Необходимость постижения смысла Дня Независимости диктуется, с одной стороны, более чем пятивековой глубиной и многогранностью истории становления и развития казахской государственности. С другой - необходимостью созидания сегодня будущего Казахстана, определения его устремлений и возможностей. Ибо быть независимым - значит отвечать за свою судьбу.
Однако и сегодня в казахстанском обществе нет единого подхода к оценке нашей независимости. Причем характерны в этом отношении мнения известных казахстанских обществоведов.
Так, накануне пятой годовщины независимости Республики Казахстан доктор философских наук Алдан Аимбетов в издаваемой им же газете “Казахская правда” писал: “Независимость Казахстана свалилась с неба”1. Еще раньше подобную мысль, но тоньше, высказал академик Салык Зиманов: “...Распад Союза ССР и образование на его развалинах независимых государств произошли внезапно, не дав им подготовиться и осознать в полной мере происходящее”2. То есть как бы неожиданно, бессознательно Казахстан стал независимым.
Получается, “советская империя” распалась закономерно, а Казахстан получил независимость случайно. Двусмысленность подобных суждений, по-видимому, еще долгое время будет нас посещать, пока Казахстан не войдет в полосу своего устойчивого поступательного экономического и социального развития и пока все казахстанцы это не почувствуют на себе.
В результате распада СССР Казахстан остался один на один с собственными многосложными проблемами. Вероятно, случись этот геополитический сдвиг в независимость позже, Казахстан был бы в полной мере готов уверенно шагать на своих ногах и собственным путем. Но бесспорно другое: даже самые маленькие сыновья вырастают из коротких штанишек и образуют самостоятельные семьи. Так в большинстве своем и народы, их государственность закономерно становились независимыми в свое, выпавшее им время.
Смысл мировой истории, если смотреть на события не с позиции прошедших пяти или даже десяти лет, а с высоты Времени, - состоит в расширении пространства возможностей Человека, в стремлении личности к Свободе. Народ - коллективная личность. Цель народа - быть государством. Народ, образовавший государство, - есть нация. За государством покоятся и национальная свобода, и свобода личности. Сама история, движущая народы и человека к Свободе на великом Евразийском пространстве, подготовила свершившееся. И это факт.
Неопровержимы доказательства изначального стремления казахского народа к политическому самоопределению. Идеи самоопределения в Казахстане появились по меньшей мере сразу же после революции 1905 г. в России. А после февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. в этнополитогенезе казахов наблюдался сильнейший импульс национального самосознания. Последовала серьезная попытка создания новой казахской государственности со стороны конституционно-демократически настроенной национальной интеллигенции. Второй общекиргизский съезд в Оренбурге 5-13 декабря 1997 г. постановил образовать территориально-национальную автономию “Алаш” в составе ряда областей и регионов с населением казахского происхождения, по признакам единой истории, культуры и языка.
А чем была, как не национальным самоопределением казахов, в средние века историческая откочевка ханов Джаныбека и Гирея, образовавших первое Казахское ханство, численность населения которого вскоре (при хане Касыме) достигала уже миллиона человек?!
Поэтому, чтобы изучать становление государственности Казахстана, во внимание прежде всего следует брать аспекты как территориального основания государственности, так и исторического времени ее формирования и конкретные парадигмы цивилизационной ситуации. Отражением трансформаций властной организации и правовой системы страны является ее конституционная эволюция. Ключевым звеном в ней стал Конституционный закон “О государственной независимости Республики Казахстан” от 16 декабря 1991 г., открывший путь к утверждению суверенитета де-факто.
Что есть суверенитет Казахстана сегодня? Как социальный феномен, он есть и должен укрепляться прежде всего как государственно-правовая целостность казахстанского общества. Суверенитет есть сущность бытия государства и имеет доклассовое происхождение (не будем смешивать онтологию возникновения суверенитета как объекта действительности из потестарной власти с появлением в средние века учения о суверенитете [Ж. Боден] как определившегося предмета познания). Такая власть первоначально вызревала как суверенность в своих качествах централизованности и верховности. В естественно возникшем сообществе и их ассоциациях она проистекала из потребности людей осваивать и расширять свое жизненное пространство, производить на нем условия собственного воспроизводства, включая институционализацию силы для принудительного избавления от каннибализма и инцеста, для утверждения экзогамных отношений.
