Профессиональное становление личности учителя изобразительного искусства в процессе исследовательской деятельности

Содержание современного образования по изобразительному искусству в школе сегодня отличается включением духовного развития учащихся, приобретением нравственно-эстетической оценки окружающей действительности и искусства, художественно-творческую деятельностью. Учащимися приобретаются знания в области истории и теории пластических искусств, умения и навыки изобразительной, декоративной и конструктивно- исследовательской деятельности [1,с.44].

Осваивают содержание художественного образования на основе вариативности, адаптации к способностям и возможностям каждого учащегося, внедрением личностно-ориентированных технологий и приемов художественно-исследовательской деятельности, индивидуализированных подходов к ней.

Современная политика в образовании реализуется педагогом, который владеет высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимает ведущие интеллектуальные позиции в обществе, работает над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремится познать, продумывает степень своего участия в обновлении и развитии школы. Задачей учителя изо соответственно становится деятельность по формированию и развитию положительного мнения о своих способностях, умение в процессе исследовательской деятельности через различные виды инновационной педагогической деятельности, развить и профессионально оценить свое «Я», что затем передается учащимся. Учитель-профессионал, не только хорошо образован, но и является одной из значимых духовных ценностей современного общества[2,с.14]. В данном русле достаточно много исследований.

Становлению личности-профессионала в процессе исследовательской работы посвящены многочисленные статьи, в частности, статьи интернет ресурсов: сайт «Первое сентября»: «Формирование исследовательских навыков на уроках МХК», монографии, в которых подчеркивается безусловность особенностей исследовательской работы в изобразительной деятельности: Абельдинова 189 К., Воронцов А., Ивочкина Т., Ливерц И., Мендикинова Г., Набиева Г., Соколовская Н., Таубаева Ш. Цикунова О. и др.

В последние десятилетия в обществе происходят большие изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, к готовности активной позиции, успешного решения жизненных реальных задач, умению сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. Еще в начале 70-х годов известный специалист по проблемам обучения творческой учебнопознавательной деятельности Э.Тюрранс собрал данные имеющихся к тому моменту 142 исследований, посвященных специальному обучению творческим умениям [3]. В среднем обучение оказывалось успешным в 72 % случаев, а когда эксперименты были направлены на специальное формирование умений творчески решать проблемы, успех достигался в 90% случаев. Дети боятся рисовать, не хотят рисовать (по наблюдениям до 42%) потому что «у них не получится», боятся не соответствовать тому, чего ждут от них взрослые, потому на уроке должны преобладать такие действия, как: поиск, исследование, проектная деятельность. Знание дается не в готовом виде, а ребенок сам под руководством учителя конструирует это знание

Результатом изучения изобразительного искусства является:

  1. формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического , эмоциональноценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  2. развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, с амовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  3. освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  4. воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно -материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  5. приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно -прикладных, в архитектуреи дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  6. приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально - пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  7. развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фо рмирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности [4].

Чтобы сформировать у школьников все вышеперечисленное необходимо осуществление проектно- исследовательской деятельности, то есть использовать образовательную технологию, предпо лагающую решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания, как отмечает Таубаева Ш. Соответственно в процессе исследовательской деятельности развиваются специальные компетенции, и происходит профессиональное становление личности [5, с.3].

Результат работы над проектом, на его выходе, - продукт, создаваемый авторами проекта в ходе решения поставленной проблемы. Наши исследования доказали, что учебный предмет «Изобразительное искусство» обладает богатыми возможностями для интеграции с другими школьными предметами, а не только в качестве иллюстративного метода на других уроках.

