Резюме: В статье рассматриваются негативные факторы влияния коронавируса на мировоззрение казахстанского общества, вылившиеся в формирование пессимистической концепции пантрагизма.
Вирусная пандемия COVID – 19 или Коронавирус – это один из переломных рубежей мировой и отечественной истории. Трудное время, связанное с тяготами вынужденной затворнической жизни из-за распространения, практически, по всему миру смертельной вирусной инфекции, в течении нескольких месяцев выпало на наше поколение. Люди сплотились вокруг общего горя, собрались силами, и сумели выстоять. Не считая военного времени, никогда раньше не было такого духовного и национального единения народа. Невольно мы обращаемся к теме патриотизма, которая позволяет нам, живущим сегодня под мирным небом, пополнить копилку исторической памяти народа духовной энергией славных борцов с этой напастью – чумой XXI века.
В период карантина нам невольно вспоминается известное выражение казахского акына- жырау эпохи «Зар-заман» Дулата Бабатайулы: «Қилы-қилы заман-ды, заманға сай адам-ды» [1, с. 198], назвавший настоящую эпоху выродившейся («азған заман») в жыр-толгау «Ақжайлау мен Сандықтас». Критика Бабатайулы проявляется в русле концепции безысходности, выраженной посредством трагической формулы «Қайран қазақ, қайтейін» («Что же делать, несчастный казах?») [2, с. 182], как нельзя точно соответствующей нынешней обстановке.
Начиная с 19 марта 2020 года, времени введения Президентом РК Касым-жомартом Токаевым чрезвычайного положения в стране в связи с мировой пандемией коронавируса, казахстанский народ мобилизовал все ресурсы для защиты жизни и здоровья наших людей. Главной целью карантина было стремление остановить распространение инфекции. Рассмотрим, в качестве примера, меры принятые правительством по прерывании цепочки распространения инфекции путем ввода жесткого контроля, в городе Алматы, как во внешнем периметра города, так и строгого режима карантина внутри города. Президент поручил уделять особо внимание решению вопросов, связанных с продовольственной безопасностью такого крупнейшего мегаполиса как Алматы, и также жестко контролировать цены на социально значимые товары.
Среди основных карантинных мер в Алматы выделим следующие меры:
- Масштабные противоэпидемиологические мероприятия в мегаролисе через механизмы самоизоляции и домашнего карантина.
- Блокировка мест заражения с мойкой и дезинфекции улиц, тротуаров.
- Усиление санитарно-эпидемиологической дезинфекции в общественных местах, жилых домах и санитарная очистка прилегающей территории.
- Ограничение въезда и выезда граждан и автотранспортных средств за внешние и внутренние границы Алматы.
- Установка 27 блокпостов на въездах в город.
- Задействование на блокпостах сил полка патрульной полиции, СОБра, полка «Гранит», подразделения Министерства обороны и Национальной гвардии.
- Установление «зеленого коридора» для ввоза в город товаров первой необходимости, продуктов питания, лекарств и медицинской продукции, средств защиты и гигиены.
- Приостановление на период карантина работы:
- детских садов;
- непродовольственных торговых рынков;
- крупных торгово-развлекательных центров и торговых домов за исключением объектов, находящихся в них, по реализации продуктов питания и лекарственных средств;
Полное и системное информирование горожан через средства массовой информации, социальные сети и мессенджеры, для того чтобы алмаатинцы знали требования карантина и могли заблаговременно выехать или заехать на территорию Алматы.
Оперативное рассматривание городским штабом по противодействию коронавирусу, возникающих вопросов и принятие по ним необходимых мер.
Режим карантина означает, что вся жизнь мегаполиса реорганизуется по новым правилам. К сожалению, карантин сопряжен с неудобствами, нарушением привычных правил жизни. Бесспорно он был введен ради нашей общей безопасности, безопасности города, безопасности наших близких. В чрезвычайной ситуации сознательность и дисциплина каждого горожанина жизненно важны. Наша выдержка и алматинская солидарность, уверенные действия, взаимоподдержка и соблюдение строгих правил чрезывчайного положения должны защитить наш город.
По инициативе Елбасы Нурсултана Назарбаева был принят ряд комплексных мер по поддержке социально-уязвимых слоев населения в период пандемии коронавируса. Для оказания адресной поддержки нуждающимся гражданам был учрежден фонд Almaty Birgemiz, деятельность которого финансируется из республиканского фонда Birgemiz. Алматинский фонд выделил по 50 тысяч тенге наиболее нуждающимся гражданам из следующих категорий: малообеспеченные многодетные семьи; инвалиды 1 группы; семьи, воспитывающие детей-инвалидов на минимальную пенсию; пенсионеры, получающие минимальную пенсию или базовую пенсию, и круглые сироты. Всего из этих категорий по городу составило 23 472 человека. Кроме того, фондом Birgemiz в город Алматы было направлено 2 миллиона медицинских масок для обеспечения 40 тысяч нуждающихся горожан.
Кроме того по поручению Президента было поручено выдать социальную выплату из фонда ГФФС в размере 42 500 тысяч тенге, лицам которые потеряли свои доходы. В своем обращении Глава государства поручил расширить механизм получения данной выплаты. К ним относятся, во-первых, наемные работники малого и среднего бизнеса, которые были отправлены в отпуск без сохранения заработной платы, в карантинных городах сюда относятся и субъекты крупного предпринимательства. Еще одна категория – физические лица, самозанятые. В их числе индивидуальные предприниматели, которых в стране 1,5 млн. человек по статистике. Это частные адвокаты, нотариусы. судебные исполнители, медиаторы. Это лица, которые работали по договорам гражданско-правового характера, их также порядка 180 тысяч человек. А также лица, которые платили последний год ЕСП.
