Судебные органы и их деятельность в обеспечении и защите прав человека в Кыргызской республике

Аннотация. В статье рассматривается роль судебных органов Кыргызской Республики в защите и охране прав человека.

Введение. Судебная власть - в соответствии с теорией разделения властей это самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Она представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия [1, С.63-64]. Правовое положение судебной власти, ее функции и строго определенный порядок деятельности создает четкую правовую основу для охраны прав личности, как при их нарушении, так и при их оспаривании. Организация и отправление правосудия основывается на определенных правовых принципах, важнейший из которых - осуществление правосудия судом, который закреплен в Конституции Кыргызской Республики (ст. 93) [2, С. 105] и Законом Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах» (ст. 4) [3, С.1]. Судебная защита прав и свобод личности осуществляется в определенной процессуальной форме, установленной законом. Лица, непосредственно участвующие в судебном разбирательстве, обладают широкими процессуальными правами, используя которые они могут активно защищать свои права и интересы в деле.

Методы.Гарантией осуществления правосудия служит принцип равноправия граждан независимо от происхождения, социального, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств (п.3 ст.13 Конституции КР). Закон исключает предоставление, каких - либо льгот и преимуществ отдельным гражданам и лицам при применении процесссуальных норм. Данный принцип распространяется на всех лиц, будь то иностранные лица и лица без гражданства. Конституция КР гарантирует иностранным лицам и лицам без гражданства предусмотренные законодательством права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им прав и свобод (п.3 ст.14; п.4 ст.15). К правовым основам осуществления правосудия относится также принцип гласности (п.1 ст.88 Конституции КР). Реализация этого принципа предполагает рассмотрение дел в открытом судебном заседании с правом освещать все происходящие в средствах массовой информации. Данный принцип прямо влияет на обеспечение субъективных прав граждан, поскольку позволяет лучше разобраться в рассматриваемом деле и использовать общественный контроль над деятельностью суда.

Важнейшей гарантией осуществления правосудия является принцип независимости суда и подчинения их только Конституции и законодательству Кыргызской Республики [2, 3].

Не обладая самостоятельностью, судебная власть может оказаться не в состоянии защитить права и свободы граждан, соблюдение законности и правопорядка. Принцип независимости судебной власти означает, что судебные органы в своей деятельности руководствуются только Конституцией и законами Кыргызской Республики. За органами судебной власти признаются самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти.

Гарантиями независимости суда являются: несменяемость судей, их личная неприкосновенность, ответственность судей за принятые решения только перед законом, широкое использование суда присяжных в уголовном процессе, запрет на создание чрезвычайных судов (п.3 ст. 82 Конституции КР), финансирование судов только из республиканского бюджета (п.1 ст.87 Конституции КР).

Результаты и обсуждение.В Кыргызской Республике действует независимая судебная власть, что она ориентирована на защиту достоинства и интересов личности? Может вызвать сомнения. Хотя законодательство и закрепляет принцип независимости суда, до реального его воплощения весьма далеко. Объясняется это рядом причин. Во - первых, кандидатуры на должность судей Верховного Суда КР представляются Президентом Кыргызской Республики, а судьи всех остальных звеньев им назначаются, тем самым уже нарушается принцип независимости судов. Во - вторых, судебной власти, для того чтобы стать самостоятельной и независимой от законодательной и исполнительной властей, нужны реальные полномочия контроля над законностью деятельности органов законодательной и исполнительной власти, за соответствием Конституции принимаемых ими решений. Такое право однако действующее законодательство не в полной мере закрепляет за судебными органами.

В кыргызской правовой системе еще не утвердилась традиция признания судебной власти в качестве инструмента защиты достоинства личности, неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина, в результате чего, не нашел применения на практике механизм защиты прав человека путем обращения в международные суды.

Государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 3 Конституции КР). Данный принцип предполагает, что каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется «системой сдержек и противовесов» [4, С.31]. В системе государственной власти судебные органы осуществляют правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (п.2 ст.82 Конституции КР).

