Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Актуальность изучения этнической группы казахов Степного Алтая

Казахи – один из многочисленных этносов Российской Федерации. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 года осознают себя казахами 653 962 человека. Основной территорией расселения казахов России являются сопредельные с Казахстаном регионы.

Один из таких регионов – Алтайский край, известный также в литературе как Степной Алтай. Здесь, проживают 9825 этнических казахов, из них в городах 2540 человек. В абсолютном значении казахи занимают четвертое место в регионе после русских, немцев и украинцев [14]. 

Государственная политика Российской Федерации в отношении этнических меньшинств, проживающих на её территории, основывается на принципах Конституции страны и общепризнанных норм международного права. Россия имеет многовековый опыт мирного и взаимовыгодного сосуществования разных этносов в одном государстве, который в современное время особенно важен. Не секрет, что в полиэтничной России грандиозные политические катаклизмы всегда сопровождались территориальным распадом и этническими конфликтами на окраинах, и поэтому вопросы мирного сосуществования различных этнических групп населения, проблемы межэтнических контактов всегда являлись значимыми и требовали незамедлительного реагирования общества и государства. На ценность опыта межэтнического взаимодействия в Сибири обращают внимание в своих трудах томские ученые Л.И.Шерстова, Е.В.Карих, видный омский ученый-этнограф Н.А.Томилов [31; 10; 29].

Успешное строительство гражданского общества и демократического строя в полиэтничном государстве возможно лишь в ходе диалога культур, этносов и самих носителей этнического сознания. Только невежество может быть источником шовинизма, расовой и национальной нетерпимости. Взаимоуважение этносов в стране, толерантное отношение к инаковости культуры и мышления может быть достижимо путем просвещения через изучение культуры, исторических традиций, места и роли этнических групп в развитии страны, общества и государства.

Казахи России и Степного Алтая, в частности, будучи полноправными гражданами Российской Федерации, внесли и вносят весомый вклад в развитие страны. Трудясь в различных отраслях экономики, культуры, образования и науки казахи, наряду с русскими, немцами, украинцами, алтайцами и другими этносами участвуют в современных процессах модернизации страны и общества, ведут Россию в мировое сообщество нации. Здесь, важно осознание казахами принадлежности к российской нации (быть россиянином), тем не менее, имея право и возможность на сохранение и развитие этнической самоидентификации, т.е. культуры и языка.

В научной литературе достаточно подробно описана история формирования казахского населения юга Западной Сибири. Со всей очевидностью казахов можно причислить к коренным народам региона, наряду с русскими. Известно, что казахи уже в XVI веке кочевали на равнинах Обь-Иртышского междуречья [23; 24].

К сожаленью в советской историографии, а затем и в российской закрепилась неправильная оценка заселения казахами данных территорий. Например, В.А.Моисеев, в своих поздних работах утверждает тезис, что казахи не были коренными жителями этих земель, а колонизация началась с приходом русских на освободившиеся от джунгар земли [17; 21]. Несостоятельность этих притязаний доказывается работами казахстанских историков, таких как Ж.К.Касымбаева, З.Е.Кабульдинова, С.З.Раздыкова [11; 7; 8; 26].

Исследователь С.З.Раздыков пишет следующее: «Территория Западной Сибири издавна входила в единую систему хозяйственных отношений казахов, была местом постоянного кочевания казахских родов, что подтверждается отдельными образцами устного народного творчества казахов Западной Сибири, письменными источниками и исследованиями авторов нового и новейшего времени» [26, С.16].

Другая проблема состоит в том, что до сих пор в российской исторической науке не принимается термин «ирредента» касательно к казахам проживающих в приграничных с Республикой Казахстан регионах, а используется термин «диаспора». Напротив, казахстанская наука благодаря масштабному исследованию Г.М.Мендикуловой обогатила свой багаж новым понятием, и смело признала группы этнических казахов проживающих в сопредельных с Республикой Казахстан регионах Китая, России и Узбекистана ирредентой [16].

Официальные власти Казахстана принимают данный факт, но без употребления термина «ирредента». Приведем выдержки из подготовленного Посольством РК в РФ Информационного бюллетеня: «Понятие «диаспора» в отношении казахов, живущих в России, несколько отлично от привычного понимания. В большинстве своем это потомки казахов, традиционно живших на этих землях. В начале ХХ века вследствие размежевания границ они оказались на территории РСФСР, а в 90-е годы стали гражданами РФ» [27, С.2].

