К началу ХХI века человечество пришло с целым комплексом глобальных проблем, угрожающим жизни на Земле [1]: войны и гонка вооружений; бедность и отсталость развивающихся стран, где проживает почти 2/3 населения земли (на Земле теперь голодающих больше, чем когда-либо в истории человечества); энергетическая и сырьевая проблемы; деградация окружающей среды и утилизация отходов и др. Несмотря на обширный по числу и, на первый взгляд, разнопрофильный характер этих проблем, они имеют, как правило, единую морально-нравственную и причинно - сущностную основу.
Действительно, анализ известного периода в истории человечества свидетельствует, что становление, функционирование, развитие и смена эксплуататорских общественно-экономических формаций (рабовладельческой, феодальной, капиталистической) всегда сопровождалась в большей или меньшей степени проявлением несправедливости, аморальности, безнравственности со стороны определенной части человеческого сообщества по отношению к большей или значительной его части (в том числе, физическое истребление аборигенов Америки, Австралии и др.) [2-4]. Такое же отношение этих систем наблюдается к живой и неживой природе (истребление определённых видов животных, растений, загрязнение окружающей природной среды и т. д.). Последствия этого особенно трагически проявляются в настоящее время, когда на грани двух тысячелетий мы снова видим обострение противоречий в системе международных экономических и политических отношений, межконфессиональные конфликты, динамичное нарастание экологических, межэтнических, социально-политических и других проблем [1]. Как было отмечено выше, большинство из них имеют, чаще всего, морально-нравственную основу.
Масштабное падение в безнравственность, по-видимому, началось с того периода, когда человек научился производить больше благ, чем было необходимо для его только личного потребления (с появлением железных орудий труда и т. д.). Действительно, с появлением прибавочного продукта появляется безнравственная возможность для развращённой, эгоистичной личности дополнительно получать блага для себя не за счёт своего труда, апутём прямого или опосредованного грабежа других людей (путём массовых убийств, называемых войнами; шантажа, обмана, неэквивалентного обмена и т. д.). Конечно, такая возможность появляется, прежде всего, в условиях соответствующей безнравственной социальноэкономической и правовой организации общества. Общинные авторитеты, рабовладельцы, феодалы, знать, государство в лице своих чиновников, помещики, капиталисты и т. д., присваивали (используя физическое или экономическое принуждение) собственность или плоды труда другой части общества - военнопленных, рабов, крестьян, наёмных (в том числе творческих) работников и т. п., а также, как правило, вела себя по отношению к этой части общества аморально, несправедливо - физические наказания, пытки, унижения и т. д. В мировом масштабе более развитые и сильные государства присваивали и нередко продолжают незаконно присваивать блага, созданные в относительно слаборазвитых государствах, используя как методы физического принуждения (захватнические войны, террор), так и экономические методы (контрибуции, неэквивалентный обмен, завышенные ставки по кредитам, заниженные налоговые ставки на прибыль и т. п.). Такие факты известны в истории, как правило, любого современного экономически высокоразвитого государства: Германия - признание крепостничества как малопроизводительной и безнравственной формы организации хозяйства [2,С.6]; ограбление Франции: аннексия Эльзаса и Лотарингии, а также контрибуция в пять млрд. франков [2. С. 68]; первоначальное накопление в Германии в ХІХ в. было связано с ограблением, разорением крестьян при их освобождении и превращением их в наёмных рабочих [3.С.86]. Франция - особое распространение получил слой рантье, не работающих и живущих на проценты по облигациям займов и других ценных бумаг [2, С. 12-13]; правительство получало у финансистов необходимую сумму денег, а вместо возвращения долга с процентами предоставляло им право собирать эту сумму в форме налога с какой-нибудь местности. При этом величина налога существенно увеличивалась, и при его сборе допускались злоупотребления; продажа должностей в чиновничьем аппарате и в армии. Покупатель должности не отличался высокой компетентностью, а рассматривал своё положение как источник доходов в виде жалованья и взяток [3.С.80]. В XIX - начале XX вв. Франция овладела большими колониями в Африке, Юго-Восточной Азии, Океании и создала империю, по территории в 17 раз превышающую метрополию [2. С. 71-72]. Англия - основными методами первоначального накопления капитала были: "огораживание", когда феодалы сгоняли крестьян из своих феодальных владений для увеличения пастбищ; повышение арендной платы за землю до такого уровня, что крестьяне- арендаторы разорялись и теряли земли; ограбление и эксплуатация колоний; работорговля; пиратство [2.С. 47; 3.С. 56-58]. Поразительным примером морально-нравственного разврата социально-экономической системы того времени является тот факт, что пиратство считалось вполне легальным и почётным занятием.
