Целью: настоящего исследования явилось определение влияния анемии беременных на статус железа новорожденных в динамике неонатального периода. Обследовано 66 новорожденных, из которых 22 новорожденных, рожденных у матерей с нормальным статусом железа, 29 - у матерей с анемией 1 степени, 15 детей - у матерей с анемией 2 и 3 степенью. В результате было выявлено, что анемия у матерей отрицательно влияет на гомеостаз железа и его кинетику у новорожденных, обуславливая раннее развитие железодефицитных состояний и анемии у детей. Адаптация новорожденных к условиям внеутробной жизни и воздействию факторов внешней среды является сложным процессом, в котором важную роль играет система гемопоэза, в регуляции которой большое значение имеет один из важнейших эссенциальных микроэлементов в организме - железо [4]. Гомеостаз этого микроэлемента представляет собой систему разнонаправленных процессов, направленных на поддержание нормального баланса в организме и регулирующихся по принципу прямых и обратных связей различными металлопротеидами. Нарушения в гомеостазе железа в организме проявляются как синдромы дефицита или перегрузки железом. Синдром дефицита железа в организме, классифицируемый как железодефицитное состояние - скрытый латентный дефицит железа и железодефицитная анемия, представляет серьезную проблему для научной медицины и практического здравоохранения.
С целью определения значения состояния здоровья беременной женщины, в частности анемии беременных, в развитии железодефицитных состояний и анемии у детей, а также разработки эффективных методов лечения анемии уже в неонатальном периоде нами изучен статус железа у 51 новорожденного в раннем неонатальном периоде и к концу первого месяца жизни. Период новорожденности и раннего возраста у детей классически характеризуется напряженным балансом железа, обусловленным повышенными потребностями в этом биметалле у детей в этот период жизни [3]. В этом периоде у детей наблюдается повышенная потребность в железе, обусловленная быстрым ростом, увеличением массы тела и объемом циркулирующей крови и сопровождающие эти процессы интенсификация эритропоэза. Все, это, безусловно, отражается на обмене железа в детском организме, на обмене метаболических форм железа, его фондов и пулов. К таким метаболическим формам - железо -резервной и транспортной, относятся соответственно сывороточный трансферрин и ферритин.
Материал и методы исследования. Нами при помощи данных биохимических маркеров статуса железа изучен метаболизм железа в популяции новорожденных, родившихся у матерей с нормальным статусом железа (22 новорожденных) и с анемией (44 новорожденных). Для характеристики статуса железа у детей использовали информативную диагностическую тест-программу, включающую тестирование общего гемоглобина крови, сывороточного железа, трансфферрина сыворотки крови с расчетом насыщения его железом (коэффициент насыщения трансферрином - КНТ) и ферритина сыворотки крови. Все обследованные новорожденные родились в срок с массой тела от 2700,0 до 4500,0 г. Состояние 22 новорожденных (1-я группа), рожденных от практически здоровых женщин, было удовлетворительным и оценивалось по шкале Апгар в 8-9 баллов. У детей, рожденных у матерей с анемией, состояние зависело от тяжести анемии. Так, при анемии беременных 1-й степени (29 женщин) оценка общего состояния новорожденных (2-я группа) по шкале Апгар составила 7,24 ± 0,77 баллов, при анемии 2-й и 3-й степени (новорожденные 15 женщин - 3-я группа) - 4,5 ± 0,56 баллов.