Следуя из указанного выше, обосновывается актуальность изучения этнической группы казахов Степного Алтая: её истории, культуры и быта, т.к. комплексное научное исследование казахов Степного Алтая обогатит наши знания об одном из важнейших этносов края, тем более можно будет оценить реальный вклад казахов в развитие региона, в сокровищницу культуры Степного Алтая.

Нам приходится сожалевать о том, что нет крупных работ по историко-этнографическому изучению казахов Степного Алтая. Несмотря, на некоторые разработки по социо-экономической системе казахов Обь-Иртышского междуречья и историко-демографическому изучению казахов региона касательно XVIII – начала XX в. [26; 8], все ещё нет целостной, систематизированной картины хозяйственного освоения казахами районов Степного Алтая, особенностей материальной и духовной культуры, традиционных и современных занятий коренных обитателей данного региона Сибири.

В этой связи справедливо заявление видного российского ученого-этнографа Н.А.Томилова о том, что «изучение исторического и культурного наследия народов России в последние годы приводит историческую науку к решению многих принципиально новых проблем» [30].

Кроме того, при изучении современной культуры казахов Степного Алтая важно поднимать и практические вопросы создания профессионального слоя культуры в широком смысле этого понятия, включающего также и образование. Современная этноязыковая ситуация в Степном Алтае тоже требует внимания, например фактическая ущемленность казахского языка, проблема преподавания родного языка и обучения на казахском языке в местах компактного проживания казахского населения. В данное время национальные школы функционируют лишь в ауле Байгамыт Благовещенского района и ауле Керей Кулундинского района [15]. Совершенно не изучаются особенности этнополитического воззрения казахов Степного Алтая в прошлом и настоящем, этнические потребности в целом, их связь с социальными проблемами, духовным развитием этнической группы.

Особняком стоит изучение межэтнических контактов казахов с другими этносами края: в первую очередь с русскими, а также с немцами, украинцами, татарами. Мы, сознательно не касаемся отношений между казахами и алтайцами, т.к. по этой проблеме давно ведутся специальные исследования, и их результаты представлены в ценных научных трудах А.Н.Самойловича, С.И.Вайнштейна, А.В.Коновалова, В.П.Зиновьева, И.В.Октябрьской и др. [1; 3; 4; 5; 6; 9; 12; 25; 28].

Вообще, казахи Горного Алтая составляют особую этнографическую группу казахов России, отличную от казахов Степного Алтая этническим составом, особенностями формирования, некоторыми отличиями в материальной культуре, хозяйственном укладе.

Мы же в данном докладе поднимаем проблему изучения этнической группы казахов Степного Алтая, как менее исследованного по сравнению с казахами Горного Алтая. Неотложным является проведение этнологического мониторинга в местах совместного расселения казахов и других этносов края, в связи с необходимостью изучения межэтнических отношений на современном этапе.

Данная работа, как нам известно, ведется в Алтайском университете. В частности, барнаульским ученым О.В.Борониным проведена работа по этносоциологическому исследованию восприятия различных этнических групп края. В результате, которых выявлено, что восприятие казахов русскими жителями края вполне «комплиментарно и нейтрально», несмотря на некоторые имеющиеся факты негативного отношения к казахам в связи с предубеждениями на бытовом уровне. Исследование показало, что «казахи для русских, проживающих в Алтайском крае, являются наиболее близкой, предпочтительной мусульманской нацией» [см.: Боронин О.В. «Рейтинг» этнических восприятий населения Алтайского края // Востоковедные исследования на Алтае. Барнаул, 2003, С. 34].

Исследователь приходит к правильному выводу, что «относительно высокий уровень симпатий русских к казахам, и казахов к русским, косвенно подтверждает идею о том, что Казахстан для России в XXI в. является наиболее перспективным военно-политическим союзником и торгово-экономическим партнером в Центральной Азии» [Там же, С. 35].

Следует отметить, что положительное восприятие русским населением Степного Алтая казахов, толерантность по отношению к ним имеет давние традиции. Казахский народ никогда не забудет помощь, оказанную русскими в годы «голодомора» 30-х гг. ХХ века, когда тысячи и тысячи голодных, ободранных и истощенных казахов заполонили Степной Алтай.

