Инновационная стратегия развития медицины высшего медицинского образования «Подготовка врачей общей практики» значительно расширяет функции врача, выводя их за рамки узкой профессии на уровень широкой человековедческой и социально ориентированной медицинской парадигмы. В связи с чем, в подготовке врача необходимо введение гуманитарных дисциплин.
Ключевые слова: гуманизация, гуманитаризация, этика, генетика, культура, врач общей практики.
Присоединение Казахстана в пространство европейского сотрудничества и Болонского процесса в обеспечении качества образования обязывает найти пути реализации современного образовательного процесса, которое определено в понятиях: «гуманизация-гуманитаризация», «непрерывность», «инновационность» «качество образования».
Эти четыре понятия создают идеальную конструкцию для получения конкурентноспособного образования на мировом рынке труда [1]. Во многих странах мира гуманитаризация образования уже стала одной из важных задач высшей школы. Еще в декларации ВОЗ (1978), принятой Алматинской конференцией, подчеркивалось, что традиционная клиникоцентрическая модель медицинского образования не учитывает культурно-цивилизационные, социально-экологические горизонты и потребности человечества в ХХІ веке [2]. Кроме того, принятая (1988) на Эдинбургском Конгрессе Всемирной Федерации Медицинского образования (ВФМО) стратегия развития медицины и медобразования также ориентирует подготовку врачей на сочетание общечеловеческих, гуманистических универсалий с национальной и региональной спецификой систем медицинской помощи.
Если обратиться к значению латинского слова: «Humanitas, atis f [humanus]» (с лат. переводится): 1) человеческая природа, человеческое достоинство; 2) человеколюбие, гуманность, доброта, обходительность; 3) образованность; материальная и духовная культура, 4) утонченный вкус, тонкость обращения, изящество манер, изысканность речи, учтивость, воспитанность [3].
Бурное развитие научной медицины в конце ХХ века и широкое внедрение в практическое здравоохранение современных сложнейших технологий ставит перед деятельностью врача задачу гуманизации как важную часть медицинской этики. Особое внимание заслуживают морально-гуманистические аспекты таких достижений медико-биологических наук, как: пересадка тканей и органов; создание искусственных органов; исследования структуры и функций головного мозга и разработка методов воздействия на его работу; проблемы «генной инженерии», разработка методов вмешательства в процесс размножения человека путем манипулирования молекулами ДНК и РНК. Современная наука может произвольно и направленно изменять наследственность окружающего его живого мира - растений, бактерий, животных и самого человека [4,5].
Новая фундаментальная наука протеомика явилась после геномики шагом в развитии биологии. Задача протеомики заключается в инвентеризации и анализе белков человеческого организма. Анализ белков может помочь и в ранней диагностике болезней и определении того, какой маркер соответствует лечению, направленному на конкретную мишень.
В клинической медицине диагностические и лечебные технологии стали сложными и дорогостоящими, агрессивными и сопряженными с риском осложнений [6]. В связи с чем, проведение сложных инвазивных вмешательств, остро ставит вопросы показаний к таким исследованиям.
Стали больше проявляться равнодушие и некомпетентность врачей, которые на больных смотрят через результаты сложных лабораторных и инструментальных методов исследований. Увлечение обследованиями с помощью ультрасовременной аппаратуры таит в себе —дегуманизацию” медицины, связанную с аппаратным мышлением и исследованиями с целью наживы. В таких случаях в деятельности врачей отсутствует гуманизм - «человечность»: больных направляют на многие платные, сложные инструментальные исследования.
Или другой пример: «торговля органами», когда пациент-реципиент, «покупает» не всегда оправданное самое дорогое - продление своей жизни. Врач получает известность или другие привилегии. Это очень опасный уклон в деятельности врача- отрыв от творческого клиницизма. Все медицинские манипуляции должны быть щадящими и по возможности атравматичными или малотравмирующими пациента. Гуманистические принципы играют значительную роль в системе клинической подготовки студентов в медицинском вузе, так как определяют формирование личности будущего специалиста и профессионального его поведения. Учебный процесс в медицинском вузе достаточно напряженный, основная деятельность обучения требует уделения основного времени и внимания специальным дисциплинам. Однако, понятие «хороший специалист» предполагает высокий нравственный и культурный уровень человека.
Недостаточное финансирование здравоохранения, низкая заработная плата медицинского персонала и неконтролируемая коммерциализация медицинского обслуживания ведут к стремительной дегуманизации отношений в системе —врач-пациент”. Если у врача еще недостаточно общей культуры он перестает видеть и понимать проблемы пациента. Общая культура - это мост в человеческих отношениях, которые играют огромную роль в работе врача. Взаимопонимание ведет к доверию, без которого хорошего результата достигнуть трудно. Уровень культуры человека определяется не сколько числом прочитанных книг и посещения театров и концертных залов, сколько умением контролировать свои желания, а при необходимости ограничивать их, учитывать интересы окружающих людей, а также характеризуется отношением к своему собственному здоровью.
Гуманитаризация обучения должна привести к нравственному и духовному обогащению личности, воспитанию студентов, основанному на положительных примерах лучших, известных представителей отечественной и мировой медицины и медицинской науки. Модернизация системы здравоохранения в настоящее время направлена на социально ориентированную модель первичной медико-санитарной помощи населению и на подготовку врачей общей практики (семейных врачей), занимающихся в основном профилактикой заболеваний [6].
Подготовка врача в медвузе должна соответствовать определению понятия здоровье, которое дается Всемирной Организацией Здравоохранения. В преамбуле Устава ВОЗ говорится, что здоровье - это полное физическое, душевное и социальное благополучие человека. Такая трехмерная модель здоровья, нашедшая всемирное признание, адекватна к антропометрическому пониманию сущности человека.
