Аннотация
В научной статье обсуждается здоровье безработных, которое усугубляется в условиях социально-гигиенического кризиса. Это подтверждено достоверными данными, полученными в ходе сравнительного изучения их здоровья с применением адекватных методов.
Ключевые слова: кризис, безработица, заболеваемость, смертность, предотвращение, социальный и гигиенический контроль.
Введение. Европейское региональное бюро ВОЗ к началу 1990 года сформулировало как задачу №1 «Справедливость в вопросах охраны здоровья». В соответствии с этой программой к 2000 году наблюдаемые в то время различия в состоянии здоровья между странами рекомендовалось сократить, по крайней мере, на 25% в результате улучшения здоровья населения стран и групп лиц, находящихся в неблагоприятном положении.Достижение этой цели предполагает проведение комплекса системных мероприятий на страновом уровне.
Особое внимание надо уделять как относительным, так и абсолютным различиям, а также не только воздействию низкого социально-экономического положения на состояние здоровья конкретных групп населения, но и влиянию этих различий на здоровье населения в целом. Несомненно, это очень амбициозная задача, которую не всегда удается реализовать в полном объеме. Вместе с тем, она отчетливо показывает цель, на которую должна быть ориентирована политика здравоохранения, и содействует мониторингу во времени количественных измерений различий в состоянии здоровья,обусловленных социально-экономическими факторами, что является обязательным условием для оценки результатов мер, осуществляемых при реализации политики здравоохранения. Это может быть осуществлено только при возможности количественного выражения влияния социальноэкономических факторов на различия в состоянии здоровья. Только в случае выполнения данной задачи станет возможным построить организационнофункциональные межведомственные модели оказания медицинской помощи и реабилитации наиболее уязвимых в экономическом плане групп населения.
В силу особой актуальности проблемы и ее недостаточной изученности она и стала предметом данной диссертационной работы.
Цель исследования. Цель диссертационной работы заключается в комплексном социально-гигиеническом анализе современного состояния бедности как медико-социального явления и раскрытии механизмов ее влияния на здоровье населения и развитие здравоохранения.
Методы исследования. Исследование проводилось на большом фактическом материале и включало данные Всемирной Организации здравоохранения, статистические показатели, содержащиеся в базах данных Южно-Казахстанского областного департамента здравоохранения и службы государственной статистики, в ежегодных статистических сборниках, содержащих медико-демографические данные, данные по заболеваемости социально-значимыми заболеваниями за 2011-2013 и 2014-2015 годы. В процессе исследования уровня социальной дезадаптации и тестирования предложенной методики оценки были опрошены 415 человек. Кроме того, проведено исследование среди 70 лиц без определенногоместа жительства, направленных на обследование в противо-туберкулезные диспансер ЮжноКазахстанской области за 2011-2015 годы.
В работе использовались исторический, статистический и социологический методы исследования.
Результаты исследования. Статус безработного в 2015 году получили 7462 человека (2014 г. - 5427 человек), а с учетом граждан, состоящих на учете на конец года, безработными были 14845 человек. При этом данный показатель на 30,2% выше уровня 2013 года, а показатель официальной безработицы составил 1,0% от общего числа трудоспособного населения. Среди женщин он достиг 1,5%, среди молодежи - 0,7%, инвалидов - 0,1%.
Основную долю безработных в Южно-Казахстанской области составляли женщины. Этот вывод подтверждается и нашими данными по г. Шымкент.
Обнаружено увеличение доли инвалидов среди безработных. Так, если в 2011 г. их доля составляла 1,9%, то в 2015 г. - уже 5,2%. Это указывает на то, что при организации трудоустройства на работу особое внимание необходимо уделять именно этой группе населения, так как она наиболее подвержена психическим расстройствам, которые в последствии и могут привести к весьма негативным результатам (рост заболеваемости, преступности, наркомании, самоубийств и.т.д.).
Наблюдается низкая доля безработных среди вынужденных переселенцев и беженцев (от 0,3 до 0,07%). Объяснение данном у явлению да но в ранее проведенных исследованиях, которые показывали, что большая часть этих людей потеряла надежду на какие-либо благоприятные изменения в условиях жизни. Они не обращаются в службу занятости, а пытаются найти работу самостоятельно.
