Аннотация
В статье раскрываются вопросы о влияния современных социальнотехнологических процессов на формирование визуальной среды в городской пространственной среде. Выявлены закономерности и сформулированы некоторые способы эффективного решения возникающих в связи с этим вопросов.
В данное время в развитие современного города и агломерация представляет собой сложный и многоплановый процесс, в котором задействованы кроме специалистов в области архитектуры и градостроительства, а также и специалисты в области, транспорта, коммуникаций и средового дизайна
Дизайнерское оборудование сегодня решает одну из сложнейших функциональных проблем современного города - проблему ориентации. Окружающий наш мир быстро меняется под давлением стремительно развивающийся науки, и с ним достаточно быстро меняется дизайн знаков ориентирования и идентификационный дизайн. В данное время электронный дизайн и миниатюризация открыли новую эру, в которой наше окружение меняеться достаточно динамично. При этом, в некоторых случаях, дизайнерские средства моделирования городского пространства не только дополняют архитектурный образ среды, но и задают ему новые тенденции, соответствующие нашему современному темпу жизни.
На наших глазах эпоха индустриализма сменяется пост-индустриальным временем. Полностью меняется картина мира, и, в первую очередь, облик наших городов. Городская среда теряет свою индивидуальность, поэтому все крупные города становятся похожими друг на друга. Все это негативно влияет на узнаваемость, в связи с тем, что сегодня трудно найти в каждом районе какое-либо узнаваемое сооружение, которое могло бы стать определенным знаковым символом конкретной территории. Поскольку система ориентирования требует обязательного наличия определенной семантики, то житель современного города строит свою систему ориентирования, исходя не из отсутствующих архитектурных особенностей, а руководствуясь функциональными свойствами отдельных территорий.
Развитие современного города и агломерации представляет собой сложный и многоплановый процесс, в котором задействованы кроме специалистов в области архитектуры и градостроительства, также и специалисты в области экологии, урбанизма, транспорта, коммуникаций и средового дизайна. В условиях активного развития городского строительства и насыщения городского пространства различными объектами дизайна (графика, наружная реклама, ландшафтный и световой дизайн световойи т.д.) возникла еще одна острая проблема современных крупных городов - обеспечение городского пространства важнейшими средствами визуальной коммуникации и их планировочной оси вобразной структуре города[1].
В сегодняшней действительности особая роль в изменении семантики городского пространства принадлежит современным техническим средствам, в первую очередь, скоростному уличному и внеуличному транспорту.
Транспорт, практически мгновенно перенося горожанина из центральных районов в промышленные зоны, «спальные» кварталы или парковые пригороды, лишает его возможности психологически приспособиться к резкой смене средовых состояний. Это должно учитываться дизайном соответствующих видов средового пространства за счет целенаправленного использования общих всем районам города форм благоустройства, размещения специальных информационных установок и т.д.
Следствий «автомобильного» восприятия городской среды несколько:
- человек перестал адекватно воспринимать реальные размеры городских ансамблей (скоростное передвижение какбы «сжимает» длину магистрали, делает ее субъективно короче);
- город для автомобилиста «сократился» до ограниченного количества привычных, удобных для движения автотрасс;
- тоннели и эстакады поменяли привычные ракурсы восприятия уличной застройки; главным на улице стал поток машин, а не архитектура, и т.д[2].
Дизайнерское оборудование сегодня решает одну из сложнейшихфункциональных проблем современного города - проблему ориентации.Решает различными способами - системой дорожных знаков и надписей, отмечающих городские узлы, районы и направления. Располагая эти знаки и указатели в определенной зрительнойпоследовательности, и устанавливая размерные градации между важнейшими информационными установками и рядовыми знаками и комплексами, проблема ориентации в городском пространстве решается опосредованно.
Не меньшую роль в городской среде играют и другие элементы систем визуальной информации - витрины, рекламные установки, локальные информационные устройства. Количество их в современном городе достаточно велико, качество их эстетического воплощения тоже значительно, а выразительность, броскость форм и яркость цветовых предложений активны, что многие городские улицы сегодня живут «двойной» эстетической жизнью: на первом плане (в ночные часы) - дизайнерское оформление, на втором - архитектурное начало. И это двойное восприятие композиции городских ансамблей делает их образ свежее и понятнее. Дизайнерские компоненты замещают в средовой картине архитектурные детали и традиционные приемы синтеза искусств, и приближают ее к житейским нуждам горожан.
