Наиболее частыми последствиями инсульта или травм головного мозга, требующими проведения активных реабилитационных мероприятий, являются: двигательные нарушения, когнитивные расстройства (загруженность сознания, снижение памяти, внимания, замедленность протекания психических процессов, в тяжелых случаях –
снижение интеллекта), ослабление эмоционально-волевых процессов (депрессия, тревожность, аспонтанность). Не менее значимы и расстройства нейропсихологического спектра: различных видов гнозиса, праксиса, в частности речевые расстройства (афазия), а также связанные с ней нарушения письма и чтения. К концу острого периода инсульта, афазия, по данным различных авторов, наблюдается более чем у 50% больных [1].
Методы коррекционно-логопедического воздействия в значительной мере решают задачи восстановления способности больных к речевой коммуникации [2]. Учитывая, что поврежде ны речевыезонымозга, невозможно рассчитывать на «естественное» вспоминание того, как нужно говорить. Приходится использовать специальные приемы, которые произвольно осмысливаются больным, а затем в результате многократных упражнений происходит упрочение (автоматизация) способов извлечения из памяти необходимых слов и речевых оборотов. Реабилитация таких больных представляет известные трудности и требует упорной работы как специалистов по восстановлению, так и самих больных [3].
цель работы – оценить результаты коррекционнологопедического воздействия при проведении медицинской реабилитации больным с постинсультными афазиями или после травм головного мозга.
материалы и методы. Под наблюдением находилось 30 пациентов с речевой патологией, прошедших медицинскую реабилитацию методами коррекционнологопедического воздействия, из них после инсульта 28, после травмы головного мозга - 2. Возраст пациентов колебался от 41 до 83 лет; женщин было 14 (47%), мужчин – 16 (53%).
Для определения форм афазии осуществлялось логопедическое и нейропсихологическое обследование особенностей речи больных, проводился анализ результатов тестирования в соответствии с критериями, содержащимися в классификации афазий А.Р.Лурия [4]. На основании превалирующих расстройств больные распределялись по формам афазии следующим образом: с моторными формами – 22 (73%), сенсорными – 6 (20%), динамическими – 2 (7%) человек. Больные с моторной афазией составили основной контингент. Речевые расстройства у них были наиболее тяжелыми. Средняя и легкая степень нарушений речи отмечалась редко.
Со всеми больными проводилось поэтапное восстановительное обучение с использованием методов невербальной и вербальной стимуляции, всего в 3 этапа. Логопедические занятия проводились в соответствии с общими методическими принципами, индивидуально в зависимости от преобладания той или иной формы афазии. Это относилось не только к различию используемых логопедических методов, но и к учету неодинакового удельного веса сознательного участия больных в процессе восстановления, которое, соответственно, было меньше на начальных этапах афазических расстройств после инсульта. На этом (первом) этапе применялись логопедические приемы растормаживания угнетенных речевых функций, «опора» на непроизвольные речевые процессы (привычные речевые стереотипы, эмоционально значимые слова, песни, стихи и т.д.) и вовлечение их в деятельность. При этом на первый план выступала невербальная стимуляция и была рассчитана на вывод больных из состояния загруженности.
На более поздних резидуальных этапах восстановительного обучения работа была направлена на компенсаторную перестройку органически нарушенных функций с использованием сохранных сторон психики и анализаторов. На втором этапе преобладала вербальная стимуляция, направленная на восстановление способности понимать речь и давать спонтанные речевые реакции на ситуацию общения. Для закрепления способности восприятия слов на слух давали несколько раз прослушать их, одновременно подключали написанные слова, предъявляемые на отдельных карточках. Больные должны были выбрать карточку соответственно прослушиваемому слову. Ставилась также задача добиться закрепления в памяти результатов стимуляции. Достигали этого следующими методами: больным предъявлялись слова (без картинок) и просили показать жестом, нарисовать или объяснить их значение каким-либо другим образом, включая вербальный (если он больному доступен). Таким образом, за счет устранения реальных зрительных опор осуществлялось сокращение действий по пониманию слова. Этим достигалась выработка алгоритма функции понимания слова, которая необходима для вербального общения больного с окружающими.
На третьем этапе проводились занятия по написанию отрабатываемых слов под диктовку. Это способствовало облегчению опознания и понимания слова на слух, уменьшалась степень выраженности отчуждения смысла слова, а также расширяло возможности речевой коммуникации за счет способности сообщить о чем-либо письменным словом.
В зависимости от форм афазии использовались различные методики восстановительного обучения, кроме того, проводилась комплексная работа над речью в целом. Занятия проводились индивидуально в среднем 45 дней. Продолжительность занятия составляла от 15-20 до 45 минут в зависимости от соматического состояния больного результаты. После 1 этапа коррекционнологопедического воздействия у всех больных отмечалась значительная динамика в узнавании неречевых шумов. Этот результат оказался важным, поскольку обеспечил базу для работы по дифференциации речевых стимулов. У некоторых больных способность различать неречевые стимулы привела к растормаживанию собственной, непроизвольно реализуемой речи. В частности, 19 (63,3%) больных стали эмоционально реагировать на приход родственников и специалистов, на собственные действия, выполнять простые инструкции, общаться с окружающими с помощью жестов и простых вербализаций; 9 (30,0%) больных при обращении к ним стали давать мимические и голосовые реакции и лишь 2 (6,7%) больных не вышли из состояния загруженности.
После 2 этапа большая часть больных 23 (76,7%) стала показывать жестами, рисовать, списывать или невнятно объяснять значение слов, воспринятых на слух, без зрительного подкрепления.
У 14 (46,7%) больных из общего числа обучаемых появилась способность применять воспринимаемые на слух слова в диалоге. Отмечалось активное использование больными жестовых и мимических подкреплений, что свидетельствовало об образовании у них не только слухо-зрительных, но и слухо-зрительно-речедвигательных ассоциаций. Расширились и возможности словесной коммуникации за счет употребления не только отдельных слов, но и коммуникативно значимых выражений. Появилась способность соотносить воспринятые на слух слова- названия с их графическими эквивалентами.
Достигнутые результаты обучения отличались у больных с разными формами афазии. Так, больные с моторной афазией, у которых нарушения понимания не являются основными, показали, как и ожидалось, более значимое продвижение, чем больные с сенсорной афазией. Больные с динамической афазией заняли промежуточное положение и могли показывать предметы группами по 2-3 элемента.
После 3 этапа отмечалось восстановление речевых функций у 24 (80%) человек, улучшение - у 4 (13%), без улучшения у 2 (7%) .
Таким образом, проводимые восстановительные занятия способствовали реконструкции личности больного: выводили из состояния загруженности сознания, повышали коммуникативную активность.
списоК литератУры
- Белопасова А.В., Шахпаронова Н.В., Кадыков А.С. Восстановление речи у больных с постинсультной афазией и механизмы нейропластичности// Неврологический журнал.- 2011.- Т. 16.,№ 1.- С. 37-41.
- Визель Т.Г. К вопросу о природе афазии// Дефектология.- 2010.- № 5.- С. 65 -71.
- Пурцхванидзе О.П. Психолого-логопедическая диагностика больных с афазией в ранней постинсультной стадии// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.- 2011.- Т. 77., № 7.- С. 132-136.
- Шохор-Троцкая М.К. Речь и афазия: методологический подход к преодолению речевых расстройств.- М.: ЭКСМО-Пресс.- 2001.- 416 с.