Формирование эстетического вкуса учащихся младших классов на основе предмета «изобразительное искусство»

Аннотация

Современные исследования в области эстетического вкуса детей младшего школьного возраста требуют постоянного совершенствования форм и методов обучения изобразительному искусству. Поле педагогических воздействий в области художественного образования и воспитания детей сегодня позволяет расширить существующая система дополнительного образования.

Дополнительное образование на данном этапе развития общества приобретает черты важнейшей составной части системы образования в Казахстане. 

ВВЕДЕНИЕ

В специальной литературе по художественному образованию неоднократно отмечалось, что школьные уроки по изобразительному искусству не могут обеспечить возможности полного раскрытия творческого потенциала ребенка. Предметы эстетического (художественного) направления часто считаются малозначимыми, то есть второстепенными, в школьном образовании. Кроме того, школьные программы по изобразительному искусству все больше урезаются по объему предоставляемых знаний и количеству учебных часов. Поэтому предметы эстетического цикла скоро из развивающих могут превратиться в ознакомительные. Интеграция систем общего и дополнительного образования должна обеспечить взаимодействие традиционных (школьных) и альтернативных (внешкольных) форм и методов художественно-эстетического образования и воспитания детей. В последние годы растет интерес специалистов к проблемам эстетического воспитания детей, в частности к проблеме формирования художественного вкуса у школьников. Об этом свидетельствуют различные споры и дискуссии о современной трактовке понятия «художественный вкус», о возможности развития художественного вкуса и оптимальных сроках его формирования у современного человека.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Мы склоняемся к определению художественного вкуса из словаря по эстетике: «Вкус художественный - способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства» [1]. Художественный вкус школьника характеризуется тем, что предпочитает ребенок, выбирает, оценивает в области искусства и окружающей действительности. Большинство исследователей в области художественной педагогики сходятся во мнении: чем раньше начинается формирование эстетических и нравственных чувств у ребенка, тем быстрее и качественнее будет проходить процесс формирования личности, закладываться фундамент развития общечеловеческих качеств. Дети младшего школьного возраста часто подражают своим родителям, педагогам и авторитетным, по их мнению, сверстникам. Зачастую именно рекламные акции, пиар в СМИ привлекают детей к эстетически-разлагающим материалам. Деформация художественного вкуса ребенка проявляется в погоне за мечтой к богатой никчемной жизни, представленной в сериалах, в стремлении к лже -красоте в быту и поведении. Такое восприятие действительности может привести к искаженному пониманию ребенком реальных духовных ценностей.

Л.Н. Коган в своей книге «Художественный вкус» [2] отмечает следующее: «...Художественная нетребовательность часто приводит в искусстве и к откровенной пошлости». Коган утверждает, что если пошлость страшна, то особенно она страшна в произведениях искусства, так как незримо проникает в сознание зрителя, показывая интимные стороны личной жизни человека. В разоблачении циничности, пошлости, вульгарности художественный вкус выступает фронтом с нравственными принципами человека.

