Данная статья заинтересует преподавателей класса специального фортепиано ДМШ, поможет в подготовке учащихся к выступлению на сцене.
Успехи и неудачи учащихся при исполнении произведений на концертах, многолетний личный опыт выступлений на сцене легли в основу данной статьи. Анализ ошибок исполнения привел меня к обобщению и систематизации методов психологической подготовки с последующими рекомендациями на основе личного педагогического опыта. Концертное выступление будет успешным лишь при условии учета психофизических особенностей каждого учащегося.
Актуальность данной темы обусловлена потребностью частых выступлений учащихся в различных фестивалях, концертах, конкурсах разного уровня, необходимостью психологической подготовки юного музыканта к выступлению.
Психология исполнительства. Чем слабее учащимся выучено произведение, тем больше он будет волноваться. Исходя из большого опыта выступлений на сцене, могу отметить, что неудачное выступление это не всегда недоученное произведение.
На сцене случайной может оказаться неудача, но никогда случайно не возникает успех. Сценическое состояние исполнителя зависит от многих факторов.
Тревога и беспокойство, которое испытывает исполнитель при выходе на сцену, сопровождается изменениями в организме, типичными для любой стрессовой ситуации. Психологи отмечают, в подобной ситуации процессы в коре головного мозга не могут сдерживать возбуждение; поведение становится суетливым, внимание рассредоточено, эмоциональное напряжение возрастает и не всегда адекватно ситуации.
Причины страха перед сценой. Ведя разговоры о страхе, можно оказаться в таком положении, когда волнение, страх, будучи объектом внимания, прогрессируют.
Основная причина волнения это мысль о возможном провале. Если исполнитель волнуется чрезмерно, он должен объективно проанализировать свою подготовку к публичному выступлению и решить, все ли он сделал для того, чтобы его выступление на сцене было успешным. Страх – чувство ненадежности, неуверенности. Мысль о возможном провале при выступлении на сцене является одной из самых распространенных причин.
Если исполнитель вкладывает в выступление всю свою душу, то зрители всегда почувствуют это и простят ему фальшивую ноту и небольшую осечку памяти. Ученик должен уметь игнорировать любой промах, допущенный на эстраде, иначе, разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно загубить всю программу. Выступление может быть лучше или хуже, но исполнитель должен рассмотреть прошлые неудачи как полезный урок и направить свои мысли на чувство уверенности в себе.
Хотя волнение может иметь физические причины, например, холодные руки – в основе волнения всегда лежат явления психологические.
И опытный музыкант не застрахован от провала на сцене. Уровень подготовки зависит не только от мастерства и опыта исполнителя, но и от его реакции на сценическую ситуацию, которая всегда является повышенным стрессовым фактором. Основными синдромами сценического волнения являются тряска рук, дрожь коленей, боязнь выхода на сцену. провалы текста в памяти.
Волнение исполнителя может быть вызвано утомлением, состоянием усталости физическим и эмоциональным при подготовке к выступлению. Поэтому, чтобы снять нервное напряжение, следует отвлечься, переключить внимание на что-то другое, сменить сферу деятельности, отдохнуть, заняться любимым делом. Обыкновенная прогулка по тихому осеннему парку поможет избавиться от эмоционального и физического напряжения.
Методические аспекты подготовки пианиста к выступлению на сцене. Волнению всегда можно найти объяснение. Чтобы не волноваться перед публикой, надо научиться следить за собой дома, ежедневно тренируя внимание и сосредоточенность, укрепляя и закаляя свой характер.
Важное функциональное значение имеет установка на успех – состояние готовности организма к совершению определенного действия, в данном случае к успешному выступлению. Сценическая установка – это готовность музыканта к выходу на сцену с чувством уверенности, верой в удачу. Чем чаще и больше исполнитель выходит на сцену, тем меньше его сценическое волнение.