Посещенные уроки учителей изо показали следующие результаты: используются межпредметные связи изобразительного искусства с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе) - на 68% уроков от общего количества часов, неожиданно высокий результат, с историей (образ эпохи и стиль в искусстве, исторические личности - портретный жанр, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве) - на 39%, с математикой (геометрия, пропорции) - на 17%, с физикой (механика, оптика) - на 27%, с технологией (художественная обработка материалов, дизайн одежды) - на 60%, с информатикой (компьютерная графика) - 51%. Изобразительное искусство в школе осваивается детьми через творческую деятельность, что позволяет повысить мотивацию обучения, реализовать художественно -творческие способности и интересы учащихся. Этому же способствуют исследовательская и проектная деятельность на уроках и во внеурочной изобразительной деятельности. Безусловно, что уроки изо должны быть направлены, прежде всего, на развитие творческих начал, где школьники смогут стать авторами интересных и оригинальных проектов, таких как: «Женский головной убор», научатся самостоятельно изготовитьпредложенный головной убор, узнает историю костюма и традиции казахского и русского народа, художественное и символическое значение женских головных уборов. В процессе деятельности происходит ознакомление с правилами пользования Интернет, подбор сайтов в сети Интернет, отбор на сайтах нужного материала, ознакомление с правилами поведения в библиотеке; ознакомление с материалом, сортировка материала, ознакомление с правилами работы с компьютером, оформление текста, составление эскизов, изготовление эскизов, оформление головного убора и его изготовление. Таким образом, исследовательская деятельность деятельность учащихся, связанная с выполнением в конечном итоге творческой композиции, выполненной на определенно высоком уровне по технике исполнения, и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в изобразительном искусстве, нормированную, исходя из принятых в ИЗО науке традиций.

В результате проведенных исследований, которые подтверждены результатами эксперимента, становление профессиональных качеств личности происходит эффективнее в тех классах, где учитель использует возможности исследовательской деятельности. Также исследовательская деятельность один из наиболее эффективных способов образовательной деятельности для ученика, так как деятельность, направленная на создание определенной творческой работы интересна и значима для самих авторов, осознающих свои возможности.

Ход сотрудничества учащиеся и учителя изо обусловлен целями и задачами деятельности, поиском путей их решения, созданием творческих композиций, изучением разных творений мастеров изобразительного искусства, отстаиванием своей точки зрения, самостоятельностью действий, корректировкой своей деятельности, сравниванием полученного с требуемым. Как для ученика, так и для учителя, это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, где важным моментом можно считать формирование позитивного отношения к работе.

Одним из условий эффективности является овладение учащимся первоначальными общеучебными умениями, работать с информацией, практическими умениями, связанными с изо деятельностью т. к. все этапы представлены наглядно.

Следует отметить, что учитель, организуя исследовательскую деятельность, становится не столько носителем готовых знаний, сколько организатором познавательной деятельности учащихся; помогает выдвигать и обсуждать предположения, принимать решения; поощрять инициативу, помогать ему самостоятельно продвигаться к цели и постепенно становиться для ученика партнером по обмену знаниями[5, с.33].

Другим условием эффективности является умение учителя видеть и помогать отбирать наиболее интересные и практически значимые темы, владение исследовательскими и поисковыми методами, умением организовывать и направлять самостоятельную работу учащихся.

Таким образом, профессиональное становление личности учителя изобразительного искусства в процессе исследовательской деятельности представляет собой один из путей освоения содержание художественного образования

 

Литература

  1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» [Текст]/ Астана,МОН, 07.06.99г.,№389-1– Алматы,1999.–144с.
  2. Абдыкаримов, Б. Общенаучные методологические подходы формирования содержания непрерывного образования [Текст]/ Б. Абдыкаримов, Р. Башарулы // Қазақстан кәсіпкері – Профессионал Казахстана. –2009.– № 1. – С. 2-4.
  3. Воронцов, А. Десять шагов к совершенству качества образования [Текст] / А.Воронцов // Электронная газета «Вести образования». – 2011. – № 7 http://eurekanext. livejournal.com/53083.html
  4. Кузнецова, Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника [Текст]:Книга для учителей/ Л.В. Кузнецова.– 2011// http://old.iro.yar.ru/dist_p/iso/index.htm
  5. Таубаева, Ш. Исследовательская культура учителя [Текст]/ Ш. Таубаева, – Алматы: Алем, 2010. 370с.
Год: 2014
Город: Костанай
Категория: Культурология