живописной на кружковых занятиях» был проведен эксперимент по выявлению уровня знаний, умений и навыков учащихся.
Были использованы следующие методы диагностики - анкетирование, наблюдение, выполнение творческих работ.
Анкета:
- Ваше отношение к живописи?
- Желаете ли вы заниматься живописью во внеурочное время?
- Смотрите ли вы передачи о живописи? Читаете ли вы литературу по живописи?
- Назовите виды живописи?
- Назовите отличительные черты пейзажа?
- С помощью чего передается глубина пространства?
- Дайте определение линии горизонта, и как уровень горизонта влияет на выразительность композиции?
- Опишите технологию живописи гуашевыми красками?
- Что вы знаете о масляной живописи?
- Как вы относитесь к своим работам?
Для того чтобы сравнить результаты исследования по данным выборкам использовались первичные методы статистической обработки экспериментальных данных.
В процессе эксперимента изучалось состояние сформированности у учащихся навыков живописи школьников в процессе выполнения пейзажа. Оценка результатов констатирующего эксперимента осуществлялась с помощью следующих критериев.
- Мотивационный критерий - характеризуется наличием интереса ребенка к произведениям живописи, потребностью в самовыражении средствами изобразительного искусства, стремлением к гармонии в воспроизведении образов окружающей среды.
- Когнитивный критерий - показывает активность младшего школьника в восприятии окружающей среды, понимание явлений окружающего и способов их отражение в изобразительном искусстве;знание средств изобразительного искусства, действенность воображения, фантазии, выраженность интуиции.
- К деятельностному критерию относятся следующие показатели: способность в пейзаже отражать основные конструктивные особенности форм объектов; умение средствами линии воспроизводить внешние контуры предметов, входящих в пейзаж; адекватность воспроизведения пропорциональных отношений целого и частей; умение находить гармоничные соотношения цвета и тона воспроизводимых объектов; владение техниками работы художественными материалами (красками);умение воспроизведения характерных признаков натуры; способность творчески реализовать художественно-образное решение; степень самостоятельной деятельности ученика при выполнении пейзажа.
Проанализировав результаты исследования, нами установлено, что между выделенными критериями и факторами, которые предопределяют сформированности у учащихся умений и навыков выполнения пейзажа, и уроками живописи существует связь
Результаты проведенного анализа подтверждают адекватность и методическую достоверность разработанных нами методов формирования у учащихся умений и навыков выполнения пейзажа. Внедрение предложенных методов обучения в практику преподавания изобразительного искусства способствует обогащению эмоциональной, мотивационной, когнитивной сфер деятельности учащихся.
Литература
- Батурина О. Основные тенденции и этапы развития пейзажного жанра в живописи Казахстана (1920-1980-е годы): автореф. дис … к. искус.– Алматы, 2008 – С.30.
- Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М.: Просвещение, 1981.