В Стратегии индустриально-инновационного развития одной из основных направлений государственной политики в сфере научно-технической и инновационной деятельности является формирование инновационной инфраструктуры, включающей создание специализированных субъектов инновационной деятельности государственного, межотраслевого, отраслевого и регионального характера.
Сегодня является очевидным, что полноценная инновационная деятельность не может развиваться без принципиально новых хозяйственно - территориальных образований (технопарков, бизнес-инкубаторов, региональных инновационных фондов, венчурных фирм) [1].
Становление и развитие венчурного капитала.
Традиционно принято связывать венчурный капитал с малыми фирмами, действующими в наукоемких производствах, так как основная масса венчурного капитала направляется именно в эту сферу. Появление венчурного капитала многие исследователи относят к середине XX в., когда в 1946 году в США была создана Американская Корпорация Исследований и Развития (American Research and Development Corporation - ARD), хотя впрочем, некоторые считают первым венчурным проектом строительство первой железной дороги. Активное изучение этой новейшей категории микроэкономики происходит лишь в последние 15-20 лет.
При определении понятия «венчурный капитал» следует отталкиваться от этимологического смысла англ. слова venture (рискованное предприятие). Первые попытки определить сущность венчурного капитала развивались в русле традиционного понимания сути предпринимательства как формы деятельности, связанной с неопределенностью рыночной обстановки и высоким уровнем делового (предпринимательского) риска. При этом справедливо указывалось на то, что инновационное и в первую очередь малое инновационное предпринимательство подвержено особенно высокому риску.
Указанный подход получил достаточно широкое распространение в отечественной литературе. Так, по мнению Рудаковой И.Е. «капитал специальных исследовательских и внедренческих фирм небольшого размера, узкоспециализированных, и в большей или меньшей мере независимых от отраслевых лидеров получил название венчурный». Подобную позицию занимают Шебанов А.Н. и Капустин В.Е." [2].
В целом можно констатировать, что к настоящему моменту в экономической литературе утвердилось единое понимание венчурного капитала как одной из форм инвестирования (инвестиционной деятельности). Однако это единство не исключает существование различных взглядов на природу венчурного капитала и подходов к ее исследованию. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно кратко рассмотреть основные точки зрения современных авторов и познакомиться с даваемыми ими определениями венчурного капитала.
К исторически первым можно отнести определение венчурного капитала, появившееся в стенах Гарвардского университета около 50 лет назад, которое достаточно кратко характеризовало данное явление как «рисковый капитал, предназначенный для вложения в молодые и новые компании». Не будет преувеличением сказать, что это определение послужило отправной точкой анализа для большинства экономистов, стремящихся понять специфику венчурного капитала. В указанном определении нашел отражение один из важнейших качественных аспектов венчурного капитала, давший ему название «рискового» - вложение средств в предприятия и проекты с повышенным по сравнению с обычным деловым (предпринимательским) риском. Очевидно, что и вложение капитала становится более рискованным по сравнению с среднерыночным.
Говоря о большом интересе к венчурному инвестированию в последние годы, следует отметить вклад ученых в изучение данного феномена. В качестве примера приведем точку зрения Семенцевой Г., которая, совершенно справедливо указала на еще одну важную характеристику венчурного капитала - на временный характер участия последнего в капитале реципиентов. Приведем ее определение полностью: «Венчурный капитал - источник финансирования, представляющий собой ограниченное определенными временными рамками акционерное участие в капитале вновь создаваемых или уже существующих малых инновационных фирм, деятельность которых, с одной стороны, связана со значительной степенью риска, а с другой стороны, способна обеспечить высокую прибыльность»'' [3].
Временный характер участия венчурного капитала для компаний, ориентированный на быстрый рост, имеет существенное значение, так как с самого начала процесса инвестирования все участники знают о его четко определенном временном горизонте и, поэтому, стремятся максимально использовать потенциал друг друга для достижения своих целей: коммерческо- предпринимательской - производство конкурентно способной продукции и устойчивое получение прибыли; и инвестиционной - максимальное увеличениекапитализации компании для последующей продажи доли и получения значительного дохода на вложенный капитал.