Нападение на испанские корабли рассматривалось как выполнение патриотического долга. А знаменитый пират Френсис Дрейк даже стал адмиралом королевского флота" [3.С.58]. В Х1Х в. Англия была самой крупной колониальной державой. Она закрепилась в Индии, захватила Канаду, подчинила ряд территорий в Африке и целый континент – Австралию. Колонии являлись для Англии вначале источником первоначального накопления, а в дальнейшем - источником сырья, рынком сбыта готовой продукции и аграрным придатком. Местное население переселенческих колоний было частью вытеснено или истреблено. В не переселенческих колониях основную массу населения составляли местные жители. В этих колониях Англия старалась законсервировать феодальные порядки и не допускать экономического развития " [3.С.79]. Она могла по-прежнему строить свою экономическую политику, ориентируясь на колонии: приобретать там необходимое сырьё и продовольствие и сбывать продукцию, получая прибыль за счёт неэквивалентного обмена [3.С.141]. В период первого мирового экономического кризиса (1929-1933) "Меры правительства были направлены на ...разрешение собственных экономических проблем за счёт колоний..." [3.С.142].
Британский капитализм базировался на колониальной империи. Английские колонии компенсировали британскому капиталу недостатки промышленного развития. По вывозу капитала Англия оставила далеко позади Америку и Германию [2.С.70-71]. На рубеже ХІХ-ХХ вв. "Англия занимала первое место по вывозу капитала...до 75%...направлялось в колонии ... Прибыль от вывоза капитала стала основной статьёй национального дохода Англии. Она была в четыре раза больше, чем доходы всей английской промышленности. Англия жила теперь за счёт доходов от хозяйства других стран "[3.С.104]. США - начали свою предысторию с физического уничтожения местного населения. Ещё одним известным аморальным фактом в истории становления американской социально-экономической системы был вывоз американскими купцами в Африку рома для спаивания негритянских вождей, которые продавали им своих поданных за бесценок. Функционировал торговый "треугольник" - патока, ром, рабы" [2.С. 52]. На рубеже ХІХ-ХХ вв. "США не объявляла зависимые страны своими колониями. Формально они оставались суверенными государствами. Но, пользуясь экономической слабостью этих стран, американские бизнесмены ввозят туда свои капиталы и эксплуатируют национальные богатства. Если же правительство...пыталось выйти из под контроля, США, пользуясь своим влиянием, организовывало государственный переворот и к власти приходило лояльное к Америке правительство. Так была устроена "революция" в Панаме, которая имела цель поставить под контроль США Панамский канал. Формально США против колониализма, они за "честное" соревнование капиталов в слаборазвитых государствах..." [3.С.111]. Но это «честное» силовое соревнование «слона с моськой».
В целом по Европе в эпоху географических открытий благоприятные для европейцев открытия обернулись для коренногонаселения открытых земель подлинным адом. Колониализм стал методом функционирования мирового хозяйства. Главным средством колониализма XVI в. явился неэквивалентный обмен (если нельзя было применить прямой грабёж). Монопольное право на поставку африканских рабов в испанскую Америку (асиенто) оспаривалось Португалией, Англией, Голландией. Голландия, Англия и Франция широко развернули пиратство. Установился главный принцип колониального хозяйства европейских стран: вывоз дешёвого сырья и продовольствия, ввоз промтоваров, а затем и капитала [2.С. 46]. Верхом аморальности и цинизма свободного рынка того времени стала концепция М. Фридмана - «Этика Laissez-Faire».
