Многозначность цветовой семантики, когда каждый цвет характеризуется системой устоявшихся и ассоциативно возникающих смысловых значений от индивидуально-специфических до универсальных представлений является особенностью сознания человека и этносов.
Проблеме вербальных ассоциаций на цвета посвящено немало исследований как психологов так и лингвистов и психолингвистов. Так, по мнению Ф.Биррена, зрительное восприятие осуществляется столь же в мозгу, сколь в органе зрения, поэтому перцепция (вчувствование) выступает как интерпретация, а не только простая реакция на стимул, что напрямую касается восприятия цвета. Интерпретация же (как мыслительная операция) вызывает определенные ассоциации: с линиями, формами, цифрами, буквами, словами, вещами и т.д. ГП.
Анализ ассоциативных полей, описанных в работах психолингвистов позволил считать, что параллельно анализу «картины мира», представляющая собой совокупность системно организованных психических образов, отображающих цельное видение окружающей человека реальности [21, происходит реконструкция картины цветового образа в сознании носителей языка.
Восприятие цвета и его вербальное отражение в языковом сознании того или иного этноса имеет определенные традиционные выкладки, которые носят универсальный характер.
Система цветообозначений и цветовых символов являются одним из основополагающих кодов в традиционном мировосприятии любого этноса. По мысли А.И.Белова, Связь цветообозначений с определенными, культурно - закрепленными эмоциональными состояниями и ситуациями позволяют рассматривать цветообозначения как своеобразные концепты «мировидения» [3].
Эволюцию восприятия цвета на примере коричневого отмечает А.П. Василевич. Так, у древних египтян коричневый цвет символизировал жизнь, так как связывался с почвой. У европейцев он и сейчас ассоциируется с ощущением своих «корней», надежностью и здравым смыслом. Этот цвет вместе с жёлтым, считают самыми безопасными цветами на дороге. У некоторых народов коричневый цвет по значению близок к черному, темному и соответственно гармонирует с состоянием разочарования и депрессии. В арабомусульманской культуре он считается очень негативным и ассоциировался с распадом, гниением и гибелью. Черный (темный) цвет в психологии вообще считается символом отрицания и протеста, неслучайно его выбирали крайние либералы — от пиратов до анархистов. Коричневый цвет считается близким к черному по своей агрессивности, не потому ли он стал «своим» для фашистов: — это цвет униформы нацистов-штурмовиков. В современном русском языке название этого цветового признака используется для обозначения всего, что связано с фашизмом.
В русской культуре коричневый цвет традиционно олицетворяет бедность: вплоть до XX в. в русском языке сохранялся фразеологизм рвань коричневая (вариант дрянь коричневая), зафиксированный, например, в словаре Ушакова [4].
Данные, полученные в ходе исследования О.В. Сафуановой, которая сопоставила ассоциативные ядра (т.е. реакции с самой высокой частотой встречаемости) и сравнила их с данными РАС достаточно четко показывают с какими ассоциациями связан тот или иной цвет в языковом сознании русских, которые во многом совпадают с представлениями и интерпретацией у других этносов. У русских «коричневый» - дерево, крем, земля, фашизм, шоколад, ботинки, глина (группа информантов мужской массив в 1996-97 гг.), школьная форма, кофе, мебель, дерево, земля, карандаш (группа информантов - женский массив в 1996-97 гг.), земля, кора, кофе, фашизм, грубость, тупиковость, начало - (по Сафуановой О.В.), шоколад, таракан, фотоаппарат, чемодан, ботинок, долото - (Русский ассоциативный словарь). [5].
В национальном сознании казахов также значительное место отводится символике цвета. На примере коричневого цвета, который был предназначен для описания мягких тонов, теплоты, доброты и обаяния. Казахи используют коричневый цвет, когда хотят подчеркнуть особую мягкость и приятность описываемого, здесь нет бьющих в глаза красок, броских тонов. Вот почему казахи окрашивают в коричневый цвет душеспасительный в жару ветерок, мягкую и теплую ночь, приятную осень. Приятный звук домбры или кобыза, мягкий тембр голоса певца, лирические песни - все это непременно окрашивается казахами в коричневый цвет [6].
