За рубежом проблема высокой смертности как от отравления наркотиками, так и потребителей наркотических веществ в целом тоже чрезвычайно актуальна. Так, увеличение числа смертельных наркотических интоксикаций отмечается в Шотландии, Баварии, Австрии, Австралии (в 0,67 - 55 раз). И только во Франции в 1994-1998г.г. наблюдалось снижение смертельных случаев от отравления героином на 74,5% . Выявлено увеличение в 2-3 раза смертности среди потребителей наркотиков в Испании и Великобритании .Отравление наркотическими веществами является одной из основных причин смерти потребителей и составляет в структуре смертельных исходов 30-68%.[1,10]. В последнее время в России отмечается увеличение частоты одного из самых негативных медико-социальных последствий наркомании смертности, возросшей за последние 10 лет в 7-12 раз. Во многих регионах России отмечено увеличение (более, чем в 5 раз) количества смертельных наркотических интоксикаций[2,3,4].
В настоящее время распространение наркомании в республике Казахстан, а также на всем постсоветским пространстве происходит угрожающими темпами, особенно среди молодежи, подростков и детей. C обретением суверенитета, вступлением в ООН и целый ряд международных организаций, Казахстан столкнулся с новыми проблемами внутренней политики. Это проблема наркомании. Казахстан является наркотрафиком наркотических веществ (опия героина) из Афганистана в государства Ближнего зарубежья и в страны Европы. При этом наркотики не только перевозятся, но и оседают и активно используется в нашей стране. Серьезную проблему для патологической анатомии и судебно-медицинской экспертизы предоставляют не только острые отравления наркотиками, так называемые передозировки. По оценкам некоторых авторов, число больных наркоманией среди населения примерно в 10 раз превышает количество больных, состоящих на учете в наркологических диспансерах [5,6,7].
Основные причины смерти потребителей наркотиков (в том числе отравления наркотиками) относятся к насильственной категории смерти (70,3-82%) и, следовательно, большинство из умерших потребителей наркотиков становятся объектами судебно-медицинской экспертизы, У трупов лиц как с известным, так и неизвестным наркотическим анамнезом, погибших от отравления наркотиками, при судебно-химическом анализе в органах и тканях в 40-90% случаев обнаруживаются опиаты, в 12-22% сочетающиеся с другими психотропными веществам, Среди опиатов в 32,7-70% наблюдений выявляют героин , В 2-8,4% случаев установлено отравление эфедриноподобными веществами, а в 0,55% - кокаином[8,9]. В Казахстане за последнее десятилетие резко вырос уровень наркотизации населения, расчетная численность больных наркоманией составляет около 220 тысяч (но не официальным данным гораздо больше). По данным специальной и официальной статистики, за последние 10 лет произошли определенные изменения структуры отравлений за счет появления героина, увеличения числа женщин и вовлечение в потребление наркотиков лиц более молодых возрастов [10,11,12]. Таким образом, в зарубежной литературе имеются немногочисленные сведения о прогностических факторах раннего наступления смерти у потребителей наркотиков и, в частности, опиатов. В Казахстане в настоящее время проблема оценки выживаемости и установления прогностических факторов наступления смерти потребителей наркотиков остается практически неизученной, что требует дальнейших исследований в этой области как на региональном, так и на республиканском уровне.
Целью исследования явилось выявление тенденции и темпов динамики смертельных отравлении наркотическими веществами с учетом пола и возраста, уровня образования, социального и семейного положения погибших.
Материалы и методы исследования. Нами были проанализированы годовые и квартальные отчеты, документации ЛПУ и судебно-медицинской экспертизы Южно Казахстанской области за период 2001-2006 гг. В ПНД - индивидуальные медицинские карты амбулаторного больного [(форма № 025/у-87, утвержденная Министерством Здравоохранения СССР 131.12.1987 №1338) и контрольные карты диспансерного наблюдения за [психическими больными (форма № ОЗО/у-1, утвержденная МЗ СССР 04.10.1980 №1030). В ЦСПИД карты диспансерного наблюдения на ВИЧ- [инфицированного (форма карты не стандартизирована).
СМЭ - журнал регистрации, поступления и выдачи трупов (форма № 015/у, утвержденная Министерством Здравоохранения СССР 04.10.1980 1№ 1030); акт судебно-медицинского исследования трупа (форма №171/у, утвержденная Министерством Здравоохранения РФ 04.10.1980 №1030); заключение эксперта (экспертиза трупа) (форма № У-301 (76), утвержденная Министерством Здравоохранения СССР 10.09.1976 №877); акт или выписка из акта судебно-химического исследования на определение отравляющих веществ; выписка из акта судебно-химического исследования крови и мочи на определение этилового алкоголя; заключение судебно-гистологического изучения органов и тканей; протокол осмотра места происшествия (копия). Причины смерти классифицированы в соответствие с Международной статистической классификацией болезней X пересмотра (МКБ-10, 1999; Построение судебно-медицинского диагноза, 2001). При кодировании травм или последствий воздействия внешних факторов (класс XIX МКБ-10) не учитывались обстоятельства, приведшие к возникновению этих состояний, указанных в рубриках У01-У89 (МКБ-10, 1996)[13]. Обработку исходных данных проводили по единой схеме с использованием различных методик статистической обработки материала: группировки и сводки, расчета экстенсивных и интенсивных коэффициентов.