Известно письмо подростка из с. Михайловка Волчихинского района, которое подобно крику души и полно сострадания к несчастным казахам-беженцам в Западно-Сибирский Край. Исследователи М.П.Малышева и В.С.Познанский в своем монографическом исследовании пишут: «Не менее важным было сердобольное отношение значительной части сибиряков к голодающим, в том числе и казахам. Подкормить, даже путем подаяния, ставшим на путь попрошайничества, подобрать на дороге обессилившего от голода или ребенка, отогреть замерзающегося, оказать помощь больному и тому подобные гуманные акты совершались каждодневно и многократно превосходили числом проявления жестокости тех, кто видел в голодных пришельцах из казахстанских степей личных врагов, вредных нахлебников, презираемых «азиатов», «казак-нацменов» [13, С. 14-18].

Здесь, следует заметить, что хотя большая часть казахов-беженцев в 1935-1939 годах вернулась обратно в Казахстан, некоторые группы их остались в Степном Алтае, смешавшись с местными казахами, издавна населявшими Кулундинскую равнину.

Российская, а затем и советская модернизации на юге Западной Сибири, проводимые в русле всеобщей модернизации общества и государства, привели к глобальной ломке традиционного общественного устройства казахов региона, основанного на пастбищно-кочевом способе хозяйствования, затронули все стороны культуры, общественных отношений, и самое главное привели к катаклизмам в общественном сознании этноса. Об этом пишет в своем монографическом исследовании крупнейший казахский историк Ж.О.Артыкбаев: «Изменения производственных отношений не могли не влиять на все происходящие в обществе процессы, включая этнические. Потому, что существование этнических общностей как особых, исторически возникающих и исторически изменяющихся социальных групп людей во многом определяется спецификой их внутренней социальной структуры» [2, С.3].

Актуальность изучения устойчивости и изменчивости традиционного мира казахов Степного Алтая в процессе неизбежной модернизации, обосновывается не изученностью по сравнению с казахами, проживающими на территории современной Республики Казахстан. Ценность будущих исследований заключается в обогащении знаний об этнической группе казахов Степного Алтая, в использовании их практических результатов в дальнейшем научном познании истории и культуры этнической группы казахов России.

Исследования эти возможно на стыке нескольких научных дисциплин, а именно этнологии, полевой и исторической этнографии, этноархеологии, социально-экономической истории. Необходимо привлечение комплексных методов познания исторической действительности, использование тонкого методологического инструментария. Важный аспект, который хотелось бы отметить: сотрудничество российских, так в частности барнаульского, и казахстанских научных обществ, что, несомненно, даст плодотворные результаты не только в изучении представленной проблемы, но и в других спорных моментах и «белых пятнах», где есть повод для совместных научных изысканий. Пока же мы должны констатировать факт отсутствия контактов между учеными Павлодара и Барнаула. Хотя, с учеными Восточного Казахстана, как нам известно, барнаульские коллеги наладили сотрудничество.

Не налаженность научных связей между учеными приводит к тенденциозным исследованиям по проблемам казахско-русских отношений, а иногда к неправильным, субъективным выводам. Многие из современных историков как в Казахстане, так и в Сибири в вопросах земельной политики Российской империи, экономики подходят однобоко, видя в присоединении Казахстана к России только негативную сторону, не замечая давние экономические связи, которые сложились между казахским и русским народами, болезненно воспринимают возрождение независмости казахского государства, и проведение ею собственной, самостоятельной политики, не всегда соприкасающейся с интересами России.

К примеру, в 90-х годах ХХ века на историческом факультете Алтайского университета сформировалось отдельное научное направление под руководством В.А.Моисеева – востоковедные исследования, в т.ч. исследования по Казахстану. К сожаленью, во многих своих работах В.А.Моисеев использует субъективные, конъюктурные концепции, подверженные сильному влиянию великодержавного шовинизма, которое проявляется в обвинений современной казахстанской исторической науки в национализме [17-22]. Данное обстоятельство абсолютно не понятно, учитывая, что В.А.Моисеев сам стоял у истоков формирования казахстанской исторической науки, работая в системе АН КазССР.