Скорости современного мира возросли, он стал сложным, разделенным на множество специализированных частей, не таким, когда города были всего нескольких километров. Теперь они разрастаются на сотни километров, но подразделяются на районы и условные секции. В пространстве, где бакалейные лавки превратились в супермаркеты, больницы - в здравоохранительные центры, а стадионы - в спортивные комплексы, система указателей становится главным и ключевым звеном, гармонично связывающим все возрастающее количество разрозненных частей.
Появившаяся новая терминология, например, «брэндинг места» или «функциональное устаревание», пытается с помощью временных элементов разъяснить и адаптировать ситуацию к появившейся новой тенденции. Даже компании теперь не ассоциируются с конкретным Местом: еще совсем недавно здание, не способное служить своим первоначальным целям, просто сносилось, больше такое не практикуется. Сейчас функции здания могут изменить, добавив пристройки, а само здание реконструировать; со временем некоторые части здания подвергаются модернизации, чтобы улучшить или увеличить его функциональные свойства; иногда реконструкции подвергается все здание целиком [3].
Известный американский социолог Н. Глейзер утверждал, что современное городское планирование в представляет собой смесь идей Говарда и Корбюзье, и критиковал за «пригородность» такие известные комплексы, как Милл-Крик в Филадельфии, спроектированный Луисом Каном, и детройтский Лафайет-парк Mисавандер Роэ, где жилые высотки сочетались с малоэтажной рядовой застройкой в зеленой зоне. Главный аргумент Глейзера состоял в том, что крупные города отличаются от пригородов и небольших городовые только размером и плотностью застройки. Они вообще другие, с неизмеримо большим богатством жизни, культурным и экономическим разнообразием. По его мнению, необходимы концепции планирования, позволяющие создавать и сохранять «характерные черты большого города, а не пригорода или маленького городка» [4].
Он возражал против тезиса о том, что незаинтересованное лицо - градостроитель - может лучше справиться с планированием города, чем рынок, то есть совокупность движимых личными интересами индивидов. По мнению Глейзера, именно индивидуальный выбор придает городам живость и многообразие. Кроме того, предвосхищая движение за сохранение исторических памятников, он призывал не трогать старые здания и кварталы
Сам он был давним приверженцем планирования и лично знал пионера градостроения, великого шотландца сэра Патрика Геддеса, который заложил основы городского планирования. Геддес (1854-1932) был сторонником движения за «город-сад», он распространил идеи Говарда на городские территории и, будучи биологом и ботаником по образованию, одним из первых указал на значение экологии и необходимость охраны природы. Его идеи повлияли не только на Энвина и Нолена, но далее на Ле Корбюзье. В 1923 году для пропаганды идей Геддеса в США Мамфорд, Стайн и другие сторонники реформирования городов создали Американскую ассоциацию регионального планирования, способствовавшую реализации таких проектов, как Рэдберн в штате Нью-Джерси и Саннисайд - Гарденс в Нью-Йорке.
В каждой специализированной зоне города отмеченные тенденции осуществляются и преломляются по-разному: в спальных районах, особенно в тех, что обладают высоким достатком, технические и другие разработки ведут не к пестроте и насыщенности форм жизни, а к состоянию изолированности, покоя, комфорта; в примыкающих к промпредприятиям «открытых» городских территориях царит деловая атмосфера, привязанная к ведущимся здесь процессам транспортировки грузов, сырья, рабочей силы. Места отдыха горожан отчетливо делятся на два типа: насыщенные техникой, информацией, постоянным движением развлекательные центры («дисней-ленды», «луна-парки», торгово-развлекательные центры и т.п.) и тяготеющие к природным впечатлениям ландшафтно-парковые системы. Третий тип городских рекреационных пространств - примыкающие либо к общественным центрам, либо к жилой застройке, бульвары и скверы, окрашены чертами тех комплексов, которые они обслуживают.
