Аннотация: В статье рассматривается понятие квалифицированной юридической помощи, согласно законодательству РФ и законодательству РК, формы процессуального участия адвоката в процессуальном законодательстве двух стран. Автором сформулировано определение дефиниции «участие адвоката в уголовном судопроизводстве», положение о производности прав адвоката от прав лица, представляемого им, которое, тем менее, нельзя понимать буквально.
Деятельность всех субъектов и участников уголовного судопроизводства реализуется в определенной процессуальной форме, которая предусматривает совершение процессуальных действий, принятие решений в порядке, определенном законом. В сущности, уголовное судопроизводство в целом является процессуальной формой, которая предназначена для защиты прав и законных интересов потерпевших физических и юридических лиц, а также для их защиты от незаконного обвинения, осуждения или ограничения прав и свобод.
Уголовное судопроизводство не может беспорядочно реализовываться, оно должно отвечать строго построенной структуре. В этом содержится гарантия законности уголовно-процессуальной деятельности в целом.
Разработка предложений, имеющих своей целью повышение эффективности механизма уголовнопроцессуальной деятельности, приводит к выявлению способов оптимизации данной деятельности и устранения того, что усложняет достижение целей уголовного судопроизводства.
При наличии единства основных свойств процессуальных форм уголовно-процессуальный законодательство регулирует в некоторых случаях и ее дифференциацию, к которым относятся формы участия адвоката – субъекта оказания квалифицированной юридической помощи на стадии досудебного производства [1].
Государство рассматриваемых стран, согласно ч.1 ст.1 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» [2] и ч.1 ст.1 Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» [3], обязанность обеспечить каждого юридической помощью возложило на адвоката.
Законами об адвокатской деятельности России и Казахстана предусматриваются специальные требования касательно адвокатуры и организации адвокатской деятельности, а также правовые гарантии, обеспечивающие независимость адвокатов при осуществлении ими своих обязанностей.
Положения ч.3 ст. 16 Конституции РК [4] о квалифицированной юридической помощи и ст.48 Конституции РФ [5] требуют от адвоката умелого использования доступных и разрешенных национальным законодательством средств защиты.
Согласно точке зрения Кудрявцева В.Л., «государство, возлагая на адвоката обязанность оказывать юридическую квалифицированную помощь, тем самым гарантирует каждому получение достаточно высокого уровня предоставляемой юридической помощи» [6, с. 17].
Перефразируя слова В.М. Савицкого [7, с.12], можно подчеркнуть, что говорить о России и Казахстане как правовых государствах можно тогда, когда такие ценныеявления, как человек и права человека, закон, адвокатура и суд будут неразрывно связаны в единую цепь.
По мнению Ю.С. Пилипенко, под квалифицированной юридической помощью понимается «возможность для каждого пользоваться помощью адвоката, который в силу своего правового статуса и квалификации должно обеспечить эффективность и полноту использования доверителем тех возможностей, которые предусмотрены существующей государственно-правовой системой, для защиты прав и законных интересов» [8].
Конституционное положение о праве каждого на получение юридической помощи приобретает особую значимость в уголовнопроцессуальных правоотношениях, так как именно при их реализации права и свободы человека ограничиваются существенным образом.
По мнению В.Л. Кудрявцева, в уголовном судопроизводстве под квалифицированной юридической помощьюпонимается«деятельность по защите прав и законных интересов лица адвокатом, на которого государством возложена публичная обязанность по оказанию каждому желающему достаточно высокого уровня любого из видов предоставляемой в уголовном судопроизводстве юридической помощи или иным лицом, способным, по мнению обратившегося, оказать квалифицированную юридическую помощь, за исключением случаев, предусмотренных законом, когда такая помощь может быть оказана только адвокатом либо наряду с ним» [9, с. 81].
Основываясь на положениях ч.1 ст.1 Закона об адвокатской деятель-- ности и адвокатуре РФ и ч.1 ст.1 Закона об адвокатской деятельности РК, участие адвоката в уголовном судопроизводстве – это квалифицированная юридическая помощь, которое вправе оказывать лицо на профессиональной основе, получившее статус адвоката в установленном национальным законом порядке, физическим и юридическим лицам для защиты их прав, свобод, интересов и обеспечения доступности правосудия.
Современное уголовно-процессуальное законодательство Казахстана и России предусматривает разные формы участия адвоката на стадии досудебного производства. Наличие в УПК РК [10] и УПК РФ [11] разных форм его участия в уголовном деле восходит к положениям ст. 48 Конституции РФ и ч.3 ст.16 Конституции РК, которыми гарантируется право для каждого гражданина получить квалифицированную юридическую помощь.
Под уголовно-процессуальной формой оказания квалифицированной юридической помощи следует понимать установленный законом порядок привлечения специального субъекта, которые уполномочен на оказание юридической помощи, и установленные законом требования, в соответствии с которыми такая помощь может быть оказана.