Выживание и продолжение рода человеческого в любом этносообществе - заслуга не классов и классовых противоречий, которые вторичны и далеко не всегда непримиримы, а упорядочения социального многообразия единой, признаваемой всеми властью! Объективно государство как властная суверенная организация людей возникает задолго до оформления классов в их марксистско-ленинском понимании, но непременно на естественной этноландшафтной и этносоциальной основах. И нет никаких предпосылок отказывать, как это делали недавно советские историография и государствоведение, народам с особенной самоорганизацией и своеобразными соционормативными структурами (например ханства и адатное право у казахов) в обладании государственностью и государством. Политические отношения, считаем, существуют с тех пор, как у людей появились примитивные групповые интересы в распределении и перераспределении ресурсов жизненной энергии. Вовсе не исключение в этом отношении и страна Казахстан.
Первый и основной вопрос теории нового независимого государства - это вопрос о том, почему есть это, а никакое другое государство там, где оно есть? Территория Республики Казахстан в своей юридической (признанной сопредельными государствами и международным сообществом) природе есть соответствие фактического наличного территориального владения этого государства естественному праву казахской нации на самоопределение в процессе исторически обусловленного и необходимого распределения географической среды между обитающими в этой части Земли этническими коллективами Человечества. “Казахстан в современных границах исторически был территорией этнического расселения племен, составивших позднее казахскую нацию и Казахское ханство. В последней четверти XVII века казахи практически контролировали всю территорию современного Казахстана”4.
Титульная нация по праву исторической судьбы является и всегда будет этнико-политическим основанием государственной независимости Республики Казахстан. Этнико-политическое основание сообщает суверенитету Республики Казахстан органическое качество ее неподчиненности власти любого другого государства и означает неприкосновенность территориальной целостности и политической самостоятельности казахстанского народа во всех пространственных пределах страны.
С другой стороны, власть в государстве становится действительно верховной, с качественно присущей ей стабильностью, когда она объединяет население, проживающее на территории своей потенциальной юрисдикции, в народ. Верховенство государственной власти может быть прежде всего как территориальное верховенство. Взаимосвязь государственной власти и населения дает производное - народ двумя решающими каналами: через освоение трудовыми ресурсами собственной территории и организацию на ней оптимальной производительности труда, обретение людьми собственности, а также через понимание и использование властными структурами права как нормы общественной солидарности и равной меры свободы граждан независимо от национальности, вероисповедания и др. обстоятельств происхождения и социального положения.
Основания суверенитета Республики Казахстан есть историческая действительность. Если этнико-политическое основание суверенитета Республики Казахстан его определяет, то это означает, что благодаря ему на одном и том же месте есть одно и то же национальное государство, то есть то, что оно есть вообще и относительно других государств в мировом сообществе наций. То, что социально-правовое основание суверенитета Республики Казахстан его обусловливает, - значит благодаря совместному житию людей и созданию ими материальных и духовных ценностей оно делает это государство таким, какое оно есть и может быть лучше.
Основания эти не изолированны и своим потенциалом проникают одно в другое, умножая при этом потенциал державного (слово Государственного гимна Республики Казахстан - по смыслу от “держаться вместе”) величия Казахстана как общей родины людей одной исторической судьбы. Происходит диалектическое соединение основания как почвы независимости Республики Казахстан и основания как действия, начала и устремленности государства Казахстан в будущее, к своему процветанию и безопасности.
Республика Казахстан, другие республики бывшего Союза ССР, которые стали суверенными к концу XX в., не случайно названы в развитых странах и Организацией Объединенных Наций “новыми независимыми государствами”. Такое государство, по всей видимости, уже обладало формально-юридическим суверенитетом (потому оно не стало называться “страной, освободившейся от колониальной зависимости”, как страны Азии и Африки в 50-е-60-е гг.), хотя территория его перед ситуацией правопреемственности была зависимой. За отношения этой территории с другими такими же республиками в рамках Союза и за ее интересы на международной арене до определенного времени выступало преимущественно государство-предшественник в лице СССР.
Республика Казахстан является новым независимым государством на территории бывшей Казахской ССР. Понятно, возникает вопрос: ведь какой-либо предмет или явление становится новым, когда происходит изменение сущности или тех признаков, которые определяли этот предмет и само его бытие. Мы же в отношении Республики Казахстан и Казахской ССР утверждаем, что внутренний континуитет ее сохранялся и непрерывен. Новое ли Республика Казахстан государство?
