Психофармакотерапия болевого синдрома подростков при непсихотических психических расстройствах

РЕЗЮМЕ

Автор приводит описание психофармакотерапии болевого синдрома подростков с непсихотическими психическими расстройствами, которые представляют собой лечение психического заболевания антидепрессантами, анксиолитиками и психотерапию, а именно: психоэдьюкативные мероприятия, психотерапевтические техники когнитивно-поведенческой и системной семейной психотерапии.

Ключевые слова: болевой синдром, когнитивно-поведенческая терапия, системная семейная психотерапия, подростковый возраст.

Актуальность темы. В связи с многообразием клинических проявлений, патогенетических механизмов развития болезни, нарушений в психосоциальном статусе пациента, проблема терапии болевого синдрома при непсихотических психических расстройствах в подростковом возрасте является достаточно сложной. Лечение нередко сопряжено со значительными трудностями из-за стойких физических симптомов, с нежеланием больных признать психологическую обусловленность возникновения этих симптомов [1,2,3,4, 7].

На сегодняшний день не существует стандартной терапии для лечения подобного рода расстройств.

Изложение материала. Комплексное исследование было проведено в группе подростков: 174 девушки и 130 юношей в возрасте 16-17 лет, которые имели двойной диагноз согласно критериям включения в исследование: соматоформные расстройства (F 45.0), соматоформная вегетативная дисфункция сердца и сердечно-сосудистой системы (F 45.30), соматоформная вегетативная дисфункция верхних отделов желудочно-кишечного тракта (F 45.31) - группа Г1; тревожно-фобические расстройства (F 40), другие тревожные расстройства (F 41), паническое расстройство (F 41.0) - группа Г2; легкий депрессивный эпизод с соматическими симптомами (F 32.01) - группа Г3. У каждого испытуемого вместе с основным психическим расстройством присутствовал дополнительный диагноз, который зависил от локализации боли (цефалгия, абдоминалгия, кардиалгия, миалгия и арталгия).

На этапе вмешательства для каждой группы больных были разработаны программы фармакологического вмешательства и психотерапии с учетом ведущего диагноза, интенсивности и места локализации боли, а также дисгармоничных индивидуально-психологических особенностей пациентов [9, 10]. Пациентам всех групп препаратами первого ряда были антидепрессант и

анальгетик.

Препаратами выбора для купирования болевого синдрома были следующие: все подростки получали мелоксикам; при цефалгии применяли препарат но-шпа; при кардиалгии применяли седативный препарат корвалол; при абдоминальных болях больные получали препарат гастроцепин; при миалгии применялся местноанестезирующий препарат меновазин.

На фоне психофармакотерапии был проведен комплекс индивидуальных и групповых психотерапевтических мероприятий для подростков и их родителей (психоедьюкативные меры, КПТ, ССТ и социально-психологический тренинг).

Дисгармоничные, социально-демографические и патопсихологические характеристики исследованных подростков стали мишенями интегративной психотерапии, которая проводилась индивидуально и в группах с использованием психоэдьюкативних мероприятий, психотерапевтических техник когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) и системной семейной терапии (ССТ).

Все обследованные проходили индивидуальную краткосрочную психотерапию. Ее направленность - это восстановление произвольной регуляции психических функций, оптимизации когнитивной деятельности и сохранение навыков адекватного социального поведения [2, 3, 5, 6].

Целью проведения индивидуальной психотерапии было осознание больным генеза, патопсихологической причины психического расстройства, активация ресурсов личности.

Индивидуальные психологические консультации для подростков проводились 2 раза в неделю в течение 2 месяцев. Основной целью индивидуальной психотерапевтической работы было уменьшение или нивелирования патопсихологический характеристик исследованных, как невротические черты личности, депрессивные тенденции.

В дальнейшем проводились меры групповой семейной психотерапии, в которых принимали участие как сами подростки, так и их родители.

Всем родителям обследованных подростков было предложено краткосрочную семейную психотерапию (СП) [2, 6, 8], в которую включались родители больного и сам пациент. Целью СП было прояснение семейных взаимоотношений, а также коррекция дезадаптивных отношений в семье пациента [5].

Мы наблюдали достоверное снижения соматических проявлений болезни у подростков. Так, субъективное ощущение сердцебиения достоверно уменьшилось в девушек Г1, Г2. Потливость уменьшилась у юношей с Г1 и Г2. Аналогичные изменения отмечались у девушек с Г1 и Г2. Сухость во рту уменьшилась у юношей с Г1, Г2 и у девушек с Г1 и Г2. Покраснение лица уменьшилось у юношей с Г1, Г2 и у девушек с Г1, Г2 и Г3. Психомоторная заторможенность или ажитация достоверно изменилась только в Г3.

Нами изучались изменения патопсихологических характеристик подростков в результате проведения терапевтического комплекса (табл. 1).

Таблица 1 - Распределение исследованных лиц по средним баллам теста «Невротические черты личности» (значение в баллах после терапии)

При анализе результатов теста «Невротические черты личности» после проведения комплекса психофармакотерапии общим для всех трех групп было укрепление уверенности в себе, снижение познавательной и социальной пассивности, снижения уровня ипохондричности, отсутствие выраженных признаков социальной дезадаптации.

