Международные нормы о труде содержатся в многочисленных документах, являющихся результатом сотрудничества государств по улучшению условий труда и охране трудовых прав работников. Эти документы служат источниками международного трудового права, существование которого в качестве особой отрасли или подотрасли международного права уже давно обосновывается как казахстанскими, так и зарубежными юристами.
Международные трудовые нормы, как и любые другие правовые нормы, создаются государствами для достижения определенных целей.
Цель правового регулирования, осуществляемого посредством международных трудовых норм, состоит в защите трудовых прав работников и их профессиональных организаций путем установления определенных юридических и фактических гарантий этих прав и тем самым в улучшении условий труда и быта работников в разных странах.
Международные трудовые нормы — это правила, предназначенные для регулирования отношений в сфере труда, принятые государствами в рамках международных организаций или на основе межгосударственных договоренностей, в строго определенном порядке (процедуре), в форме международных договоров, носящих обязательный характер, устанавливающие права и обязанности для принявших их государств, исполнение которых обеспечивается контрольным механизмом международных организаций (международного договора).
По содержанию международные трудовые нормы подразделяются на общие и специальные. Общие нормы классифицируются по кругу решаемых на их основе вопросов следующим образом: общие вопросы труда; занятость; трудовой договор; право на объединение; рабочее время; время отдыха; заработная плата; охрана труда; защита от дискриминации и принудительного труда. Дифференциация позволяет учесть в международных трудовых нормах указанные объективные и субъектные особенности. Критерии дифференциации специальных норм: гендерные; семейные обязанности; состояние здоровья; возраст; виды работ; работники-мигранты. Однако специальные международные нормы охватывают не все категории работников, труд которых нуждается в особенном регулировании. Это позволяет говорить о необходимости включения в раздел XII «Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников» норм о специфике правовогорегулирования труда ряда не указанных в ней категорий работников: пожилых трудящихся, трудящихся-мигрантов, моряков и рыбаков, членов экипажей самолетов, выполняющих международные рейсы. Что касается международных трудовых норм общего характера, то в них, имеются существенные пробелы. Так, МОТ не приняты в достаточном объеме документы, регулирующие порядок заключения трудового договора, его содержания, изменения и расторжения. Принятые конвенции не решают всех этих проблем.
Формы выражения международных трудовых норм могут быть разнообразны. Это могут быть: договоры, соглашения, конвенции, декларации, пакты, хартии, уставы, программы, типовые акты, модельные законы.
Международный договор — самая распространенная форма выражения международных норм[1]. Международные нормы по конкретным вопросам труда и трудовых отношений содержатся в большом количестве в международных многосторонних и двусторонних договорах, а также актах рекомендательного характера.
Прежде всего, имеется более 300 конвенций и рекомендаций Международной организации труда, которая является главным центром международной нормативной деятельности по вопросам труда.
Международные трудовые нормы включены также в некоторые важные документы, принятые в ООН или по ее инициативе: во Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), в Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.),
Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.), Конвенцию о статусе беженцев (1951 г.), в Декларацию социального прогресса и развития (1969 г.).
Международные нормы о труде содержатся и в ряде многосторонних документов, принятых в рамках региональных международных организаций. Так, страны, представленные в Европейском совете, приняли Европейскую социальную хартию (1961 г.), Европейскую конвенцию о правах человека (1950 г.), Европейскую конвенцию о социальной и медицинской помощи (1953 г.), Европейский кодекс социального обеспечения (1952 г.), где регламентируется ряд вопросов труда и трудовых отношений.
Ряд статей, касающихся гармонизации социального законодательства, равенства в оплате труда мужчин и женщин, оплачиваемых отпусков, безопасности и гигиены труда, вопросов занятости и обращения с мигрантами и др., включены в Римский договор о создании ЕЭС (1967 г.).
Страны — члены Северного совета заключили в 1954 году Конвенцию о рынке общего труда.
В рамках Организации американских государств также принят ряд документов, целиком или частично посвященных проблемам труда итрудовых отношений: Американская декларация прав и обязанностей человека, Международная американская хартия социальных гарантий (1948 г.), Американская конвенция прав человека (1969 г.). Арабскую конвенцию о трудовых нормах (1967 г.) приняла Лига арабских государств.
С конца первой мировой войны до конца второй количество двусторонних соглашений по вопросам миграции достигло 472, а к началу 70-х годов было заключено еще около 200 таких договоров[2].
Из всех перечисленных выше источников международного регулирования труда наиболее универсальный характер с точки зрения охватываемых проблем и с учетом числа участвующих стран носят конвенции и рекомендации МОТ. В этой же организации накоплен и наиболее богатый опыт имплементации международных норм о труде. Поэтому в ходе последующего изложения главное внимание будет уделяться проблемам имплементации именно конвенций и рекомендаций МОТ, что в необходимых случаях не исключает рассмотрения тех же проблем в отношении других международных норм о труде.
