Доброкачественная гиперплазия предстательной железы (ДГПЖ) является самым распространенным доброкачественным новообразованием у мужчин старшего возраста. К 60 годам до 45 % мужчин страдают этим заболеванием. Данные демографических исследований Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют о росте пожилого населения планеты (старше 60 лет), поэтому социальная значимость и актуальность этой проблемы очевидны. Несмотря на значительные успехи современной консервативной фармакотерапии ДГПЖ, доля пациентов, нуждающихся в оперативном лечении, достаточно высока. В странах Западной Европы она достигает 30%.
Несмотря на четко определенные критерии отбора пациентов для лечения ДГПЖ, часть больных остается неудовлетворенной результатами операции. По данным разных авторов (1,2), эта группа пациентов достигает 25%, при этом основной проблемой для перенесших операцию остаются длительные ирритативные расстройства мочеиспускания. Патогенез этих расстройств многообразен, однако исходными причинами принято считать детрузорно-сфинктерную диссинергию на фоне хронической мочевой инфекции, обусловленной наличием мочепузырных дренажей, сопутствующим хроническим простатитом, развитием гиперактивного мочевого пузыря, инволютивными изменениями как верхних, так и нижних мочевых путей в пожилом возрасте и др. Основными методами реабилитации пациентов в послеоперационном периоде, направленными на устранение расстройств мочеиспускания, продолжают оставаться адекватная антибактериальная терапия, а также назначение а-адреноблокаторов(З).
Однако, как было отмечено выше, с помощью общепринятых методов лечения не всегда удается получить удовлетворительный результат. В любом случае контингент больных, не удовлетворенных результатами оперативного лечения, требует более пристального наблюдения урологами, продолжения консервативной, иногда длительной, терапии, приводящей в конечном итог к тем результатам, которые бы устроили пациента. Это вынуждает искать дополнительные методы лечения, которые могли бы войти в комплекс реабилитационных мероприятий для этой категории больных.
Материалы и методы. В настоящем исследовании проанализирована группа пациентов из 40 больных, перенесших оперативное лечение по поводу ДГПЖ в 2010 году (как трансуретральную резекцию предстательной железы, так и открытую аденомэктомию), имевших в послеоперационном периоде выраженную ирритативную симптоматику, разделенная на 4 группы по характеру реабилитационной терапии после операции. Возраст пациентов колебался от 58 лет до 82 года. В 1-ю, контрольную, группу вошли пациенты, получавшие стандартную антибактериальную, противовоспалительную терапии (n=19). Во 2-й группе на фоне противовоспалительной терапии больные принимали ц-адреноблокаторы (n =17). В 13-й группе на фоне антибактериальной терапии проводилось физиотерапевтическое лечение на зону оперированной предстательной железы и мочевого пузыря (магнитная и лазерная терапия на АПК «Андро-Гин» (n =19). В 4-й группе пациентов реабилитация проводилась по схеме антибактериальная терапия а--адреноблокатор физиотерапия (n =14).
Во 2,3 и 4-й группах дополнительное к антибактериальной терапии лечение начиналось с момента удаления дренажей и восстановления самостоятельного мочеиспускания. В 3-й и 4-й группах физиотерапевтическое лечение начиналось после получения результатов гистологического исследования, подтверждающего доброкачественный характер процесса. В группах , где пациенты принимали - ц- адреноблокаторы, препарат назначался в стандартных дозах. Физиотерапевтическое лечение проводилось на АПК «Андро-Гин», курс составлял 15 ежедневных процедур по 13 мин.Проводимое физиотерапевтическое воздействие представляло собой как трансректальное, так и накожное низкоинтенсивное лазерное излучение и магнитотерапию. В связи с длительностью физиотерапевтического лечения большую часть курса пациенты проходили амбулаторно, после выписки из стационара.