Проведенный анализ наглядно продемонстрировал не только определенное разнообразие точек зрения в рамках единства в понимании венчурного капитала как одной из форм инвестирования (инвестиционной деятельности), но, и что более важно, позволил выделить ряд чрезвычайно важных характеристик (аспектов) этого явления:
- Повышенный риск инвестиций - вложение средств в новые или молодые предприятия с высоким уровнем риска, прежде всего в инновационной сфере, не имеющие иных источников финансирования.
- Особая направленность инвестирования - инвестирование в фирмы, обладающие потенциалом быстрого роста.
- Временный характер инвестирования - ограниченный период времени между вложением средств (вхождение в компанию) и продажей доли (выход из компании).
- Особый характер участия в капитале - инвестирование «управленческого опыта», т.е. определенная финансовая поддержка и участие в управлении компании.
Первые два аспекта характеризуют венчурный капитал с позиций выбора объекта инвестирования и принятия высокого риска. В этом проявляются его общие черты с другим видом инвестирования - портфельным (простым или коллективным, не дающим право участвовать в управлении, как правило, связанным с покупкой акций на фондовом рынке). Здесь часто компромисс между риском и доходностью, сознательно разрешается в пользу риска. Эти инвестиции часто носят спекулятивный характер, а высокий риск снижается за счет использования коллективных форм инвестирования.
Последние два аспекта характеризуют специфический характер функционирования венчурного капитала, точнее, характер участия в капитале компании-реципиента - определенный уровень контроля за деятельностью компании и меру содействия становлению и развитию компании. В этом проявляется общие черты венчурного капитала с прямыми инвестициями (дающими право участвовать в управлении), но налицо временный характер последних. Однако временный характер участия не означает спекулятивность инвестирования и не порождает антагонизма между целями венчурного капиталиста и предпринимателя, заинтересованных в быстром росте компании. Не стоит забывать о том, что временный характер присущ и портфельному инвестированию, но в данном контексте это не имеет существенного значения, так как здесь в нашу задачу входит лишь констатация разнообразия видов инвестирования при глубоком их внутреннем единстве [4].
Из приведенных определений прослеживаются характерные основные связи венчурного капитала с рисками, малым инновационным предпринимательством, с инвестициями, с созданием и расширением существующих предприятий, выделяя его как особую функциональную форму финансового капитала. В свою очередь инновационное предпринимательство как эффективный ускоритель темпов экономического развития, органическинуждается и приемлет лишь особый вид финансового капитала, находящегося в таких формах, которые позволяют ему, разделяя высокие риски коммерциализации инноваций, создавать в итоге более масштабные прибавочные стоимости.
Венчурный капитал, отличаясь от других форм рискового капитала, требует разделения понятий коммерческого и финансового рисков. Венчурный капитал воплощает в себе, прежде всего коммерческий риск, а затем уже и финансовый, ибо последний является производным от первого. Финансовые риски связаны с вероятностью потерь каких-либо денежных сумм или же их недополучением и более характерны для операций на финансовом рынке. Коммерческий риск связан с возможностью безвозвратной потери финансового капитала, размещаемого в коммерческие проекты и материализуемого в процессе их исполнения. А венчурный капитал ориентирован как раз на коммерческие результаты деятельности компании-реципиента инвестиций, так как за счет этих результатов он рассчитывает на свою долю, стоимость которой при реализации, с избытком покроет абсолютную сумму субсидируемого капитала.
Вывод наших рассуждений относительно рисков можно сформулировать так: высокий риск в инновационной сфере порождает поэтапность в финансировании инновационных проектов для целей снижения концентрации риска на каждом этапе и возможности вывода капитала из бизнеса с наименьшими потерями.
Формирование венчурного капитала в РК.
Венчурный капитал - это долгосрочный, рисковый капитал, инвестируемый в акции новых и быстрорастущих компании с целью получения высокой прибыли после регистрации акций этих компаний на фондовой бирже. Венчурный капитал предоставляется формальным и неформальным секторами. В формальном секторе преобладают «фирмы (или фонды) венчурного капитала» (venture capital firms; далее - ФВК), являющиеся по организационноправовой форме партнерствами (private partnership) и объединяющие ресурсы ряда инвесторов: частных и государственных пенсионных фондов (на них в Европе приходится свыше 50% всех инвестиций венчурного капитала), благотворительных фондов, корпораций, частных лиц и самих венчурных капиталистов - владельцев ФВК. Как правило, институциональные инвесторы распределяют 2 -3% своего инвестиционного портфеля в альтернативные активы, такие как венчурный капитал. ФВК инвестируют привлеченные средства в новые фирмы, которые могут принести высокий доход в течение 5-7 лет. Кроме ФВК, участниками формального сектора являются специальные подразделения или дочерние предприятия коммерческих банков или нефинансовых промышленных корпораций («corporate venturing»), а также государственные инвестиционные программы.