Под руководством В.А.Моисеева в Алтайском университете ведутся научные изыскания по казахской тематике, которые были бы более объективны, если соискатели и аспиранты получали консультации специалистов-профессионалов по истории казахов и Казахстана, а именно ученых Алматы, Астаны, Павлодара и др., выезжали с научными целями, для работы в архивах в РК. Тем более учитывая, что есть прецеденты совместных научных исследований сибирских и казахских историков.

Например, М.П.Малышева и В.С.Познанский при написании большого монографического труда о казахах-беженцах в годы «голодомора» 30-х гг. ХХ века в Западной Сибири, сочли за нужным сотрудничество с казахскими историками, и это отразилось в результатах их работы, которая стала большим событием в изучении истории казахов, мало того получило самую высокую оценку, как в российских, так и в казахстанских научных кругах [13].

 Пока же, работы Востоковедного центра продолжают вносить напряженность между научными сообществами Казахстана и Алтайского края, не способствуют формированию полноценной толерантности между казахами и русскими Степного Алтая и г. Барнаула, в частности.

Сложным остается межэтническая ситуация в Горном Алтае, отношения между казахами автономной республики и алтайцами [3; 4; 9; 25]. Барнаульские ученые – историки, этнографы и этнологи пока не используют в полной мере свои профессиональные возможности для мониторинга ситуации с межэтническими отношениями, как в Горном Алтае, так и в Степном Алтае.

Здесь, хотелось бы замолвить добрым словом наших омских и томских коллег, ведущих большую работу в области этносоциологии, неотложной этнологии, этноконфликтологии и этнологического мониторинга, которая уже дает важные ощутимые практические результаты. Кроме того, есть немаловажный опыт взаимовыгодного сотрудничества омских и томских историков с учеными Астаны и Павлодара.

Так, например, павлодарскими историками при сотрудничестве с томскими учеными В.П.Зиновьевым, С.Ф.Фоминых, А.Т.Топчим были подготовлены и выпущены избранные труды Г.Н.Потанина, касающиеся истории и культуры Центральной Азии в 3-х томах. Существенную помощь томские коллеги оказали при подготовке и издании 50-ти томной «Библиотеки казахской этнографии». В данное время налажены контакты с этнографами Л.И.Шерстовой и В.М.Кулемзиным, которые, мы надеемся, станут основой для плодотворных совместных исследований. Профессор В.П.Зиновьев успешно сотрудничает с казахскими учеными из Астаны и Кокшетау.

Омское историко-этнологическое научное сообщество во главе с профессором Н.А.Томиловым оказывает всестороннюю методологическую и научно-методическую помощь по развертыванию в Казахстане этноархеологических, этнографических и этнокультурологических исследований. Организованная омичами и павлодарцами в 2005 году совместная российско-казахстанская этнографическая экспедиция по изучению казахов Степного Алтая, явилась примером плодотворного сотрудничества двух научных обществ [15].

Т.о., все эти факты ещё раз доказывают, что для науки, совместных работ и сотрудничества, при обоюдном желании не существует преград. Границы, разделившие Россию и Казахстан в 1990-е годы, являются чисто административными, и поэтому для глобального научного пространства не должны быть помехой, тем более учитывая все более нарастающую тенденцию в интеграции между двумя дружественными, братственными странами.

Понятно, что для полного комплексного научного изучения этнической группы казахов Степного Алтая, с привлечением архивных, статистических, полевых этнографических, фольклорных материалов, необходимо организовать совместные российско-казахстанские исследования, в частности, с активным участием ученых из Барнаула – крупного научного центра юга Западной Сибири.

 

