Социальная лингвистика – научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии, этнографии и изучающая широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую играет язык в жизни общества.
В настоящее время нет сомнений, что язык как средство общения возникает и развивается только в обществе. Следовательно, язык – явление социальное. Таким образом, с начала возникновения науки о языке, лингвистов интересовала проблема связи языка и общества. В любом обществе язык выступает как средство накопления, хранения и передачи добытых этим обществом знаний. Поэтому общество и происходящие в нём социальные, экономические и культурные изменения, не могут не оказывать влияния на различные уровни языка, равно как и язык оказывает различное влияние на общество. Литературная форма любого языка,стабилизация норм его употребления оказывают значительное влияние на сферу бытового общения, способствуют повышению культурного уровня носителей данного языка, приводят к постепенному стиранию диалектных различий. Появляющиеся в языке новые слова и словосочетания, новые значения слов, которые выражают в обществе новые понятия, помогают людям глубже осознавать окружающий их мир, точнее передавать свои мысли.
Итак, язык – явление общественное. В нём задаются и отражаются требования коллективности. Разве может быть значим язык, произвольно сконструированный отдельным человеком? Можно заметить, что язык никем не придумывается и не изобретается, а стихийно становится вместе с социальностью, человеческим коллективом. Различия в условиях человеческой жизнедеятельности неизбежно находят отражения в языке. В связи с особыми практическими потребностями и различными природными и социально-экономическими условиями, язык приобретает такую характеристику, как избирательность. Язык выступает в качестве необходимого связующего звена между практикой и сознанием. С философской точки зрения трактовку языка можно сделать с учётом триад: сознание – язык – общество. Язык стал рассматриваться в качестве важнейшей части бытия, раскрывающей или прячущей его тайны.
Следует признать, что отношение языка и реальности отличается особой сложностью. Некоторые особенности отношения языка и реальности можно усмотреть в следующем. Богатство, или, наоборот, бедность языка (то есть характерный для него набор слов и выражений, конструкций и т.д.) так или иначе влияет на возможность языка. Более богатый язык позволяет выразить больше оттенков мыслей, обнаруживает глубину и высокую развитость мышления. Бедный язык свидетельствует об убогости, неразвитости мысли. Однако выясняется, что достаточно богатый словарный запас – это отнюдь не достоверное свидетельство богатства, подлинности глубины мысли. Порой язык усваивается, но не влияет или почти не влияет на развитие мышления. Сегодня можно встретить людей, говорящих на вполне «интеллигентном» языке, которые широко используют в речи «умные» слова, за которыми в действительности скрываются убогость мысли или пустота. Но человек способен пользоваться языком, который не стал частью его жизненного мира.
Понятие «жизненный мир» было введено немецким философом, основателем феноменологии Э. Гуссерлем. Оно подразумевает ту сферу бытия, которую субъект считает «своей», в рамках которой он ощущает себя нестеснённым, где всё представляется ему объяснимым и близким. За пределами жизненного мира остаётся много из того, что известно, но осталось не своим, сохранило элемент чуждости. Поэтому общий объём языка любого студента распадается на две части. Одна часть принадлежит жизненному миру, а другая остаётся за его пределами. Первая ощущается как своя, владение которой может достичь мастерства, вторая жеосознаётся чуждой. «Тот факт, что мир есть мой мир, проявляется в том, что границы языка (единственного языка, который понимаю Я), означают границы моего мира». (Л. Витгенштейн). Особенности современного мира таковы, что часть, находящегося за пределами жизненного мира, неизмеримо возросла. Человек не успевает осваивать потоки разноречивой информации, которая обрушивается на него, делать эту информацию в полной мере своей. При этом он нередко успешно усваивает язык, на котором информация делается для него доступной. Таким образом, можно сделать вывод, что объём языка всегда несколько больше, шире объёма мышления – мышления как процесса, который является собственным, непосредственным и живым достоянием субъекта. В массовом обществе процесс социализации индивида сопряжён с «диктатурой языка». Общество «входит в человека» посредством языка массовых коммуникаций. Вместе с освоением такого языка человек невольно становится пленником ходячих мнений, представлений, предрассудков, усваивает готовые варианты оценок тех или иных общественных явлений. Особый трагизм ситуации состоит в том, что массовый язык тотален, т.е. охватывает все сферы, все участки жизнедеятельности человека. Поэтому даже свой протест против различных сторон существенного порядка человек должен формулировать на том же массовом языке или на одной из его разновидностей. Тиранию языка невозможно победить.
Важно, тем не менее, подчеркнуть, что осмысление тиранической роли языка в массовом обществе привело современную философию не к обоснованию призывов к «восстанию» против языка. Посредством языка человек обретает действенную возможность стать человеком.
Вместе с тем в отношении к языку следует быть настороже, ибо его особое коварство состоит в способности увести нашу мысль в совершенно нежелательном для нас направлении. Это может произойти помимо нашей воли, в силу природы и особенностей избранного варианта языкового общения. Следовательно, у человека остаётся хотя и не абсолютное, но достаточная для сохранения собственной индивидуальности возможность – возможность не окончательной победы над властью языка, а постоянной борьбы с ней. Как нет языка без мышления, так не бывает мышления без языка. Если бы слова в полной мере представляли процесс мышления, тогда бы каждый был великим мыслителем. Современные исследователи вопроса о соотношении мышления и языка закрепляют определяющую роль за мышлением. «То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно: о чем нельзя говорить, о том следует молчать». (Л. Витгенштейн).
В заключение следует сказать, что изучение социальной обусловленности языка, которой в широком плане занимается социолингвистика, помогает ещё глубже проникнуть в природу языка, выяснить условие его функционирования в обществе, так как между общественными функциями языка и языковой системы существуют глубокие и непосредственные связи.
Литература
- Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. – Москва, Просвещение, 1987 г. – с. 159 – 160.
- Витгенштейн Л. Философские работы. – Москва, 1995 г.
- Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии. – Москва, 1994 г.
- Бэлл, Рождер Т. Социолингвистика. – Москва, Просвещение, 1980 г. – С.320.