В целом развитие мирового капиталистического хозяйства на рубеже 19 и 20-го веков обнаружило тенденции к милитаризации экономики, колониализации, монополизации. Центр мировой экономики переместился из Европы в Северную Америку [2.С.54-55]. Противоречия капиталистического хозяйства привели к тяжёлым потрясениям - Первой мировой войне и революции в России, великой депрессии и Второй мировой войне [2. С.88-89].
В 1914 г. разразилась Первая мировая война за рынки сбыта и источники сырья между двумя империалистическими блоками. На израсходованные в годы войны средства можно было бы в шесть раз повысить доходы рабочих всего мира. Только два государства вышли из войны более сильными и экономически окрепшими: США и Япония [3.C.126-127]. Вторая мировая война ещё более укрепила экономическое могущество США, промышленная прибыль которых возросла в пять раз [3.С.128]. "В целом Вторая мировая война способствовала усилению экономического могущества США. Её национальный доход увеличился в два раза...После Второй мировой войны на долю США приходилось 60% мировой промышленной продукции, 1/3 экспорта, 2/3 мировых запасов золота" [3.С.137].
Целый комплекс этических проблем присущ эксплуататорским системам и нашего времени: неэтичность современной доминирующей в мире экономической теории и принципов "свободной торговли" [8] - сама концепция «рациональности» в экономике, по сути, неэтична. Рациональность определяется как эгоистический интерес. Такие ценности как честность и развитие местной общины в учет не берутся.
В результате этого, чем больше на людей влияет экономика, тем меньше они заинтересованы в благополучии своей общины, и даже просто в том, чтобы быть порядочными людьми [8]; конфликт морали и прибыли как практическая реальность [9]. Аморальна и сама современная идеология экономической глобализации - "...Идеология, на которой основана экономическая глобализация, разрушила жизни нескольких миллионов людей, лишившихся крыши над головой и обреченных на жизнь впроголодь...» [5], «…Глобализация не устранила угроз безопасности государств, народов и индивидуумов. ...Богатые страны становятся богаче, а бедные – беднее... В доминирующей политической и экономическойкультуре ценность человека и народа нивелируется алчной погоней за материальным благополучием, комфортом, развлечениями. В малом количестве стран строится общество высокого, а иногда и чрезмерного потребления. Многие считают, что это происходит за счет давней и нынешней эксплуатации стран "второго" и "третьего" мира "[6]; "...расширение свободной торговли ...глубоко задевает интересы сотен миллионов людей. ... на Уругвайском раунде предложено снять ограничения на инвестиции и услуги в странах «Третьего мира». ... в результате чего весь сектор услуг стран «Третьего мира», как и промышленность, будет принадлежать и управляться иностранцами, чьим единственным интересом является получение прибыли. ... Любая страна, которая откажется выполнять такие соглашения, столкнется с тем, что чужие рынки будут для нее закрыты. ...свободная торговля... означает, что правительства больше не смогут управлять экономическим развитием в границах своей страны. Такое развитие будет определяться глобальным рынком. Капитал будет направляться в те места, которые ему наиболее выгодны. Товары будут продаваться по наивысшей цене. Свободная торговля означает, что правительства не могут устанавливать стандарты в сфере здравоохранения и экологии выше, чем они есть во всем мире... негативные последствия свободной торговли становятся все более очевидными..." [8]. "Экономическое неравенство между северным и южным полушариями планеты все больше и больше превращается во внутреннюю угрозу единству человеческого рода..." [7], "...мировое неравенство распространяется быстрыми темпами. ...20% богачей мира поедают более 45% потребляемого в мире мяса, в то время как около 800 миллионов человек... страдают от хронического недоедания.