Теодор Рузвельт говорит по поводу нравственности, что воспитать человека интеллектуально, не воспитав нравственно, - значит вырастить угрозу для общества. По мнению Владимира Даля, нравственность - противоположность телесному и плотскому. Душевный, нравственный быт человека важнее быта вещественного [3]. Общество, в котором мы живем, обязано блокировать проявления зла и поощрять добро, призывая при этом соблюдать правила нравственного поведения, нормы морали. Если в произведениях искусства будут закладываться такие понятия, как стыд, совесть, честность, порядочность, милосердие, честь и достоинство, любовь, сочувствие, то влияние искусства на ребенка будет нести нравственный, эстетический характер. C точки зрения эстетики художественный вкус формируется художественным опытом личности, и его качество зависит от опыта общения человека с искусством. Многие исследователи и педагоги, например Г.П. Климова, Л.Л. Литвиенко, В.Н. Шацкая, отмечают, что эмоциональные переживания у детей младшего школьного возраста, связанные с восприятием произведения искусства, оставляют след в душе ребенка и влияют на формирование художественного вкуса. C годами первое общение с «прекрасным» через искусство часто переходит в потребность понимать, знать, воспринимать и оценивать то или иное произведение искусства, что, в свою очередь, формирует эстетические качества личности. Исследования отечественных авторов об особенностях восприятия искусства воспитанниками младшего школьного возраста доказывают доступность понимания ребенком содержания и эстетическое восприятие детьми произведений мастеров искусства. Общение детей с произведениями искусства вызывает эстетическое переживание, помогает школьникам глубже воспринимать явления жизни и находить, создавать образные выражения впечатлений в своих рисунках. Постепенно у детей формируется художественный вкус. Мы согласны с Л.П. Постоноговой [4], которая указывает на схожие с нашими показатели творческой активности первоклассников. Особенность деятельности младших школьников на занятиях рисования могут охарактеризовать следующие показатели творческой активности: желание создавать прекрасное своими руками, увлеченность процессом изображения; новизна в изображении; эмоциональная отзывчивость и оригинальность; проявление в рисунках богатого воображения и фантазии; стремление доводить работу до конечного результата, трудолюбие; стремление получить хорошую оценку своей работы от педагога, родителей, сверстников; применение индивидуальных приемов в работе. На формирование художественного вкуса детей младшего возраста влияет совокупность искусств. Такие виды искусств, как, например, литература, музыка, театр, в совокупности с изобразительным могут влиять на эмоциональном уровне словом, звуком, движением для формирования художественного вкуса младшего школьника. Многие русские ученые отмечают, что изучение, тяга к различным видам искусств в их совокупности обеспечивают эффективное эстетическое воспитание [5]. Таким образом, важнейшей задачей современной педагогической и психологической науки является решение проблемы обучения и воспитания детей младшего школьного возраста в области искусства, формирование высоконравственной личности ребенка с развитым художественно-эстетическим вкусом. Система дополнительного образования детей не только может, но и должна сыграть развивающую роль в нравственно-эстетическом воспитании ребенка. Именно поэтому в нашем исследовании делается попытка доказать эффективность занятий изобразительным искусством в системе дополнительного образования для развития художественного вкуса у детей младшего школьного возраста. Одной из наиболее распространенных форм проведения занятий в системе дополнительного образования является творческое объединение, основной смысл которого - создание воспитательной системы, нацеленной на формирование творчески мыслящей личности, обладающей грамотными эстетическими воззрениями на окружающую действительность. Занятие изобразительным искусством с ранних лет является одним из способов воспитания в ребенке множества положительных качеств: у детей появляются терпение и любовь к творческому труду, стремление к самореализации и саморазвитию. И совершенно очевидно, что навыки творческой работы, наличие истинного художественно-эстетического вкуса, сформировавшиеся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования, могут пригодиться детям не только во время учебы в школе, вузе, но и на протяжении всей жизни. Для проверки эффективности развития специальных художественных способностей детей младшего школьного возраста, входящих в творческое объединение системы дополнительного образования, и экспериментального подтверждения гипотезы нами проводилась на практике исследовательская работа. В процессе экспериментальной работы изучались особенности формирования художественного вкуса детей. Рассматривая различные учебные планы занятий изобразительным искусством, мы отметили, что в дополнительном образовании в большинстве случаев планируются только практические, аудиторные занятия изобразительным искусством. [6]. Педагоги творческих объединений зачастую игнорируют экскурсии на природу и музеи, посещения воспитанниками выставок, что негативно влияет на формирование художественно-эстетического вкуса школьников. Делая опору на собственный педагогический опыт, а также на основании опроса ведущих педагогов школы, и юношеского творчества мы определили следующий вариант распределения занятий по изобразительному искусству:

  • аудиторные и внеаудиторные занятия посвящать выполнению краткосрочных заданий;
  • два раза в месяц посещать с воспитанниками творческие выставки изобразительного или декоративно-прикладного искусства или организовывать экскурсии на природу, выходы на пленэр.

В ходе поисково-констатирующего эксперимента было замечено, что для установления результативности учебной деятельности и формирования художественного вкуса детей целесообразно применять промежуточные, итоговые и внутри коллективные выставки работ воспитанников творческого объединения. Задачами поисково-констатирующего эксперимента являлись определение критериев сформированности художественного вкуса младших школьников и в соответствии с этим основания распределения воспитанников на подгруппы: с «высоким», «средним», «низким» уровнем развития художественного вкуса. Согласно результатам поисково-констатирующего эксперимента мы сделали следующие выводы:

  • формирование художественного вкуса детей предполагает творческое отношение педагога к организации занятий;
  • процесс формирования художественного вкуса воспитанников должен проходить грамотно, учитывая особенности детей, обнаруженные при помощи специальных диагностических методик;
  • формирование художественного вкуса ребенка, обучающегося в творческом объединении, должно протекать в соответствии с образовательной программой.