Проведен анализ уровня образования среди безработных. Среди женщин большинство имели среднее техническое и высшее образование (более 59,0%), среди мужчин до 41,0%.
Особый интерес представляют данные, отражающие длительность перерыва в работе. Так, материалы нашего исследования указывают, что средняя продолжительность безработицы за исследуемый период постоянно увеличивается и в 2004 г. составила 5,7 месяца. Проведенное нами
исследование по оценке процессов безработицы за 2011-2015 годы показало, что, несмотря на некоторые положительные сдвиги в конце 90-х годов, по- прежнему остаются нерешенные проблемы. Среди них - высокий уровень безработицы среди женщин (от 57,34 до 69,0%). Второе ранговое место по численности безработных занимает молодежь в возрасте 18-29 лет (от 26,4 до34,3%).
Для углубленного анализа этих данных и оценки состояния здоровья безработных, нами произведена сплошная выкопировка сведений о безработных (5298 человек). Как отмечалось ранее, женщины являются одной из наиболее уязвимых групп населения, подверженных безработице. При ухудшении экономической ситуации увольнения начинаются именно с женщин. Их принимают на работу последними, а увольняют первыми. На перспективу предполагается, что значительная часть женщин-безработных будет занята в экономике лишь частично, уделяя больше внимание семье.
Что касается возрастных различий, то как среди мужчин, так и среди женщин основная доля безработных приходится на возрастные группы до 24 лет (39,6% среди мужчин и 36,9% среди женщин). Характерной особенностью полученных нами данных является то, что среди женщин лиц предпенсионного возраста больше, чем мужчин этой же возрастной группы (21,7% против 9,3). Это свидетельствует о том, что работодатели увольняют в первую очередь женщин этой возрастной группы, порою, не задумываясь об их дальнейшей судьбе. В то же время, по мнению ряда авторов женщины предпенсионного возраста наиболее подвержены нервно-психическим стрессам, которые нередко приводят к самоубийствам, что подтвердилось и данными нашего исследования. Особое значение при анализе полученных материалов отводится социальной принадлежности безработных.
Как показывают полученные данные, среди женщин гораздо выше доля служащих, чем среди мужчин (54,4% против 33,9), в то время как среди рабочих почти половина (46,8%) были мужчины. Необходимо отметить, что как среди рабочих, так и среди служащих более 20,0% от их общего числа приходилось на возрастную группу 20-24 года, т.е. на лиц, которые только начинают приобретать профессиональные навыки, хотя, с другой стороны, в этой ситуации есть и положительная сторона, т.к. они легче приобретают навыки ной профессии, что увеличивает возможность найти но вое место работы.
Настораживает тот факт, что в обеих социальных группах как среди мужчин, так и среди женщин от 41,3 до 42,1% от общего числа безработных приходилось на наиболее цветущий, трудоспособный возраст (35-49лет).
Полученные нами данные показали, что перерыв в работе был преимущест-венно одинаков по всем периодам. Исключение составили женщины, ищущие работу до 1 месяца, где их доля была несколько меньше, чем среди мужчин (11,5 против 20,1%), имеющих статус безработного 6-12 месяца (23,5 против 15,9%). Общая заболеваемость безработных значительно повысилась 2014-2015 годах по сравнению с данными 2010-2013 годов, когда была в республике благоприятное социально-экономическое положение (рис. 1). У студентов за сравниваемые годы уровень общей заболеваемости повысился с 279,4 случаев на 1000 населения до 387,8 случаев, у пенсионеров с 719,3%о до 801,4^ а у инвалидов с 914,8 случаев до 1109,7 случаев. Разница в показателях сравниваемых годов достоверные (Р<0,05).
За годы кризиса отмечается значительный рост уровня психического отклонения (14,3%), туберкулеза (8,3%),болезней органов кровообращения (13,1%), болезней нервной системы и органов чувств (9,7%), болезней органов пищеварения (11,4%) и болезней опорно-двигательного аппарата (9,6%).
