Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Тенденции религиозного экстремизма женщин в Кыргызской республике

Аннотация: В статье рассматривается криминологический аспект активизации участия женщин в религиозно-экстремистской деятельности

Кыргызстан имеет особую уязвимость, поскольку географически близко находится к регионам, характеризующимся нестабильностью и конфликтами, ставшими очагами распространения идей религиозного экстремизма, и поэтому предпринимает определенные меры, связанные с профилактикой, пресечением преступлений, связанных с экстремизмом в целях защиты национальной безопасности.

Приняты ряд законов, а также программные документы со стороны Правительства Кыргызской Республики, которые направлены на пресечение религиозного экстремизма, включены правовые механизмы, обеспечивающие поиск, задержание, оценку действий правонарушителей. Так, Концепция государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 годы (утверждена Указом Президента КР от 14 ноября 2014 года N 203)[1] определяет основные направления и принципы государственного регулирования деятельности религиозных организаций и объединений. В Концепции отмечается, что, не отождествляя религиозный экстремизм с религией в целом, необходимо противодействовать ее радикальным формам, когда ради достижения поставленных целей духовная и культовая составляющая трансформируются в идеологический инструмент, оправдывающий любые средства, включая насильственные. В Кыргызстане наблюдается политизация религии со стороны отдельных религиозных организаций, движений и индивидов, которая выражается в спекулировании религиозными ценностями с целью создания политического лобби: использование религиозного фактора в ходе предвыборной борьбы, привлечение голосов избирателей, манипулирование религиозными и традиционалистскими темами в общественных дискуссиях.

Говоря о новых тенденциях в качественном изменении структуры женской преступности, нельзя не отметить проблемы, связанные с участием кыргызстанских женщин в религиозно-экстремистской деятельности. Настораживает тенденция возрастания доли женщин в различного рода экстремистских организациях. До сего дня правоохранительные органы Кыргызской Республики задерживали только приверженцев запрещенной организации «Хизб-ут-тахрир» мужского пола, однако сегодня, наряду с наркотиками, проходят и женщины, которые активно пропагандируют радикальные идеи, создавая женские группы. Среди них имеется определенное количество женщин, являющихся родственницами тех мужчин, которые ранее были причастны к экстремистской или террористической деятельности. Анализ складывающейся обстановки в религиозной сфере показывает, что экстремистские организации активно продолжают свою деструктивную деятельность на территории стран Центральной Азии, в том числе в Кыргызской Республике, в целях расширения своего присутствия, распространения экстремистской идеологии и привлечения новых членов из числа местного населения. в соответствии с тенденциями современного информационного прорыва, получили широкое распространение возможности пользования сетевыми электронными ресурсами, что фактически сделало неограниченными возможности вирусного распространения этих чуждых установок и призывов.

Ко всему указанному необходимо присовокупить хронические неурядицы страны, связанные с нереализованными в полной мере попытками достижения устойчивого и стабильного экономического и социально-политического развития. Высокий уровень безработицы, отсутствие социальных лифтов для молодежи толкают в поисках выхода к тем, кто обещает некий альтернативный мир, коренным образом отличающийся от безысходной повседневности.

Что касается женщин, то их положение, особенно в отдаленных от столичного центра областях, значительно трансформировалось за прошедшие годы в направлении отката к прежним «домостроевским» временам, гендерной дискриминации и насилию. Фактическое бесправие в семьях, сопровождаемое их религиозным перерождением, также способствует тому, что – вслед за своими мужьями, сыновьями – женщины рекрутируются для выезда в страны и регионы, где осуществляется попытка утвердить некие новоявленные формы халифата. Вследствие этого, отдельные женщины не понимают особой разницы между традиционным исламом и радикальными исламскими течениями[2]. А имамы в отдаленных селах не в состоянии донести истинную суть религии из-за низкого уровня религиозной грамотности. Около 80% имамов Кыргызстана являются неграмотными и служат в мечетях без соответствующего образования[3]

Порядка 500 граждан Кыргызстана, включая 122 женщин, находятся в настоящее время на территории Сирии в рядах международных террористических организаций. Об этом сообщала экс-генеральный прокурор Кыргызстана Индира Джолдубаева, выступая на 7-й региональной конференции Международной ассоциации прокуроров для государств Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии в Сочи. По данным Организации Объединенных Наций, за 5 лет число присоединившихся в ряды боевиков в Сирии и Ираке кыргызстанцев превысило 800, из них около 200 женщин.[4]

Международные экстремистские организации проводят активную работу по вербовке молодых девушек, причем упор делается на девушек в возрасте от 16 до 20 лет в связи с тем, что в таком возрасте психика и ценности девушек являются не сформированными полностью и они легко поддаются чужому влиянию. Большинство их выехало под предлогом занятия коммерцией. По некоторым сведениям женщины ходят вместе с боевиками как их супруги, а после гибели мужа на войне по условиям шариата берут на себя обязательство исполнять обязанности жены следующему боевику. Конечно, не говоря об угрозе жизни, идти сознательно на такое унижение и терпеть равноценно полной потере разума.