Процесс развития по этим трем ступеням —от биологической к социальной и от нее к духовной” значительно расширяет функции врача, выводя их за рамки узкой профессии на уровень широкой человековедческой и социально ориентированной медицинской парадигмы.
На современном этапе, сферы естественнонаучного и гуманитарного знания тесно переплелись между собой, происходит интеграция дисциплин. Следовательно, одной из инноваций развития современного медицинского вуза должна стать гуманизация высшего профессионального медицинского образования, ориентирующая будущих специалистов на общечеловеческие гуманистические ценности и проблемы конкретного человека в системе оказания медицинской помощи.
Будущие врачи должны знать основы этики, эстетики, общей и профессиональной культуры, юриспруденции, семейной педагогики, психологии, экономики и физического воспитания. Гуманизация необходима в системах: «здравоохранение-население», «медицинское учреждение-клиент», «врач-пациент», «врач-семья пациента». Это важные направления профессиональной деятельности врача общей практики [7]. К сожалению, перечисленные гуманитарные дисциплины в медицинских вузах не изучается.
Гуманизация и гуманитаризация образования, что же это такое? Гуманизация - это цель формирования личности, а гуманитаризация - это средство достижения гуманизма. Гуманизм - это любая система мировоззрения, где признаются ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей [8].
Гуманитаризация образования заключается: в создании новой программы формирования и развития целостного духовного мира человека в условиях супертехногенной цивилизации XXI-го века, в
формировании иммунитета против негуманистического воспитания людей и против ухода их от естественного в виртуальное. Образование в условиях гуманизации и гуманитаризации - это формирование личности человека, восприятие себя как части культуры. Гуманизация направлена на создание таких методов, форм, содержания обучения и воспитания, которые обеспечивают раскрытие индивидуальности студента - его познавательных процессов, личностных качеств.
Главным положением гуманистической концепции является: признание достоиств личности, ее прав и свободы выборов, на реализацию и дальнейшее развитие своих способностей; создание для этого соответствующих благоприятных условий обучения. Гуманизация обучения и воспитания создает оптимальные условия, в которых студент не может не учиться, не может учиться ниже своих потенциальных возможностей. Задача преподавателя - найти индивидуальный подход, дать возможность студенту самостоятельно выбирать «траекторию своего движения» в обучении. Гуманизация образования требует разнообразия моделей гуманитарной подготовки: специфику конкретной специальности, региона, изменения отношений в системе: —учитель-ученик”- установления связей, сотрудничества; выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни. Основой педагогической технологии должны служить диалогичность, межпредметность, моделирование профессиональных ситуаций. Гуманитарная направленность предполагается во всех дисциплинах.
Гуманитаризация образования требует отказа от рассмотрения человека только как объекта педагогического воздействия и подвергающей всех студентов —обработке” одними и теми же методами по предписанной свыше программе.
Традиционная одномерная медико-биологическая модель высшего медицинского образования не в состоянии обеспечить подготовку нового поколения врачей.
Гуманизацию высшего медицинского образования следует понимать как стратегическое инновационное направление на подготовку нового поколения врачей, способных решать не только медикобиологические, но также и социальные и духовные детерминанты здоровья человека. Гуманитарные науки лишь тогда отвечают своей изначальной функции, когда открывают в человеке личность, ее неповторимость и уникальность, ее высшую самоценность когда, они служат гуманистическим идеалам. Гуманизация высшего образования может быть реализована в гуманистическом обществе, где интересы государства и личности гармонически сбалансированы. Мы как раз на пути создания такого общества.
Требования государственного образовательного стандарта, предъявляемые к студенту - выпускнику, заключаются не только в формировании профессиональных знаний, умений и навыков, но и в воспитании развитой личности будущего специалиста. Для этого необходимо создание оптимальных условий в вузе, обеспечивающих формирование личности каждого студента.
Таким образом, гуманистическая подготовка высшего образования дает коренной поворот к личности обучаемого, в процессе которого личность студента развивается целостно, в единстве ее интеллекта и духовности, разума и чувства, души и тела. Слово —Врач” - с латинского переводится - Medicator, oris m.Tert. - Слово humano, - atum, are [humanus] - очеловечить, очеловечиться (Verbum humanatum) [3].Значит наша задача- медикатора, врача - очеловечить.
Литература
- Основы кредитной системы обучения в Казахстане/ С.П.Абдигаппарова, Г.А.Ахметова и др.; под общей редакций Ж.А.Кулекеева и др. - Алматы: «Қазақ университеті». 2004. - 198 с.
- Шарманов Т.Ш. Долгое восхождение к праву на здоровье. Алматы. «Атамура». 1998. -С.216-217, 230.
- Дворецкий И.Х. М. «Русский язык». Латинско-Русский словарь., 1986. - С.840.
- Арчаков А.И. Внедрение генетики в современную медицину. Труды VI Российского национального конгресса «Человек и лекарство». М. 1999. - С. 114-125.
- Киселев С.Л. «Второе дыхание генной терапии. Труды ХІХ Российского конгресса «Человек и лекарство». М. 2013. - С.54-63.
- Денисов И.Н. Основные направления совершенствования подготовки врачебных кадров. Труды XIV Российского национального конгресса «Человек и лекарство». М. 2008. -С.35-46.
- Семейная медицина. Руководство в 2 т. - под. ред. проф. А.Ф.Краснова. - Самара. Дом печати. 1994. - 384с.
- Шкиндер В.И. Содержание понятий «гуманизация» и «гуманитаризация» в педагогике // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М.А.Галагузова. Екатеринбург, 1998. Вып. 3.