Средний уровень потребления белков в европейских странах превышает 120 граммов в день ... в африканских странах ...не достигает 20 граммов... около 50% африканцев не имеют доступа к здоровой питьевой воде... Менее 25% стран мира живут в полном комфорте, в то время как многие общества страдают от ...плохого питания, безработицы и разных видов экономического и социального разврата... продолжается приток богатства бедных стран в сторону богатых... классовое противоречие и нищета в мире распространяется с особо быстрыми темпами..." [5]. «...Большая разница в доходах разных стран мира, разница в уровни образования и здравоохранения, высокая детская смертность из-за отсутствия санитарии и нормального питания, всё свидетельствует о росте нищеты и неравенства в первые годы 21 столетия [5] - « ...Около одной пятой 6-миллиардного населения планеты живут на менее, чем один доллар в день. 44% из них находятся в Южной Азии. ...средний уровень доходов в 20 богатых странах мира в 37 раз больше аналогичного показателя в 20 бедных странах мира. Это расстояние увеличилось в более чем два раза за последние 40 лет... Всемирный банк ...в 1990 году объявил, что в мире насчитывается более одного миллиарда нищих..." [5]. ”... в 1983 г. в США 10% семей, которые получали наивысшие доходы, владели 72% всех акций, ...50% всегонедвижимого имущества. В то же время...большое количество домашних хозяйств имеют незначительную собственность или вообще ее не имеют. Между полюсами бедности и богатства в США огромный разрыв. Мультимиллионеры получают ежедневно такие суммы доходов, которые средний американский работник не может заработать за всю свою трудовую жизнь... Один прием гостей для самых богатых семей обходится сегодня примерно в 1 млн. долл. Некоторые из таких семей содержат симфонические оркестры, являются собственниками картинных галерей. ...Поэтому вполне обоснованным является определение Й. Шумпетером капитализма как цивилизации неравенства. По среднестатистическим показателям разрыв между бедными и богатыми в развитых странах мира составляет приблизительно 1: 13-14. В бывшем СССР такой разрыв составлял 1: 4-5" [10]. «...Серьезной проблемой для всего мира остается наркомания, которая ежегодно уносит миллионы человеческих жизней. Международные наркокартели действуют подобно террористическим организациям, ...наживая миллиарды на ... страданиях и смерти...» [6].
Часто сторонники неограниченной глобальной свободы торговли аргументируют свою позицию необходимостью расширения рынка, увеличения ВВП, а значит - повышения благосостояния всего населения (увеличение ВВП на душу населения). Однако в этой, на первый взгляд, «правильной» позиции есть много «подводных камней». Дело в том, что бесконтрольный глобальный, стихийный рост производства (при превалирующих сейчас технологиях) ведет к истощению ресурсов и загрязнению, и чем рост быстрее, тем быстрее истощаются ресурсы и хуже экология [8].
С другой стороны, «...свободный рынок вовсе не обязательно повышает общее благосостояние... благосостояние за последние десятилетия не связано прямой зависимостью с доходом на душу населения. Наоборот, прослеживается связь между ростом ВВП и снижением экономического благополучия населения, особенно его устойчивости...» [8]. «...сегодняшняя «свободная торговля» означает свободу от правительственного влияния для транснациональных корпораций...» [8]. «...есть определенные группы, получающие барыши от инвестиций, которым выгодно расширение рынков и обнищание населения. Кроме того, когда население страдает от ухудшения здоровья, загрязнения окружающей среды, истощения ресурсов, их способность принимать участие в выработке политических решений также ослабевает ...с этических позиций поддерживать такое положение вещей, как и свободную торговлю, никак нельзя...» [8]. Один из предлагаемых перспективных вариантов решения перечисленных глобальных проблем - организация и координация их решения со стороны единого Мирового правительства.
