Аннотация
Для развития навыков пения необходим контроль знаний и умений различных видов дыхания. Цель педагога - научить студентов следовать четким методическим рекомендациям наставника.
«История вокального искусства свидетельствует о существовании в эпоху расцвета бельканто чрезвычайно высокой техники пения, и это обязывает нас тщательно изучать методы и приемы вокального мастерства более отдаленных времен и особенно основу пения — приемы дыхания» [1].
И. Назаренко
Мало кому известно, но при нормальном дыхании выдох является пассивным процессом, а во время певческой фонации выдох представляет собой активный процесс. Так что же такое певческое дыхание?
Певческое дыхание является энергетическим фактором, от которого зависят сила и длительность звука и его тембровые краски. Оно состоит из фазы вдоха и выдоха, но во многом отличается от обычного дыхания. Дыхание изменяется работой дыхательных мышц. Для воспроизведения звука требуется создание давления потока воздуха под голосовыми складками и, следовательно, в полости грудной клетки.
Различают следующие типы дыхания:
Грудное дыхание - это дыхание, при котором работают мышцы грудной клетки. Внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям стенок грудной клетки, особенно ее верхне-среднего отдела. Диафрагма малоподвижна. Живот при вдохе втянут. Этот тип дыхания был распространен в старо-итальянской школе (до начала XIX в.).
Разновидностью грудного дыхания является ключичное (клавикулярное), или верхне-грудное, дыхание, при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи.
Оно неприемлемо для пения, так как в этом случае дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, ограничены движения гортани и потому затруднено голосообразование, однако грудной тип дыхания характерен для детей младшего школьного возраста. Эти особенности следует учитывать при вокальном обучении.
Смешанное, грудо-брюшное (косто-абдоминальное) дыхание - при этом типе дыхания активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма. Мало приемлемо в пении.
Брюшное или диафрагмальное дыхание - это дыхание, при котором активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости.
Диафрагма - это самая большая мышца в организме. Медики часто называют диафрагму венозным сердцем, так много она значит для кровообращения, она разделяет грудную и брюшную полости, охраняя сердце и легкие от случайных повреждений, например, если человек встанет на голову. Когда в легкие поступает воздух, грудная клетка раздвигается в стороны за счет ребер, а снизу за счет диафрагмы. Купол диафрагмы сокращается и опускается под давлением увеличившихся легких. Сокращаясь, диафрагма давит сверху на содержание брюшной полости и поэтому живот выпячивается вперед - следствие вдоха! Вот и получается при вдохе: ребра в стороны, а живот вперед.
Следует помнить, что основа дыхания состоит из певческого вдоха, который берется бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. Поэтому, чтобы добиться бесшумного вдоха ,нужно приподнять зевок и взять спокойное, глубокое дыхание. При вдохе не следует набирать большое количество воздуха, так как тогда затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования.
Для осуществления певческого дыхания важно правильное положение корпуса: прямая спина и хорошо прогнутый поясничный отдел позвоночника, так как диафрагма своими веерообразно идущими мышечными пучками прикрепляется к верхним поясничным позвонкам. Поясничный отдел является как бы опорой для диафрагмы при ее сокращении. Поэтому важно, чтобы поясничные позвонки были хорошо зафиксированы. В связи с этим диафрагма становится более интенсивной.
В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнереберно-диафрагмальное дыхание, при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние ребра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости. Хорошо ощущаются движения передней стенки живота. Такое дыхание не является каким-то особым, певческим, и возникает в результате приспособления дыхания к пению.
В процессе занятий выявляется наиболее удобная форма работы органов дыхания в зависимости от индивидуальных особенностей организма исполнителя. Поэтому дыхание у певцов может иметь различные типовые оттенки и, являясь выразительным средством в пении, у одного и того же певца может меняться в зависимости от исполнительских задач.
Само дыхание начинающие вокалисты могут регулировать сознательно, что очень важно для обучения.
Во время певческого вдоха, в отличие от обычного вдоха, происходит не только наполнение легких воздухом, но подготовка голосового аппарата к голосообразованию.