Результаты и их обсуждение. За рассматриваемый период было зафиксировано 450 смертельных отравлений наркотическими веществами. Анализируемый период имеет волнообразный характер. В структуре насильственной смерти (в среднем 5 %) и отравлений в целом (в среднем 9,4 %) они занимают не 1-е место. Однако, по своей социальной, общественной, экономической, криминальной и судебно-медицинской значимости эти случаи, без сомнения, занимают одно из первых мест. Начиная с 2002 г., в условиях возрастания числа случаев смертельных отравлений наркотическими веществами, в формах статистической отчетности была введена рубрикация группы «отравления наркотиками» на подгруппы, что позволило выявлять увеличение числа погибших от отравления наркотическими веществами, происходящие, в основном, за счет отравлений опиатами, частота которых превышает 80 %. По нашему мнению, это связано не только с общим увеличением числа людей, использующих опиаты, но и с улучшением судебно-химической диагностики этого вида смерти. С 2004 г. отмечалось значительное увеличение частоты смертельных отравлений наркотическими веществами. Эта тенденция снизилась в 2006 г.
По абсолютным показателям среди погибших за последние 2001-2006 г. преобладали лица мужского пола. За период 2004-2006 гг. среди лиц женского пола темп роста был на 22,4 % ниже по сравнению с показателем у мужчин (38,6 и 69 % соответственно). В 2001-2006 гг. не выявлены достоверные различия между количеством погибших в разных социальных группах, однако необходимо отметить, что постоянно увеличивается число погибших в группах безработных и наименьший - в группе учащихся. Характеризуя образовательный уровень погибших от отравления наркотическими веществами, необходимо отметить, что большинство из них имели среднее и средне-специальное образование.
Проведенный статистический анализ в ЮКО наглядно свидетельствует о продолжающемся увеличении числа смертельных отравлений наркотическими веществами, преимущественно опиатами и, прежде всего, героином. Анализированный судебно-медицинский материал позволяет наиболее полно и точно определить современную структуру отравлений наркотическими веществами с последующим планированием мер превентивного характера. Применение созданного диагностического алгоритма последовательного принятия решений позволит судебно-медицинскому эксперту и другим лицам, работающим с трупом (патологоанатомам, представителям органов дознания и следствия), как на месте происшествия, так и в судебномедицинской экспертизе, производить диагностику прижизненной наркотизации умерших лиц в не зависимости от причины смерти.
ЛИТЕРАТУРА
- Гаранский А.Н. Жизнь или наркотики. Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания, 2000. 128 с.
- Брюн Е. // Нарконет. - 2005 - № 5-6 (31). С. 97-100. Морфологическая диагностика наркотических интоксикаций в судебной медицине / Под ред. Ю. И. Пиголкина - М., 2004.
- Гриненко А.Я., Бабаханян Р.В., Волченко С.В., Заславский Г.И., Попов В.Л. К вопросу о судебномедицинских аспектах смертельных отравлений наркотиками// Альманах судебной медицины. СПб., 2001. В. 2. С.49-53.
- Демин А.А., Дробышева В.П., Вельтер О.Ю. Инфекционный эндокардит у внутривенных потребителей наркотиков// Клиническая медицина. 2000. №8. С.47-51.
- Егоров В.Ф., Кошкина Е.А., Корчагина Г.А., Шамота А.З.. Наркологическая ситуация в России (по данным официальной медицинской статистики за 1996г.)//Рос. мед. журнал. 1998. Т.6, №2. С.109-114.
- Колесникова Е.В. Наркомания как одна из основных причин насильственной и ненасильственной смерти лиц молодого возраста в Норильском промышленном районе// Актуальные вопросы судебной медицины: сб. науч. работ. Ижевск, 1999. В.5. С. 168-170.
- Коротун В.Н., Катаев С.С., Смирнова И.Ю. Наркотики как одна из современных проблем судебномедицинской экспертизы. Перспективы развития и совершенствования судебно-медицинской службы// Материалы V Всероссийского съезда судебных медиков. Москва-Астрахань, 2000. С.308-309.
- Коротун В.Н., Смирнова И.Ю. Эпидемиология летальных наркотических интоксикаций по Пермской области за 1999-2000 г.г.//Проблемы экспертизы в медицине. 2002. Т.2, №.1. С.41-42.
- Осмотр трупа на месте его обнаружения: Руководство.; Под ред. А.А.Матышева. СПб.: Лань, 1997. 288 с.
- Garrick T.M., Sheedy D., Abernethy J., Hodda A.E., Harper C.G. Heroin- related deaths in Sydney, Australia. How common are they?//Am. J. Addict. 2000. Vol.9, Jfe2. P. 172-178.
- Gerostamoulos J., Staikos V., Drummer O.H. Heroin-related deaths in Victoria: a review of cases for 1997 and 1998/7 Drug Alcohol Depend.2001.Vol.61, JS|b2.P.123-127.
- МКБ-10 ВОЗ. Международная классификация болезней. 10-й пересмотр. Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике; Под ред. Ю.Л.Нуллера и С.Ю.Циркина. СПб.: Адис, 1996. 292 с.