К вопросу об образах героев Ф.М. Достоевского

Имя великого русского писателя Ф.М. Достоевского стоит в ряду выдающихся имен не только русской, но и всей мировой литературы. «Гениальность Достоевского, писал Максим Горький, неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру». Но для читателей он не просто известный писатель, а еще и гениальный художник слова, гуманист, демократ, исследователь человеческой души. Именно в духовной жизни человека своей эпохи Достоевский увидел отражение глубинных процессов исторического развития общества. С трагической мощью писатель показал, как калечит души людей социальная несправедливость, как ломает человеческую жизнь полная пороков среда. И как трудно и горько тем, кто борется за гуманные отношения, страдает за «униженных и оскорбленных».

Поиски справедливости характерны и для многих героев Достоевского. Они ведут горячие политические и философские споры, размышляют над «проклятыми вопросами» русского общества. Но при этом писатель дает высказаться с полной откровенностью людям с самыми разными убеждениями, с самым различным жизненным опытом. Недаром романы Достоевского называют также полифоническими – «многоголосными». И оказывается, что каждый из этих людей движим своей правдой, своими принципами, порой абсолютно неприемлемыми для других. Лишь в столкновении разных идей и убеждений писатель стремится найти ту высшую правду, ту единственную верную идею, которая может стать общей для всех людей.

Один из самых сложных и противоречивых романов Достоевского – «Преступление и наказание». О его нравственных уроках не перестают писать уже второе столетие. И это понятно. Такого проблемного, «идеологического» романа до Достоевского не писал никто. В нем раскрыто огромное множество проблем: не только нравственных, но и социальных, и глубоко философских. «Перерыть все вопросы в этом романе» – вот какую задачу ставил перед собой писатель. Причем все эти вопросы и проблемы органически вплетены в художественную ткань романа и не отделены от его сюжетных конфликтов и системы образов. И столько же, сколько идут споры о «Преступлении и наказании», длятся и споры о главном герое романа – Родионе Раскольникове. Невозможно однозначно определить отношение самого автора к своему герою. Достоевский наделил его наряду с непомерной гордостью и состраданием, и совестью, и жаждой справедливости. Теория Раскольникова – это теория хорошо продуманная. Она – не бред воспаленного сознания, не больные мысли душевно сломленного человека. Раскольников приводит реальные примеры, факты, и с некоторыми положениями в его теоретической статье нельзя не согласиться.

В центре каждого большого романа Достоевского стоит какая-нибудь одна необыкновенная, значительная, загадочная человеческая личность, и все герои занимаются самым важным и самым главным человеческим делом – разгадкой тайны этого человека, этим определяется композиция всех романов-трагедий писателя. В «Идиоте» такой личностью становится князь Мышкин, в «Бесах» Ставрогин, в «Подростке» Версилов, в «Братьях Карамазовых» – Иван Карамазов. Главным образом в «Преступлении и наказании» является образ Раскольникова. Все лица и события располагаются вокруг него, все насыщено страстным к нему отношением, человеческим притяжением и отталкиванием от него. Раскольников и его душевные переживания – вот центр всего романа, вокруг которого вращаются все остальные сюжетные линии.

Умами многих людей прошлого века владела ложная идея превосходства одних людей над другими, права сильной личности повелевать другими, решать их судьбы. Пленниками этой идеи стали герои анализируемо­го романа Родион Раскольников и Аркадий Иванович Свидригайлов.

Родион Раскольников главный герой романа, живет в мрачной, угнетающей обстановке Петербурга. Бедный студент. Раскольников чувствует себя никому не нужным, отверженным среди богатых особняков, разряженной публики. Подав­ленный нищетой и несправедливостью жизни, Раскольников решается на убийство процентщицы Алены Ивановны.

Идея заключалась в том, что, по мнению Родиона, можно совершить преступление ради общего блага, преступление «по совести»: можно убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку», взять ее деньги и загладить это «крохотное преступленьице» тысячами добрых дел.