Сейчас на учете органов внутренних дел находятся свыше две тысячи сторонников религиозного экстремизма. Если сказать об их возрасте, то мужчинам 30-35 лет, женщинам 18-25 лет. Ясное дело, для молодежи, не сумевшей найти свое место в жизни и без разбора хватающейся за все, попасть в такой капкан очень легко. Имеется существенная разница между числом мужчин и числом женщин, сторонников религиозно-экстремистских организаций, состоящих на учете органов внутренних дел (92,2% мужчин и 7,8% женщин). Тем не менее, следует отметить, что женщины наряду с мужчинами активно участвуют в экстремистской деятельности, создают свои группы. Возрастные данные лиц, причастных к деятельности религиозно-экстремистских организаций по республике выглядят таким образом: 19-24 – 20%; 25-29 - 30,5%; 30-39 - 35,3%; 40-49 - 10,2%; 50 лет и старше - 2,2%. Детальный анализ лиц, состоявшихся в учете органов внутренних дел, а также осужденных, показали, что 8,2% сторонников экстремистских организаций имели высшее образование;

12,3%– среднее-специальное; 83,7% – среднее образование. Из общего количества выявленных приверженцев экстремистских организаций 70% составляют безработные. Прежде всего, следует отметить, что за 29-летний период самостоятельного существования суверенного Кыргызстана, возможности для проникновения на его территорию чуждых для данного региона идеологий, не имеющих отношения к исторически сложившимся здесь традициям умеренного мусульманского вероучения, стали намного шире. Об этом зримо свидетельствует колоссально возросшее количество мечетей, построенных на деньги спонсоров из арабских стран. Бесконтрольный резкий рост количества новых мечетей в отдаленных селах Кыргызстана в какой-то степени способствует религиозной радикализации местного сообщества. Сегодня в Кыргызстане насчитывается 2 910 исламских организаций, в их числе 2 779 мечетей и 125 медресе. Для сравнения, в 1991 году в стране было всего 39 мечетей[5]. Таким образом, за тридцать лет количество мечетей в Кыргызстане выросло более чем в 70 (!) раз. Также зарегистрировано 68 мусульманских центров, фондов и объединений, занимающихся образовательной, просветительской, благотворительной деятельностью и строительством культовых объектов. По областям и городам количество мечетей представлено следующим образом:

Это угрожает тем, что может произойти раскол религиозного сообщества в отдаленных селах. Имеются факты, когда мечети строятся чуть ли не на каждой улице, при этом в большинстве из них без элементарных благ цивилизации. И ни в одном из них не созданы условия для посещения женщин. В городе Баткене при муфтияте функционируют всего несколько медресе, и они охватывают лишь малую часть населения. В остальных медресе содержание проповеднических мероприятий со стороны ДУМК контролируется не в полной мере. К сожалению, отмечены такие случаи, когда женщины с неизвестной программой обучения собирают группы молодых девушек и женщин и проводят обучение на дому (худжры). При рейде правоохранительными органами выяснилось, что у самих наставниц нет должного религиозного образования. По мнению правоохранительных органов, участились случаи, когда многие старшеклассницы после 9-го класса переходят на учебу в один из подобных медресе и худжры. Как они объяснили, первые шаги религиозного просвещения девочки получают именно в подобных кружках. Есть вероятность, что в таких кружках радикальные течения внедряют свои идеи в несформировавшееся мировоззрение подростка. Молодых людей с неправильным пониманием религии можно отправить куда угодно «во имя Аллаха». Следует отдельно отметить, что качественный состав имамов в отдаленных селах оставляет желать лучшего. Многие из них ограничены выполнением лишь нескольких обязательных обрядов (такие как, чтение намаза, жаназа, совершения обряда нике и т.д.), они не в состоянии донести истинную суть религии из-за низкого уровня религиозной грамотности. Серьезной проблемой остается отсутствие системы религиозного образования и уровень знаний имамов мечетей, 72% имамов не имеют религиозного образования, общее среднее образование имеют 25%, а высшее религиозное имеют лишь 5% имамов. Ситуация усугубляется неконтролируемым и бессистемным подходом к образовательному процессу в религиозной сфере. При проведении аттестации 92 процента руководителей религиозных учебных заведений были не допущены, так как не соответствовали требованиям, в частности, из-за отсутствия светского образования, из 1,3 тысячи имамов 800 прошли аттестацию, остальные не соответствовали требованиям.[7] Еще хуже обстоят дела с директорами религиозных образовательных учреждений - 66 из 71-го вообще не были допущены к аттестации.

