Аннотация: Изучение английского языка в концепции глобального образования направлено на решение задачи формирования культурной образованности обучающихся.
В педагогическом словаре «образованности» дано следующее определение: «качество развивающейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя»[1].
Вместе с тем, современные процессы интеграции Казахстана повысили роль культурной образованности личности и выдвинули на первый план решения проблем6 связанных с необходимостью формирования поликультурной образованности личности. Поликультурная образованность предполагает развитие способности понимать и ценить культуру других народов, формирование непредвзятого взгляда на мир, ломку сложившихся стереотипов, искажающих восприятие иной культуры, обучение культуре общения. В связи с этим встает вопрос о ценности, духовном и нравственном наполнении содержания знаний, о приоритетности тех или иных учебных программ по английскому языку, о развивающем и воспитывающем потенциале иностранного языка как учебного предмета.
Английский язык, как язык международного общения предполагает включение разнообразной тематики для диалога с миром: культура, искусство, литература, образование, наука, политика, глобальные проблемы человечества, среди которых значительное место занимают проблемы состояния и охраны окружающей среды, соблюдения прав человека, преодоления локальных и региональных конфликтов и войн, защиты человека от болезней века и нищеты (т.е. все современные вопросы, касающиеся выживание человека и планеты).
Развивающий и воспитывающий потенциал процесса обучении иностранным языкам можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения;
- формирование у обучающегося уважения и интереса к культуре страны изучаемого языка
- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности
- развитие языковых, интеллектуальных и позновательных способностей, ценностных ориентации, чувств и эмоций обучающегося, т.е. раскрытие гуманистического и гумманитарного потенциала его личности.
Важным моментом в педагогическом целеполагании в процессе преподавания иностранного языка является сопоставление особенностей изучаемого языка с родным, включение знаний о роли родного языка в истории и культуре мира, о вкладе казахстана в общемировую историю и культуру. Развитие у обучающегося языковой культуры при описании реалий казахстанской жизни на иностранном языке.
Среди основных составляющих поликультурной образованности можно выделить:
- Владение языковыми знаниями. Успех взаимодействия предполагает наличие общего языка общения или, по крайней мере, знание одним из партнеров языкового кода, с помощью которого можно осуществлять взаимодействие.
- Владение культуроведческими знаниями. Понимание культуроведческих единиц, помогает выявить и понять концептуальные ориентиры культуры, ее ценности, интерпретируя их в коммуникативных кодах.
- Ориентация в поликультурном пространстве. Определение роли родной культуры в спектре других культур, в сознании относительности норм каждой культуры. Знание универсальных и специфических проявлений/неродной и иноязычной культуры (философских понятий, ценностей, традиций, обычаев, норм взаимодействия и.т. д).
- Социокоммуникативный фактор. Владение национально-специфическими моделями поведения на основе выстраивания родной/неродной и иноязычной картины мира с использованием правил речевого этикета, принятых в другой культуре. Владение национально-специфическими моделями позволяет партнерам взаимодействия корректно вести общение, избегать ситуаций (межкультурного сбоя), и выступать посредником между родной/неродной и иноязычной культурой в процессе межкультурного общения.
- Демократическая и гуманная позиция. Поликультурная личность должна осознавать, что:
- каждая культура имеет собственный контекст и логику;
- ни одна культура не является лучше или хуже другой, поскольку каждая обладает собственной системой взаимодействующих элементов;
- любая культура жизнеспособна до тех пор, пока она функционирует и развивается.
В последнее время отчетливо прослеживается важность умения соблюдать демократические принципы и гуманное отношение в процессе межкультурного взаимодействия, которое проявляется в признании вариативности культур, в приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития различных культур и каждой личности.
- Личности качества. Трудности межкультурной коммуникации могут проявляться не только в процессе взаимодействия менталитетов, образов и норм культур, но и на межличностном уровне. Поэтому такие качество солидарности, критичность по отношению к себе - это и многое другое помогает сформировать личности чуткие социально-нравственные мотивы поведения в отношении к другому человеку.
- Коммуникативные умения заключается в способности устанавливать контакт с различными людьми. Мы считаем целесообразным в своем исследовании акцентировать внимание на тех следующих составляющих коммуникативных умений:
- всестороннее восприятие партнера по общению;
- умение вызывать у партнера по общению доверие, сопереживание совместной деятельности;
- умение предвидеть и ликвидировать конфликт;
- умение справедливо, тактично критиковать;
- умение воспринимать и учитывать критику.
Владение коммуникативными умениям предполагает следующие способности:
- устанавливать контакты с отдельными членами коллектива;
- устанавливать целесообразный тон и стиль общения;
- снимать напряженность во взаимоотношениях, улаживать конфликты;
- использовать как в процессе прямого, так и косвенного общения различные методы влияния или воздействия на людей.