Раскольников много думал об этой идее, пока не нашел ей объяснение. Он пришел к выводу, что все человечество издавна делится на две категории: на людей обыкновенных, подчиняющихся силе, «тварей дрожащих» и на сверхлюдей, которым все дозволено и которые не остановятся ни перед чем, даже перед преступлением, как, например. Наполеон. И это, думает Раскольников, вечный и непреложный закон:

«Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель... Так доселе велось и так всегда будет!»

Уверовав в эту идею, Родион хочет испытать себя: кто он «тварь дрожащая» или «властелин судьбы»? Но, убив старухупроцентщицу.

Раскольников убедился, что он вовсе не «существо высшего порядка», так как преступление не принесло ему ничего, кроме страданий и мук совести.

И вот, пытаясь переделать в себе человеческую натуру, отделить волю от совести, Раскольников приходит к трагическому раздвоению. Играя роль «властелина», он понимает, что такая роль не для него. Убив процентщицу, Родион убивает все то человеческое, что связывало его с окружающим миром, с людьми: «Я себя убил, а не старушонку».

После убийства Раскольников переживает состояние отрешенности от мира, его душа объята «мертвым холодом». Это ужасное ощущение становится расплатой за совершенное преступление.

Герой понял, что все люди незримо связаны между собой и каждый человек, его жизнь безусловная ценность, поэтому никто не имеет права распоряжаться жизнью другого человека.

Трагизм Раскольникова в ложности теории «наполеонизма». Он понял это, совершив преступление, но возвратиться к прежней, нормальной жизни смог только через страдания.

В плену этой же ложной теории находится и Аркадий Иванович Свидригайлов, уже давно освободившийся от угрызений совести (этим он отличается от Раскольникова).

Он совершенно спокойно и хладнокровно принимает преступление Раскольникова, не видит в этом никакой трагедии.

Ему удивительны беспокойные метания и вопросы Родиона, ему кажется, что все это лишне и просто глупо: «Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то? Хехе! Затем, что вы все еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было, нечего не за свое дело браться».

Свидригайлов по-своему грубо и резко выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову, - «не переступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин и человек». А вот Свидригайлов переступил, человека и гражданина в себе уничтожил.

Отсюда у него равнодушный цинизм, а главное точность, с которой он формулирует самую суть раскольниковской идеи. Он освободил себя от «вопросов человека и гражданина», от вопросов, перед которыми в смятении остановился Раскольников. Одно осталось у Свидригайлова безграничное сладострастие.

Но однажды натолкнувшись на препятствие, столь привязанный к жизни Аркадий Иванович, так боявшийся смерти, кончает жизнь самоубийством. Окончательное опустошение, смерть вот результат освобождения от всех преград, от «вопросов человека и гражданина», таков результат идеи, в достоверности которой хотел убедиться Раскольников.

Но, в отличие от Свидригайлова, Родион остается жить, хотя и был на грани самоуничтожения. В далекой Сибири, на каторге, происходит мучительное для Родиона Раскольникова освобождение от идеи «сверхчеловека»; это, к счастью, происходит, и появляется надежда на нравственное и моральное очищение, на восстановление «погибшего» человека, задавленного несправедливым гнетом обстоятельств.

Вдумчиво читая роман, невольно осознаешь, как глубоко автор проник в души и сердца своих героев, как постиг человеческий характер, с какой гениальностью поведал о нравственных потрясениях главного героя.

Семья Мармеладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова.

Да, Соня – «блудница», как пишет о ней Достоевский, но она была вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти детей мачехи.

Даже в своем ужасном положении Соня сумела остаться человеком, пьянство и разврат не затронули ее. А ведь перед ней был яркий пример опустившегося, полностью раздавленного нищетой и собственным бессилием что-то изменить в жизни, отца.

Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справедливость всем сердцем, не вдаваясь в сложные философские рассуждения, верит слепо, безрассудно.