И как следствие, из-за низкой религиозной грамотности граждане поддаются влиянию деструктивных, экстремистских организаций и выезжают в зоны боевых действий.

Следует выделить несколько направлений сотрудничества по данной проблеме. Так, если религиозное НПО и медики начали совместную работу по основам укрепления здоровья, оказанию первой медицинской помощи, то областные казияты совместно с правоохранительными органами начали проводить обучающие мероприятия для школьников. Кроме того, сами сотрудники милиции проходят курс обучения по основам традиционного ислама в целях предотвращения религиозной радикализации. Представители женсовета отметили, что проводят совместно с имамами регулярные квартальные встречи по вопросам религии с женщинами-домохозяйками, школьницами старших классов. Представители местной государственной администрации по социальным вопросам рассказали, что активно участвуют в распространении и реализации государственной религиозной политики, ведут учет и регистрацию мечетей и медресе.

Участники предложили провести активные информационно-просветительские мероприятия через телевидение и радио, местные газеты, во время пятничных намазов в мечетях касательно идей традиционного ислама среди населения. Как заметил представитель религиозного НПО, пришло время проводить разъяснительную работу по поводу общечеловеческих, нравственно-моральных и семейных ценностей в исламе, предостерегающих от идей религиозного радикализма.

Не менее важным, как отметила религиозная женщина – участница ФГД, является гармонизация взаимоотношений между религиозными людьми и светским обществом, проявление терпимости, уважения взглядов, интересов и потребностей религиозных женщин со стороны светского общества.

Подводя итоги всех фокус-групповых дискуссий, следует отметить, что только совместными усилиями государства, религиозных организаций и гражданского общества можно добиться скоординированных и действенных решений по предотвращению религиозного радикализма среди женщин в местном сообществе, прийти к какому-либо консенсусу – в вопросах ношения хиджаба, ведь ежегодно в государственных школах возникают проблемы, связанные с ношением хиджаба ученицами, преподавателями и персоналом. Эта тема становится предметом оживленных дискуссий, но в итоге никак не решается.

Современное кыргызстанское общество характеризуется наличием целого ряда факторов, усиливающих гендерное неравенство в стране, несмотря на то, что проводятся активные мероприятия со стороны государства, гражданского общества и ряда международных организаций.

Эмиссары, продвигающие, например, ваххабитские взгляды, проникали в страну достаточно свободно, прикрываясь культурно-просветительскими инициативами.

Одновременно с этим, в соответствии с тенденциями современного информационного прорыва, получили широкое распространение возможности пользования сетевыми электронными ресурсами, что фактически сделало неограниченными возможности вирусного распространения этих чуждых установок и призывов.

Ко всему указанному необходимо присовокупить хронические неурядицы страны, связанные с нереализованными в полной мере попытками достижения устойчивого и стабильного экономического и социально-политического развития. Высокий уровень безработицы, отсутствие социальных лифтов для молодежи толкают в поисках выхода к тем, кто обещает некий альтернативный мир, коренным образом отличающийся от безысходной повседневности.

Что касается женщин, то их положение, особенно в отдаленных от столичного центра областях, значительно трансформировалось за прошедшие годы в направлении отката к прежним «домостроевским» временам, гендерной дискриминации и насилию. Фактическое бесправие в семьях, сопровождаемое их религиозным перерождением, также способствует тому, что – вслед за своими мужьями, сыновьями – женщины рекрутируются для выезда в страны и регионы, где осуществляется попытка утвердить некие новоявленные формы халифата.

Зависимое положение женщины становится криминогенным фактором вовлечения ее в совершение преступлений экстремистской направленности. За последний период усилилось желание женщин к возрождению традиций и обычаев, к соблюдению предписаний шариата. Возвращается брачный выкуп и снижается минимальный возраст вступления в брак, родители спокойно выдают своих дочерей после окончания девятого класса, «чтобы поскорее избавиться от лишних хлопот и лишнего рта в семье» тем более, если подвернется подходящий мужчина, причем зрелого возраста, который берет ее в качестве второй или третьей жены. Многоженство перестало рассматриваться как противоправное деяние. Это опять таки заметно в южном регионе. Количество ранних браков, по данным Нацстаткомитета, почти в полтора раза больше в сельской местности и среди бедных слоев населения, а бедность сужает доступ к базовым потребностям, таким как образование, медицина, бедность, обостряет проблему выживания. Многие женщины не понимают различий между течениями. Они не способны на самостоятельный анализ, формулировку вопросов.