Юридическая наука разграничивает общие и специальные правила при оказании квалифицированной юридической помощи. К общим правилам относятся законность и профессиональный статус уполномоченного на ее оказание субъекта. Специальные же правила разнообразны. Исходя из их содержания в уголовном судопроизводстве можно дифференцировать несколько уголовно-процессуальных форм оказания юридической помощи [12].
На наш взгляд, в качестве процессуальных форм участия адвоката на стадии досудебного производства следует отнести такие формы, как:
- защита прав и интересов обвиняемого, подозреваемого;
- представительство адвокатом интересов частного обвинителя, потерпевшего, гражданского ответчика, гражданского истца;
- оказание свидетелю юридической помощи;
- оказание юридической помощи тому лицу, в чьем помещении производится обыск.
Наряду с УПК РФ и УПК РК в уголовном судопроизводстве процессуальное положение адвоката определяется также Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ и Законом об адвокатской деятельности РК. При сравнении первых и последних законов выявляется различный подход к определению объема прав адвокатов, которые участвуют в уголовном деле. Прослеживается аналогичная картина, характерная для законодательства и России, и Казахстана: в Законах об адвокатской деятельности обеих стран представлено общее процессуальное положение адвоката, а в УПК РФ и УПК РФ его статус связан с процессуальным положением доверителя.
Максимальная совокупность процессуальных прав предоставляется адвокату-защитнику обвиняемого или подозреваемого. Процессуальное положение адвоката как представителя наделяет его правами представляемого адвокатом лица, к которым относятся потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и частный обвинитель. При этом необходимо подчеркнуть, что положение о производности прав адвоката от прав лица, представляемого им, нельзя понимать дословно, так как их объем зависит и от воли представляемого лица, и от невозможности передавать некоторые права (к примеру, право потерпевшего давать показания). Еще меньшим объемом прав наделяется адвокат, который отстаивает интересы свидетеля. Однако УПК РФ (ч. 11 ст. 183) и УПК РК (подп. 3 ч. 2 ст. 70) лишь предусматривают участие адвоката при производстве обыска, при этом его процессуальное положение совершенно не определено ни в законодательстве России, ни в законодательстве Казахстана.
Список использованной
литературы
- 1 Рахунов Р.Д. Дифференциация уголовно-процессуальной формы по делам о малозначительных преступлениях // Советское государство и право. 1975. № 12. – С. 10.
- 2 Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Феде-рации» от 31.05.2002 N 63-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс] // ИПС «КонсультантПлюс», URL:http: //www. consultant. ru/cons/ cgi/ online. cgi?req=doc&base=LAW&n=198926 &fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0. 9992718388268352#0, (дата обращения: 02. 04. 2017).
- 3 Закон Республики Казахстан от 5 декабря 1997 года № 195-I «Об адвокатской деятельности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.04.2016 г.).[Электронный ресурс] // ИС «Параграф», URL: https: // online. zakon.kz/Document/?doc_id=1008408, (дата обращения: 02. 04. 2017).
- 4 Конституция Республики Казахстан (принята на республи-канском референдуме 30 августа 1995 года). [Электронный ресурс] // ИС «Параграф», URL: http:// online. zakon.kz/Document/?doc_id=1005029, (дата обращения: 02. 04. 2017).
- 5 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). [Электронный ресурс] // ИПС «КонсультантПлюс», URL:
- http://www.consultant.ru/cons/cgi/onlin e.cgi?req =doc&base =LAW&n =2875 &fld=134&dst=100185,0&rnd=0.5714 616346904495#0, (дата обращения: 02. 04. 2017).
- Кудрявцев В.Л. Конституционно-правовые основы института квалифицированной юридической помощи в российском уголовном судопроизводстве. М., 2007. – С. 17.судопроизводстве. Воронеж, 1984. – 121 c.
- Савицкий В.М. Точка зрения. М.: Российская академия адвокатуры, 2001. – 96 с.
- Пилипенко Ю.С. Адвокатская тайна: теория и практика реализации: автореф. дис канд. юр.наук. М., 2009. – С. 36-37.
- Кудрявцев В.Л. Реализация конституционно-правового института квалифицированной юридической помощи в деятельности адвоката (защитника) в уголовном судопроизводстве / под науч. ред. В.Н. Григорьева. М.: Юрлитинформ, 2008. – 440 c.
- Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года №231-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.02.2017 г.).[Электронный ресурс] // ИС
- «Параграф», URL: http: // online. zakon.kz/Document/?doc_id=3157585 2#pos=0;0&sdoc_params=text, (дата обращения: 02. 04. 2017).
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 03. 04. 2017). [Электронный ресурс] // ИПС «КонсультантПлюс», URL: http: // www.consultant.ru/document/ cons_ doc_ LAW_34481/, (дата обращения: 02. 04. 2017).
- Кокорев Л.Д. Интересы в уголовном судопроизводстве: понятие, виды, взаимосвязь // Общественные и личные интересы в уголовном