Основной эксперимент был направлен на поиск, выработку, апробацию методических приемов формирования художественного вкуса младших школьников, подтверждающих определенную степень их эффективности. Проводилось изучение конкретных методов обучения и видов учебных занятий, под воздействием которых наиболее уместно и целесообразно осуществлялось формирование художественного вкуса детей младшего школьного возраста. В целях исследования была разработана экспериментальная учебная программа по изобразительному искусству для системы дополнительного образования детей. Структура нашего исследования в поисково- констатирующем эксперименте предусматривала взаимосвязь диагностирующих и обучающих методик. Параллельно с изучением формирования художественного вкуса воспитанников проводился поиск, отбор наиболее эффективных, чаще используемых форм и методов в нашем исследовании. В целях диагностического определения формирования художественного вкуса детей на занятиях нами были использованы следующие методы:

  • беседы с детьми, демонстрация дидактического материала;
  • посещение выставок, музеев;
  • экскурсии по достопримечательностям города Орла;
  • наблюдение за воспитанниками;
  • анкетирование воспитанников и их родителей;
  • контроль, оценка, анализ работ подопечных.

В 2013-2014 гг. занятия творческого объединения по изобразительному искусству посещали дети младшего школьного возраста (дети 7-11 лет). Цели формирующего эксперимента: составить образовательную, экспериментальную программу на три года обучения детей младшего школьного возраста; апробировать программу и проверить на практике ее эффективность; провести проверку эффективности отдельных занятий, положений, разделов методики. Кратко охарактеризуем авторскую образовательную программу экспериментатора. Программа составлена на основе требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Программа рассчитана на включение заданий для диагностики художественного вкуса детей. Данная экспериментальная программа включает в себя задания для выполнения работ краткосрочного характера. Таким образом, не меняя содержание и оформление традиционных программ дополнительного образования, нам удалось разработать экспериментальную программу для наиболее эффективного формирования художественного вкуса детей младшего школьного возраста. Темы и задания данной программы имеют отличительную особенность от общеобразовательных и специальный подход к формированию художественного вкуса воспитанников. Детям были предложены задания с постепенным, нарастающим уровнем сложности.

В 2013-2014 гг. в целях апробирования элементов образовательной программы изучались возможности достижения наиболее эффективных результатов в формировании художественного вкуса детей младшего школьного возраста. В распоряжении педагога-исследователя находилось четыре группы детей (по 15 человек в каждой). В течение первого года экспериментальной работы были выявлены те особенности воспитанников, свойства личности и творческие способности, которые выступали в качестве критериев для распределения школьников по группам с различным уровнем развития художественного вкуса. Критерии оценки уровня художественного вкуса школьников: умение воспринимать и ценить прекрасное, которое включает умение давать оценку художественному произведению, его смысловой и формальной стороне; умение отличать художественные произведения от нехудожественных, подделок и суррогата; наличие интереса к познанию искусства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В эксперименте были задействованы учащиеся первых, вторых, третьих и четвертых классов. На основании анкетирования, бесед и анализа рисунков воспитанников творческого объединения были определены критерии и соответствующий уровень сформированности художественного вкуса учащихся: 1) высокий; 2) средний; 3) низкий. 1 подгруппа - воспитанники с «высоким уровнем» развития художественного вкуса -имеют представления об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, некоторые дети ранее занимались в других творческих объединениях. 2 подгруппа - воспитанники со «средним уровнем» развития художественного вкуса, имеют поверхностные представления об изобразительном, декоративно-прикладном искусстве и редко занимались творчеством. Дети данной подгруппы ранее не посещали творческие объединения изобразительного искусства. 3 подгруппа - воспитанники с «низким уровнем» развития художественного вкуса. Они не имели представления об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве и не занимались творчеством.

В итоге эксперимента были сделаны следующие выводы:

  • в процессе обучения в творческом объединении у детей экспериментальных групп наблюдался рост интереса к занятиям изобразительным искусством;
  • в результате обучения по разработанной нами экспериментальной программе показатели уровня художественного вкуса у воспитанников творческого объединения стали намного выше, чем у детей, не обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования;
  • результаты эксперимента подтвердили предположение о том, что формирование художественного вкуса детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования происходит одновременно с развитием творческих способностей младших школьников.

Практика показала, что формирование художественного вкуса детей младшего школьного возраста положительно влияет на внутренний мир ребенка и находит эмоциональные проявления в их творческих работах.

 

Список литературы

  1. Овсянников М.Ф. Краткий словарь по эстетике. - M.: Просвещение, 1983. 223 с.
  2. Коган Л.Н. Художественный вкус.-М.:Мысль, 196б.-422с
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. 1880-1882 гг. M.: Цитадель,1998.
  4. Постоногова Л.П. Уроки изобразительного искусства в первом классе. - Уфа: Баширскийпединститут,1985.-92с.
  5. Ротенберг Е.И. Искусство Италии. - M.: Советский художник, 1989. - 224 с.
  6. Комарова Т.С., Саккулина Н.П., Халезова Н.Б. и др. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - M.: Просвещение, 1991. 256
Год: 2016
Город: Атырау
Категория: Педагогика