Учитывая вышесказанное, перед казахстанским обществом, и особенно перед нашей молодежью, можно поставить вопрос о том какие ценности, нормы и идеалы они принимает, а какие отвергают? Это «ценности и нормы, определявшие процесс самоидентификации личности, неожиданно изменили свое значение, а общепринятые цели деятельности оказались лишенными смысла» [3].
Этим определяется необходимость выработки новой духовной доминанты просвещения и воспитания, которая должна быть отражена в концептуальных моделях, содержащих современную картину мира и высшие, абсолютные человеческие ценности, нравственные принципы и заповеди. Это важно еще и потому, что ценностные мировоззренческие универсалии способны продуктивно разрешать проблемы и противоречия, связанные с с утверждением ценностей согласия и единства в мире, столь необходимые в моменты наступления «пограничной ситуации», т.е. в переломный период истории как это произошло с наступлением пандемии коронавируса.
В связи с ситуацией коронавируса, в мировоззрении казахстанского общества произошли изменения аналогичные тем изменениям, которые происходят в данное время в мировоззрении жителей многих других стран ближнего и дальнего зарубежья. Они связаны, с одной стороны, с плюрализацией мнений современной жизни и контаминацией множества мировоззрений на вопрос о коронавирусе. Идейный плюрализм при этом проявляется не только по отношению к тому или иному обществу в целом, но и по отношению к отдельной личности. Мировоззренческий плюрализм как принцип мироотношения индивида – это, по существу, полная аморфность, неопределенность его взглядов, которая чревата опасными последствиями. Казахстанское общество лишилось твердой мировоззренческой почвы, и изменило свои жизненные и социально
политические ориентации, подобно флюгеру. Размывание социальной стратификации, а с ней – социальной стабильности и норм человеческого общежития – возможная цена такого «плюралистического» мировоззрения. Весьма опасна подобная неопределенность в общественном мнении, где наличествует смешение истинного и ложного.
С другой стороны, наблюдается проявление всенародного аспекта трагического, как и в творчестве поэтов эпохи «Зар-заман», описывавших современное им время как время негативных перемен горестную эпоху, как неустойчивое время: «Қайғылы болды заманым. Заманым бұлай болған соң, тайғақ болды табаным» [4, с. 272]. После ряда скоротечных смертей от коронавируса многие оценивают свою эпоху как «обманчивое, иллюзорное бытие» («жалғаншы дүние»), и в качестве его критерия выделяют этическую категорию «смерть». Феномен смерти преподносится в мировоззрении современного казахстанского общества как итог трагических жизненных противоречий – одиночества, несбывшихся надежд и преходящности бытия: «Бренность нам являет мир, бренность в вечном непокое» (стихотворение Шангерея Букеева «Бренность нам являет мир…» «Бұл дүние панилығын етеді екен…»).
Таким образом, мы наблюдаем появление идей пантрагизма в мировоззрении казахстанского общества. Он зародился в качестве философско-эстетической концепции в направлении философов-экзистенциалистов XIX века Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, и как форма определенного умонастроения был присущ западной гуманитарной интеллигенции – Ф. Кафке, У. Фолкнеру, А. Модильяни, П. Пикассо, М. Антониони [5]. В мировоззрении нашего общества пантрагизм выступает как пессимизм, отсутствие привычной формы деятельности, отчаяние, трудный путь замкнутой жизни, изолированность, адаптация к новому замкнутому пространству, согласно которому все теряет свою ценность, и все абсурдно – и люди, и ценности обычной жизни, ничто не имеет былой значимости перед лицом пандемии, уносящей тысячи людей.
Поэтому вселенская скорбь, связанная с произошедшими социальными, политическими, экономическими и нравственными переменами и утрата традиционных ценностей бытия, ставит задачу формирования нового культурно-исторического, мировоззренческого и духовно-нравственного самоопределения человека, авторитетной инстанцией самооценки личностью истинности или ложности ее экзистенциальных решений. Ситуация плюрализма мнений в плане коронавируса, на первый план выдвигает задачу создания единого представления мирового сообщества по отношению к оценке негативного влияния этой пандемии на мировое сообщество. Для формирования исторической памяти, чувства патриотизма, национального сознания всем государствам следует сформировать новую идеологию, противодействия коронавирусу, оснащенную системой социокультурных и политических образов и символов, которые определили бы представления личности на появление феномена коронавируса, особенно у молодого поколения, о социальной реальности.
- Бес ғасыр жырлайды: 2 томдық. – Алматы: Жазушы, 1989. – 1-й т. – 384 с.
- Поэты Казахстана. – Ленинград: Советский писатель. – 1978. – 607 с.
- Евгеньева Т.В., Селезнева А.В. Политические представления в контексте исторической памяти: обращение к прошлому в ситуации кризиса идентичности// http://cyberleninka.ru /article.
- Бес ғасыр жырлайды: 2 томдық. – Алматы: Жазушы, 1989. – 2-й т. – 496 с.
- Акбаева Л.Н. Основы казахской этноэстетики. Учебное пособие // Алматы: Атамұра, 2012. – 264 с.