На протяжении последних 20-25 лет мировое сообщество постоянно сталкивается с таким широкомасштабным, разнообразным по формам и способам действий явлением, как религиозный экстремизм и, наиболее болезненной его формой проявления - терроризмом. По оценке государственного департамента США в мире ежегодно совершается от 320 до 660 террористических актов, и количество их неуклонно возрастает, так, например, в 1992-м году в мире произошло 362 террористических акта, а в 1993 году - уже 427.
Терроризм и экстремизм в любых формах их проявления все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой весьма существенные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое воздействие на большие массы людей, чем дальше, тем в большем количестве уносят жизни ни в чем не повинных людей.
Факторами, порождающими религиозно-политический экстремизм, следует назвать социально-экономический кризис, массовую безработицу, глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, ослабление государственной власти и дискредитация ее институтов, неспособных решать назревшие вопросы общественного развития, распад прежней системы ценностей, правовой нигилизм, политические амбиции религиозных лидеров и стремление политиков использовать религию в борьбе за власть и привилегии.
Среди причин, способствующих усилению религиозно-политического экстремизма в Республике Казахстан и в России, нельзя не назвать нарушения прав религиозных и этнических меньшинств, допускаемые должностными лицами, а также деятельность зарубежных религиозных и политических центров, нацеленная на разжигание в нашей стране политических, этнонациональных и межконфессиональных противоречий. Наконец, нельзя не сказать о том, что созданию благоприятных условий для активизации деятельности различного рода экстремистских групп в стране в значительной мере способствовал сознательный отказ государства от функции регулирования общественных отношений, что обернулось фактической передачей этих полномочий нелегитимным политическим факторам, в том числе откровенно криминальным, а также различным организациям и движениям радикального толка.
В Казахстане, где население составляет 15,5 млн. человек насчитывается 1870 религиозных организаций, деятельность которых создает угрозу национальной безопасности и стабильности, утверждают в генеральной прокуратуре республики.
По сообщению официального представителя Генпрокуратуры Сапарбека Нурпеисова на пресс-брифинге в Астане активную деструктивнуюдеятельность в Казахстане ведут представители ряда оккультно-мистических вероучений. Всего насчитывается 1870 таких религиозных организаций, самыми многочисленными из которых являются "Саентология", "Новая жизнь" и другие". "Общее число их приверженцев зашкаливает за отметку 40 тысяч человек. Ошибочно полагать, что данные организации не несут вреда государственной безопасности и не опасны для граждан", - отметил он. По его данным, в 2007-2008 годы к уголовной и административной ответственности привлечено 50 руководителей и активных членов нетрадиционных религиозных объединений и оккультно-мистических сект, а за незаконное миссионерство за пределы Казахстана выдворено 13 иностранных граждан.
В Казахстане признаны террористическими 14 организаций, одна признана экстремистской, их деятельность на территории республики запрещена. В частности, к таковым отнесены: "Аль-Каеда"; "Асбат-аль-Ансар"; "Аум Синрикё"; "Боз Гурд"; "Братья мусульмане"; "Жамаат моджахедов Центральной Азии"; "Исламская партия Восточного Туркестана"; "Исламское движение Узбекистана"; "Курдский народный конгресс"; "Лашкар-и-Тайба"; "Общество социальных реформ"; "Организация освобождения Восточного Туркестана"; "Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами"; Движение "Талибан". [1].
Учитывая, что причины и истоки экстремизма в значительной степени лежат в международной плоскости, Казахстаном проводится активная политика и комплекс мероприятий на глобальном, региональном и двустороннем уровнях.
Казахстан принял активное участие в международной антитеррористической коалиции. Республика присоединилась к 7 из 12 существующих международных конвенций по противодействию терроризму, в том числе:
- к международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма;
- к международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом;
- к декларации ООН о мерах по ликвидации международного терроризма.
Кроме того, Казахстан является активным участником ряда международных и региональных организаций, выдвигающих задачи противодействия международному терроризму и экстремизму:
- Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии;
- Шанхайская организация сотрудничества;
- Организация договора о коллективной безопасности;
- Совет северо-атлантического партнерства;
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и др. [2, с. 9].
Республикой Казахстан заключены двусторонние соглашения о сотрудничестве в сфере противодействия терроризму и международной преступности с рядом государств, в том числе с Венгрией, Грузией, КНР, Кыргызстаном, Литвой, Молдовой, Пакистаном, Турцией, Узбекистаном, Украиной, Россией, ФРГ, Чехией и т.д.» [2, с. 23-24].
За годы независимости была создана солидная правовая база для противодействия и профилактики различных проявлений радикализма в казахстанском обществе, в том числе и угрозы религиозно-политического экстремизма [7]:
- Конституция Республики Казахстан, в статье 5 которой «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание непредусмотренных законодательством военизированных формирований» [3, с. 6-7]. В статье 20 отмечается «недопустимость пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия» [3];
- Закон РК «О национальной безопасности» от 26 июня 1998 г., «в котором были систематизированы все наработки в сфере обеспечения национальной безопасности за предыдущие годы. Закон определил национальные интересы Республики Казахстан, обозначил угрозы и принципы обеспечения национальной безопасности страны. Были прописаны полномочия Президента, Парламента, Правительства, судов, государственных органов и организаций в области обеспечения национальной безопасности» [2, с. 8, с. 224239];
- Закон РК «О борьбе с терроризмом» от 13 июля 1999 года, определивший правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Республике Казахстан, порядок деятельности государственных органов и организаций, независимо от форм собственности, а также права, обязанности и гарантии граждан. В данный закон, после событий 11 сентября 2001 года и последующей глобальной антитеррористической борьбы, в январе 2002 г. были внесены изменения и дополнения [4].