Международные трудовые нормы в своем становление и развитии прошли долгий и сложный путь. Периодизация их развития выглядит следующим образом:
первоначальный этап (1904-1918 гг.) — это период до образования Лиги Наций и Международной организаций труда, который можно назвать временем зарождения международных трудовых норм (так называемого международного рабочего права);
второй этап —период с 1919 по 1944 г. После окончания Первой мировой войны и переустройства послевоенной Европы начались процессы перемещения капитала и людских потоков. Образуется МОТ. Позже появляются и другие международные организации, так или иначе затрагивающие своей деятельностью международный аспект в сфере регулирования трудовых отношений. Международные трудовые нормы, принимаемые в этот период, в основном носят общий характер – это нормы о принудительном труде, труде женщин и ограничениях их труда, пределах рабочего времени, труде подростков, страховании по болезни, инвалидности, потере кормильца, безработице, профессиональных заболеваниях, о бюро найма;
третий этап — период с 1945 по 1976 г., когда МОТ также отреагировала на вызовы времени, что нашло отражение в одном из важных документов - Декларации МОТ «О целях и задачах Международной организации труда» (Филадельфия, 10 мая 1944 г.). Обращается внимание на то, что с появлением транснациональных компаний существенно изменились и трудовые отношения: расширение производства позволило сократить безработицу; повысилась производительность труда; наметилась тенденция к сокращению рабочего времени; повысилась оплата труда; увеличение числа работающих привело к росту количества членов профсоюзов. Профсоюзы становятся не только
социальной, но и политической силой, влияют на развитие трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении. Указывается, что фордизм представляет собой две системы: производства и управления. С этими системами неразрывно связаны социальные и политические последствия, происходящие в государствах, где образуются транснациональные компании или куда переносят свои производства;
четвертый этап - 1977 – 1991 гг. В 80-е годы в новых исторических и экономических условиях на смену фордизму приходит постфордизм, связанный с гибкостью производства, активизацией деятельности ТНК. Эти изменения сказываются на «качественном» развитии работников и в целом на развитии трудового права: информационные технологии также породили новые формы внутренней организации и управления; бизнес стал многопрофильным; место неквалифицированных и низкоквалифицированных работников заняли работники высокой квалификации и организации труда (высокой степенью самостоятельности); место полной занятости уступает работа с временной занятостью; снижается число членов профсоюза. Международная организация труда, отвечая на перемены в мире, принимает Трехстороннюю декларацию принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики (Женева, 16 ноября 1977 г.)[3]. Деятельность ТНК снижает роль государства в регулировании трудовых отношений[4]. По мнению отдельных зарубежных ученых, ТНК – спонсоры глобализации и проблем занятости, наиболее влиятельные ее участники. У них гипермобильность в завоевании государств, они используют более дешевый труд. Государства вынуждены поддерживать деятельность ТНК, а это влияет на снижение уровня охраны труда и государственного надзора. Обосновывается, что деятельность ТНК невозможно рассматривать вне действия международных трудовых норм. Автор констатирует их взаимообусловленное влияние: международные трудовые стандарты находят свое отражение в актах компаний; возрастающая активность деятельности ТНК воздействуют на нормотворчество международных «глобальных» и региональных организаций;
пятый этап - 1992–2000 гг. характеризуется развитием международного нормотворчества в сфере труда. В этот период к нормотворческой деятельности МОТ и ООН в области труда присоединяется Европейский Союз, а позже - Содружество Независимых Государств, Союзное государство России и Беларуси, развивается региональное нормотворчество в сфере труда. В рамках указанных образований разрабатываются документы, касающиеся регулирования трудовых отношений: модельные законы для стран-членов; соглашения, регулирующие труд работников-мигрантов на территории договаривающихся государств. Международные принципы и стандарты в области труда получают свое закрепление и развитие в актах региональных организаций. В 1998 г. МОТ принимает Декларацию «Об 11 основополагающих принципах и правах в сфере труда», которые государства обязаны соблюдать в силу членства в этой организации;
шестой этап — с 2001 г. по настоящее время. Глобализация оказывает влияние на экономику любого государства, трудовые отношения и рынок труда. Ее усиление приводит к расширению сферы надомной работы; увеличению числа работников, занятых неполный рабочий день; возникновению так называемого заемного труда; расширению возможностей заключения срочных трудовых договоров; изменению практики коллективных переговоров; росту числа самозанятых граждан и безработицы; ослаблению роли национальных профсоюзов; появлению различий в правовом регулировании труда в государственном и «негосударственном» секторе экономики.
Несмотря на ослабление роли национальных профсоюзов, в этот период на развитие международных трудовых норм значительное влияние оказывают международные профсоюзные объединения, которые выступают инициаторами принятия новых документов в области международно-правового регулирования труда. В центре их внимания - вопросы правового регулирования труда работников-мигрантов, женщин, создание и деятельность профсоюзных организаций, соблюдение международных трудовых норм работодателями;
Основное направление, в котором на сегодняшний день развиваются международные трудовые нормы — это создание условий для продвижения идеи достойного труда: занятость; недопущение дискриминации; решение проблем детского труда; трудовая реабилитация инвалидов; развитие социального партнерства; решение проблем работников-мигрантов и членов их семей; гендерное равенство; деятельность ТНК в сочетании с государственной политикой и международными стандартами.
Литература
- Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов: в 2 т. М., 1996. Т. 1. С. 299.
- Зарубежное трудовое право. (учебник) / Кисилёв И.Я. Москва, Норма 1999г. С.263.
- Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики. Женева, 2001. С. 1–21.
- Лушникова М.В., Лушников А.М. Очерки теории трудового права. Санкт-Петербург, 2006. С. 115.