Бурный рост нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности и широкое использование достижений современной химии в различных отраслях народного хозяйства диктуют необходимость усиления санитарно-профилактических мероприятий не только на предприятиях нефтехимической промышленности, но и на тех производствах, где рабочим приходится иметь постоянный контакт с рядом химических веществ ароматического, предельного и непредельного ряда. Контингент рабочих, имеющих контакт с указанными веществами, весьма значителен и, несомненно, имеет тенденцию к увеличению.
Об изменениях, претерпеваемых системой пищеварения в результате соприкосновения человека с химическими вредными веществами нефтехимического производства при концентрации их в воздухе рабочих помещений близкой к предельно-допустимой, нет достаточно полного представления, имеющиеся данные зачастую противоречивы. Существенным недостатком всех исследований является то, что все авторы, изучающие влияние факторов нефтехимического производства на пищеварительную систему, ограничивались определением состояния какого-либо одного из звеньев ее, в частности печени или желудка. Комплексного же изучения у одного и того же человека состояния трех главных пищеварительных желез желудка, печени и поджелудочной железы никто не проводил. Между тем, как известно из экспериментальных исследований И.П.Павлова и его учеников, пищеварительная система представляет собой единое целое, в котором все звенья в деятельности тесно связаны друг с другом.
Поэтому изучение деятельности всех основных желез пищеварительной системы у рабочих, занятых на нефтеперерабатывающем производстве представляет не только теоретический интерес, но имеет и значительное практическое значение. Лишь единичные работы посвящены влиянию малых концентраций этих соединении на организм рабочих, а в частности, на функциональное состояние поджелудочной железы [1,2,3,4,5]. Кроме того, до сих пор отсутствует комплексный подход к изучению проблемы, в результате чего разными авторами были освещены только отдельные частные стороны многогранной функциональной деятельности поджелудочной железы.
Выяснение характера структурных и функциональных изменений поджелудочной железы при действии предельных, ароматических и непредельных углеводородов может иметь определенное значение в оценке гигиенического состояния нефтеперерабатывающих производств, а также точнее решать вопросы диагностики, профилактики и патогенетически обоснованной терапии. Следовательно, изучение ранних нарушений функции поджелудочной железы представляет большое практическое значение, так как позволит своевременно распознавать, лечить и, что особенно важно, предупреждать их у рабочих, имеющих контакт с небольшими концентрациями предельных, непредельных и ароматических углеводородов нефтеперерабатывающего производства.
Целью данного исследования было выяснение характера структурных и функциональных изменений поджелудочной железы при действии предельных, ароматических и непредельных углеводородов.
Материалы и методы. Исследование поджелудочной железы было проведено 112 рабочим нефтеперерабатывающего производства ОАО «ШНОС», занятых в основных цехах производства, подвергавшихся неблагоприятному воздействию ароматических, предельных и непредельных углеводородов. В процессе клинического обследования учитывались жалобы и объективные данные, связанные с изменением функционального состояния органов поджелудочной железы. Оценка общего состояния пациентов проводилась по анкетному опроснику, предложенному Hu and al., для выявления болей в животе у пациентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Анкета использовалась для первоначальной, предварительной оценки состояния пациента и, в дальнейшем, для контроля течения болезни.
Распределение обследованных по полу, возрасту показало, что большинство испытуемых составляли мужчины в возрасте от 20 до 49 лет, из общей численности (1638 человек) обследованных 81,0% составили мужчины, 19,0% женщины. При распределении рабочих основных профессий HHll по стажу работы на производстве, по всем профессиям лица, имеющие стаж работы 0-5 лет, составили 20,4%, 6-10 лет -22,8%, 1115 лет - 23,9%, 16-20 лет-17,6% и более 20 лет -15,3%.
Выяснено, что у работающих, имеющих контакт с углеводородами нефтеперерабатывающего производства, повышена проницаемость мембран ацинарных клеток, о чем свидетельствует повышение содержания ферментов поджелудочной железы в крови, проявляющееся в достоверном повышении активности липазы в 1,2-1,3 раза выше нормы (Р<0,001), трипсина в 1,1-1,2 раза, соответственно в 79% наблюдении. Активность амилазы, как правило, не изменена (рисунок 1).