Да и во что еще может верить восемнадцатилетняя девушка, все образование которой – «несколько, книг содержания романтического», видящая вокруг себя только пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и горе человеческое?

Достоевский противопоставляет смирение Сони бунту Раскольникова. Впоследствии Родион Раскольников, не приняв умом религиозности Сони, сердцем решает жить ее убеждениями. Но если образ Сони представляется нам на протяжении всего романа, то ее отца, Семена Захарыча и мачеху Катерину Ивановну с ее тремя маленькими детьми, мы видим лишь в нескольких эпизодах. Но эти немногочисленные эпизоды необыкновенно значимы.

Свидригайлов же является идейным двойником Раскольникова, на примере которого Достоевский показывает, что сделала с человеком теория Родиона, когда ему всё дозволено:

  • Свидригайлов развратный и пошлый, хоть и дворянин;
  • подозревается в убийстве;
  • шантажист.

И вместе с тем он одинок и не выдерживает тяжести собственных грехов: он заканчивает жизнь самоубийством. Вот от чего Сонечка спасает своего Родиона.

Система главных образов в романе такова, что герои дополняют друг друга и вносят свои коррективы в идейную структуру романа: не будь одного из них система бы разрушилась. Нельзя категорично делить всех на хороших и плохих: сердце каждого человека арена, где ежедневно сражаются добро и зло. Кто из них победит, решать только самому человеку. Именно эта борьба показана в романе с помощью главных героев, помогающих читателю правильно понять мысль великого Достоевского.

Роман "Идиот" Достоевского один из самых "густонаселенных" романов писателя, с множеством ярких и запоминающихся персонажей.

В романе мы знакомимся с самыми разными персонажами глупыми и умными, смешными и грустными, богатыми и бедными, честными и врунами, злыми и добрыми и т.д.

Одной из спорных проблем романа Ф.М. Достоевского «Идиот» остается интерпретация образа главного героя. Мнения современных достоевсковедов резко разделились: одни считают, что князь Мышкин воплощает идеал «положительно прекрасного человека» и является жертвой трагического развития событий; другие говорят о том, что замысел писателя о «князе Христе» не удался.

На наш взгляд, адекватное истолкование образа Мышкина невозможно вне автобиографического контекста. В связи с этим заслуживает внимания высказывание К.В. Мочульского: «Князь художественный автопортрет Достоевского, история его духовная биография писателя...». Аналогичный акцент сделал один из проницательных читателей Федора Михайловича В.В. Розанов: «В сущности все, что есть в произведениях самого писателя, он пережил сам, все и высокое, и низкое. Тут не внешнее наблюдение, но внутреннее».

Данные суждения открывают перспективу осмысления великого романа писателя в автобиографическом ключе. Обратим внимание на ряд важнейших перекличек между автором и героем.

Мышкин, как и сам Федор Михайлович, сын дворянина и дочери московского купца. Главного героя романа писатель наделил собственной болезнью эпилепсией. По признанию Достоевского, эпилептические припадки, с одной стороны, ввергали его в ужас, с другой вызывали неизъяснимое ощущение восторга.

Н.Н. Страхов так вспоминает о припадке эпилепсии, произошедшем с писателем: «Федор Михайлович очень одушевился и зашагал по комнате, а я сидел за столом. Он говорил что-то высокое и радостное; когда я поддержал его мысль каким-то замечанием, он обратился ко мне с вдохновенным лицом, показывавшим, что одушевление его достигло высокой степени. После этого последовал припадок».

Сравним этот эпизод из биографии автора со сценой вечера у Епанчиных, на котором князь, также находясь в состоянии необыкновенного воодушевления и умиленного восторга, падает в припадке.

Еще более значимы идеологические переклички. Через князя Мышкина писатель выразил свои заветные идеи о русском Христе, о православии и католицизме. Достоевский был убежден, что только вера в бессмертие души является истинным основанием гуманизма: «Те же, которые, отняв у человека веру в его бессмертие, хотят заменить эту веру, в смысле высшей цели жизни, “любовью к человечеству”, те, говорю я, подымают руки на самих же себя; ибо вместо любви к человечеству насаждают в сердце потерявшего веру лишь зародыш ненависти к человечеству».