- Закон «О средствах массовой информации», который «не допускает использование средства массовой информации для пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, порнографии, а также распространения сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан и иные охраняемые законом тайны» [5].
- Указ Президента Республики Казахстан от 10 февраля 2000 г. «О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма», определивший основные направления деятельности государственных органов по противодействию терроризму и экстремизму [6].
- Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 29.09.2011 г. Текст законопроекта готовили несколько лет, однако даже после обсуждения проекта в парламенте и передачи на подпись главе государства правозащитники и некоторые международные организации по-прежнему считают, что отдельные его положения нарушают права человека. Закон вызывает отдельные вопросы у экспертов, однако, в целом, его принятие позволит эффективно противодействовать проявлениям религиозного экстремизма.
Естественно, что данными нормативно-правовыми актами не ограничивается правовая база по противодействию и профилактике экстремизма в казахстанском обществе, но вышеуказанные законы, указы являются, на наш взгляд, основными в этом направлении. Таким образом, за последние годы в условиях роста угрозы экстремизма, как на международном уровне, так и на региональном были внесены существенные изменения в законодательную систему Казахстана. Данные изменения определили создание адекватной правовой основы для государственной политики в сфере предупреждения и противодействия угрозе экстремизма. Вместе с этим, анализ правовой базы позволяет выделить ряд недостатков, препятствующих процессу совершенствования нормативно-правовой базы в области предупреждения экстремизма. [7].
Неустроенность тысяч людей, вынужденных отказываться от привычного образа жизни, существующий процент безработицы, являющийся серьезным бичом для трудоспособного населения, озлобленность, вызванная неудовлетворенностью базовых потребностей (безопасность, идентичность, признание и др.), являющиеся последствиями острейшего системного кризиса, переживаемого Республикой Казахстан, Россией и многими другими бывшими республиками СССР, судя по всему, еще долго будут источником религиознополитического экстремизма. Поэтому нужно основательно заниматься изучением этого феномена, мониторингом его проявлений и разработкой эффективных методов борьбы с ним.
Думается, для успешной борьбы с религиозно-политическим экстремизмом необходимы следующие меры:
- научный анализ феномена религиозно-политического экстремизма;
- качественный и полный анализпричин и факторов, порождающих религиозно-политический экстремизм, пресечение возникающих зачатков религиозно-правового экстремизма и ужесточение мер борьбы с его проявлениями;
- разработка и введение на практике тщательно продуманных мер социальнопсихологической адаптации лиц, добровольно покинувших ряды экстремистских формирований и стремящихся вести законопослушный образ жизни.
- повышение уровня доверия населения к государственной власти и ее институтам, своевременное эффективное решение назревших вопросов общественного развития:
- борьба с правовым нигилизмом, политическими амбициями религиозных лидеров и стремлениями политиков использовать религию в борьбе за власть и привилегии;
- борьба с нарушениями прав религиозных и этнических меньшинств, допускаемыми должностными лицами, а также с деятельностью зарубежных религиозных и политических центров, нацеленной на разжигание политических, этнонациональных и межконфессиональных противоречий.
- консолидация усилий всех стран по борьбе с религиозно-политическим экстремизмом, как с проблемой, угрожающей планетарной безопасности;
- -повышение качества борьбы правоохранительных органов с проявлениями религиозного экстремизма. В частности усовершенствование специализированного банка данных об экстремистских организациях, их лидерах, основных тенденциях распространения данного явления в мире и т.д.; расширение круга доступа государственных органов к банку данных. Наряду с КНБ, прокуратурой, МВД и МИДом к нему должен иметь доступ определенный круг сотрудников ряда других ведомств, в том числе министерство информации, образования и т.д. а также областные исполнительные власти; выделение дополнительных финансовых средств на техническое и ресурсное обеспечение данного банка данных;
- налаживание диалога внутри конкретных религиозных течений. Между различными течениями, направлениями в концессиях необходим диалог – как единственный способ снижения проблемы исламского экстремизма. [7];
- воспитательная религиозно-просветительская политика среди населения;
- создание атмосферы нетерпимости по отношению к любым проявлениям терроризма и экстремизма. Внедрение в сознание общества нравственной установки о возможности цивилизованного и легитимного достижения собственных целей, в том числе и религиозных, политических.
Республика Казахстан твердо намерена искоренить в стране даже тень религиозного экстремизма, выделив на борьбу с ним в 2012 году почти 12,9 млрд. тенге [8].
Усилия, предпринимаемые мировым сообществом на современном этапе по борьбе с религиозным экстремизмом, несомненно, приносят свои плоды, однако прогресс общества, в том числе и научно-технический, диктует обществу новые проблемы и качественное решение их должно стать итогом усилий всего человечества.
Литература
- Астана. 10 апреля. ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН
- Национальная безопасность: итоги десятилетия /Под ред. М.С. Ашимбаева. – Астана: Елорада, 2001. – С.463.
- Конституция Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РК от 7 октября 1998 г.). – Алматы: ТОО «Баспа», 2001. – С.44.
- Республика Казахстан. Закон. О борьбе с терроризмом от 13 июля 1999 года N 416-1 (с изменениями, внесенными Законом РК от 19.02.02 г. N 295-II) //http:// base.zakon.kz.
- Республика Казахстан. Закон. О средствах массовой информации. – Алматы: «Юрист», 2003. – С. 4.
- Послание Президента страны к народу Казахстана // Казахстанская правда. – 2000. – 30 октября.
- Тукумов Е. В. Религиозно-политический экстремизм как угроза региональной и национальной безопасности стран Центральной Азии, диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук.
- Анна Руденко. Неформалы от религии захватят страну? //Свобода слова, №35 (330), 6.10.201, Стр.9.