Результаты и обсуждение. Предварительный анализ проведенных исследований выявил следующие результаты. Худший эффект в отношении ирритативной симптоматики в послеоперационном периоде наблюдался в контрольной группе, где пациенты получали стандартную антибактериальную и противовоспалительную терапию. За время наблюдения ирритативные расстройства мочеиспускания у этих больных были наиболее выраженными и стойкими во времени. Во 2-й группе на фоне применения а--адреноблокаторов положительный эффект от проводимого лечения был выше, чем в контрольной. Однако у части больных достаточно длительно сохранялась значительно выраженная дизурия, обусловленная персистирующим воспалением в зоне операции, задней уретре и мочевом пузыре, что требовало более длительной антибактериальной и противовоспалительной терапии под контролем бактериологического исследования мочи.
В 3-й и 4-й группах пациентов наблюдались лучшие результаты восстановительного послеоперационного лечения, причем выраженная положительная динамика отмечена по данным лабораторных методов исследования. В этих двух группах хороший результат отметили более половины пациентов уже через 2 недели после начала терапии, остальные оценили качество своего мочеиспускания как удовлетворительное. При контрольном обследовании через 4 нед все пациенты 3-й и 4-й групп субъективно были полностью удовлетворены результатами лечения в отличие от пациентов первых двух групп. На фоне проводимой физиотерапии в 2-й и 4-й группах пациентов отмечено значительно меньшее количество отдаленных послеоперационных воспалительных осложнений, о чем свидетельствует и динамика послеоперационной лейкоцитурии. У всех наблюдавшихся пациентов на момент восстановления самостоятельного мочеиспускания а анализе мочи отмечалось 100 и более лейкоцитов в поле зрения.
В 1-й группе на фоне антибактериальной терапии через 2 нед и через 1 мес снижение лейкоцитурии составило соответственно 25 и55 %. Во 2-й группе отмечалось сходная динамика и количество лейкоцитов в анализе мочи снизилось соответственно на 30 и 65%. При этом в 3-й и 4-й группах через 1 мес практически у всех пациентов общий анализ мочи был в пределах нормы. Полученные данные, безусловно, свидетельствуют о том, что комплексный подход к реабилитации пациентов, оперированных по поводу ДГПЖ, предпочтителен. При выборе комплекса послеоперационных восстановительных мероприятий, безусловно, следует учитывать возможную превалирующую причину ирритативных расстройств мочеиспускания, чтобы выбранная схема восстановительного лечения была оптимальной для каждого конкретного пациента. Эффекты магнитно-лазерной терапии в зоне оперированной предстательной железы способны воздействовать на те звенья патогенеза ирритативных расстройств мочеиспускания, которые недоступны другим методам. В процессе применения лазерной и магнитной терапии в раннем послеоперационном периоде не было отмечено каких-либо значительных побочных эффектов, в частности усиления или появления макрогематурии.
Заключение. Включение в комплексную послеоперационную терапию физиотерапевтических методов помогает получить лучшие результаты. При правильном отборе пациентов применение магнитно-лазерной терапии на зону оперированной железы, задней уретры и мочевого пузыря позволяет достичь удовлетворяющего результата, нередко существенно сокращают послеоперационные койко-дни, в ряде случаев можно избежать длительного курса антибактериальной терапии или дорогостоящих а--адреноблокаторов. При этом перспективным для решения остается вопрос об определении четких критериев отбора пациентов для того или иного направления комплексного реабилитационного лечения после перенесенной операции.
ЛИТЕРАТУРА
- Неймарк А.И., Неймарк Б. А. Эфферентная и квантовая терапия в урологии. M.; 2003.
- Мазо Е.Б., Шабад А.Л., Лямин Б.А. и др. Лазерная терапия аденомы предстательной железы. //В кн.: Пленум Всероссийского о-ва урологов. Саратов; 1994. 65-66.
- Лопаткин Н.А. Доброкачественная гиперплазия предстательной железы. -Москва, Медицина.1997.