Но коричневый цвет обозначает не только цвет ночи, пору осени, тембр певца, но и используется в значениях «смуглый», «бедный», «прохладный», «холодно» (встретить), «холодное, прохладное отношение», «убогий, бедный». Cp.: «Құрбан ақсақалмен дөңңің екі-үш жерінен ұшырасып, қоңыр далада, қапелімде, көзіңе іліге қоймайтын көне қауым молалар ғана» (Ә.Кекілбаев, Күй, 576.); «Ыңырси салған қоңыр әнде сезім күшті» (Ғ.Сланов. Қыз емшек, 219 б.); «Дауысын айтсаңшы: есіп тұрған, қош иісті майда қоңыр желден бір кем емес!» (Ғ.Сланов. Арман ағасы, 1016.); «Оу, бұл би болған кісі бақырып бола ма екен? - деген жүмсақ қоңыр дауыс шықты» (Ә.Сәрсенбаев. Жиде гүлдегенде, 116); «Білесің бе, Мария, біз Венецияға кәдімгі қоңыр күздің дер шағында келіппіз» (Ю.Бондарев. Таңдау, 28 б.); «Қазір бұл жерде қоңыр күз шағы»(С.Омаров. Бақыт шынары, 33 б.). «Ал, ағайындар! - Бұл тағы да Карғабек дауысы. - Мына шал, байқаймын, әлі де қоңыр отыр. Сөзге Умсындық араласты. Қоңыр отырмайды» (С.Шәймерденов. Ашу, 293 б.); «Кімсіңдер - ау? «Бұларың қай жүріс? Демей жылы қабағымен қарсы алатын, сонымен бірге табағы да тым жүдеу бола бермейтін қоныр төбел шаруасы бар, қоңыр төбел үйлерді бүлар көбірек сағалайтын» (К.Сегізбаев. Жол, 90 б.); «Айтқан сабақтарын өткізіп, Сұраубек үйге келгенде әкелі - балалы екі қонақ тоңторыс қоңыр қабақпен шай ішіп жатқанды» (С.Бегалин. Сәтжан, 122 б.).
Психологи полагают, что у человека уже априори имеется некая структура реакций на цвета, независимо от того, воспринимает он их одновременно или раздельно [7]. П.В.Яньшиным был составлен своеобразный «словарь» перевода эмоциональных терминов на язык цвета.
Так, например «красный» цвет по Г. Клару, это цвет крови, символизирующий возбуждение, энергетизм, живой и беспокойный [8]. У В. Кандинского этот цвет описывается как теплый: «живая и беспокойная краска, ... при всей энергии и интенсивности обнаруживающая... ноту почти планомерной необыкновенной силы» [9]. По К.В. Шайе, красный— могущественный, властный, сильный, возбуждающий [5]. В исследовании Н.А. Русиной выявлены такие характеристики красного как активный, горячий, смелый, сильный, уверенный [5]. По данным исследования О.В. Сафуановой и соавторов, красный ассоциируется с кровью, тревогой, активностью, динамичностью, характеризуется как сильный, возбуждающий, живой [51. В китайской философии красный — цвет огня и человеческого сердца. В православии это цвет мученичества и светлый праздник Пасхи. По преданию, Мария Магдалина принесла римскому императору яичко, чтобы известить его о Воскресении Христа, но он сразу не поверил ей. Он уверовал, лишь когда яйцо на глазах стало красным.
Красный цвет присваивает себе смыслы, связанные с солнцем, огнем, кровью, минералами, плодами, цветами. Следующий путь — ассоциирование с ощущениями интермодального характера, а также с эмоциями. Таким образом, цвет приобретает множество значений и качеств, и третий ряд ассоциаций надстраивается над первыми двумя и позволяет отождествить цвет с абстрактными идеями: к примеру, идеи божественности, святости во многих культурах ассоциируется с белым цветом, а идея смерти — с черным.
Концепт «ақ» в языковом сознании у казахов олицетворяет чистоту и невинность. Так понятие «ақ жол» распространено у казахов. По их представлениям, невинная девушка три раза должна была перешагнуть через раненого джигита, чтобы он излечился. Ср. у Есенберлина описание ситуации, когда Зейнеп (женщина - торе) из белой кости - «ақ сүйек» трижды перешагивает через раненого батыра. Это был древний, редко применяемый способ. Когда ничто уже не помогало раненому воину, то призывалась женщина из рода торе. При всем народе она должна была переступить через него. Если женщина была чиста перед своим мужем, то воин выздоравливал, если же она хоть раз изменила - воин тут же умирал.
«Ақ жол» служил не столько средством исцеления, сколько испытанием женской верности. Зная повадки своих жен, султаны-торе обычно не часто пользовались им: «Кенесары согласился на это, потому что все другие средства были уже испробованы ...»
Черный цвет (по Сафуановой О.В.) представлен в различных группах информантов таким образом: ночь, земля, смерть, гроб, негр, мрак, тьма, автомобиль, траур, сапоги, элегантность, автомобиль, машина, страх, туча, земля, одежда, бездна, квадрат, зло, неприятность, бесконечность, белый, кофе, кот, день, цвет, ворон, хлеб. Ц,вет «черный» используется в языке для образной характеристики отрицательных черт и поступков, несчастий, дурного настроения, плохого, злого, имеющего плохие намерения человека.