«Сострадание все христианство», так понимал и веровал Ф.М. Достоевский. Так чувствует и действует его герой. Об этом много писали русские религиозные философы, в частности, Г.В. Флоровский:

«Никогда для Достоевского не закрывался образ Божий в человеке. Не закрывался потому, что всюду его открывала любовь. Эта любовь сохраняла Достоевского от пессимизма. Она сохраняла его от испуга и страха. Он веровал от любви, не от страха. Пред духовным взором Достоевского всегда стоял образ Христа. И он свидетельствовал о бесконечности Божественной любви к человеку».

«По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых Достоевским, этот писатель стоит у нас совершенно особняком. Он не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступает в область предвидений и предчувствий, которые составляют цель не непосредственных, а отдаленных исканий человечества», так писал о Ф.М. Достоевском М.Е. Салтыков-Щедрин. Он уловил идейную сущность творчества писателя, которая последовательно раскрывается и исследуется в романном «Пятикнижии» Достоевского. Все романы писателя взаимосвязаны между собой именно идейным содержанием, проблематикой, которая, варьируясь от романа к роману, углубляется и выходит к высшей своей точке.

Попытка изобразить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия, положена в основу романа «Идиот».

Главным героем романа является князь Мышкин, человек, возвращающийся в Россию после многолетнего лечения в частной клинике для душевнобольных. Достоевский освобождает эту личность от всех обстоятельств. «Закрытая» личность, по мнению писателя, как раз тяготела к природному началу. У Мышкина сознание не замутнено никакими условностями. Он в чистоте своей проницает все и всех. Такое поведение героя приводит к разрушению условностей общества, сословных перегородок. Такой человек был новым для света, потому-то при первой встрече Настасья Филипповна говорит: «Первый раз человека вижу».

Появление такого рода человека становится у Достоевского оценочным для современного мира, который далеко ушел от идеала, потерял и забыл его.

Князь Мышкин задуман как человек, предельно приблизившийся к идеалу Христа. Достоевский решил провести дерзкий эксперимент: как выглядит современный мир, если мерить его меркой Христовой проповеди, столь желанной для избавления от зла.

Достоевский не случайно обратился к образу Христа. Здесь воплотилась идея писателя об идеале: «Человек на земле возлюбить другого как самого себя не может по заповеди Христовой, «я» препятствует, закон личности не дает. Но по закону природы человек тянется к этому идеалу. Такой идеал возможен, но в результате развития каждого личного «я» до такого состояния, когда человек не может не отдать свое «я» другим без остатка". Вот тогда и будет достигнут идеал. Но тогда же и будет исчерпана цель пребывания такого человека на земле. Такому человеку уже нужна будет другая жизнь, что и случится с князем Мышкиным (он опять уйдет в безумие, через которое и будет созерцать мир и рождать истины).

Есть ряд аналогий между «князем Христом» и евангельским Христом в романе. Однако Мышкин это не евангельский Христос, он совершенно свободен от мистицизма, он не посланец провиденциальных сил, не выразитель идеи искупительного страдания и царства Божия в загробной жизни. Идея Мышкина это не новозаветная мысль о личном спасении людей, способных уверовать в Бога, а мысль, характерная для нового времени, поиск человека в человеке, возрождение обездоленных и униженных (в этом проявилось понимание христианства Достоевским).

Мышкин выступает как «князь Христос» лишь потому, что целиком живет для других, что способен на любую жертву для ближнего (основной девиз его жизни и существования:«Возлюби ближнего своего!»). Он оказывается в положении, в котором оказался Христос-проповедник: ему не доверяют, его постоянно испытывают.