Да, по нашему мнению, благодаря государственной независимости и полноценной международно-правовой правосубъектности. За пятилетие создана полная договорно-правовая база международного сотрудничества, подписано более тысячи документов с зарубежными странами и международными организациями. Казахстан суверенно равное государство любой другой независимой стране мира.
Совершенно новое качество государственности Казахстану добавило то, чего у него не было, но становилось на тех же самых субстанциях этого государства, - на целостной территории, единой коренной нации и одном казахстанском народе, которые не исчезали, а существуют непрерывно, претерпевая социальные и политические изменения. В частности, преодолены монопартийный характер государственной власти и идеологизация экономики Казахстана, функционирует национальная валюта.
Качественно новым, но не молодым, государством можно назвать независимый Казахстан потому, что наше государство есть результат развития государственности прошлой и одновременно начало будущего социально эффективного правового государства.
Произошло своего рода “отрицание отрицания” на государственном уровне, главное в котором - момент преемственности территориального, этнико-политического и социально-демографического оснований - сохранилось. А в мире “приобретение суверенитета государством, обладавшим ограниченным международным правом и дееспособностью, означает такое существенное качественное изменение, которое делает его, с точки зрения международного права, другим, новым, делает его полноправным субъектом этого права”5.
Стало быть, новый, независимый Казахстан не есть молодое суверенное государство. Прошлое Казахстана, в котором вызревали качества его государственной независимости, бесконечно, как и бесконечно будущее его истории.
Бытие независимого Казахстана можно понимать по-разному. Либо это настоящее, консервирующее прошлое нации, либо это настоящее как начало будущего нации с правовым, социальным государством. Конституционное оформление в Республике Казахстан получило именно второе, прогрессивное направление. Ведь идеалы и цель общества не могут идти вразрез с историческими тенденциями.
Поступательное развитие нашей государственности непрерывно. Мерой обозримого будущего государства Казахстан в нынешнюю эпоху суверенного развития будет время независимого существования и продвижения в русле Стратегии “Казахстан-2030”. Это время устойчивого развития. Оно отмечено экономическим ростом и стабильными политическими отношениями, основанными на Конституции 1995 года, на утверждении и эволюции ее норм и положений в жизни.
Это время должно наполняться деятельностью казахстанцев по достижению относительно полной экономической самостоятельности и обороноспособности государства, превращению его из сырьевого, добывающего, в индустриальное, в хозяйственной основе своей преимущественно самодостаточное государство-экспортер.
Другой важнейший вопрос сегодня - это содержание и степень независимости. Независимость от кого и насколько? Ведь при любом уровне самодостаточности страны в современном целостном мире государства всегда будут взаимозависимы, хотя и суверенны. Ибо нет абсолютной независимости государств, как не бывает и “полной” свободы человека: первые развиваются в мировом сообществе государств и солидарных наций, второй жить может не иначе как в обществе. Однако не будем забывать, что существует критический предел экономического заимствования, превышение которого неминуемо влечет увеличение политической зависимости государства и опасно повышает вероятность утраты суверенитета. Уязвимость огромного по территории государства нарастает и вследствие значительного снижения уровня плотности народонаселения, непропорциональности размещения трудовых ресурсов. “Стратегическая задача состоит в том, - указывает первый Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, - чтобы максимально использовать положительные стороны глобализации и нейтрализовать или свести на нет ее отрицательные последствия, которых может быть немало, особенно для развивающихся стран”6.
Сегодня у Казахстана сохраняется такая независимость, которая дает народу, каждому казахстанцу возможность определять течение собственной судьбы. И от нас зависит, каким будет наше Отечество.
Литература
1 Казахская правда. 1996. № 6. С. 4.
2 Зиманов С.З. Политическая ситуация в Центральной Азии и проблемы укрепления суверенитета Республики Казахстан. Бизнес и право. 1994. № 1.
3 Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М. Мысль. 1977. С. 364-368.
4 Назарбаев Н. А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. Алма-Ата. Дауiр. 1992. С. 37.
5 Захарова Н. В. Правопреемство государств. М. ИМО. 1973. С. 39.
6 Назарбаев Н.А. Концепция внешней политики требует адаптации к современным условиям. Казахстанская правда. 3 октября 2000.