Брачный выкуп за невесту, ставит женщину в зависимое положение в семье. Формированию зависимой и безропотно подчиняющейся личности молодой женщины способствует процесс религиозного просвещения девочек, отказ от светского образования. Подчинению молодых женщин экстремистскому влиянию способствует и деятельность местных религиозных учебных заведений. Поэтому можно сказать, что зависимое поведение женщины является в некоторой степени основой вовлечения ее в совершение преступлений экстремистской направленности. Например, На юге Кыргызстана две женщины осуждены за наемническую деятельность в рядах террористической организации «Исламское государство». Об этом сообщает ВС КР. Гражданок КР Джалал-Абадский областной суд приговорил к семи годам лишения свободы. Вердикт первой инстанции остался в силе. Уточняется, что 55-летняя Мохирахон Акимжанова приговорена к шести годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии. А 30-летняя Наргизахон Раимжонова получила семь лет. Обе обвиняются по статьям «Наемничество», «Подделка, изготовление, сбыт или использование, приобретение, хранение, распространение, перевозка и пересылка экстремистских материалов, а также умышленное использование символики или атрибутики экстремистских организаций» УК КР.

То, что власти Кыргызстана стремятся к контролю и одновременно к консенсусу с конструктивными религиозными организациями, свидетельствует о стремлении наладить толерантный диалог с умеренными исламскими группами, возможности просветительских диспутов с ними и открытый контроль их деятельности со стороны компетентных органов. Ведь излишне жесткие карательные меры лишь загоняют их в подполье и способствуют их радикализации, общему росту напряженности в Кыргызстане, что в перспективе чревато непредсказуемыми последствиями. Только совместными усилиями государства, религиозных организаций и гражданского общества можно добиться скоординированных и действенных решений по предотвращению религиозного радикализма среди женщин в местном сообществе. В связи с этим необходимы следующие меры.

  1. Разработать целевые программы, направленные на оказание адресной поддержки религиозным женщинам из социально уязвимых групп населения, в особенности молодым женщинам, чтобы они могли реализовать свои экономические возможности (усилить доступ к таким базовым социальным услугам, как медицина, образование, социальная защита).
  2. Внедрить различные модели дошкольных образовательных учреждений для детей в местном сообществе для того, чтобы женщины в религиозных сообществах могли самореализоваться и трудоустроиться (ведомственные, частные, семейные).
  3. Разработать механизмы предоставления профессионально-технического образования и дальнейшего трудоустройства женщин из группы риска на местном уровне – консультационные пункты (по созданию бизнес-цепочки, поиску заемных средств, лизингу, маркетингу, рекламе и пр.), бизнес-инкубаторы, ресурсные центры, тренинговые центры.
  4. В вопросах относительно ношения платка и хиджаба в школах, университетах и других государственных учреждениях государственным органам и Духовному управлению мусульман необходимо найти компромиссное решение посредством диалога и совместных образовательных кампаний. Создать платформы для женщин, где будут условия для обсуждения религиозных проблем местного сообщества, в частности, проблем вовлечения женщин в религиозный радикализм.
  5. Усилить сотрудничество между местными казыятами и образовательными учреждениями в вопросах формирования общечеловеческих нравственно-моральных и семейных ценностей, предостерегающих от идей религиозного радикализма. Проводить регулярные тренинги для имамов по предотвращению религиозного радикализма, в частности среди женщин, и популяризировать традиционные идеи ислама. Активизировать проведение информационно-просветительских кампаний в СМИ и в мечетях во время пятничных намазов по распространению идей традиционного ислама, по предотвращению идей религиозного радикализма среди различных групп населения: женщин, молодежи, учащихся и т.д.
  6. Содействовать проведению проектной деятельности НПО, направленной на интеграцию женщин из маргинальных групп населения посредством предоставления консультативной, обучающей, просветительской и ресурсной помощи. Инициировать проекты, пропагандирующие вопросы гендерного равенства среди религиозных женщин на местном уровне с целью ограждения женщин от гендерно-религиозной дискриминации. Усилить партнерство между государственными органами, органами местного самоуправления, религиозными организациями, институтами гражданского общества по координации совместных действий по предотвращению религиозного радикализма среди женщин в местном сообществе.

Литература:

  1. [1] Концепция государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 годы (утверждена Указом Президента КР от 14 ноября 2014 года N 203 [2]Саякова М.К. Криминологические основы изучения женской преступности в Кыргызстане.Б.2014,С.121.
  2. [3]Режим доступа:http://www.knews.kg/analitica/56135/
  3. [4] http://www.gezitter.org/society/67277_opros
  4. [5]как изменилось количество мечетей и церквей в Кыргызстане после 1991 года. Инфографика (22.10.2020) // URL: https://elgezit.kg/2019/10/22/kak-izmenilos-kolichestvo- mechetej-i-tserkvej-v-kyrgyzstane-posle-1991-goda-infografika/
  5. [6 ] http://kg.akipress.org/news:
  6. [7] URL: http://24.kg/obschestvo/28134/

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.