Социально-экономический кризис привел к росту смертности среди студентов на 10,8%, среди пенсионеров на 5,05% и среди инвалидов на 10,9%. Разница в уровне показателей смертности в сравниваемых годах достоверное (Р<0,05).
За годы экономического кризиса по сравнению с годами благополучия вырос уровень самоубийств (6,3%), травм и отравлении (9,7%), инфаркта миокарда (14,3%), инсульта (12,6%) и онкологических болезней (4,3%).
Анализ аналогических данных осуществлялся с применением методов динамической оценки значений показателей и установления корреляционных связей между изучаемыми явлениями. В ходе осуществления корреляционного анализа мы обращали внимание в основном только на случаи сильной связи изучаемых явлений, когда коэффициент корреляции (r) принимал значение, больше или равное 0,70, и лишь в некоторых ситуациях приобщали к результатам анализа явления со средней силой связи, когда коэффициент корреляции находился в интервале значений, больше или равных 0,50, но меньше 0,70.В динамике с 2013 по 2015 гг. наблюдения установлен перечень из 14 негативных показателей здоровья населения г. Шымкента: - наркомания среди детей и подростков; токсикомания среди детей; смертность от самоубийств (суициды); заболеваемость злокачественными новообразованиями; - заболеваемость активными формами туберкулеза;
заболеваемость беременных; профессиональная заболеваемость; - мертворождаемость; смертность от онкологических заболеваний; болез-ненность (общая заболеваемость)среди детей и подростков; первичная инвалиди-зация работающего населения; общая инвалидизация. При этом в 2015 году зарегистрирован выраженный рост значения показателя, характеризующего уровень безработицы населения. При тенденции к росту уровня безработицы в течение 2013-2015 гг. наблюдения от 0,8 % значение в 2015г. увеличилось в 2,6 раза, что явилось поводом исследования негативных тенденций показателей здоровья населения г. Шымкента во взаимосвязи со значениями такого показателя социального развития, как безработица населения.
Установлены 5 показателей общественного здоровья, в отношении которых в г. Шымкенте наблюдается прямая сильная корреляционная связь с уровнем безработицы. В отношении 4-х показателей здоровья населения произошло незамедлительное ухудшение их значений. Это такие показатели, как смертность от самоубийств (суициды), где коэффициент корреляции (r) составляет 0,84; заболеваемость злокачественным и новообразованиями (r=0,84); заболеваемость беременных (гм=ер0т,8 в 4о) рождаемость (r=0,83).
На увеличение заболеваемости активными формами туберкулеза негативная тенденция уровня безработицы сказывается через год, как представлено в таблице 2. На это указывает тот факт, что при корреляционном анализе показателей безработицы населения и показателей заболеваемости активными формами туберкулеза за аналогичные периоды наблюдения коэффициенты корреляции получаются значительно ниже (r2013-2015 =-0,631;r2013-2015= -0,63; r2014-2015 = -0,74), чем при корреляции этих же показателей со сдвигом события на 1 год, т.е. динамический ряд показателей безработицы населения за 2013-2015 гг. напрямую сильно отражается на показателях заболеваемости активными формами туберкулеза в 2013-2015гг. (r=0,96).
Таблица 1 - Корреляционные связи между уровнем безработицы и некоторыми показателями здоровья населения
Наименование показателей |
Год наблюдения |
||||
2012 |
2013 |
20 |
20 |
||
Уровень безработицы населения (%) |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
2,6 |
|
Смертность от самоубийств (суициды) - на 100 000 населения |
R = 0,84 |
32,7 2 |
38,3 3 |
33, 08 |
42, 61 |
Заболеваемость злокачественными новообразованиями (на 100 000 |
R = 0,84 |
366, 29 |
375, 48 |
39 0,7 |
40 3,5 |
Заболеваемость беременных (на |
R = |
1022 |
1273 |
12 |
14 |
Мертворождаемость (на 1000 родившихся живыми и мертвыми) |
R = 0,83 |
4,90 |
6,50 |
4,4 0 |
8,1 0 |
Установлено негативное влияние уровня безработицы в г. Шымкента на медико-демографическую компоненту общественного здоровья населения (через показатель мертворождаемости), заболеваемость населения (через показатели заболеваемости злокачественными новообразованиями, активными формами туберкулеза и заболеваемости беременных), психоэмоциональную напряженность общества (через показатели смертности от самоубийств).