Таким образом, поликультурная образованность – это не просто владение определенным набором стратегий межкультурного взаимодействия и культурная осведомленность, это и определенный стиль мышления и мировоззрения, что в конечном итоге формирует активную жизненную позицию. Активная жизненная позиция в образовательном пространстве реализуется в познавательной и коммуникативной активности, «эмоциональном интеллекте», т.е. способности личности конструктивно и умело решать проблемы, возникающие в многнациональном коллективе, и создавать в таком обществе комфортную эмоциональную обстановку. Все перечисленные аспекты открывают перед человеком возможность для более продуктивных действий в ситуациях межкультурного «сбоя» и конфликтов, формирует в нем уверенность, что он готов успешно осуществлять межкультурное взаимодействие.
Рассматривая структуру поликультурной образованности необходимо обратиться к общей структуре личности. Как отмечают Богословсая В.В., Ковалева А.Г., Степанова А.А. «отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, можно установить типическую структуру личности…»
Первый компонент структуры личности характеризует направленность личности или избирательное отношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок...
Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способнестей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом...
Третьим компонентом в структуре личности является характер или стиль поведения человека в социальной среде...
Четвертым компонентом будет система управления, которую обычно обозначают понятием «я». «Я» самосознание личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности самоконтроль и коррекцию действий и поступков…[2, с.70-71].
Технология моделирования в некоторых аспектах рассмотрена в исследовании Завадской Л., Мажитовой Л., Хмель Н., Чинибаевой Г. [3].
Теоретические разработки по технологии моделирования, а также анализ теоретических исследовании о структуре личности дали возможность выявить типичную модель структуры личности.
Мотивационный компонент: потребности, желания, интересы
оведенческий:
направленность
характера личности
Содержательный компонент:
знания, способности и умения
Управленческая: самоконтроль и коррекция действий
Рисунок 1. Типичная модель структуры личности
Применяя данную модель к модели поликультурной личности с точки зрения обучения языку необходимо сделать несколько отступлений:
- во первых, содержательный компонент предлагается разбить на две компонента входящие в один содержательный блок. Первый компонент должен содержать непосредственно знания личности, второй компонент умения и способность личности реализовать свои знания в межкультурной коммуникации;
- во – вторых, мотивационный и поведенческий компонент предлагается объединить в один психологический блок, в виду их отношения именно психологический составляющей личности;
- в - третьих, управленческий компонент предлагается разбить на два компонента, внутри одного управленческого блока. Второй к способности многоязычной поликультурной личности контролировать внешнюю среду: оценка контроль коммуникации, ситуации в которой протекает коммуникация оценка собеседника.
Таким образом, в структурно-содержательном плане поликультурная образованность как психолого-педагогическая категория представляется следующим образом:
Компонент |
критерии |
показатели |
Психологический блок |
||
мотивационный |
Направленность к профессиональной и познавательной деятельности, позитивной межкультурной коммуникации |
будущей профессии или деятельности;
потребность к позитивной межкультурной коммуникации
потребность изучать иностранный язык;
потребность к самосовершенствованию |
Содержательный блок |
||
когнитивный |
Сформированность поликультурной, социальной, языковой, дискурсивной компетентности |
многообразии цивилизации, знание культуры поведения, его видов и форм, соответствующих поликультурной среде;
системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи;
формирования и формулирования мыслей с помощью языка, обеспечивающих возможность реализовать коммуникативное намерение;
социального и речевого поведения носителей языка: их обычаев, этика, социальных стереотипов, истории и культуры;
присущих различным типам дискурсов;
присущих профессиональной деятельности. |
прагматический |
Сформировать поликультурной, социокультурной, социальной, языковой, речевой, дискурсивной, стратегической, профессиональной компетенции |
коммуникацию с другими людьми;
ситуации общения и строить высказывание в соответствии коммуникативным намерением говорящего и ситуацией;
процессе коммуникации недостаточность знаний языка, а также речевого и социального опыта общения в иноязычной среде;
социокультурными знаниями в |
процессе межкультурной коммуникации; 6. умение порождать дискурсы в процессе в межкультурной коммуникации; 7. обладание умениями и навыками необходимыми для профессиональной деятельности. |
||
Управленческий блок |
||
самооценка |
Сформировать управленческой компетенции |
1. знание основ анализ и мониторинга 2. умение проводить самоанализ и самооценку |
Оценка внешней среды |
Сформировать управленческой компетенции |
1.знание стратегий по предотвращению конфликтных ситуаций 2. умение адекватно оценивать собеседника; 3. умение адекватно оценивать контекст коммуникации |
Рисунок2 - Структурно-содержательная модель личности готовой к осуществлению
позитивной межкультурной коммуникации
Как видно из приведенного рисунка разработанная модель представляет стандартный портрет личности готовой к активной и позитивной межкультурной коммуникации и желаемый результат педагогического процесса.
Список использованных источников:
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь-М.: Академия, 2003.-176с.
- Богословский В.В., Ковалева А.Г., Степанова А.А. Общая психология-М.: Просвещение,1981 с.70-71.
- Завадская Л., Мажитова Л., Хмель Н., Чинибаева Г. Технология матричного моделирования в педагогичских исследованиях//высшая школа Казахстан.-2000.-№ 6. –с.65-69