В статье анализируется специфика осмысления и интерпретации последствий террористической акции. Вместе с тем рассматриваются отдельные особенности социального восприятия угрозы терроризма, актуализируется необходимость всестороннего изучения терроризма с точки зрения информационно-психологических угроз современности. Обозначается необходимость специализированной профилактической деятельности, ориентированной на снижение негативного социального влияния террористических акций, а также оптимизации информационно психологического противодействия терроризму [1, с. 6].
В настоящее время террористическая угроза приобрела характер повседневной опасности. Риск гибели от рук террористов вошел в нашу жизнь и стал её неотъемлемой составляющей. По наблюдению исследователей, на психическое состояние людей наиболее тяжёлое воздействие оказывают именно техногенные катастрофы, к числу которых относятся теракты. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения террористические акты характеризуются непредусмотренной, серьёзной и непосредственной угрозой общественному здоровью.
В этой связи красноречив тезис Р. Инглхарта, исходящего из того, что «западный человек» достиг «фактического состояния безопасности». «Что же произойдет с этим человеком, если он лишится элементарной физической безопасности, гарантий выживания для самого себя и своих близких, если он со дня на день будет ждать смертельного удара по своей стране, городу, дому, нанесенного невидимым и неизвестным врагом?» Поиск ответа на этот вопрос и побудил провести психологическое исследование [1, с. 55].
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР, «вьетнамский синдром», «афганский синдром» и т. п.) — тяжёлое психическое состояние, которое возникает в результате единичной или повторяющихся психотравмирующих ситуаций, как, например, участие в военных действиях, тяжёлая физическая травма, сексуальное насилие, либо угроза смерти.
Травмирующие воздействия могут быть вызваны военными действиями, природными катастрофами, террористическими актами (например, взятием в заложники, насилием, пытками) а также длительными и тяжёлыми болезнями или смертью близких людей. В большинстве случаев, если психологическая травма является тяжёлой, она вызывает переживание интенсивного страха, беспомощности и крайнего ужаса[3, с. 8].
Не секрет, что большое количество американских и советских солдат, сражавшихся в разные времена в разных конфликтах сталкивались с этой проблемой. Во время антитеррористической операции в Украине знаменитый десантник ВСУ Валерий Ананьев рассказывал о большом количестве суицидов среди своих однополчан прямо на передовой. По его признаниям ему и самому не раз приходили в голову подобные мысли. Казалось бы, ВСУ должно быть достаточно мотивировано, ведь они сражаются против незаконных террористических бандформирований, поддерживаемых напрямую из Кремля, а также регулярных войск РФ, которые незаконно окупи- ровали часть территории независимого государства. В своем дальнейшем интервью он затронул момент мировоззрения. Именно этот термин «зацепил» автора данного материала.
Все мы люди, практически одинаковы физиологически вне зависимости от расы или нации. Однако мы практически с трудом адаптируемся при переезде на постоянное место жительства в другую страну. Нравы, и обычаи там другие, другой менталитет, другое мировоззрение. Практически у всех оно разное.
В своем интервью Валерий упомянул, что у некоторых ребят «ломаются стереотипы», устоявшиеся принципы, суждения, меняется мировоззрение. Так, например, вернувшись с войны на «гражданку» он задал вопрос: «Как тут, а самое главное из-за чего здесь можно поругаться?». На войне все гораздо проще, более открыто, сами люди становятся тем, кем они есть на самом деле [4, с. 42].
По теме ПТСР у военных, написано огромное количество статей, книг, однако автора данной статьи интересует наличие данного явления у террористов. Автор постарается взглянуть и проанализировать некоторые материалы по данному вопросу.
12 июня 2010 года корреспондент NewsweekinternationalРон Моро опубликовал свое интервью с несколькими бывшими боевиками движения «Талибан». Они уже отошли от дел и никогда не вернутся в строй, именно из-за посттравматического стрессового расстройства.
Паянда Мохаммед, проживающий в южной провинции Афга- , был командиром небольшого отряда талибов 2008 году. Он уже никогда не вернется в бой, именно из-за ПТСР. Он никогда не расстается со своим пистолетом. Родные вытащили из пистолета пружину и магазин, чтобы в очередном приступе неконтролируемой ярости Мохаммед не совершил непоправимого. В свое время он сражался против британских, американских и афганских правительственных войск. Летом его отправили на лечение в Пакистан, находясь в гостинице в Пешаваре, во время интервью от кутался в одеяло, постоянно раскачивался из стороны в сторону и жаловался на страшный холод. На улице было 40 градусов жары, стояла солнечная погода. Неожиданно он вскочил с места, схватил с тюбик с зубной пастой и начал говорить в него как в рацию: «Захид! Достаточно ли у тебя выстрелов от РПГ? Хорошо! Заходи с права. Обаид, удостоверься, что тропинка возле канала заминирована, будьте на чеку, никто из англичан не должен уйти живым!» Потом он выжидает слушает дальше команду из тюбика от зубной пасты и кричит в него снова как в рацию: «Обаид, если мины не сработают англичане вызовут подкрепление, вы знаете, что делать».
По словам родных Мохаммед стал вести себя так именно после этого случая, засада провалилась, англичане вызвали поддержку с воздуха. Один вертолет практически полностью уничтожил его отряд, Мухаммед остался в живых. С тех пор он постоянно проклинал все на свете: «За что Бог наказал меня!? Почему только мои люди стали мучениками! Как же я!?».