Обсуждение. Изучение материалов исследования показало, что общая заболеваемость безработных повысилась 2014-2015 годах по сравнению с данными 2010-2013 годов, когда была в республике благоприятное социально-экономическое положение. У студентов за сравниваемые годы уровень общей заболеваемости повысился с 279,4 случаев на 1000 населения до 387,8 случаев, у пенсионеров с 719,3%о до 801,4^о, а у инвалидов с 914,8 случаев до 1109,7 случаев. Разница в показателях сравниваемых годов достоверные (Р<0,05).
В годы социально- экономического кризиса отмечается значительный рост уровня психического отклонения (14,3%), туберкулеза (8,3%),болезней органов кровообращения (13,1%), болезней нервной системы и органов чувств (9,7%), болезней органов пищеварения (11,4%) и болезней опорно-двигательного аппарата (9,6%).
Социально-экономический кризис привел к росту смертности среди студентов на 10,8%, среди пенсионеров на 5,05% и среди инвалидов на 10,9%. Разница в уровне показателей смертности в сравниваемых годах достоверное (Р<0,05).За годы экономического кризиса по сравнению с годами благополучия 77
вырос уровень самоубийств (6,3%), травм и отравлении (9,7%), инфаркта миокарда (14,3%), инсульта (12,6%) и онкологических болезней (4,3%).
Таблица 2 - Оценки корреляционных связей между уровнем безработицы и заболеваемостью активными формами туберкулеза в г. Шымкенте
Наименование показателей |
Номер показател я |
Год наблюдения |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
Уровень безработицы аселения (%) |
1 |
0,9 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
2,6 |
Заболеваемость активными формами туберкулеза (на 100 000 населения) |
2 |
110,78 |
113,09 |
101,80 |
114,37 |
118,77 |
Условия корреляции |
1 |
* |
* |
* |
* |
* |
2 |
* |
* |
* |
* |
* |
|
Коэффициент корреляции |
0,63 |
|||||
Условия корреляции |
1 |
* |
* |
* |
* |
|
2 |
* |
* |
* |
* |
||
Коэффициент корреляции |
0,63 |
|||||
Условия корреляции |
1 |
* |
* |
* |
||
2 |
* |
* |
* |
* |
||
Коэффициент корреляции |
0,96 |
|||||
Условия корреляции |
1 |
* |
* |
* |
||
2 |
* |
* |
* |
|||
Коэффициент корреляции |
0,74 |
|||||
Условия корреляции |
1 |
* |
* |
* |
||
2 |
* |
* |
* I |
Примечание: * - значения 1-го и 2-го показателей по годам наблюдения, включенные в корреляционный анализ.
В целях защиты здоровья и жизни безработных в условиях социальноэкономического кризиса должен быть организован социально-гигиенический мониторинг во времени количественных измерений различий в состоянии здоровья, обусловленных социально-экономическими факторами, что является обязательным условием для оценки результатов мер, осуществляемых при реализации политики здравоохранения.
Амбулаторно-поликлинические организации должны усилить работу среди безработных с применением диспансерных методов, скрининга и качественного проведения лечебно-профилактической помощи, которые приведут к снижению заболеваемость, инвалидности и смертности среди социально уязвимой группы населения.
Источники финансирования: выполнение НТП кафедрой «Общественное здравоохранение-1» осуществлялось из внебюджетных средств академии.
Конфликт интересов: отсутствует конфликт интересов.
Литература
1. Артюхов И.П. Медико-социальные проблемы безработного населения. //Сб. Вопросы изучения и прогнозирования здоровья населения. НИИ СТЭ и ОЗ им. Семашко. М. 1999. - С.33-36.
2. Анискин Д.Б. Самоубийство как социально-психиатрическая проблема (14.00. 8 психиатрия). Автореф. к.м.н. /Моск. медицинская академия им. И.М.Сеченова. М., 1997. - 23с.