«Он не от мира сего», и потому в конфликте с этим миром. Но при этом Мышкин земной человек со своим особым характером.

Князь Мышкин, как и все герои романа, захвачен страстью, только страстью особого рода: любовью-состраданием к человеку. Эта господствующая в герое страсть-идея становится очагом редкого «духовного равновесия», создает гармонический строй души.

Любовь-сострадание главного героя проявляет его отношения с любимыми женщинами (и опять Мышкин в двусмысленном положении он любит сразу двух женщин, двух красавиц; здесь красота их и добро героя как раз и должны дать идеал, по Достоевскому).

Чтобы быть достойной Мышкина, Настасья Филипповна бежит от него, изпод венца, к Рогожину, под нож, утверждая последним актом своей воли мышкинский принцип любви жертвы через самоказнь.

Раздвоение в любви приносит Мышкину большие страдания, но он страдает больше всего не от того, что не удовлетворены его желания, а от того, что он становится причиной несчастья любимых женщин.

Образ Мышкина следует рассматривать как своеобразный тип «естественного человека», отразившийся в литературе Ренессанса (Дон Кихот), как вариант «чувствительного человека» в сентименталистской и романтической культуре, как разновидность гармонической личности в ряду положительных героев русской литературы 1850-1860 годов.

Типологически Мышкин связан с одной разновидностью русского подвижника, который способен пострадать, претерпеть за людей (Макар Долгорукий, Зосима, Алеша у самого Достоевского; праведники Лескова). Глубокая связь с духовной традицией народа и ориентация на отдельные человеческие идеалы сообщают масштабность и жизненность праведнику Ф.М. Достоевского.

Достоевский высоко ценил образы мировой литературы, воплощающие «положительную красоту» человека. Особенно выделяет он образы Дон Кихота, Жан Вальжана, Пиквика, Татьяны Лариной, Лизы из «Дворянского гнезда». Все эти фигуры родственны именно своей самоотверженностью. Это же качество отличает и положительного героя Достоевского князя Мышкина. Он искренне отрешается от себя, искренне занят более другими, нежели собой, чужая боль для него это своя собственная боль. Подобное смещение акцента со своего собственного эго на личность другого человека, способность забыть о себе вот тот редкий дар, которым обладают любимые герои Достоевского.

В конечном счете, можно сказать, что князь Мышкин особенно близок душе Достоевского, поэтому так много своего и отдает писатель любимому персонажу: страстную проповедь красоты, спасающей мир; «намерение поучать», наивное в глазах людского окружения; бережное, благородное отношение к женщинам; свою болезнь и философию любви; ощущения, пережитые в ожидании смерти и, самое главное, свой «символ веры».

В романе «Братья Карамазовы» (1879-1880), развивая характерные для его творчества темы, Достоевский создает образы героев, которые ощущают свою причастность и к проблемам мироздания. Неразрешимость господствующих в мире проблем становится их личным страданием. В их спорах сталкиваются альтернативные точки зрения о законности протеста, отмщения, убийства, о необходимости смирения, всепрощения согласно христианской морали. В истории семьи, раздираемой противоречиями бытового и идейного характера, главные темы творчества писателя получают философское осмысление. Одним из четырех братьев Карамазовых убит отец Федор Карамазов, образ которого является воплощением низменных инстинктов и безверия. Подозрение падает на Дмитрия, который не раз грозил убить отца. Он не виновен в смерти отца, но, осознав свою вину перед теми, кому причинял зло, испытывает потребность страданием искупить вину.

В философских суждениях, спорах нет решения поставленных проблем, но система взглядов писателя представлена в романе в определенной системе. Каждый персонаж является носителем комплекса убеждений, которые отстаивает в споре или проявляет в поступках. В спорах Ивана и Алеши обосновываются прямо противоположные позиции, а в образе Дмитрия показано единство и противостояние противоположных свойств человеческой натуры.