Главное свойство городской среды - изменчивость, и поэтому неизбежно физическое, и моральное старение отдельных элементов: даже в исторической среде городского центра естественным является желание следовать моде и меняющимся эстетическим идеалам. Зарубежный опыт демонстрирует на улицах и площадях необычные, на первый взгляд, бессмысленные предметы - поющие скульптуры, «вещи-события», акцентирующие наиболее значительные точки среды, превращающие среду в новый культурный символ места. Отмечается, также, стремление превратить ландшафтные элементы (деревья, цветочные композиции, элементы рельефа) в произведения пластического искусства, запоминающиеся, необычные, выделяющие место своим присутствием, стимулирующие воображение зрителя, предлагая ему включиться в неожиданно возникшую здесь игровую или развлекательную ситуацию. Театрализация и яркость образных решений общественных городских пространств может усиливаться, благодаря контрастному сочетанию природы и архитектуры[5].
Окружающий мир быстро меняется, и с ним достаточно быстро меняется дизайн знаков ориентирования и идентификационный дизайн. Уже сегодня электронный дизайн и миниатюризация открыли новую эру, в которой наше окружение динамично меняется, а человек может носить при себе средства ориентации в пространстве. Тенденции, приведшие к появлению дизайна среды, не статичны, они эволюционируют с появлением новых технологий, культурных и экономических изменений.
Хотя будущее графического дизайна среды пока сложно предсказать, уже сейчас можно с уверенность утверждать, что придется охватывать все более широкий фронт работ и направлений. К 1990-м общество наконец смогло принять идеи философов, разрабатывающих практические примеры всеобъемлющего дизайна, объединяющего архитектуру, дизайн интерьера, выставок, графику и прочие дисциплины, вписывающиеся в окружающее пространство. Но только дизайнеры отточили свое мастерство, как ворвались новые среды, созданные виртуальной реальностью, киберпространством и «умными» материалами. Электронные и цифровые технологии будут оказывать серьезное влияние на архитектуру будущего.
В современном городском пространстве уникальное ощущение самобытности формируется множеством составляющих. Архитектура и городское пространство оказались у нового «порога» - то, что Вирильо называет «медийным зданием», создает не просто новую форму городского спектакля, но новый режим функционирования города, меняющий динамику общественного пространства[6].
Таким образом, все многообразие форм городской среды сегодня тяготеет к двум полюсам эмоционального состояния: перенаселенные насыщенные бурной деятельностью, пестротой впечатлений, но чрезвычайно привлекательные общественные и рекреационные зоны, и, относительно безлюдные, «недвижные», занятые своими делами районы жилого, промышленного и паркового характера.
Скорее всего, более рациональным и перспективным для общества будет другой путь развития городской среды - гармоничное сближение техногенного и антропогенного начал и разнонаправленных эмоций в единое экологически уравновешенное целое.
Обобщая все вышесказанное, можно отметить тот факт, что в современной архитектурной среде крупного города сама архитектура уже не является основным носителем информативности. Это значит, что основные сведения, которые необходимы для того, чтобы получить общее впечатление о сущности какой-либо пространственной формы, и составляющие семантический уровень информации, можно получить только в комплексе архитектурно-дизайнерских средств. При этом, в некоторых случаях, дизайнерские средства моделирования городского пространства не только дополняют архитектурный образ среды, но и заново его создают.
Список литературы
- Мауленова Г.Д. Тенденции развития семантики и ее роль в формировании информативности архитектурной среды крупных городов (на примере г. Алматы).диссертация канд. арх.: 18.00.01: Алматы, 2010,164 с.
- Шимко В.Т. Архитектурно - дизайнерское проектирование. - M.: Архитектура-С, 2004. - С.260
- Бергер К. Путеводные знаки/Дизайн графических систем навигации. М.:РИП- Холдинг, 2005. С. 10
- Рыбчинский В. Городской конструктор: Идеи и города / 2-е изд. М: StreIkaPress, 2014. - С. 76
- Розенсон И.А. Основы теории дизайна. СПб.: Питер, 2006. с.
- Маккуайр С. Медийный город: медиа, архитектура и городское пространство/ пер. с англ. - М: StreIkaPress, 2014. - С. 200