Нередки случаи, когда на сцене возможно так называемое «выпадение» текста. Если исполнитель уверен, что произведение действительно выучено, то сомнений памяти не должно быть никаких.
Боязнь забыть нотный текст распространённая болезнь среди неопытных музыкантов. Уверенность движений не менее важна, чем уверенность памяти. Если движения рук и пальцев вдруг становятся менее уверенными, то это сразу же отражается на звучании и эмоциональном тонусе игры. Чрезмерная эмоциональная напряженность ведет к мышечному перенапряжению и от этого нарушается нормальное функционирование техники.
Эмоциональное возбуждение важнейшее условие для успешного выступления музыканта. У каждого музыкантаисполнителя имеется собственный оптимальный уровень эмоционального возбуждения, который позволяет ему наиболее успешно реализовывать творческий замысел.
Одним из критериев готовности программы к сценическому выступлению является исчезновение ощущения технических трудностей в исполнении. Музыкант должен обладать техническими резервами выносливости, беглости, силы. Успех достигается там, где все три функции психики интеллектуальная, эмоциональная и двигательная действуют согласованно, поочерёдно уступая друг другу доминирующее положение, как в хорошем камерном ансамбле.
В процессе работы над музыкальным произведением большое значение имеют верные установки преподавателя. Автор статьи убежден, что сухие фразы замечания не оказывают такого положительного воздействия на ученика, как ассоциативные подсказки из личного опыта педагога. Заставить ученика задуматься над проблемой и способом ее решения – одна из важных задач, с которыми сталкивается педагог в работе над программой с учеником. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики ученика.
Играя на сцене, исполнитель всегда должен стараться наладить контакт с аудиторией. Направляя свою любовь к зрителю, всегда можно рассчитывать на взаимность. Когда исполнитель не боится аудитории и находится с ней в контакте, он всегда может чувствовать дополнительную поддержку с ее стороны.
Не существует универсальных рецептов для того, чтобы преодолеть сценическое волнение, каждый исполнитель выбирает для себя проверенный временем свой собственный способ подготовки к выступлению на сцене.
Педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности психики учащегося при выборе тех или иных приемов психологической подготовки. Но главное – любой исполнитель всегда должен помнить о том, что на сцене нет места страху. О нем он обязан забыть, а все мысли в данный момент должны быть направлены на ту музыку, которая взлетает из под его пальцев, воплощая замысел композитора и соединяя его со слушателем посредством проводника – исполнителя.
Рекомендации по психологической подготовке пианиста к выступлению на сцене. В день выступления у большинства исполнителей возникает так называемое «предконцертное волнение». Положительное влияние на исполнение программы на сцене оказывает разумное распределение и сбережение нервно-психологической энергии в день выступления.
В этот день важна каждая мелочь. Не торопясь, следует одеться, на дорогу к месту выступления нужно предусмотреть время с большим запасом, чтобы не создать дополнительных ситуаций беспокойства.
При разыгрывании перед концертом следует помнить о темпах. Игра в быстром темпе перед самым выходом на сцену ведет к усилению беспокойного состояния, ненужному растрачиванию нервной энергии. Благоприятнее будет проигрывание небольших отрывков произведений и игра упражнений и гамм.
Концертное выступление требует большого расхода нервно-психической энергии и значительного напряжения воли и внимания. Важной задачей каждого исполнителя является граница между паническим страхом и сценическим волнением. Одно из них может созидать, другое – вносить хаос и разрушение.
Даже самому близкому человеку не стоит признаваться в боязни выступления на сцене, а тем более самому себе, надо внушать всем и себе чувство уверенности и предстоящего успеха.
При излишнем волнении можно просто притвориться спокойным и говоря самому себе об этом чаще можно заметить, что страх отступает и укрепляется уверенность в своих силах.
Подобное самовнушение может значительно успокоить и помочь настроиться на успешное предстоящее выступление.