По показателю «Неуверенность в себе» отмечалась тенденция к снижению неуверенности в себе у подростков с Г1, Г2, Г3. Однако в Г2 и Г3 отмечалось значительное снижение уровня неуверенности (Г2 у юношей с 70,06 баллов до 61,87 баллов, у девушек с 72,12 баллов до 63,62 баллов; Г3 у юношей с 62,18 баллов до 52,83 баллов, у девушек с 64,28 баллов до 54,34 баллов) по

9

отношению к Г1 (юноши с 47,23 баллов до 39,21 баллов, девушки с 49,54 баллов до 41,85 баллов), р <0,05 (разница достоверна).

В Г2 по показателю «Познавательная и социальная пассивность» отмечалась нормализация значений, как у юношей так и у девушек (соответственно 65,78 баллов и 67,52 баллов). В Г1 и Г3 показатели соответствовали повышенному уровню, но отмечалась тенденция к снижению.

После проведения терапии у девушек с Г3 наблюдался умеренный степень ответственности, обязательности, а также пластичности, что подтверждалось снижением показателя «Невротический гиперконтроль поведения» с 38,54 баллов до 30,41 балла. Показатели юношей с Г3 также снизились с 37,71 балла в 32,74 баллов, но продолжали находиться в пределах повышенного уровня (р> 0,05).

По показателю «Аффективная неустойчивость» после проведения терапии отмечалось снижение показателей в средних значений у юношей и девушек с Г1 и Г3, соответственно 17,25 баллов и 22,45 баллов у юношей, 18,76 баллов и 24,72 баллов у девушек.

Исследование по показателю «Ипохондричность» выявило достоверно значимое снижение уровня ипохондричности у подростков с Г1 и Г3, которое достигло среднего уровня по отношению к Г2 р <0,05 (разница достоверна). В Г2 проведенная терапия привела к снижению уровня показателей у мальчиков с 53,12 баллов до 46,98 баллов, у девушек с 54,76 баллов до 44,53 баллов, данные показатели соответствовали повышенному уровню ипохондричности.

Проведенная система психофармакотерапии привела к позитивным изменениям в уровне социальной приспособленности подростков. Разработка и внедрение комплексной программы фармакотерапии и психотерапии, которая является патогенетически обусловленной и эффективной для подросткового контингента больных непсихотическими психическими расстройствами с болевым синдромом, имеет большое значение для клинической практики.

ВЫВОДЫ.

  1. Психофармакотерапия была направлена на нивелирование психических проявлений болезни, на купирование болевого синдрома с учетом ведущего диагноза, интенсивности и места локализации боли, а также дисгармоничных индивидуально-психологических особенностей пациентов.
  2. Предложенная фармакотерапия данной категории больных представляла собой комплекс, состоящий из препаратов первого (антидепрессант и анальгетик) и второго ряда (анксиолитик, спазмолитик, седативный, М-холинолитик, местноанестезирующее средство).
  3. Психоэдьюкативные мероприятия, психотерапевтические техники КПТ, ССТ были направлены на восстановление произвольной регуляции психических функций, оптимизацию когнитивной деятельности и сохранение навыков адекватного социального поведения.
  4. Предложенная система комплексной психофармакотерапии болевого синдрома у подростков с непсихотическими психическими расстройствами позволила нивелировать невротические черты личности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабин С. М. Психотерапия в системе лечения и реабилитации психически больных: дисс. ... д-ра мед. наук: 14.00.18 / Бабин Сергей Михайлович; СПб.: НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2006. - 526 с.
  2. Бурно М. Е. Клиническая психотерапия / Бурно М. Е. - М., Академический проект, ОППЛ, 2000. - 719 с.
  3. Кискер К. П. Психиатрия, психосоматика, психотерапия. Пер. с нем. / Кискер К. П., Фрайбергер Г., Розе Г. К. - М.: Алетейа, 1999. - С. 117-133.
  4. Кириллина Н. К. Детско-подростковая и семейная психотерапия / Н. К. Кириллина // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2011. - № 2 (11). - С. 138-141.
  5. Кожина Г. М. Сучасні підходи до терапіі депресивних розладів / Г. М. Кожина, К. О. Зеленский // Украінський вісник психоневрологи. - 2013. - Т.21. - № 4. - С. 90-94.
  6. Попова Н. М. Распространенность пограничных нервно-психических расстройств среди учащихся системы начального профессионального образования / Н. М. Попова, И. А. Пальянова // Охрана психического здоровья подрастающего поколения. - 2004. - С. 35-68.
  7. Игумнов С. А. Дифференцированная краткосрочная психотерапия в комплексном лечении расстройств депрессивного спектра непсихотического уровня / С. А. Игумнов, В. А. Жебентяев // Психотерапия. - 2012. - № 12. С. 14-19.
  8. Медична психологія: навч. посіб. / [Пшук Н. Г., Маркова М. В., Кондратюк А. І., Стукан Л.
  9. В.]. - Вінниця: [Горбачук І. П.], 2010. - 135 с. Бабин С. М. Психотерапия в системе лечения и реабилитации психически больных: дисс. ... д-ра мед. наук: 14.00.18 / Бабин Сергей
  10. Михайлович; СПб.: НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2006. - 526 с.
  11. Михайлов Б. В. Соматоформные расстройства // Здоров’я Украіни. - апрель, 2007. - № 6/1. - С. 54-55.
  12. Морозова О. Г. Вегетативные дисфункции в общесоматической практике // Здоров’я Украіни. - 2008. - № 3. - С. 51-52.