C помощью концепта «қара» в казахском языковом сознании образуется большое количество сравнений, фразеологизмов, метафор, ср.: бүкіл дүние қара жамылғандай, қара ниет (черные замыслы), қара жүрек - (черное сердце), қаралы күн - (траурный день), қара тер - (черный пот), қара пэле (черное зло),: «Сойтіп, соттың да, елдің де алдында қара бет бои жүрерміз» (М.Сүндетов. Ескексіз қайық, 142 б.); «Жаны - арының садағасы жетпіске келгенде қара бет болып, жер шұқып отырганша, өліп кеткеннің өзі жақсы» (Қ.Жұмаділов. Сәйгүліктер, 117 б.); «Мына біздің қара жүрек Әбен соққан алдымен конфискеге жатар деп, - Тәтібала жайлана отырды» (С.Бегалин. Замана белестері, 336 б.); «Қара ниет адамды бізден тапқан жоқсыз, және таппайсыз да, оған сенем» (А.Байтанов. Таң сәрі, 502 б.); «Әттең, қандай ғана қара бауыр екен?» (М.Әуезов. Күш пен Асқар, 4026.). «Иінінен су кетіп қара күз өтіп барады» (Ә.Кекілбаев, Күй, 1056.).
Следовательно, мы наблюдаем универсальное и индивидуальноспецифическое в сознании этносов, которое во многом зависит от уровня жизни, деятельности, положительного или отрицательного настроя человека, перцептивного отражения состояния внутреннего мира человека.
Немаловажное значение имеют представления, связанные с экстремальной ситуацией, при восприятии, запоминании, воспроизведении цвета на первый план будет выступать именно эмоциональный уровень кодирования цвета. Этот механизм аналогичен механизму восприятия и воспроизведения у людей, находившихся в состоянии, известном в судебной психологии как «физиологический аффект» ГЮ1. После аффекта, вызванного фрустрирующими или иными конфликтными воздействиями, наблюдается так называемая аффектогенная амнезия, когда люди могут воспроизвести только ту часть воспринимавшейся информации, которая связана с эмоциональными переживаниями, охватывавшими их в этот период.
Таким образом, реконструкция цвета по набору наиболее частотных эмоционально-смысловых ассоциаций на цветовой образ, акцентированная на содержании семантических значений, становится возможным для решения перцептивной задачи опознания цветовых образцов и установления связи между модально-неспецифическими ассоциациями и психофизическими свойствами цвета благодаря классификации О.В. Сафуановой:
- предметные ассоциации, отражающие цвета как объективные характеристики конкретных предметов (красный — светофор, оранжевый — апельсин); 2) функциональные ассоциации, указывающие на утилитарное использование цвета, (синий — желание приобрести «Форд» цвета синий металлик, оранжевый — хочу мандаринку и гранатового сока); 3) пояснительные (описательные) ассоциации (любые реакции, связанные с попытками каким-либо образом пояснить стимул, проанализировать цвет или проинтерпретировать его (оранжевый — смесь цветов, цвет круга на японском флаге); 4) эмоциональнооценочные ассоциации: здесь выделяются две подгруппы: непосредственно оценочные характеристики (серый — мрачный, оранжевый — веселый); ассоциации, указывающие на эмоциональное воздействие цветов (зеленый — возбуждающий, успокаивающий, голубой — ненавижу оранжевый — мне нравится); метафорические ассоциации, отражающие переносные и символические значения цветов, социальные стереотипы (красный — революция, голубой — педик (гомосексуалист), черный — траур); 5) устойчивые речевые словосочетания (синяя — птица, красный — день календаря); 6) реагирование другим цветонаименованием на предъявляемый стимул (часто синонимом или же антонимом на стимул: черный — белый, серый — черный).
Литература:
- Birren F.A. Color Preference as a Clue to Personality // Art Psychotherapy. 1973, №3 (4), p. 255-259.
- Леонтьев A.A. Общие сведения об ассоциациях и ассоциативных нормах // Словарь ассоциативных норм русского языка. - М. 1977. - с.5-17.
- Белов А.И. Цветовые этнодеймы как объект этнопсихолингвистики // этнопсихолингвистика. - М. 1988.
- Василевич А.П Бурый и коричневый История сосуществования и борьбы// Язык. Сознание. Культура. Сб. ст. под ред. Н.В. Уфимцевой, Т.Н., Т.Н.Ушаковой - Москва- Калуга: ИП Кошелев А.В./изд-во «Эйдос», 2005 - 400с.
- Сафуанова О.В. Формы репрезентации цвета в субъективном опыте: Дисс. канд. психо л. наук. -М. 1994.
- Ислам А. Концепт «белое-черное» в разнокультурных контекстах // актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию Независимости Республики Казахстан и 60-летию Казахского государственного университета международных отношений и мировых языков им. Абылай-хана. Часть Т, Алматы: КазГУМО и МЯ. 2001
- ЯныпинП.В. Эмоциональный цвет. Самара. 1995.
- Клар Г. Тест Люшера: психологическая характеристика восьми цветов // Магия цвета. Харьков. 1996.
- Митькин А. А., Перцева Т.М. Динамика формы и цвета в творчестве Василия Кандинского и Казимира Малевича // Проблема цвета в психологии. - М. 1993. - с. 189-196.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев Наукова Думка. 1989.