Однако на этом пути пока не видно гарантии успеха, поскольку уже на национальном уровне существуют проблемы контроля политических решений экономическими интересами национальных монополий. Поэтому нет никакой надежды, что глобальные политические решения Мирового правительства не окажутся так же под контролемэкономических интересов мировых транснациональных корпораций (монополий) [8]. Рассмотренный материал, отражающий в основном историю общественно-экономического развития наиболее мощных стран капитализма ХХ века, позволяет сделать следующие выводы. Аморальность является объективным атрибутом функционирования эксплуататорских общественно-экономических формаций. Последняя, наиболее развитая из них - капиталистическая - по всей видимости, свою прогрессивную историческую миссию для человечества исчерпала в ведущих капиталистических странах к концу 19 века, когда она стала переходить в монополистическую стадию развития - империализм [11. С. 244]. С этого периода человечество всё в большей степени начинает испытывать на себе катастрофическую тупиковую перспективу дальнейшего развития высшей стадии этой общественно - экономической формации. И никакие корректировки, "регулировки " (в виде внедрения теории Кейнса Д. М., её вариаций и др.), "заплатки" не могут изменить надолго и кардинально сути этой системы. Действительно, никакие отдельные периоды успешного, устойчивого развития современного капитализма не могут даже с экономической точки зрения (не говоря уже об этике!) оправдать отвлечение от производительного труда 80 млн. солдат и офицеров Первой мировой войны, ещё большего количества - во Второй; 20 - кратное увеличение военных расходов 34 ведущих государств Мира, участвовавших в этой войне; уничтожение 30% национального богатства стран Европы; гибели более 20 млн. человек в боях, от голода и эпидемий, более 20 млн. раненых [2.С.78; 3.C.126-127]; 962 млрд. долл. суммарных военных расходов Второй мировой войны; 50 млн. человек её жертв; увеличения в восемь раз Английского внешнего долга; уничтожение почти 1/3 национального богатства СССР [3.С.128]; сюда следует прибавить весь ущерб для человечества всех последующих войн (Корея, Вьетнам, Ирак и т.д.). А ведь все эти и предстоящие войны, несмотря на идеологические, технологические и другие разного рода "прикрытия" и попытки ввести человечество в заблуждение - по сути, есть борьба за рынки сбыта, за источники сырья, за дополнительные прибыли мировых капиталистических монополий, транснациональных корпораций, горстки мировых олигархов.
Особое развитие отдельных "капиталистических" государств (Скандинавских, Австралии, Исландии и некоторых других) к сожалению, пока не может изменить общей ситуации в Мире и требует специального, отдельного анализа.
Литература
- Основные черты мировой экономики на рубеже ХХ – ХXI веков - VsemWEB.ru
- Щербина Л. В. История экономики. - М.: Эксмо, 2008. – С.160.
- Куликов А. Л. История экономики в вопросах и ответах. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С.224.
- Вощанова Г. П., Годзина Г. С. Экономическая история. - М.: ИНФРА-М, 2007. –С. 255.
- Несправедливое распределение богатств и доходов в мире. - http: // russian.irib.ir/
- Итоговый документ Всемирного саммита религиозных лидеров (Баку, 26-27 апреля 2010 года) //Официальный сайт РПЦ МП
- Рыночная экономика и этика: Речь кардинала Ратцингера на симпозиуме "Церковь и экономика в ответственности за будущее мировой экономики" в 1985 году. - Ratzinger-Inform, 26.12.2008 г.
- Джон Б. Кобб Перекресток цивилизаций: этика, экономика и свободный рынок - 19 июля 2007 года. - http://www.religion- online.org/showarticle.asp?title=101
- K. Homann, F.Blome – DreesWirtschafts - und Unternehmensethik: Vandenhoeck&Ruprecht in Gottingen und Zurich, 1992 //
- Источники национального дохода, его распределение и перераспределение // Экономический портал: Экономика и всё, что с ней связано - www.ekonomy.info.
- Ленин В. И. Империализм, как высшая стадия капитализма //Сочинения, 4-е изд., М., 1948. - Т.22. - С. 173-290.