 Литература 

  1. Анисимова И.В. К вопросу о регламентации миграции казахов на земли Алтайского горного округа в 40-е гг. XIX в. // Третьи востоковедческие чтения Памяти С.Г. Лившица. Барнаул, 2000
  2. Артыкбаев Ж.О. Казахское общество: традиции и инновации. Астана: Парасат Әлемі, 2003
  3. Боронин О.В. Алтайцы и казахи юга Горного Алтая: проблемы полиэтничного субрегиона Центральной Азии – история и современность. / Востоковедные исследования на Алтае. Барнаул, 2001
  4. Боронин О.В., Быков А.Ю. Исторические предпосылки современного восприятия казахов юга Горного Алтая алтайцами в XIX - XX вв. / Электронный ресурс. www.guestbook.ru
  5. Вайнштейн С.И. Этнографические исследования в Горном Алтае и Туве // Полевые исследования Института этнографии 1978. М., 1980
  6. Зиновьев В.П. Казахи Чуйской долины (конец XIX - начало XX в.) // Россия, Сибирь и государства Центральной Азии (взаимодействие народов и культур). Барнаул, 1997
  7. Кабульдинов З.Е. Казахи внутренних губерний России во второй половине XVIII - начале XX веков. Павлодар, 2002
  8. Кабульдинов З.Е. Казахи Тобольской и Томской губерний во второй половине XVIII – начале XX в. (историко-демографический аспект). Павлодар: Изд-во ПГУ им. С.Торайгырова, 2001
  9. Карих Е.В. Межэтнические в Алтайском округе в хозяйственной сфере в XIX – начале XX в. // Актуальные вопросы истории Сибири. Барнаул, 2000
  10. Карих Е.В. Межэтнические отношения в Западной Сибири в процессе её хозяйственного освоения XIX – начало XX в. Томск: Издательство Томского университета, 2004
  11. Касымбаев Ж.К. Под надежную защиту России. Алма-Ата, 1986
  12. Коновалов А.В. Казахи Южного Алтая (Проблемы формирования этнической группы). Алма-Ата, 1986
  13. Малышева М.П., Познанский В.С. Казахи-беженцы от голода в Западной Сибири (1931-1934 гг.). Алматы: Ғылым, 1999
  14. Материалы Всероссийской переписи населения 2002 года. / Электронный ресурс. perepis2002.ru
  15. Материалы совместной российско-казахстанской этнографической экспедиции 2005 года. Павлодар, 2005
  16. Мендикулова Г.М. Исторические судьбы казахской диаспоры: происхождение и развитие. Алматы: Наука, 1997
  17. Моисеев В.А. Алтайская губерния-Казахстан. 1917-1925. История административно-территориального разграничения (сборник документов и материалов). Барнаул, 2001. (В соавторстве с Н.И. Разгон)
  18. Моисеев В.А. Вопросы обеспечения безопасности Сибири в казахской политике России (кон. XVII – 40-е гг. XVIII в.) // Сибирь на пороге Третьего тысячелетия: прошлое, настоящее, будущее. Новосибирск: Издво Новосибирского гуманитарного института, 1998
  19. Моисеев В.А. К вопросу о государственности у казахов накануне и в начальный период присоединения Казахстана к России // Восток, 1995, № 4
  20. Моисеев В.А. Политика России в Казахстане и Центральной Азии в освещении новейшей казахской историографии и публицистики // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. М.: Наука, Ч.1, 1993
  21. Моисеев В.А. Россия-Казахстан: современные мифы и историческая реальность. Барнаул, 2001
  22. Моисеев В.А. Этнодемографические аспекты миграционного движения из Казахстана с середины XIX до начала XX вв. // Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях: Материалы международной конференции (14-15 декабря 1999 г.). Усть-Каменогорск, 1999
  23. Муканов М.С. Этническая территория казахов в XVIII-начале XX веков. – Алма-Ата, 1991
  24. Муканов М.С. Этнический состав и расселение казахов Среднего жуза. Алма-Ата: Наука, 1974
  25. Октябрьская И.В. Казахи Алтая. История и современность // Этнографическое обозрение. 1997, № 6.
  26. Раздыков С.З. Казахи правобережья Иртыша в XVIII – первой половине XIX в. (социоэкономическая система): Автореф. дис… канд. ист. наук. Томск, 2006
  27. Ресей қазақтары=Казахи России. ІІІ Всемирный курултай казахов. Подготовлено Посольством Республики Казахстан в Российской Федерации. М., 2006
  28. Самойлович А.Н. Казаки Кош-Агачского аймака Ойротской автономной области // Казаки. Материалы комиссии экспедиционных исследований. Л., 1930, вып.15
  29. Томилов Н.А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI – начале XX в. Новосибирск: Издательство НГУ, 1992
  30. Томилов Н.А. Некоторые проблемы изучения культуры народов и национальных групп России // Материальная культура народов России. / Гл. ред. В.Т. Пуляев, Н.А. Томилов. Новосибирск: Наука, 1995
  31. Шерстова Л.И. Тюрки и русские в Южной Сибири. Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2005 

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.