Для развития навыков дыхания, некоторые упражнения лучше проводить около большого зеркала, так как нужен постоянный самоконтроль.
Наиболее эффективные упражнения для развития "дыхания".
«Поплавок»
Лежа на спине, положите ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой - на нижнюю часть живота. Затем сделайте глубокий вдох таким образом, чтобы боковые и передние стенки живота выпятились вперед и в стороны, поднимая вашу ладонь. Но грудная клетка, которая контролируется другой вашей рукой, должна оставаться в покое.
Не задерживая дыхания, медленно выдыхайте, снова считая до четырех. Почувствуйте, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если Вы плохо ощущаете движение живота, попробуйте выполнить это упражнение, в положении сидя, наклонив корпус максимально вперед, голову приблизить к коленям, а руками обнять себя под коленями (в замок). На медленном вдохе должно появиться ощущение расширения области живота и спины. Непременно будет казаться, что некуда дышать - это правильное ощущение.
«Собачка»
Почему же данное упражнение носит название «собачка»? Упражнение полностью повторяет дыхание собаки , у вокалиста раздвигаются бока также как и у собаки, которая дышит, высунув язык. Вдохните и выдохните на слоге «хо-о-о...». Запомните положение губ, горла, и челюсти. Теперь чередуйте быстрые вдохи- выдохи в этом положении. Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.
«Свеча»
Надо задуть воображаемую свечу. Положите ладони рук на ребра. Вдохните и начинайте "дуть на свечу". Обратите внимание, как природа замечательно координирует ваши действия: воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках.
В 1780 году И. Гиллер также давал на этот счет советы: «Первоначально надо петь всегда только в начальном объеме голоса, в пределах которого можно воспроизводить с легкостью светлые и чистые звуки. Неделю за неделей или лучше месяц за месяцем прибавляйте звук вверх и вниз и будьте уверены, что в течение полугода будете иметь в вашем распоряжении объем 18—20 тонов, а это почти больше, чем нужно» [2].
«Порпора, знаменитый учитель пения, — делится с нами своими тайнами известная в прошлом певица, а затем и педагог М. Дейша-Сионицкая, — живший в конце XVII и в начале XVIII века, учил своих учеников диафрагмальному дыханию» [3]. Известно, что Порпора не оставил ничего из теоретических исследований. Поэтому сведения М. Дейши-Сионицкой представляют историческую ценность.
Хотелось бы всё же выяснить, каким типам дыхания мастера бельканто XVII-XVIII вв. обучали своих учеников?
Остановимся на сведениях, приводимых В. Багадуровым [4]. Оказывается, в эпоху расцвета бельканто применялось дыхание, при котором живот не должен был вздуваться. Это продолжалось недолго, и всё же по невыясненным для истории и физиологии причинам певцы, начиная со второй половины XIX века, отказались от грудного типа дыхания. «...Основной причиной перехода к диафрагмальному типу дыхания явился иной характер голоса, которым стали пользоваться после реформы Ж. Дюпре», — уверяет нас Л. Б. Дмитриев [5].
В заключении, хотелось бы подчеркнуть, что пение - это мастерство выдоха, но далеко не все профессионалы овладевают этим мастерством. Самая сложная задача - контроль певческого дыхания. И если вокалист полностью владеет своей диафрагмой, то он сможет регулировать и распределять выдыхаемый воздушный поток, сохраняя певческий объем грудной клетки. Хорошее пение - это "мастерство выдоха", но чтобы "мастерски выдыхать", надо научиться "вдыхать".
Список литературы
- Назаренко И. Искусство пения. Издательство Музыка, М.,1968.с.515
- Мазурин К. Методология пения. Издательство Музыка, М.,1902.Том 1, M.,с.279
- Дейша-Сионитская М. Пение в ощущениях. Издательство Музсектор, М. 1926
- Бернштейн H. О построении движений, Издательство Медгиз, M., 1947.
- Дмитриев Л. Основы вокальной методики. Издательство Музыка, M., 1963.