После стимуляции внешнесекреторной функции поджелудочной железы панкреозимином и секретином уровень активности указанных ферментов в крови повысился, что также подтверждает нарушение стабильности мембран ацинарных клеток. Исследование внешнесекреторной функции поджелудочной железы выявило снижение ее функционального резерва. В базальных условиях состав сока поджелудочной железы у рабочих, имеющих контакт с углеводородами, незначительно отличается от показателей контрольной группы, однако уже здесь можно отметить отсутствие в нем бикарбонатов, т.е. во всех группах реакция была кислой и снижение скорости секреции и дебита амилазы.
После внутривенного введения панкреозимина (рисунок 2), стимулирующего в основном ферменты в ацинарной ткани, у 58,6% обследованных отмечали гипосекреторный тип ответа, т.е. выделение ферментов было 2-3 раза ниже, чем в контрольной группе. У 23,4% обследованных был нарушен параллелизм в секреции ферментов. Это появилось в виде повышенного выделения одного, секреция двух других была сниженная или «диспанкреатический» тип ответа. У 9,6% наблюдалось гиперсекреторная реакция на введение гормона и только у 7,7% обследованных был нормальный тип реакции. Наиболее сниженными оказались показатели в скорости секреции и дебита амилазы и бикарбонатов.
Была изучена реакция протоковых клеток поджелудочной железы на введение секретина стимулирующего преимущественно отделение жидкой части сока и бикарбонатов этими клетками. У работающих лиц, в контакте с углеводородами увеличение количества сока наблюдалось только в первые 20 минут, тогда как у лиц, относящихся контрольной группе - в течение 40 минут. Дебит - час после секретина и выделения сока за 80 минут после стимуляции обоими гормонами у больных, контактирующих с предельными и ароматическими углеводородами были достоверно ниже, чем в контроле.
Секреция бикарбонатов на введение секретина оставалась очень низкой. Так суммарное выделение бикарбонатов за 80 минут стимуляции обоими гормонами по сравнению с контрольной группой было в 2,3 раза меньше у больных, контактирующих с предельными углеводородами, в 3,8 раза меньше у больных, контактирующих с ароматическими углеводородами и в 5,4 раза меньше у больных, контактирующих с непредельными углеводородами. В скорости секреции и дебите ферментов после стимуляции гормонами существенное снижение наблюдалось только для амилазы. Таким образом, использование стимуляции внешнесекреторной функции интестинальными гормонами (панкреозимином и секретином) выявило снижение функциональных резервов поджелудочной железы, выражающихся в уменьшении выделения сока, бикарбонатов и амилазы. Особенно значительным было угнетение секреции бикарбонатов.
Особый интерес представляет изучение внутрисекреторной функции поджелудочной железы, так как в литературе имеется много сообщений об изменении сахарной кривой при интоксикации ароматическими углеводородами [6,7,8]. Содержание инсулина в крови у лиц контрольной группы соответствует имеющимся в литературе данным. У всех рабочих, подвергающихся воздействию углеводородов производства, содержание инсулина в крови натощак было снижено (рисунок 3).
Через 60 минут после приема 50 грамм глюкозы содержание инсулина в контрольной группе превышало исходный уровень в 4,1 раза содержание инсулина рабочих, контактирующих с предельными углеводородами, на поступление глюкозы в кровь был достоверно снижено. По сравнению с исходными данными уровень инсулина увеличился лишь на 3,5 раза. Среди лиц, контактирующих с ароматическими углеводородами этот уровень повысился на 2,2 раза, а у лиц, контактирующих с непредельными углеводородами на 1,2 раза. В ходе расчета нами были учтены и снижение содержания инсулина в крови в состоянии натощак.