На сцене. Пианистам бывает нелегко приспособиться к незнакомому инструменту, новой сцене, акустике зала и т.д. Высота стула, освещение обо всем нужно заблаговременно позаботиться. Следует тщательно подобрать удобную обувь, так как высокий каблук, острый или «обрубленный» носок могут негативно сказаться на технике владения педалью. Очень важным обстоятельством является выбор одежды, она должна быть удобной и не отвлекать внимание исполнителя, не сковывать движений во время игры на инструменте.
Молодой исполнитель должен понять, что выступление на сцене это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость от общения с публикой; творческое вдохновение и профессиональный рост. Чем больше сценических выступлений – тем увереннее в своих силах ученик.
Развитие навыков концертмейстера у учащихся ДМШ в подготовке к выступлению на сцене. Поскольку в программе специального фортепиано предусмотрены уроки ансамбля и аккомпанемента, учащиеся средних и старших классов с удовольствием играют на фортепиано в четыре руки друг с другом, с педагогом, а также аккомпанируют другим инструментам – струнным, духовым, народным и др.
В связи с этим, работая на протяжении долгих лет преподавателем и концертмейстером, хотелось бы немного сказать о работе пианиста в тандеме с другим инструментом.
Каждому выходу исполнителя на сцену предшествуют долгие часы, потраченные на подготовку выступления. И все это время рядом с солистом – концертмейстер. Он отнюдь не простой аккомпаниатор, его роль не сводится к обычному музыкальному сопровождению. Концертмейстер и солист связаны незримо единой нитью, помогая друг другу творить, донести до слушателя идею автора, воплотить его замысел. Концертмейстер помогает подготовить солисту свою партию в том виде, чтобы она удовлетворяла и запросам преподавателя, и духу самого произведения.
Если учащийся аккомпанирует постоянно одному и тому же инструменту, то он более уверен и спокоен при выступлении на сцене, он лучше знает и чувствует солиста. Но в идеале работа концертмейстера требует широты кругозора, знание репертуара и возможности выступления на сцене с солистом любого инструмента.
Первостепенным правилом является хорошая техническая подготовка учащегося, беглое чтение с листа, хорошо поставленные руки, которые будут моментально исполнять все, что им прикажет голова, отличное знание своей партии, психологический и эмоциональный настрой на одной волне с солистом – только тогда успех на сцене будет гарантирован.
Конечно, не всякий учащийся может быть подготовлен к такому выступлению, один будет хорош в сольном выступлении, а другой – аккомпанируя скрипачу, например. Но в любом случае, общение друг с другом на сцене, умение быть партнерами, помощниками друг другу, научиться правильно слышать и внимательно слушать товарища, контролировать себя и его и быть в помощь своим слухом – это задача концертмейстера, которая должна быть достигнута при выступлении перед зрителем.
Исполнение программы на сцене – конечный итог кропотливой работы в течение долгого времени; и работа эта не ограничивается только упражнениями за роялем.
Пианист должен всю свою работу поставить под творческий контроль. Не только работу над техникой, звуком, стилем и прочим, но и работу над владением собой; работой над верой в свои творческие силы.
Надеемся, что изучение данного материала окажет помощь в преодолении страха перед сценой у юного исполнителя, поможет ему выступить на сцене более успешно, исполнить программу так, чтобы получить удовольствие самому и доставить его зрителям.
ЛИТЕРАТУРА
- Петрушин В. Музыкальная психология. -Р-н-Д., 2002.
- Алексеев А. Эстрадное волнение. М., 1980.
- Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М., 1974.
- Фейнберг С.Е. Путь к мастерству. Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 1. М., 1985.
- Цыганов А.И. Психологический компонент формирования скоростных навыков пианиста. М., 2002.
- Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. - М., 1999.
- Щапов А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники. Л., 1988.
- Критинина М. Человек за роялем. Большой Театр. – М., 2003.
- Романова Н.В., Костевич С.В. В помощь начинающему концертмейстеру. – УстьКаменогорск, 2004.