Обсуждение полученных результатов. Анализ содержания общего гемоглобина в пуповинной крови новорожденных, родившихся у матерей с нормальным статусом железа, показал высокий уровень гемоглобина, в среднем оставляющий 193,50 ± 6,95 г/л. При этом уровень гемоглобина у обследованных новорожденных не опускался ниже 172,0 г/л, а наиболее высокий показатель общего гемоглобина определялся на уровне 208,0 г/л. Такой высокий уровень общего гемоглобина в крови новорожденных свидетельствует о хорошем снабжении их организма железом в период внутриутробной жизни, что достигается благодаря плацентарному механизму, обеспечивающему компенсаторное перераспределение железа в условиях относительной гипоксии в организме беременной женщине в пользу плода. У новорожденных, рожденных у матерей с анемией 1-й степени уровень гемоглобина также соответствовал нормальным значениям, но был достоверно ниже, чем у детей 1-й группы (171,9 ± 6,0 г/л; р<0,05). Колебание уровня гемоглобина было в пределах 160,0 и 182,0 г/л. Уровень гемоглобина у детей, рожденных от матерей со средне- тяжелой и тяжелой анемией был ниже показателей здоровых и соответствовал 145,0 ± 4,0 г/л (р > 0,05), минимальное значение гемоглобина в этой группе детей составило 135,0 г/л, максимальное - 150,0 г/л (нижняя граница нормы). В динамике к 5-му дню жизни уровень гемоглобина соответственно по группам обследованных детей составил: 183,6 ± 6,2, 164,8 ±5,4 и 137,6 ±4,4 г/л. Анализ полученных результатов показал, что чем тяжелее сидеропения у женщины, тем меньше она дает железа своему будущему ребенку, что отчетливо проявляется к концу 1- го месяца жизни.
Так, содержание гемоглобина у детей, рожденных от матерей с анемией 1-й степени соответствовало нижней границе нормальных значений, характерных для этого возраста (127,3 ± 1,7 г/л), а у детей, матери которых страдали анемией 2-1 и 3-1 степени во время беременности, развивалась анемия 1-й степени (118,4 ± 4,25 г/л). Средняя концентрация железа в пуповинной крови у новорожденных 1-й группы составила в среднем 19,98 ± 1,3 мкмоль/л при дисперсии распределения этого показателя от 13,5 мкмоль/л (min) до 26,5 мкмоль/л (max). Динамика сывороточного железа в раннем неонатальном и позднем неонатальном периоде также достоверно отличалась у детей, рожденных от матерей со средне - тяжелой и тяжелой анемии. В то же время характерная для периода новорожденное™ гиперферримия, относительная гиперферримия в сравнении со средними рефферентными значениями сывороточного железа, характерными в норме для взрослых мужчин и женщин [2,6], имеет место на фоне гипотрансферремии у них, т.е. на фоне снижения содержания трансфферрина, основного железо-связывающего и железо-транспортирующего белка сыворотки крови. Результаты исследований показали, что содержание иммунореактивного трансфферрина в сыворотки крови в обследованной популяции новорожденных в среднем составляет: 2,12 ±0,19 г/л при дисперсии распределения этого показателя от 1,60 г/л (min) до 2,28 г/л (max) - у детей 1-й группы; 1,98 + 0,15 г/л (1,3 г/л минимальное значение и 2,23 г/л - максимальное значение) - у детей 2-й группы; 1,2 ± 0,2 г/л 1,3 г/л (0,8 г/л - минимальное значение и 1,6 г/л - максимальное значение) - у новорожденных 3-й группы.
Гипотрансферримия - это характерный феномен для периода новорожденное [2,5], в последующие периоды жизни содержание основного переносчика железа - трансферрина увеличивается и снижается до уровня, характерного для периода новорожденности, только при патологии печени. По данным наших исследований, уровень трансферрина достоверно увеличился во всех наблюдаемых группах к концу 1-го месяца жизни (3,6 ± 0,18 г/л). Таким образом, как видно, выработка, биосинтез трансферрина в печени у новорожденных еще не достаточна, тем не менее, по-видимому, не отражается на снабжении эритроцита железом, так как в этот период у новорожденных, как нами отмечено выше, имеет место относительная гиперферремия и соответственно значительная насыщенность сыворотки крови и, следовательно, переносчики железа - трансферрина сыворотки крови железом. Анализ насыщения трансферрина железом показывает, что так называемый коэффициент насыщения трансферрина железом (КНТ) в обследованной популяции новорожденных очень высок, составляет 40,65 ± 4,7% при дисперсии распределения этого показателя от 32 % (min) до 52 % (max). Следует отметить, что наиболее высокий коэффициент при рождении был отмечен у новорожденных под воздействием тяжелой анемии их матерей (88,9 ± 8,9 %; р<0,01). К концу неонатального периода отмечается достоверное снижение КНТ во всех группах до уровня 15,1 ± 1,1 и 20,2 ± 2,0 %. Наряду с высоким уровнем сывороточного железа у новорожденных определяется и высокий уровень ферритина в сыворотке крови, составляющего по нашим данным, в среднем 266,1 ± 7,0 нг/мл при дисперсии этого показателя от 189,4 нг/мл (min) до 315,8 нг/мл (max). Обратная картина наблюдалась к концу неонатального периода - наиболее высокие показатели ферритина были у детей, рожденных от матерей с нормальным статусом железа (77,73 ± 2,5 нг/мл).
