Аннотация
Статья посвящена значению воспитания молодёжи с использованием народных традиций и обычаев.
В современных условиях понимание своеобразия национальной культуры, целостное восприятие духовных ценностей своего народа невозможно без глубокого изучения проблем образования и педагогической мысли прошлого.
Сегодня в Казахстане идет процесс становления независимого и суверенного государства, в его процветании и вхождении в мировое сообщество созидательной силой выступает молодое поколение. В Послании народу Казахстана Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев сказал: «Мы должны построить общество, где ценятся честь, достоинство и репутация каждого, где присутствует высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности».
Успешное решение задач, стоящих перед Республикой Казахстан, требует нового осмысления всего происходящего, выработки активной жизненной позиции для вовлечения в полноценную практическую деятельность в интересах общества и государства. Все это обуславливает необходимость формирования высоких нравственных качеств. Проблема нравственного воспитания личности является особо актуальной в свете главных направлений комплексной программы воспитания в организациях образования Республики Казахстан.
На современном этапе развития Республики Казахстан возникла необходимость всестороннего изучения исторического отечественного опыта, опыта прогрессивных педагогов и исторических личностей. Без знания историко - педагогического наследия трудно найти оптимальное решение насущных проблем в сфере образования, с новых позиций происходит переосмысление роли прогрессивных педагогов, внесших огромный вклад в развитие национальной культуры.
Актуальность воспитания молодежи очевидна, при этом необходимо учитывать и предыдущий опыт, сохраняя национальные обычаи, такие как человечность, уважение к старшим и младшим, гостеприимность, справедливость, ум и величественность нации, искусство речи, соприкосновение своих национальных ценностей с другими, огромное культурное, духовное и нравственное наследие.
В процессе обретения независимости страны, ее социально - экономического развития, роста национального сознания возникает важность использования в воспитании молодежи практики всечеловеческих ценностей, вобравший в себя многовековую историю.
В современных условиях необходимость и важность историко педагогического исследования истоков развития идей нравственного воспитания не вызывает сомнений. Исходя из того, что происходит перестройка содержания образования в целом, требуется дальнейшее совершенствование процесса нравственного воспитания, направленного на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. В связи с этим проблеме нравственного воспитания личности уделили внимание ряд ученых, в том числе и казахстанских.
Неспокойное время социальных преобразований вскрыло проблемы, связанные с духовной жизнью общества. C одной стороны, налицо эмоциональность при решении злободневных вопросов, с другой - дефицит милосердия и взаимопонимания между людьми. Источник возникновения противоречивых тенденций следует искать не только в специфике социально - экономического устройства, но и в недостатках эмоционально - ценностных ориентаций при обучении школьников. Сегодня проблема формирования основ милосердия, приобретения ребенком эмоционально - нравственного опыта является особенно актуальной.
В утверждении общечеловеческих ценностей немалую роль может сыграть народная педагогика. Одним из важнейших путей обогащения духовного потенциала личности является изучение традиций и обычаев прошлых поколений.
Возрождению традиций и обычаев духовно - нравственного воспитания человека должно стать использование идей народной педагогики в учебно - воспитательном процессе школы, так как в устном творчестве народа, его обычаях и традициях заключен колоссальный объем информации по вопросам воспитания.
Моральные нормы и опыт нравственного воспитания, выработанные народом, способствуют гармоническому становлению подрастающего поколения. Источниками формирования нравственных качеств являются фольклор, обычаи, традиции, то есть многогранная культура народа. Народное воспитание решает разнообразные задачи нравственного воспитания. Народное воспитание озабочено формированием тех черт, которые нужны личности для самоусовершенствования. Целью его является духовное и практическое освоение личностью действительности, которое служит формированию ее положительных черт.
Великий гуманист В. А. Сухомлинский говорил: «Настоящая нравственность есть стремление к нравственности». Народное нравственное воспитание не утеряло веками накопленных традиций, которые актуальны и в современной жизни. Прогрессивные традиции и нормы поведения получают огромное признание и эффективно используются в воспитании подрастающего поколения. В современных условиях этой педагогической проблеме уделяется особое внимание. Нравственному воспитанию принадлежит значительная роль во всестороннем развитии личности. Важно сочетать народную мудрость, традиции с достижениями современной педагогической науки.