Мухаммед продолжил: «Все талибы, все без исключения так или иначе страдают той или иной формой ПТСР. Все страдали, все видели смерть, американские вертолеты, авиаудары».
Огромное количество людей навсегда травмированы этой войной. Как мирные жители так сами талибы. Доходит до абсурда. Члены семьи могут быть сотрудниками афганской национальной полиции, а друзья и родственники могут быть членами «Талибана». В 2016 молодой сотрудник афганской национальной полиции Асадулла- Хамран в результате террористического акта потерял ногу и руку. Двое его братьев также являются членами афганской национальной полиции, но все его друзья и родственники семьи состоят в «Талибан».
В 2014 году телеканал «АльДжазира» снял фильм о правом военизированном крыле политической партии «Хамас» бригадах «Из-аддин-аль-Кассам». В данном документальном фильме корреспондент аль-Джазиры брал интервью у боевиков данной организации. Они рассказали о своей самоотверженной борьбе против израильской оккупации. Это гораздо хуже Афганистана. Израильская авиация и артиллерия равняет с землей целые кварталы и использует жителей Палестины как живой щит. Боевики «Хамас» вынуждены прятаться под землей, соединять здания между собой. Наносить удары исподтишка и снова прятаться под землю. Однажды в результате авиаудара они провели под землей в засыпанном туннеле 21 день, непрерывно копая путь наверх. Только менталитет и вера в Бога и упорство помогли наконец пробить себе выход.
Менталитет–это совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности. Война несомненно влияет на менталитет целой нации. Народы постсоветских стран, всегда будут помнить 9 мая и Вторую мировую войну. Не исключение и Афганистан, где войны шли от завоевательных походов Александра Македонского, до наших дней. И этому не видно конца. Палестинцы сражаются против Израильской оккупации веря в «джихад» священную войну против неверных, оккупировавших их землю. «Джихад» был и останется частью менталитета всей арабской нации и мусульманских стран. Каждый может понимать его по-разному. Сирийцы сражаются против президента убийцы, который унаследовал власть от своего отца и жестоко пресекал всякое инакомыслие. Талибы против сил НАТО, которые мешают установить в Афганистане теократическое государство. Арабский мир постоянно расширялся, так как новая ментальность требовала распространить ислам по всей земле.
Атлахская битва) — сражение, произошедшее в июле 751 года на реке Талас (недалеко от города Тараз современного Казахстана) у города Атлаха между войсками Аббасидскогохалифата и Тюргеш- ского каганата с одной стороны, и армией танского Китая за контроль над Средней Азией. Эта битва имела далеко идущие последствия. Например, был положен конец китайской экспансии, а уйгуры восстановили свое государство в восточном Туркестане. Династию Тан победила династия Абассидов, которая берет свое начало от дяди пророка Мухаммеда Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба.
Несомненно, когда начались крестовые походы, арабы были в ужасе от грязных, лохматых крестоносцев и эта война стала их новым джихадом. Джихад - это реакция мусульманина на притеснение, на несправедливость. Если он считает, что его правам или его религии угрожает опасность или имело место большая несправедливость он объявляет джихад. Это часть ментальности. Отчасти, она помогает справиться с внешними обстоятельствами. Мусульманин или тот же талиб считает, что все что происходит в данный момент это временные страдания, а после смерти его ждет рай. Афганцы воспитывались в своих семьях, их мировоззрение формировалось на основе религии и жизненного опыта их родителей, многие из которых воевали против советских войск, а их прадеды против англичан. Афганцы не задаются вопросами: достаточно ли у нас сил и возможностей совершить ту или иную акцию? Есть или у нас, или нет разведданные? Это американский тип мышления. Афганцы действуют более просто: если есть возможность, значит не нужно ее упускать [5, с. 5].
Таким образом, с точки зрения автора под террористической агрессией следует понимать социально - нормированный коммуникативный акт, имеющий в рамках конкретной и дискретной ситуации деструктивную цель и призванный решить определённые задачи. К числу таких задач относится дестабилизация общества посредством порождения страха перед «лицом террора» у широкого круга лиц, и вместе с тем недоверия к демократическим режимам, не способным защитить граждан от терактов.Заметим, что «террористы самым серьезным образом способны изменить общественную атмосферу, посеять страх, неуверенность, недоверие к властным структурам»,- полагают современные исследователи Л.Я.Гозман, Е.Б. Шестопал. В этой связи мы предлагаем рассматривать современный терроризм как способ информационно-психологического воздействия с целью управления социумом посредством превентивного устрашения и достижения социально-политических и экономических целей.
Подчеркнём, что в современных условиях одно из основных направлений борьбы с терроризмом перемещается в коммуникационную сферу, на уровень риторики и дискурсов. Соответственно, актуализируется потребность в разработке практикоориентированных коммуникативных технологий, ориентированных на снижение негативных социально – психологических последствий террористических проявлений, а именно, снижение уровня тревожности и предотвращение панических настроений в связи с угрозой терроризма. Наряду с этим в условиях глобальной информатизации социального пространства, необходима оптимизация системы информационно-психологического противодействия терроризму.
Литература
- Андреева Г.М. Психология социального познания. М.,2004.12 с.
- Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб, 2001. 17 с.
- Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева, послесл. Б. В. Маркова. СПб., 2000. 57 с.
- Терроризм в современном мире. 2-ое изд. / Под ред. В. Л. Шульца; Центр исследований проблем безопасности РАН. М., 2011. 10 с.