Данная динамика свидетельствует, что в организме новорожденных, родившихся от здоровых матерей, существуют достаточные запасы депонированного железа. Так как между уровнем ферритина в сыворотке крови и общим запасным фондом железа в организме существуют определенные корреляционные зависимости, выражающимися в том, что 1 нг/мл ферритина в сыворотке крови соответствует 8-10 мг запасного железа, можно рассчитать запасы железа у новорожденных. Учитывая, что среднее содержание ферритина у новорожденных по нашим данным составило 266,1 ± 7,0 нг/мл, то запасы железа в этот период должны составлять 2219 -2661 мг, что представляет значительную величину.
Для сравнения можно указать, что запасы железа у небеременной женщины со средним весом 65 кг должны составлять примерно 848 - 1060 мг железа при среднем содержании сывороточного ферритина у них 106, 0 ± 18,0 нг/мл [6]. Следует отметить, что содержание трансферринина и ферритина в сыворотке пуповинной крови не зависит от содержания ферритина в сыворотке крови матерей, что также указывает на активную роль плацентарного механизма в перераспределении железа в пользу пледа. Проведенный корреляционный анализ показал, что между биохимическими феррокинетическими показателями статуса железа у новорожденных существует определенная корреляция. Так, очень большая корреляция (r =+0,525) выявлена между уровнем сывороточного железа и коэффициентом насыщения трансферрина железом, что объясняется тем, что высокий уровень железа в сыворотке крови обуславливает высокую степень насыщения железо-связывающего белка трансферрина железом при относительной гипертрансферримии. Высокая положительная корреляция выявляется также между уровнем трансферрина сыворотки крови и насыщением его железом (r = +0,491). Относительно большая положительная корреляция отмечается между показателями сывороточного ферритина и коэффициентом насыщения трансферрина железом (r = +0,407). Практически не коррелируют между собой показатели трансферрина и сывороточного железа (r =+ 0,049). Существует слабая положительная коррекция между показателями ферритина сыворотки крови и уровнем сывороточного железа (r = + 0,260).
Заключение. Таким образом, статус железа у новорожденных характеризуется достаточно высоким уровнем гемоглобина в периферической крови, относительно высоким уровнем сывороточного железа на фоне сниженного содержания трансферрина в сыворотки крови и высоким содержанием сывороточного ферритина. Анемия у матерей отрицательно влияет на гомеостаз железа и его кинетику у новорожденных, обуславливая раннее развитие железодефицитных состояний и анемии у детей.
Қорытынды. Осы зертеудш мақсаты нэрютелердш неонаталдық кезендi динамикасындаты темiр статусына қаназды жукгілердш ықпалын анықтау болып табылады. 66 нэркте тексеродц ішшен туқлған 22 нэрютеде аналары қалыпты темip статусымен, 29-ы 1 дэрежлi қаназдықтық аналарда, 15-бала 2 жэне 3 дэрежлi қаназдықтық аналарда. Анықталған, аналардаты темipдiн гемостазына кері эсерш тигiзедi жэне сол нәрістелердін кинетекасынада, балалардағы ерте темір жетіспеушіліктін және қаназдықтын дамуымен қалыптанады.
ЛИТЕРАТУРА
- Chen J. et al. Anemia of prematurity. AmJ. Perinatol. 1995;12:5:314-318.
- Казакова T.B., Самсыгина Г.А., Левина А.А. Дефицит железа у детей: проблемы и решения. Consilium Medicum 2002; 17-19.
- Ли М.А., Усманова Р.М. Анемия среди женщин и детей в Узбекистане //Педиатрия,2000 №1.-С.24-29.
- Сахарова У.С, Кеишшян Е.С. Современные принципы патогенетического лечения анемии недоношенных детей //Российский вестник перинатологии и неонатологии. -2004.- №1.-С.16-19.