Таким образом, у работающих на НП11 наблюдалось гипосекретное состояние поджелудочной железы, более отчетливо выявляемое при функциональных нагрузках. Так, суммарное выделение бикарбонатов за 80 минут стимуляции гормонами у лиц, работающих в контакте с предельными углеводородами оказалось в 2,3 раза меньше, чем в контрольной группе, а у лиц, работающих в контакте с ароматическими и предельными углеводородами в 3,8 и в 5,4 раза меньше соответственно. У работающих основных профессий повышена проницаемость мембран ацинарных клеток, о чем свидетельствует повышение содержания ферментов поджелудочной железы в крови, проявляющееся в достоверном повышении активности липазы в 1,2-1,3 раза, трипсина в 1,1-1,2 раза выше нор мы в 79% наблюдений. Одновременно имеет место снижения ее внутресекреторной функции, выражающейся уменьшением секреции инсулина в состоянии физиологического голода и после стимуляции в- клеток пероральным приемом глюкозы.
Таким образом, у работающих на НИИ наблюдались гипосекретные состояния поджелудочной железы, более отчетливо выявляемые при функциональных нагрузках. Так, суммарное выделение бикарбонатов за 80 минут стимуляции гормонами у лиц, работающих в контакте с предельными углеводородами оказалось в 2,3 раза меньше, чем в контрольной группе, а у лиц, работающих в контакте с ароматическими и предельными углеводородами в 3,8 и в 5,4 раза меньше соответственно.
У работающих основных профессий повышена проницаемость мембран ацинарных клеток, о чем свидетельствует повышение содержания ферментов поджелудочной железы в крови, проявляющееся в достоверном повышении активности липазы в 1,2-1,3 раза, трипсина в 1,1-1,2 раза выше нор мы в 79% наблюдений.
Одновременно имеет место снижения ее внутресекреторной функции, выражающейся уменьшением секреции инсулина в состоянии физиологического голода и после стимуляции в-клеток пероральным приемом глюкозы.
ЛИТЕРАТУРА
- Хусаинова Ш.К., Карабалин С.К., Мырзахметова Ш.И. Состояние гепатобилиарной системы у рабочих нефтехимического производства //Сб. науч. тр. посвящ. 60-летию академика АМН РК, д.м.н., профессора Идрисова А.А. «Вопросы морфологии и клиники». - Алматы, 1999. -вып.3. - С.390-393.
- Зубкова Г.С. Дифференцированный подход к выявлению начальных признаков воздействия химических веществ на функцекальное состояние печени рабочих //В кн.: Актуальные вопросы гигиены и профпотологии в нефтехимической промышленности. - Уфа, 1996. - С.269-278.
- Фирсов В.Ф. Некоторые методические подходы у изучению состояния печени при воздействии химических веществ нефтехимии // В кн.: Вопросы клиники, лечения и реабилитации при профессиональных заболеваниях гепатобилиарной системы. - Москва, 1993. - С.191-198.
- Зубкова Г.С. Определение активности ферментов, характеризующих экскреторно - билиарную функцию печени у рабочих, занятых в химической промышленности, для обоснования патогенетической терапии //В.кн.: Вопросы лечения и медицинской реабилитации при профессиональных заболеваниях пылевой и химической этнологии. - Москва, 1977. - С.82-86.
- Вялов А.М., Зубкова Г.С. медицинская и профессиональная реабилитация в производстве алифатических спиртов и кислот //В кн.: Вопросы лечения и медицинской реабилитации при профессиональных заболеваниях пылевой и химической этнологии. - Москва, 1977. - С.61-72.
- Булатова Г.Е. Распространенность и особенности течения некоторых общих заболевании среди рабочих нефтяной и нефтехимической промышленности //Сб. науч. тр.Республиканской науч.конф. по итогам гигиенических исследовании за 1983-1989 годы. -Уфа, 1990. - С.124-126.
- Ахмедкалиев Ф.Г. Адаптационные сдвиги в функциональном состоянии гепатобилиарной системы в условиях воздействия токсических факторов малой интенсивности //Проблемы адаптации рабочих нефтеперерабатывающего производства к неблагоприятным условиям окружающей среды: Сб. науч. тр. - Уфа, 1993. - С.24-29.
- Гасанян Б.Г. Распространенность и клиническое течение некоторых хронических заболевании среди рабочих нефтехимических производств //Гигиена производственной и окружающей среды, охрана здоровья рабочих нефтеперерабатывающей и химической промышленности: Сб. науч. тр.- Уфа, 1992. - С.128-134.