Суды всех уровней, несмотря на имеющиеся недостатки уже в современных условиях формирования институтов гражданского общества в Кыргызской Республике являются эффективным правовым средством защиты и обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Защищая конституционные свободы, суд ставит себя в положение посредника между государством и личностью, между различными физическими и юридическими лицами. Но посредническая роль может быть эффективной только в том случае, если опирается на уважение и доверие с двух сторон и если реальны, независимость, профессионализм, неподкупность судебного аппарата. Судебная система должна обеспечить стабильность приговоров законность и обоснованность решений, возможность исправления судебных ошибок, строгое соблюдение процессуальных правил на всех уровнях. И главное - приговоры и решения судов, вошедшие в законную силу, должны безотказно исполняться, не допуская никаких отклонений по соображениям целесообразности. Одна из конституционных свобод - равенство всех перед судом составляет фундамент правового государства [5, С.625].

В судейском корпусе ошибки признавать не принято, но права человека превыше профессиональных корпоративных амбиций, и справедливость должна быть восстановлена.

Только вот путь к ней бывает очень трудным и долгим. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо активизировать законотворческую деятельность, направленную на приведение национального законодательства, регулирующего уголовное судопроизводство,

в соответствие с международными стандартами обеспечения прав личности в этой сфере. Особое внимание уделить решениям Европейского суда по правам человека, являющимся одним из важнейших источников международного права в сфере защиты прав граждан.

Нарушения прав человека присутствуют в разрешении судебных тяжб. В адрес Акыйкатчы приходят жалобы весьма деликатного содержания, достоверность которых проверить имеющимися в его компетенции полномочиями практически невозможно.

Статистика свидетельствует о неоперативном реагировании судебных органов на нарушения прав человека. Например, в 2015 году аппарат омбудсмена направил в судебные органы 20 актов реагирования, из них в Совет судей - 15; в Верховный суд - 3; в Совет по отбору судей - 1; в Таласский городской суд - 1 [6]. По отношению Совета судей ответы на акты реагирования носили формальный характер и как правило в них были ответы: «... в возбуждении дисциплинарного производства в отношении судьи - отказать». В связи с этим институт омбудсмена рекомендовал Совету судей безотлагательно реагировать на сообщения акыйкатчы о нарушениях прав человека, выявленных в ходе мониторинга судебных процессов.

Неуклонно растет число жалоб на действия (бездействия) правоохранительных и судебных органов. Об этом говорится в докладе омбудсмена о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Кыргызстане в 2015 году.

Как показывает мониторинг Аппарата омбудсмена, по видам органов власти заявления распределились следующим образом:

  • 65,7% - заявления граждан - это жалобы на судебные и правоохранительные органы;
  • 2,3 % - жалобы на органы МСУ;
  • 2,1 % - жалобы на органы социального обеспечения;
  • 1,7% - жалобы на учреждения здравоохранения;
  • 1,3% - жалобы на органы образования и науки [7]

В аппарат омбудсмена поступали заявления в отношении отдельных юридических и физических лиц, различных организаций, с которыми у граждан возникали гражданские правоотношения, либо они нуждались в юридической консультации.

Наибольшее количество жалоб по-прежнему связано с действиями сотрудников правоохранительных органов и представителей судебной ветви власти. Так, из 2483 поступивших в 2015 году письменных заявлений - 1632 (65,7%) содержат жалобы на действия сотрудников силовых структур и судебных органов.

Суд аксакалов, как один из институтов осуществления правосудия на местах, очень важен. Также он соответствует традициям киргизов. Но то, как осуществляется реализация закона о судах аксакалов, хоть плач. В 2015 году мы делали опрос по судам аксакалов в нескольких регионах. То, что мы увидели, вызвало и смех, и слезы. Хотя есть много регионов, где суды аксакалов играют достаточно важную роль. За качественный состав несут ответственность представительные органы власти. В городе тоже во многих местах выбирают людей, которые не могут пользоваться авторитетом у местного населения, т.к. ни по моральным, ни по профессиональным качествам они этой должности не соответствуют. В условиях полного негативного отношения к судебной системе в целом, неисполнения решений судов со стороны ПССИ, слабости и непрофессионализма милиции суды аксакалов превращаются в бутафорию. Но этот институт надо развивать, т.к. он может и должен разгрузить суды в целом.