Образ Алеши новый опыт создания «положительно прекрасной» личности, носителя идеи Христа. Он добрый, нравственно чистый. Усвоив взгляды монаха Зосимы, он исповедует идею всепрощения, смирения, пытается помочь людям, поступает так, как велит ему сердце. Его антипод брат Иван, склонный к анализу. Крайний рационализм ведет его к безверию. Он приходит к мысли, что для неверующего человека нет ничего безнравственного, эгоизм и даже злодейство должны быть ему дозволены. В споре с Алешей, отстаивая убеждение в невозможности всепрощения, он особое внимание уделяет теме страдания детей. Если раньше в этой теме главным было чувство сострадания, то в новом романе примерами чудовищной жестокости в обращении с детьми Иван обосновывает свое отрицание христианского смирения и вселенской гармонии, если цена этому слезинка крохотного создания. Рассуждения Ивана о вседозволенности воспринял как руководство к действию и убил отца Смердяков незаконный сын Карамазова, живший у него в качестве слуги.

В образе Дмитрия показана напряженная внутренняя борьба двух начал. Он сам говорит о себе: «Беспутен был, но добро любил. Каждый миг стремился исправиться, а жил дикому зверю подобен». Необузданность страстей Дмитрия часто становилась причиной страданий и даже трагедий других людей. В истории с бедным чиновником Снегиревым, которого Дмитрий вытащил за бороду из трактира, в едином комплексе и с крайним эмоциональным напряжением развиваются темы бедности, унижения, страдания взрослых и детей, гордости и бунта маленького человека. Вероломством, буйством, жестокостью Дмитрий усугубляет трагическую безысходность семьи Снегиревых, заставляет страдать Катерину Ивановну. В его поступках часто обнаруживаются и совсем иные чувства и особенности натуры. Он иногда проявляет наивность, чувствительность, способен к великодушным, благородным поступкам. Внутренняя борьба противоположных чувств в душе Дмитрия показана в эпизоде с Катериной Ивановной, когда она пришла к нему, поверив, что он даст деньги, необходимые для спасения ее отца. «Красива она была в ту минуту, что она благородная, а я подлец, говорит Дмитрий, что она в величии своего великодушия и жертвы своей за отца, а я клоп. И вот от меня, клопа и подлеца, она вся зависит». Злая «карамазовская» мысль «выкинуть подлейшую, поросячью штучку» захватила его, но осталась нереализованной он с почтением передал ей обещанные тысячи.

Развитием образа подготовлена мотивировка его решения принять страдание, чтобы искупить грехи. Снова возникает тема страдания детей: «Отчего бедно дитё? Это пророчество было мне в ту минуту!» говорит он о приснившихся ему погорельцах с озябшим плачущим ребенком, За дитё и пойду. Потому что все за всех виноваты. За всех и пойду, потому что надобно же кому-нибудь за всех пойти».

С характерными для творчества Достоевского темами связан постоянно развивающийся комплекс идей. Его герои спорят, высказывают часто взаимоисключающие мысли, отстаивают разные позиции. На поставленные вопросы нет однозначных ответов. Этим обусловлено многоголосие, полифоничность романов писателя. Каждая новая эпоха вносит свои нюансы в трактовку вечных тем, выдвигает новые идеи.

Но в каждом последующем произведении Достоевский дополняет новыми чертами уже известные нам образы. У Достоевского каждый герой имеет свой неповторимый голос, свой тип сознания.

Достоевский не просто продолжает традиции классической литературы, он гениально видит реалии жизни и умеет отразить их в своем творчестве. Федор Михайлович Достоевский как великий мастерпсихолог описывал людей, их мысли и переживания в вихревом потоке его герои постоянно находятся в динамичном развитии.

 

ЛИТЕРАТУРА
  1. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. – Л., 1986.
  2. Щенников Г.К. Целостность Достоевского. Екатеринбург, 2001.
  3. Щенников Г.К. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» как явление национального самосознания: к 175-летию со дня рождения писателя. Челябинск, 1996.
Год: 2016
Категория: Филология