Стремление к изучению наследия историко-педагогических взглядов личностей и творчества ученых, педагогов, объясняется всевозрастающим интересом в педагогике к проблемам нравственности, целью которого является превращение всего наиболее ценного в их наследии в действенный фактор духовного развития общества. Ибо история и современность, дополняя друг друга, образуют почву для дальнейшего прогрессивного развития человечества. История педагогики Казахстана представляется неполной без изучения и анализа нравственного наследия казахских мыслителей и просветителей дореволюционного Казахстана.
Современный этап развития казахстанской педагогики характеризуется всесторонним изучением воззрений казахских мыслителей в историко - педагогическом плане.
В свете происходящих перемен в современном обществе особую актуальность приобретает новое осмысление нравственных аспектов духовной культуры казахов, специфики их взаимосвязи, что немаловажно для роста национального самосознания. Особый интерес вызывает богатое наследие казахских мыслителей, где сосредоточены идеи нравственности, нравственного отношения к окружающему. В трудах многих казахстанских ученых, педагогов, философов отмечается, что истоки нравственности, истоки понимания национальной культуры ярко выражены именно в начале становления казахской нации. В творчестве АсанКайгы, Шалкииз - жырау, Byxap - жырау, Шал - акына, Дулата Бабатайулы и других поэтов нравственное пронизывает все уровни человеческого бытия. Во второй половине 19 века корни нравственного находят свое выражение, новый расцвет в наследии великих просветителей: ШоканаУалиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева.
Каждому народу присущи определенные, самобытные и своеобразные обычаи и традиции. Все эти особенности поддерживаются и передаются из поколения в поколение. На определенной стадии развития формируется национальная культура. Возрождение национальной культуры, восстановление нравственной основы человека, его развития занимают важное место в становлении человека. Молодое поколение, переосмысливая опыт предшественников, формирует свои нравственно - этические идеалы, убеждения, добывает новые нравственные знания и вырабатывает навыки нравственного поведения. Все это - слагаемые нравственной культуры личности. Воспитание от начала до конца, во всех своих проявлениях служит развитию нравственности. Все это своеобразный стержень всей жизни человека, ибо, не воспитывая нравственность, невозможно обеспечить личностные основы человеческой жизнедеятельности.
Каждый народ стремится донести в будущее самое сокровенное духовное богатство - веками накопленную мудрость. Родные слова, произведения устного поэтического творчества, народное прикладное искусство - это самое дорогое, бесценное духовное богатство любого народа.
У каждого народа были свои средства воспитания подрастающего поколения. Самыми эффективными средствами воздействия на детей были труд, родное слово, устное поэтическое творчество, музыкальные произведения, природа.
Прогрессивные идеи и образы, нашедшие яркое отражение во многих произведениях устного народного творчества, явились немаловажным фактором в привитии моральных качеств современной личности.
Народное нравственное воспитание не утеряло веками накопленных традиций, которые актуальны и в современной жизни.
Прогрессивные традиции, нормы поведения и обычаи получают огромное признание, углубляются и расширяются, глубже осознаются народом и эффективно используются в воспитании подрастающего поколения.
Как писал Чингиз Айтматов: «Использование положительных идей народной педагогики в учебно - воспитательном процессе - в настоящее время неотложная задача современного учителя. Педагогические воззрения народа должны стать предметом дальнейшего изучения. Педагогические воззрения и сегодня питают умы и сердца людей, они верно служат настоящему и будущему. В этом факте ярко проявляется преемственность, соединяющая прогрессивные народные педагогические идеи прошлого с бесценным опытом воспитания, накопленным народом.
Таким образом, необходимо с позиции научной педагогики прокомментировать народное представление о различных аспектах нравственного воспитания с тем, чтобы все прогрессивные начала народной мудрости более успешно использовать в практике воспитания детей в современных условиях и тем самым способствовать развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать основанное на общечеловеческих ценностях мировоззрение и гуманистические отношения.
Литература
- Назарбаев Н. А. Послание Президента страны Н. А. Назарбаева народу Казахстана: Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее.
- Алиев А. А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. M., 2004
- Имангалиев А. С. Прогрессивные идеи и опыт воспитания у казахов. Алматы, 1977