Участниками неформального сектора являются частные инвесторы венчурного капитала: т.н. «бизнес-ангелы», а также члены семей вновь создаваемых малых фирм. «Бизнес-ангелы» - это, как правило, профессионалы с опытом работы в бизнесе: одни являются удачливыми предпринимателями,другие – высокооплачиваемыми специалистами в области бизнеса (бухгалтеры, консультанты, юристы и т.д.) и занимают высшие должности в крупных компаниях. Неформальные инвесторы обладают значительными финансовыми накоплениями, полученными благодаря их собственному труду. Многие «бизнес-ангелы» инвестируют напрямую в новые и растущие фирмы, входя в состав синдиката, объединяющего друзей и партнеров по бизнесу, и это позволяет реципиентам инвестиций получать более крупные финансовые средства. «Бизнес-ангелы» активно действуют в США и многих европейских странах, в том числе в Восточной Европе. В Европе и США объем инвестиций неформального сектора венчурного капитала в несколько раз превышает объем инвестиций формального сектора. В Великобритании в 1997 году единичная инвестиция «бизнес-ангела» составляла в среднем от 16 до 80 тысяч долларов. Формальный и неформальный секторы играют взаимодополняющую роль. Инвестиции неформального сектора особенно важны на самых ранних стадиях развития «стартовых» фирм, когда эти фирмы нуждаются в «посевном капитале» ('seed finance') для разработки концепции продукта и опытного образца, в то время как формальный сектор более активен на стадии быстрого роста фирмы, когда требуются средства на расширение производства и объема продаж.
Почему венчурный капитал особенно важен для малых высокотехнологичных фирм (т.е. малых фирм, товары и услуги которых в значительной степени зависят от приложения научно-технических навыков или знаний; далее – МВТФ)? Основное условие рыночного успеха новых фирм в отраслях, основанных на высоких технологиях, – это быстрота их развития. Внедрение новой технологии связано с высокими начальными издержками, но по мере роста продаж издержки производства единицы продукции падают, в то время как потребителям в возрастающей степени становится выгоднее пользоваться данной технологией, по сравнению с ее конкурентами. В этом состоит явление «возрастающей отдачи от масштаба», серьезно разрабатываемое в последние годы в экономической теории. Таким образом, МВТФ, получившие мощный «толчок» на ранней стадии – будь то в виде финансовых вливаний, удачной управленческой или маркетинговой стратегии, – могут захватить наибольшую долю рынка и стать законодателями стандартов, в результате этого получая львиную долю прибылей; при этом выигравшая технология не обязательно превосходит конкурирующие технологии по техническим характеристикам. Очевидно, что вновь созданные МВТФ не могут достичь успеха в конкурентной борьбе через органическое развитие на основе нераспределенной прибыли, что характерно для традиционных секторов. В то же время, банковские кредиты также не могут рассматриваться как основной источник инвестиции в стартовые МВТФ: причина состоит в высоком риске, так как создатели новых фирм часто не имеют кредитной истории и не могут обеспечить адекватный залог; высокой доле бесперспективных инноваций; трудностях с оценкой потенциального рынка и с экспертизой проекта со стороны финансистов. Проблема состоит еще и в том, что создатели МВТФ часто не имеют финансовых и управленческих навыков.
Литература
- Батищева Т. Венчурное инвестирование: что это такое?
- Шумпетер И. Теория экономического развития. - М., 1982 C.225.
- 3.Энциклопедический словарь предпринимателя. /Сост. С.М. Синельников, Т.Г. Соломоник, Р.В. Янборисова. – Спб.: Алга – фонд, АЯКС, 1992. – С.138.
- 4.Экономический и юридический словарь / Под ред.А.Н.Азрилияна.- М.∶Институт новой экономики,2004.-С.1088.
- Баймухамедов А.М. Основные проблемы развития венчурного бизнеса в Казахстане./ Международный научный журнал « Проблемы права и экономики», Изд-во «MASTER REPRINT», вып.3, №3-4, Костанай, 2011г. – с.19-21.