Поэтому в современных условиях формирования в КР гражданского общества и правового государства обеспечение юридических гарантий прав и свобод граждан в первую очередь связано с созданием сильной, доступной для граждан и независимой от кого - либо судебной власти. Вместе с тем некоторые теоретики и практики утверждают, что концепция модели правосудия, которая опирается на теорию обособленности носителей судебной власти, представляет собой неправильное понимание сущности доктрины судебной власти. Это не способствует формированию в судейском корпусе убежденности в том, что приоритетной во всей судебной деятельности является реализация именно правозащитной функции [8, С. 66-67].

Таким образом, основываясь на изучении нормативно - правовой базы, официальных программных документов, правоприменительной практики, включая зарубежный положительный опыт, можно предположить, что в условиях формирования в Кыргызской Республики гражданского общества главным средством обеспечения прав и свобод личности, юридических лиц и государства должны стать возрастание роли прежде всего судебных органов на всех уровнях при осуществлении различных видов судопроизводства, совершенствование способов реализации полномочий судов и укрепление гарантий законности. Основной функцией судебной власти должна стать защита прав и свобод личности.

Заключение. На наш взгляд, система судебных гарантий прав личности должна опираться на принцип господства права и законности и осуществления правосудия на основе принципов естественного права, или естественного правосудия, под которыми понимается разумность, беспристрастность и справедливость. Вообще же суды при применении и толковании права руководствуются в большинстве случаев только буквой закона, игнорируя его смысл и содержание, не учитывая общих правовых принципов. Так, как в кыргызском законодательстве до сих пор существует масса противоречий между нормами Конституции и других законов; кроме того, в правосознании продолжает господствовать отождествление права и закона, нам представляется, особенно важны, критерии справедливости и разумности (даже выходящие за рамками самого закона). По нашему мнению, то, что право шире закона и закон является лишь одним из его источников, подтверждается тем, что право имеет и другие формы выражения, к которым относятся правовые обычаи, судебные прецеденты, нормативные договоры, подзаконные акты, а в некоторых странах и юридическая доктрина. Из этого следует, что право включает в себя и реальные правоотношения, и правосознание, и общие правовые принципы. С этой точки зрения, в правовой науке право (в широком смысле) отождествляется со справедливостью, личной свободой, равенством, разумностью и т.д.

Механизм судебной защиты прав и свобод личности в условиях формирования гражданского общества носит комплексный характер и складывается из взаимосвязанных направлений судебной деятельности:

  1. осуществление судебными органами мер, направленных на предупреждение правонарушения;
  2. деятельность, связанная с восстановлением уже нарушенных прав и свобод;
  3. рассмотрение дел об отмене или признании незаконными (противоречащими закону) нормативных актов (подзаконного характера), в результате применения которых имело место нарушение законных прав личности;
  4. рассмотрение вопросов о возмещении имущественного и компенсации морального ущерба (вреда) личности, причиненного в результате неправомерного решения;
  5. принятие мер в соответствии с законом о привлечении к юридической ответственности субъекта (субъектов), по вине которого имело место нарушение законных прав и интересов личности.

С принятием новых законодательных актов судебная власть в Кыргызской Республике приобретает новый статус - не формального, а реального гаранта прав и свобод человека и гражданина. Нередко в этом случае судебным органам не хватает профессионализма и компетентности, многие гражданские и уголовные дела рассматриваются годами. И здесь весьма полезен зарубежный опыт, особенно деятельность судей по защите прав человека. От существования сильной, независимой судебной власти, от эффективного функционирования суда как органа правосудия зависит становление правового государства, развитой демократии, где защищены и гарантированы права и свободы личности.

Список использованных источников:

  1. Качалова О.В., Качалов В.И. Судебная система РФ: Учебно - практическое пособие. М., 2000.С.63 - 64.
  2. Закон Кыргызской Республики «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики» от 27 июня 2010 г. №157.// НАКР, 2007. № 43
  3. Закон Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах» от 18 июня 2003 № 153 / в ред. 25 июня 2007 г. №91.// НА КР № 32 (362).
  4. Мордовец С.А. Социально - юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996.С.197; Ершов В.В. Суд в системе органов государственной власти // Государство и право. 1992. № 8. С.31.
  5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. С. 625
  6. Аки-Пресс, Бишкек, от 2 июня 2016 года
  7. CA - NEWS (KG) от 27.05.2016 г.
  8. Кашепов В.П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан их средства реализации // Государство и право. 1998. № 2.С.66 - 67
Год: 2019
Город: Алматы
Категория: Экономика